Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа
статья

Деришева Милена Анатольевна
 
Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа
 
 В последнее время проблема толерантности широко освещается не только в СМИ. Все большую озабоченность она вызывает также и на государственном уровне. Множество социальных проектов в различных сферах жизнедеятельности реализованы с участием и для инвалидов [3].
Проблема помощи таким людям на сегодняшний день очень актуальна. Кроме специальных школ, в общеобразовательных школах открываются классы компенсированного обучения, подержавшие идею инклюзивного образования [1, с. 3].
 
 Это очень важно для них. Людям с ограничениями по здоровью, конечно же, нужны лекарства и пандусы, но кроме этого им просто жизненно необходимы внимание и интеграция в общественные процессы. А у нас зачастую окружающие просто не замечают человека в инвалидной коляске, не говоря уже о том, чтобы помочь ему. Для того чтобы наше общество становилось толерантным к людям с ограниченными физическими возможностями, элементарно нужно человеческое участие и доброта. Именно это поможет инвалидам чувствовать себя полноценными членами общества [3].
Мы считаем, что необходимо перевернуть представления людей о людях с ОВЗ как «особых», «отличающихся» [4]. Исходя из этих соображений, в апреле 2014 года была разработана и реализована технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа.
 
Эмпирическое исследование проводилось на базе кировского педагогического колледжа на студентах первого курса начального образования, возраст которых составил от 15 до 18 лет. 
В течение одного классного часа была осуществлена технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов  первого курса педагогического колледжа (Деришевой М. А.).
В данном исследовании использовались «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» Е. Ю. Клепцовой и  «Анкета на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ и уровня информативности по данному вопросу»  М. А. Деришевой.
 
Результатами работы становится анализ индивидуальных и групповых данных по первичной и вторичной  (повторной) диагностике. 
Данный тест Е.Ю. Клепцовой «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» был рассчитан на выявление общего уровня толерантности, в котором были представлены различные утверждения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Нормативы позволяют определить терпимое, толерантное, нетерпимое отношение к различным субъектам реальности у молодежи. Например: отношение к людям, к различным слоям, категориям общества [2].
 
В ходе данной тестовой диагностики был выявлен групповой уровень толерантности. В целом, у группы отсутствуют низкие показатели толерантности (или интолерантности – нетерпимого отношения), которые характеризуются неприятием негативного или неожиданного в окружающих, нежеланием или неспособностью понять и принять причины, мотивы поведения  человека, особенности его мировосприятия и мировоззрения. Оно выражается в стремлении изменить их, сделав замечание, продемонстрировав свое пренебрежение к не принимающим его точку зрения людям, причем достаточно агрессивно, с использованием грубости, шантажа, угроз и других приемов воздействия, давления [2].
 
По результатам первичной диагностики, в целом в группе у 55% респондентов присутствует терпимое отношение к субъектам реальности. Собственно терпимое отношение оценивается как понимание и принятие субъектов реальности в целом, мотивации их поведения, мировоззрения, способность проявлять выдержку, самообладание, терпение при встрече с асоциальными субъектами действительности  (пьяные, курящие, токсикоманы, наркоманы, люди, ведущие разгульный образ жизни, проявляющие в отношении окружающих агрессивность), ассертивно (уверенно) разрешать возникающие противоречия, демонстрируя дружелюбие, доброжелательность, готовность к сотрудничеству [2]. 
 
У остальных 45% респондентов преобладает толерантное отношение (средний уровень) к субъектам реальности, то есть данная категория характеризуется частичным или ситуативным  принятием окружающих, попытками исправить недостатки, сделать замечание о своем несогласии и т.п., проявлением невыдержанности, нетерпения,  агрессии, но в некоторых случаях способностью быть терпеливым, принимающим, эмпатичным, ассертивным (уверенным в себе) [2].
  
В результате повторной тестовой диагностики в группе, показатели меняются местами. И теперь, у 55% опрошенных имеются средние показатели (т.е. преобладание толерантного отношения), в то время как 45% –  имеют высокие (т.е. присутствие терпимого отношения). Возможно, причиной ухудшения результатов стала сама разбалловка данного теста, а именно то, что переход от одного уровня толерантности к другому измеряется всего в 3-4 баллах. Поэтому участники, не помня свой предыдущий ответ, сменяли балл (по 5-балльной шкале) и от этого менялся сам уровень толерантного (интолерантного) отношения.
 
Анкета М. А. Деришевой рассчитана на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ, а так же на выявление уровня информативности по данному вопросу.
В ходе данной анкетной диагностики так же был выявлен групповой уровень информативности и толерантности к людям с ОВЗ. 91% респондентов в группе имеют высокий показатель сформированной толерантности. У 9% оставшихся наблюдается средний уровень, который потом повышается до высокого после повторной анкетной диагностики.
 
Показатели уровня информативности несколько отличаются от показателей уровня толерантности. 68% опрошенных при первичном заполнении получили высокие показатели информативности по данному вопросу, что говорит об их разносторонней осведомлённости в области жизни людей с ОВЗ. Остальные 32% – имеют средний уровень осведомлённости. Показатели значительно меняются после проведения мероприятия, посвящённому людям с ОВЗ. Повторная диагностика показывает рост информативности в сторону высоких показателей (они равны 91%). В то время как 9% оставшихся имеют средние показатели. 
 
Таким образом, уровень сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа, является достаточно высоким. В данной группе с самого начала отсутствует интолерантное отношение  к людям с ОВЗ, что говорит об их правильном профессиональном выборе. А повышение уровня толерантности и информативности до высокого означает, что данная технология работает и достигла своих поставленных целей.
 

М.  А.  Деришева

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_kursovoy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 М.  А.  Деришева

     Научный руководитель: к. пед. н., доцент  Е. Л. Никитина

Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ

у студентов педагогического колледжа

 В последнее время проблема толерантности широко освещается не только в СМИ. Все большую озабоченность она вызывает также и на государственном уровне. Множество социальных проектов в различных сферах жизнедеятельности реализованы с участием и для инвалидов [3].

Проблема помощи таким людям на сегодняшний день очень актуальна. Кроме специальных школ, в общеобразовательных школах открываются классы компенсированного обучения, подержавшие идею инклюзивного образования [1, с. 3].

 Это очень важно для них. Людям с ограничениями по здоровью, конечно же, нужны лекарства и пандусы, но кроме этого им просто жизненно необходимы внимание и интеграция в общественные процессы. А у нас зачастую окружающие просто не замечают человека в инвалидной коляске, не говоря уже о том, чтобы помочь ему. Для того чтобы наше общество становилось толерантным к людям с ограниченными физическими возможностями, элементарно нужно человеческое участие и доброта. Именно это поможет инвалидам чувствовать себя полноценными членами общества [3].

Мы считаем, что необходимо перевернуть представления людей о людях с ОВЗ как «особых», «отличающихся» [4]. Исходя из этих соображений, в апреле 2014 года была разработана и реализована технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа.

Эмпирическое исследование проводилось на базе кировского педагогического колледжа на студентах первого курса начального образования, возраст которых составил от 15 до 18 лет.

В течение одного классного часа была осуществлена технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов  первого курса педагогического колледжа (Деришевой М. А.).

В данном исследовании использовались «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» Е. Ю. Клепцовой и  «Анкета на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ и уровня информативности по данному вопросу»  М. А. Деришевой.

Результатами работы становится анализ индивидуальных и групповых данных по первичной и вторичной  (повторной) диагностике.

Данный тест Е.Ю. Клепцовой «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» был рассчитан на выявление общего уровня толерантности, в котором были представлены различные утверждения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Нормативы позволяют определить терпимое, толерантное, нетерпимое отношение к различным субъектам реальности у молодежи. Например: отношение к людям, к различным слоям, категориям общества [2].

В ходе данной тестовой диагностики был выявлен групповой уровень толерантности. В целом, у группы отсутствуют низкие показатели толерантности (или интолерантности – нетерпимого отношения), которые характеризуются неприятием негативного или неожиданного в окружающих, нежеланием или неспособностью понять и принять причины, мотивы поведения  человека, особенности его мировосприятия и мировоззрения. Оно выражается в стремлении изменить их, сделав замечание, продемонстрировав свое пренебрежение к не принимающим его точку зрения людям, причем достаточно агрессивно, с использованием грубости, шантажа, угроз и других приемов воздействия, давления [2].

По результатам первичной диагностики, в целом в группе у 55% респондентов присутствует терпимое отношение к субъектам реальности. Собственно терпимое отношение оценивается как понимание и принятие субъектов реальности в целом, мотивации их поведения, мировоззрения, способность проявлять выдержку, самообладание, терпение при встрече с асоциальными субъектами действительности  (пьяные, курящие, токсикоманы, наркоманы, люди, ведущие разгульный образ жизни, проявляющие в отношении окружающих агрессивность), ассертивно (уверенно) разрешать возникающие противоречия, демонстрируя дружелюбие, доброжелательность, готовность к сотрудничеству [2].

У остальных 45% респондентов преобладает толерантное отношение (средний уровень) к субъектам реальности, то есть данная категория характеризуется частичным или ситуативным  принятием окружающих, попытками исправить недостатки, сделать замечание о своем несогласии и т.п., проявлением невыдержанности, нетерпения,  агрессии, но в некоторых случаях способностью быть терпеливым, принимающим, эмпатичным, ассертивным (уверенным в себе) [2].  

В результате повторной тестовой диагностики в группе, показатели меняются местами. И теперь, у 55% опрошенных имеются средние показатели (т.е. преобладание толерантного отношения), в то время как 45% –  имеют высокие (т.е. присутствие терпимого отношения).  

Возможно, причиной ухудшения результатов стала сама разбалловка данного теста, а именно то, что переход от одного уровня толерантности к другому измеряется всего в 3-4 баллах. Поэтому участники, не помня свой предыдущий ответ, сменяли балл (по 5-балльной шкале) и от этого менялся сам уровень толерантного (интолерантного) отношения.

Анкета М. А. Деришевой рассчитана на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ, а так же на выявление уровня информативности по данному вопросу.

В ходе данной анкетной диагностики так же был выявлен групповой уровень информативности и толерантности к людям с ОВЗ. 91% респондентов в группе имеют высокий показатель сформированной толерантности. У 9% оставшихся наблюдается средний уровень, который потом повышается до высокого после повторной анкетной диагностики.

Показатели уровня информативности несколько отличаются от показателей уровня толерантности. 68% опрошенных при первичном заполнении получили высокие показатели информативности по данному вопросу, что говорит об их разносторонней осведомлённости в области жизни людей с ОВЗ. Остальные 32% – имеют средний уровень осведомлённости. Показатели значительно меняются после проведения мероприятия, посвящённому людям с ОВЗ. Повторная диагностика показывает рост информативности в сторону высоких показателей (они равны 91%). В то время как 9% оставшихся имеют средние показатели.  

Таким образом, уровень сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа, является достаточно высоким. В данной группе с самого начала отсутствует интолерантное отношение  к людям с ОВЗ, что говорит об их правильном профессиональном выборе. А повышение уровня толерантности и информативности до высокого означает, что данная технология работает и достигла своих поставленных целей.

Примечания

  1. Ганичева, Т.А. Авторская программа «Здоровье» для детей с ОВЗ [Текст]: Дворец творчества юных – мемориал / Т.А. Ганичева. – Киров, 1998. – 25 с.
  2. Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков [Электронный ресурс] http://do.gendocs.ru/docs/index-66635.html; (дата обращения 11.10.14).
  3. Людям с ограниченными возможностями здоровья нужно человеческое участие и доброта!  [Электронный ресурс] http://xn--d1aicmdfhmdkl2h.xn--p1ai/index.php?newsid=3756; (дата обращения 11.10.14).
  4. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492; (дата обращения 11.10.14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для студентов Педагогического колледжа №18 «Митино» Тема: "Приехал зайка на автомобиле"

Тема:«Приехал зайка на автомобиле» Задачи: Учим детей различать грузовой и легковой автотранспорт. Правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, дверцы. Вовлекать детей...

Статья "динамика изменений учебной мотивации студентов педагогического колледжа"

Статья написана как результат исследования изменнений учебной мотивации у студентов педагогического колледжа на протяжении от первого до четвёртого курсов....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ...

Показательные занятия для студентов педагогического колледжа г.Троицка Челябинской области

В апреле 2016 года в ЦРР МБДОУ Детский сад №1 "Золотой ключик" прошли показательные занятия музыкальным руководителем Вакуленко О. В. для студентов педагогического колледжа г. Троицка Челябинской обла...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Практикум со студентами педагогического колледжа в рамках дуального обучения «Коллаж – свобода творчества»

Данный практикум направлен на повышение уровня профессионального мастерства студентов педколледжа по изготовлению коллажа....