план обучения докольников игре на муз. инструментах
материал
план работы с дошкольниками по обучению игре на ДМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_orkestra.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка «Веселые нотки» в рамках дополнительного образования: (обучение старших дошкольников игре на музыкальных инструментах)
Сентябрь 1-2 занятие | ||||
Музыкальный репертуар | Вид музыкальной деятельности | Программные задачи, направленные на развптие музыкальных способностей детей | Используемые музыкальные инструменты | Ход занятия |
«Мишка с куклой» М. Качурбиной | Воспроизведение знакомых приемов игры на погремушке | Выявить качесво владения детьми знакомыми приемами игры на маракасе Развивать у детей чувство ритма, навыки коллективного исполнения, динамический слух | Маракас I этап | Предлагаю детям сыграть плясовую мелодию для Мишки ( маракас движется и производит звук от движения руки от себя, играем четвертями) и для Куклы (локтевой прием игры, маракас издает звуки от движения от себя и к себе, играем восьмыми) |
«Цирковые лошадки» Т. Попатенко | Музыкально-ритмическая деятельность | В игровой форме закрепить приемы игры на маракасе, развивать ритмический и динамический слух | Маракасы, ладошки II этап | Предлагаю детям разделмться на две команды: цирковые лошадки и зрители. Хлопаем ладошками ритм лошадок (восьмые) и ритм аплодисментов зрителей (четверти) На фортепиано проигрываю пьесу «Цирковые лошадки» Т. Попатенко, дети прохлопывают заданные ритмы ладошками, затем играем на маракасах. |
«Узнай свой инструмент» Э. Костиной | Музыкально-дидактическая игра. | Упражнять детей в тембровом восприятии. | Дудочка, маракас, аккордеон, цитра, ксилофон, бубен, барабан. | Знакомлю детей с песней Н. Мурычевой «Музыкальные инструменты», демонстрирую звучание каждого инструмента. Затем предлагаю спеть песню вместе со мной. После этого дети отгадывают звучание некоторых инструментов. |
3-4занятие | ||||
Марш Парлова Марш А. Филиппенко | Марш со сменой ведущих | Развивать у детей мелодический компонент музыкального слуха, чувство музыкального ритма, упражнять в навыках игры на шумовых инструментах. | Маракас II этап, бубен. I этап | Предлагаю детям послушать два разных марша. Когда звучит один марш, дети шагают в одном направлении, одновременно ударяя в бубен, когда звучит другая мелодия, дети разворачиваютя и идут в обратном направлении, отмечая ритм маракасом. |
«Пойду ль я» р.н.м. «Ах вы, сени» р.н.м. | Музыкально-ритмическая деятельность | Выявить уровень владения приемами игры на бубне. Осваивать новые приемы: отбивать ритм скользящим движением пальцев, подушечками пальцев, тремоло. Учить детей самостоятельно применять освоенные приемы игры. | Бубен I этап | Предлагаю детям самим подобрать аккомпанемент к р. н. мелодиям, используя выученные приемы игры на бубне. |
Как под горкой, под горой» р.н.м. | Музыкально-дидактическая игра. | Совершенствовать навыки игры на бубне. Слышать и передовать ритмическую пульсацию, познакомить детей с ритмическим эталоном: четверть, две восьмых. Развивать у детей мелодический компонент музыкального слуха, чувство музыкального ритма, | Бубен II этап | Предлагаю прохлопать ритм песни ладошками, обращаю внимание детей на особенность ритмического рисунка: четверти и восьмые (шагает великан и шагает гном). Знакомлю детей с графическим изображением ритма: выкладываю на фланелеграфе длинные полоски-четверти (шаги великана) и короткие полоски-восьмые (шаги гнома) Предлагаю детям проиграть на бкбнах заданный ритм. |
«Узнай свой инструмент» Э. Костиной | Музыкально- дидактическая игра | Совершенствовать восприятие и различение тембров музыкальных инструментов детей тембровый слух. | Дудочка, маракас, аккордеон, цитра, ксилофон, бубен, барабан. | Предлагаю детям вместе со мной исполнить песню, затем раздаю карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям предлагаю послушать звучание инструментов. Прослушав, они поднимают соответствующие карточки. |
«Веселый бубен» Л. Комиссаровой | Музыкально- двигательное упражнение | Закрепление приемов игры на бубне. Учить детей самостоятельно применять знакомые приемы игры и придумывать свои приемы игры на бубне, Развивать чувство музыкального ритма и творческий компонент музыкального мышления. | Бубен II, III этапы | Знакомлю детей с правилами игры, учу ритмодекламации четверостишия к игре. Предлагаю детям прохлопать и протопать данное четверостишие. Предлагаю прослушать р.н.м. «Из- под дуба, из- под вяза» и придумать свою оранжировку к данной мелодии. Дети стоят в кругу,декламируют стихотворение., затем, когда звучит быстрая музыка, передают бубен по кругу Тот, у кого остался бубен, выходит в круг и исполняет свою композицию, остальные дети ритмично хлопают в ладоши. Игра повторяется несколько раз, по желанию детей. |
5-6 занятие | ||||
«Делай, как я!» муз. Шуберта | Музыкально- ритмическая деятельность | Учить детей ритмично хлопать и топать, учить выполнять упражнение точно, четко. | Ладоши, ноги, пальцы. | Предлагаю детям повторить заданный мною ритм хлопками рук, щелчками пальцев, топаньем ног. |
«Пойду ль я» р.н.м. «Ах вы, сени» р.н.м. | Музыкально-ритмическое упражнение | Воспроизвести знакомые приемы игры на ложках, освоить новые примы. Развивать у детей чувство ритма. Учить детей играть в ансамбле, вступать по показу дирижера (познакомить с жестом вступления) | Ложки I этап | Прошу детей вспомнить знакомые приемы игры на двух ложках. Знакомлю с новым приемом игры на трех ложках. Отрабатываем прием «хлопок». Играем по двое, по трое человек, учу слушать не только себя, но и других детей, играющих в ансамбле. |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Музыкально- ритмическое упражнение | Продолжить знакомство с графическим изображением ритма. Познакомить с сильной и слабой долей, учить выделять сильную долю. | Ложки, бубен. | Предлагаю детям самим выложить на фланелеграфе ритм знакомой песенки. На схеме выделяем сильную долю красным цветом. Осваиваем прием игры на трех ложках. Играем в ансамбле, выделяем сильную долю более громким звучанием. |
«Веселый бубен» | Музыкально-дидактическая игра | В игровой форме закреплять навыки игры на бубне, ладошками воспроизводить ритмический рисунок. | Бубен: II III этапы. Ладоши. | Предлагаю детям прослушать р. н. м. «Во саду ли в огороде», придумать, как можно оранжировать эту мелодию с помощью бубна. В процессе игры прослушиваем разные варианты, отмечаем самые удачные, наиболее оригинальные. |
7-8 занятие | ||||
«Марш и бег» Е. Тиличеевой | Музыкально-ритмическое упражнение | Учить детей различать темп музыки, быстро менять характер движения, уметь читать и воспроизводить ритмический рисунок по графическому изображению, развивать у детей музыкальное мышление. | Бубен, маракас. II-III этапы | Предлагаю детям самим выбрать себе инструменты. Объясняю, что, когда звучит «марш», дети шагают (играют бубны), когда звучит музыка «бег», играют маракасы. Показываю детям выложенные на фланелеграфе ритмические рисунки для каждого инструмента. |
«Медведь» В. Ребикова «Полька» С. Майкопара | Музыкально- дидактическое упражнение | Применять знакомые приемы игры на инструментах, закреплять ритмические эталоны. Закреплять понятие темпа в музыке. | Ладоши, ноги, бубен, ложки II-III- IV этапы | Предлагаю детям прослушать пьесы, подумать, чем они отличаются, как можно с помощью наших инструментов передать характер мелодий. |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Разучивание партий, игра в ансамбле. | Разучивание двух вариаций партий бубнов и ложек с помощью выкладывания ритма на фланелеграфе и прохлопывания ладошками. Учить понимать жесты дирижера: «вступление» и «окончание». Учить детей играть в едином темпе, слушая друг друга. | Ладоши. бубны. ложки. II_III этапы | По ритмическим схемам предлагаю детям воспроизвести ритм на своих музыкальных инструментах. Отмечаем, чем партии отличаются друг от друга. Знакомлю с жестом дирижера «окончание». Предлагаю вначале играть в ансамбле по двое, затем по четверо, добиваясь четкости в исполнении партий. |
«Бубенчики» Э.Костиной | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей мелодический компонент музыкального слуха, музыкальную память. | Три валдайских колокольчика с разной высотой звучания. | Предлагаю детям послушать песенку «Бубенчики», показываю колокольчики. Слушаем, как они звучат, чем отличаются друг от друга. Называю детям их имена, затем предлагаю отгадать, какой колокольчик звенел. Предлагаю спеть песню вместе со мной, после чего игра повторяется несколько раз. |
9-10 занятие | ||||
«Делай, как я!» Муз. Шуберта | Музыкально-двигательное упражнение | Упражнять детей в четком повторении заданного ритма, в умении действовать в ансамбле. Развивать творческий компонент музыкального мышления. | Ладоши, ноги. | Предлагаю детям быть ведущими в игре, то есть самим задавать ритмический рисунок. Добиваться четкости в исполнении упражнения. |
Музыкальная лесенка | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей музыкальное мышление: дать детям представление об общем направлении мелодии (вверх, вниз, на одном звуке) Развивать восприятие последовательности звуков. | Ксилофон I этап | На ксилофоне проигрываю три ступени вверх, напеваю: «Вверх иду», затем проигрываю вниз три ступени со словами «Вниз иду», выставляю соответствующие иллюстрации шагающей по лесенке девочки. Предлагаю детям выучить песню-зачин: «Музыкальные лесенки» Э. Костиной, затем отгадать, куда идет девочка. Знакомлю с приемом игры на ксилофоне. |
«Ёжик» В. Иванникова «Андрей-воробей» Народная прибаутка | Музыкально- дидактическое упражнение. | Учить партии инструментов, согласно выложенным схемам записи ритмического рисунка. Познакомить с партией и приемом игры на трещотке «дробь». Добиваться слаженной игры в оркестре. | Ложки, бубен II_III этап, Ксилофон II этап, Трещотка I этап. | Предлагаю детям вспомнить знакомые песенки-попевки, затем самостоятельно выложить ритмический рисунок каждой из них. Всем вместе исполнить песенки. Вместе с детьми выявить направление мелодии в каждой из песенок, затем предложить детям сыграть эти мелодии на ксилофоне. |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Игра в ансамбле | Учить партии инструментов, согласно выложенным схемам записи ритмического рисунка. Познакомить с партией и приемом игры на трещотке «дробь». Добиваться слаженной игры в оркестре. | Ксилофон II этап, ложки, бубен II-III этап, Трещотка I этап. | Знакомлю с русским народным инструментом-трещоткой, с приемами игры на ней и предлагаю добавить ее в наш оркестр. Вместе с детьми записываем графически партию трещотки и добавляем ее в оркестр. Обращаю внимание детей к жесту дирижера, который показывает не только вступление и окончание, но и задает единый для всех инструментов темп. |
«Эхо в горах» С. Бублей | Музыкально- дидактическая игра | Учить передавать заданный ритм на своих инструментах последовательно, с постепенным уменьшением громкости звучания. Знакомство с понятием диминуэндо в музыке. | Ксилофон III-IV этапы, ложки, бубен III- IV этапы, Трещотка II этап. | Рассказываю детям, чем эхо в горах отличается от эха в лесу. Знакомлю с понятием постепенного затихания в музыке. Предлагаю детям изобразить эхо в горах на своих инструментах. |
11-12 занятие | ||||
«Марш» Парлова, «Марш» А. Филиппенко | Музыкально-двигательное упражнение | Развивать у детей мелодический компонент музыкального слуха. | Бубен, ложки,. II-III этапы | Предлагаю детям послушать оба марша. Вместе с детьми анализируем характер каждой из мелодий. Затем предлагаю детям взять музыкальные инструменты и поиграть .в игру на внимание. Когда звучит первый марш, играют бубны-дети шагают за первым ведущим; когда звучит второй марш, играют ложки-дети разворачиваются и идут в обратную сторону, за вторым ведущим. |
«Ёжик» В. Иванникова «Андрей-воробей» Народная прибаутка | Музыкально- дидактическая игра «Сыграй-ка» Э. Костиной | Закрепление понятия графического изображения ритма мелодии. По ритмическому рисунку угадать и сыграть песенку. | Ложки, бубен, маракас. II-III этапы | Показываю детям четыре карточки: две с изображением Ёжика и Воробья, две ритмические схемы. Прошу детей соотнести ритмы песенок с их персонажами, сыграть и пропеть эти песенки. |
«Гроза» С Бублей | Музыкально-дидактическая игра | Познакомить с приемами игры на треугольнике. Закрепить понятия тихо, громко, быстро, медленно. Развивать у детей творческий компонент музыкального мыщления, тембровый слух. | Треугольник I этап, Тарелки I этап, Маракасы III этап, Шейкер I этап. | Срашиваю детей: «На каком инструменте можно изобразить капельки дождя? Изображаем на треугольнике дождб, который начинается с редких капель, затем входит в силу и постепенно прекращается. Затем находим как «сделать» порывы ветра (маракасы, шейкер), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан. Вместе с детьми разрабатываем сценарий грозы и по показу дирижера исполняем. Гроза закончилась, светит солнце, пастушок играет на свирели, а дети идут на прогулку (спокойным шагом прогуливаются по залу). |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Игра в ансамбле | Учить детей играть в одном темпе с пением и по показу дирижера, добиваться четкого, слаженного исполнения. Учить в игре выделать сильную долю, соблюдать динамику. Работать по жестам дирижера. | Бубен, ложки, ксилофон III этап Трещотка II этап. | Обращаю внимание на интонацию в речи человека: речь может быть тихой и громкой, В начале предложения речь негромкая, постепенно громкость увеличивается, а в конце предложения всегда становится тише. Предлагаю детям в музыке передать динамические оттенки, чтобы музыка была более понятной людям. Показываю детям новые дирижерские жесты: «крещендо» и «диминуэндо». |
«Имена» С. Бублей | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей музыкальную память, осваивать ритмические эталоны. Развивать умение слушать. слышать и анализировать. (развивать у детей чувство ритма, музыкальное мышление) | По желанию детей III этап | Дети прохлопывают свои имена, замечаем, что в именах есть сильная доля, а есть слабая. Затем каждый играет свое имя на понравившемся инструменте, по жесту педагога. Обращаю внимание детей, что некоторые имена звуча одинаково. Предлагаю детям разбиться на группы и вместе «называют» свое имя. |
13-14 занятие | ||||
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Музыкально-двигательное упражнение | Закреплять у детей такие понятия. как сильная и слабая доли в музыке, крещендо, диминуэндо. Учить передавать динамику музыки в движениях. (развивать у детей динамический слух) | Ладони. ноги. | Предлагаю детям вспомнить, какими средствами пользуются композиторы, чтобы музыка была потной, выразительной. На примере хорошо знакомой песне выделяем динамику хлопками в ладоши, затем в движении шагами. |
«Музыкальная лесенка» Э. Костиной | Музыкально-дидактическая игра | Продолжать формировать восприятие последовательности звуков, идущих вверх и вниз (развивать у детей музыкальное мышление) | Ксилофоны III этап | Сообщаю детям, что в гости к нам пришла девочка, которая любит шагать по лесенке. Предлагаю детям спеть песенку «Музыкальная лесенка». Дети поют, педагог передвигает девочку по лесенке, согласно тексту песни. Затем предлагаю детям угадать, куда пошла девочка, вверх, вниз или прыгает на одном месте. |
«Гроза» С Бублей | Музыкальная импровизация | Задачи: развивать музыкальное мышление, умение графически записать задуманный ритм. Познакомить детей с новым графическими знаками (крещендо, диминуэндо) Развивать творческий компонент музыкального мышления | Треугольник, тарелки, маракасы, шейкер. II-III этапы. | Предлагаю детям составить сценарий грозы. Вместе с детьми записываем его с помощью ритмических палочек Объясняю детям, как композиторы передают динамику музыкального произведения. Расставляем динамические знаки и играем нашу пьесу. |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Игра в ансамбле | Играть в ансамбле, слышать партии других инструментов, исполнять свою. Соблюдать динамические оттенки, выделять сильные доли. Играть партии других инструментов по ритмическим схемам. Развивать музыкальную отзывчивость на музыку. | Бубен, ложки, ксилофон, трещотка II-III этапы. Аудиозапись О.Р.Н.И. | Предложить вниманию детей грамзапись «Как под горкой, под горой» в исполнении О.Р.Н.И. Проанализировать прослушанное произведение. Затем исполнить его самим, соблюдая все правила игры. |
«Имена» С. Бублей | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей музыкальную память, осваивать ритмические эталоны. Развивать умение слушать. слышать и анализировать. | По желанию детей III этап. | Предлагаю детям взять понравившиеся инструменты, свстать в круг, лицом из круга. Я называю по имени ребенка, он поворачивается в круг, играет свое имя на музыкальном инструменте. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не повернутся в круг. |
15-16 занятие | ||||
«Марш» Парлова, «Марш» А. Филиппенко | Музыкально-двигательное упражнение | Развивать у детей мелодический компонент музыкального слуха. Закреплять приемы игры на инструментах. | Бубен, ложки III этап. . | Предлагаю детям взять музыкальные инструменты по своему желанию. Напоминаю правила выполнения данного упражнения.(менять направление движения при смене мелодии марша, играть четко, ритмично.) |
«Музыкальная лесенка» Э. Костиной | Музыкально-дидактическая игра | Выявить качество восприятия последовательности звуков, идущих вверх и вниз. | Ксилофон | Раздаю детям индивидуальные карточки (лесенки из трех, четырех, пяти ступеней идущих вверх, вниз). Предлагаю детям внимательно посмотреть на свою карточку. Проигрываю любую последовательность |
«Гроза» С Бублей | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей творческий компонент музыкального мышления, музыкальную отзывчивость. Продолжать развивать умение записывать ритм мелодии, отмечать динамические оттенки. | Треугольник, тарелки, маракасы, шейкер. III этап Аудиозаписи с прентациями на музыку А. Рыбникова «Гроза» и Вивальди «Времена года. Шторм» | Предлагаю послушать, как композиторы в своих произведениях изображают грозу. Слушаем музыку, анализируем, сравниваем. Придумываем свой сценарий грозы, записываем, исполняем. |
«Как под горкой, под горой» р.н.м. | Игра в оркестре | Воспитывать в детях культуру исполнения, играть по памяти свою и партии других инструментов. | Бубен, ложки, ксилофон, трещотка III этап. | Рассказываю детям, как нужно зайти, взять свой инструмент. Играя, нужно следить за своей осанкой. Закончив играть, нужно тихо положить музыкальные инструменты, поклониться. Предлагаю детям поменяться инструментами по своему желанию. |
«Эхо в горах» С. Бублей | Музыкально-дидактическая игра | Закреплять понятие диминуэндо в музыке, умение играть последовательно. в одном ритме. | По желанию детей III этап | Напоминаю детям, как звучит эхо в горах. Предлагаю кому-либо из детей задать ритмический рисунок, другим повторить его, постепенно затихая. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах
Большая роль в музыкальном воспитании уделяется музицированию и игре на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог освоить технику игры на детских музыкальных инструментов и активно уча...
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду
Я считаю что, при проведении музыкальных занятий, необходимо уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельнос...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах"
Эта консультация для воспитателей о том, как можно помочь ребенку, через самостоятельную деятельность, научиться играть на музыкальных инструментах....
Перспективный план по обучению детей игре на музыкальных инструментах оркестра "Веселые музыканты".
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию...
Перспективный план "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
В плане расскрывается поэтапное обучение детей дошкольного возраста обучению игре на детских музыкальных инструментах начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.
Программа «Играем в оркестре» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Данная программа составлена на основе п...