Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа
статья
М. А. Деришева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_kursovoy.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
М. А. Деришева
Научный руководитель: к. пед. н., доцент Е. Л. Никитина
Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ
у студентов педагогического колледжа
В последнее время проблема толерантности широко освещается не только в СМИ. Все большую озабоченность она вызывает также и на государственном уровне. Множество социальных проектов в различных сферах жизнедеятельности реализованы с участием и для инвалидов [3].
Проблема помощи таким людям на сегодняшний день очень актуальна. Кроме специальных школ, в общеобразовательных школах открываются классы компенсированного обучения, подержавшие идею инклюзивного образования [1, с. 3].
Это очень важно для них. Людям с ограничениями по здоровью, конечно же, нужны лекарства и пандусы, но кроме этого им просто жизненно необходимы внимание и интеграция в общественные процессы. А у нас зачастую окружающие просто не замечают человека в инвалидной коляске, не говоря уже о том, чтобы помочь ему. Для того чтобы наше общество становилось толерантным к людям с ограниченными физическими возможностями, элементарно нужно человеческое участие и доброта. Именно это поможет инвалидам чувствовать себя полноценными членами общества [3].
Мы считаем, что необходимо перевернуть представления людей о людях с ОВЗ как «особых», «отличающихся» [4]. Исходя из этих соображений, в апреле 2014 года была разработана и реализована технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа.
Эмпирическое исследование проводилось на базе кировского педагогического колледжа на студентах первого курса начального образования, возраст которых составил от 15 до 18 лет.
В течение одного классного часа была осуществлена технология по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов первого курса педагогического колледжа (Деришевой М. А.).
В данном исследовании использовались «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» Е. Ю. Клепцовой и «Анкета на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ и уровня информативности по данному вопросу» М. А. Деришевой.
Результатами работы становится анализ индивидуальных и групповых данных по первичной и вторичной (повторной) диагностике.
Данный тест Е.Ю. Клепцовой «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков» был рассчитан на выявление общего уровня толерантности, в котором были представлены различные утверждения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Нормативы позволяют определить терпимое, толерантное, нетерпимое отношение к различным субъектам реальности у молодежи. Например: отношение к людям, к различным слоям, категориям общества [2].
В ходе данной тестовой диагностики был выявлен групповой уровень толерантности. В целом, у группы отсутствуют низкие показатели толерантности (или интолерантности – нетерпимого отношения), которые характеризуются неприятием негативного или неожиданного в окружающих, нежеланием или неспособностью понять и принять причины, мотивы поведения человека, особенности его мировосприятия и мировоззрения. Оно выражается в стремлении изменить их, сделав замечание, продемонстрировав свое пренебрежение к не принимающим его точку зрения людям, причем достаточно агрессивно, с использованием грубости, шантажа, угроз и других приемов воздействия, давления [2].
По результатам первичной диагностики, в целом в группе у 55% респондентов присутствует терпимое отношение к субъектам реальности. Собственно терпимое отношение оценивается как понимание и принятие субъектов реальности в целом, мотивации их поведения, мировоззрения, способность проявлять выдержку, самообладание, терпение при встрече с асоциальными субъектами действительности (пьяные, курящие, токсикоманы, наркоманы, люди, ведущие разгульный образ жизни, проявляющие в отношении окружающих агрессивность), ассертивно (уверенно) разрешать возникающие противоречия, демонстрируя дружелюбие, доброжелательность, готовность к сотрудничеству [2].
У остальных 45% респондентов преобладает толерантное отношение (средний уровень) к субъектам реальности, то есть данная категория характеризуется частичным или ситуативным принятием окружающих, попытками исправить недостатки, сделать замечание о своем несогласии и т.п., проявлением невыдержанности, нетерпения, агрессии, но в некоторых случаях способностью быть терпеливым, принимающим, эмпатичным, ассертивным (уверенным в себе) [2].
В результате повторной тестовой диагностики в группе, показатели меняются местами. И теперь, у 55% опрошенных имеются средние показатели (т.е. преобладание толерантного отношения), в то время как 45% – имеют высокие (т.е. присутствие терпимого отношения).
Возможно, причиной ухудшения результатов стала сама разбалловка данного теста, а именно то, что переход от одного уровня толерантности к другому измеряется всего в 3-4 баллах. Поэтому участники, не помня свой предыдущий ответ, сменяли балл (по 5-балльной шкале) и от этого менялся сам уровень толерантного (интолерантного) отношения.
Анкета М. А. Деришевой рассчитана на выявление уровня сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ, а так же на выявление уровня информативности по данному вопросу.
В ходе данной анкетной диагностики так же был выявлен групповой уровень информативности и толерантности к людям с ОВЗ. 91% респондентов в группе имеют высокий показатель сформированной толерантности. У 9% оставшихся наблюдается средний уровень, который потом повышается до высокого после повторной анкетной диагностики.
Показатели уровня информативности несколько отличаются от показателей уровня толерантности. 68% опрошенных при первичном заполнении получили высокие показатели информативности по данному вопросу, что говорит об их разносторонней осведомлённости в области жизни людей с ОВЗ. Остальные 32% – имеют средний уровень осведомлённости. Показатели значительно меняются после проведения мероприятия, посвящённому людям с ОВЗ. Повторная диагностика показывает рост информативности в сторону высоких показателей (они равны 91%). В то время как 9% оставшихся имеют средние показатели.
Таким образом, уровень сформированности толерантного отношения к людям с ОВЗ у студентов педагогического колледжа, является достаточно высоким. В данной группе с самого начала отсутствует интолерантное отношение к людям с ОВЗ, что говорит об их правильном профессиональном выборе. А повышение уровня толерантности и информативности до высокого означает, что данная технология работает и достигла своих поставленных целей.
Примечания
- Ганичева, Т.А. Авторская программа «Здоровье» для детей с ОВЗ [Текст]: Дворец творчества юных – мемориал / Т.А. Ганичева. – Киров, 1998. – 25 с.
- Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков [Электронный ресурс] http://do.gendocs.ru/docs/index-66635.html; (дата обращения 11.10.14).
- Людям с ограниченными возможностями здоровья нужно человеческое участие и доброта! [Электронный ресурс] http://xn--d1aicmdfhmdkl2h.xn--p1ai/index.php?newsid=3756; (дата обращения 11.10.14).
- Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492; (дата обращения 11.10.14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для студентов Педагогического колледжа №18 «Митино» Тема: "Приехал зайка на автомобиле"
Тема:«Приехал зайка на автомобиле» Задачи: Учим детей различать грузовой и легковой автотранспорт. Правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, дверцы. Вовлекать детей...
Статья "динамика изменений учебной мотивации студентов педагогического колледжа"
Статья написана как результат исследования изменнений учебной мотивации у студентов педагогического колледжа на протяжении от первого до четвёртого курсов....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ...
Показательные занятия для студентов педагогического колледжа г.Троицка Челябинской области
В апреле 2016 года в ЦРР МБДОУ Детский сад №1 "Золотой ключик" прошли показательные занятия музыкальным руководителем Вакуленко О. В. для студентов педагогического колледжа г. Троицка Челябинской обла...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»
Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....
Мастер-класс для студентов педагогического колледжа по организации НОД "Путешествие в страну знаний. Число 8, цифра 8""
Конспект НОД...
Практикум со студентами педагогического колледжа в рамках дуального обучения «Коллаж – свобода творчества»
Данный практикум направлен на повышение уровня профессионального мастерства студентов педколледжа по изготовлению коллажа....