Настольно – дидактическая игра «Хитрые классики».
методическая разработка (старшая группа)

ВОСПИТАТЕЛИ:ФИСЮК М.А.,ТРУНОВА О.В.,

Дидактическая игра предназначена для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлена на обучение грамоте и развития речи детей 5 – 8 лет, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №157 «Детский сад комбинированного вида».

Настольно – дидактическая игра «Хитрые классики».

Составил:

Фисюк Маргарита Альбертовна

Кемерово 2015 г.

Настольная речевая игра «Хитрые классики»

Настольная речевая игра для обучения грамоте, развития речи детей и подготовки к школе.

Дидактическая игра предназначена для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлена на обучение грамоте и развития речи детей 5 – 8 лет, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей.

 Способствует отработке навыка выделения в словах слоги. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей.  Игра  будет полезна  логопедам, воспитателям и родителям.

Цель: учить детей выделять слоги в словах; расширять и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о слогах.

Формировать умение выделять в словах количество слогов и называть такие слова.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, внимание.

Воспитательная:

Воспитывать умение выполнять правила игры.

. Правила игры. Варианты игры.

Игру можно в полном объеме использовать с детьми шести лет и старше, в более легком варианте (индивидуальная игра «взрослый + ребенок») — с пяти лет.

Задача игроков – первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик и смотрят, СКОЛЬКО ТОЧЕК НА НЕМ ВЫПАЛО. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого вытаскиваем карточку с заданием из мешочка.

Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, ВЫТАСКИВАЕМ КАРТОЧКУ с заданиями. Что же на неЙ выпало? Видим такую картинку –1,2,3 КОРАБЛИКА. Значит, малышу нужно придумать слова из ОДНОГО, ДВУХ, трех слогов. Малыш называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 1, 2, 3 слогов. Например: малина, машина. Прохлапываем слова – проверяем (можно слова и «прошагивать»: один шаг = один слог). Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте.

Как сделать эту настольную речевую игру более интересной для ребенка?

Идея 1. Плюс самодельной игры в том, что задания можно каждый раз менять, и это будет сюрпризом для ребенка и будет вызывать его интерес к игре. Дети 5-7 лет очень любят сюрпризы и разнообразие. Им очень интересно, что же ждет их в мешочке с заданиями на этот раз или какой кубик с заданиями им дадут.

Идея 2. Вводите иногда в игру пустые карточки без задания – это всегда вызывает радость и восторг — можно передвинуть фишку вперед просто так, а малыш этого никак не ожидал! В игре с группой из 2-3 детей можно ввести 2-3 такие фишки. А иногда играть без них. Иногда когда ребенок вытаскивает такую фишку, то все очень удивляются. А когда второй ребенок еще раз вытаскивает пустую фишку – бурный восторг! Оказывается, не всё пропало. Если «счастливая фишка» уже вышла из игры – не факт, что она была единственной. Может быть, и тебе тоже повезет :) .

Идея 3. Введите в игру серые фишки – сделай ход назад. Для этого либо вводим несколько таких карточек в карточки с заданиями. «Серый цвет – хода нет!» Дети легко запоминают это правило! Неприятно, но приходится подчиниться правилу и идти на шаг назад, ведь это правило игры. Оно идет не от взрослого, поэтому не вызывает протеста – оно идет от самой игры – « так принято».

Такие серые запрещающие фишки учат малыша управлять своим поведением – учат очень легко и в очень доброжелательной форме. Не всегда будет в жизни так, как мы хотим и иногда надо отступить на шаг назад. Это не трагедия – это просто игра. И этому жизненному умению также учит эта игра. Такие фишки можно вводить в возрасте старше 5 лет.

Идея 4. Используйте самые разные учебные задания на те упражнения, которые Вам нужно провести с ребенком, чтобы закрепить его знания и умения. Варьируйте их. Детям будет интересно узнать, во что они будут играть в этот раз и что их ждет.

Примеры заданий для разных вариантов этой игры:

Первый вариант игры: мягкий – твердый согласный.

Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинка. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово : мьььььишка. Первый звук — мь, мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука мь. Например, мяч, Мила, мёд, мюсли, медведь.

Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово : Топор. Первый звук – т. Нужно придумать еще одно слово, начинающееся со звука Т. Например, транспорт.

Второй вариант игры: придумай предложений из определенного количества слов.

На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит. Надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает (можно подсказывать идеи): Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое. Задание выполненно.

Третий вариант игры: придумай предложение с заданным словом.

На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.

Вы сможете придумать и другие задания. Например, скажи наоборот. Назови правильно (удобнее использовать карточки, а не кубик: много яблок, груш, слив, колёс, окон, гнёзд и так далее) и другие.

Четвертый вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.

 На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух (букву дошкольники называют так: ммммм, б, п, лллл, а не «эм» или «эль») и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова

Идея 5. Иногда можно нарисовать классики прямо на полу мелком и передвигаться по ним – это тоже интересно, необычно и привлекает внимание детей. Тогда дети не передвигают фишки, а сами прыгают в следующую клеточку. Клетки должны быть большие, а играть в такую игру на прогулке или дома можно с 2 детьми, не более (трое в одну клетку не поместятся, или им будет тесно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Хитрые загадки»

Цель: учить детей разгадывать загадки; закреплять обобщающие понятия: дикие животные, домашние животные, насекомые, овощи, птицы, предметы; закреплять знания основного цвета;  закреплять знания г...

Настольная речевая игра "Хитрые классики"

Цель - через игру закрепление знаний и умений детей в выполнении заданий по анализу звуков, слов, предложений....

Дидактическая игра "Хитрые грибочки"

Цель: Формирование и закрепление представления о цвете.Задачи:Упражнять  детей в умении реагировать на цвет, быстро находить соответствующую фигуру заданного цвета.Закреплять названия основных цв...

Настольная дидактическая игра «Друзья природы». Авторская разработка (правила и комплектация игры)

Настольная игра «Друзья природы» - это увлекательное путешествие в мир природы, в которое вам захочется отправиться с друзьями. Вы познакомитесьс правилами поведения в природе, которые пом...

Дидактическая игра "Математические классики"

Данная игра рекомендована для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ....

Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»

Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...

Конспект занятия по «Познанию» в первой младшей группе (2 – 3 года) Тема: Дидактическая игра «Хитрые башмачки»

Конспект занятия по «Познанию»в первой младшей группе (2 – 3 года)Тема: Дидактическая игра «Хитрые башмачки» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтегр...