Практикум со студентами педагогического колледжа в рамках дуального обучения «Коллаж – свобода творчества»
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду на тему
Данный практикум направлен на повышение уровня профессионального мастерства студентов педколледжа по изготовлению коллажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kollazh.docx | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»
Практикум со студентами в рамках дуального обучения
Тема: «Коллаж – свобода творчества»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства студентов по изготовлению коллажа.
Дата проведения: 11.03.2016 год
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №6 «Алёнушка»
Участники: студенты Яковлевского педагогического колледжа
Ответственный: воспитатель Скрыпченко Н.М.
Ход практикума:
1. Вступительное слово педагога
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечки цветка.
Уильям Блейк (английский поэт, художник)
СЛАЙД. В последнее время техника коллаж становится все популярней и популярней, так как привлекает своей оригинальностью, разнообразием техник и материалов, несложными приемами работы.
СЛАЙД. Коллаж - замечательная декоративная техника, в которой, казалось бы, несовместимые материалы комбинируются в удивительно гармоничные композиции. Работы, выполненные в этой технике, часто используются дизайнерами в современных интерьерах.
СЛАЙД . Коллаж является одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми. Яркость образов, интересное колоритное решение, простота выполнения позволили занять коллажу достойное место в детском творчестве.
СЛАЙД. Работа в этой технике развивает не только навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление, позволяет ребёнку по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы, создать свой собственный, оригинальный образ, проявить самостоятельность, научится сотрудничеству. Стоит заметить, что и для педагога, работа с техникой коллаж - это возможность раскрыть свои способности – это творчество, новизна, уход от обыденности.
СЛАЙД. Слово «коллаж» позаимствовано из французского языка, и означает наклеивание. И поэтому, многие считают, что коллаж и аппликация это одно и то же. Но между этими техниками есть существенное различие.
СЛАЙД. Аппликация – (в переводе с латинского обозначает «прикладывание») изобразительная техника, основанная на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.
Коллаж - сочетание абсолютно разных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Игрой с материалами, формой, цветом, фактурой, где можно свободно передвигать, менять части коллажа, сразу наблюдая различия в композиции, настроении получившегося изображения.
СЛАЙД. Поверхность (фон):
- Ватман, цветной картон, цветная бумага;
- бархатная бумага, гофрированная, тонированная, обёрточная бумага (не очень пёстрая);
- вырезки из журналов (разные по форме и цвету), наклеенные в технике «мозаика» или плотно приклеенные друг к другу;
- ткань, холст, мешковина, кружево, тюль;
самоклеящаяся лента, сетка и др.
СЛАЙД. Материал для деталей:
- Вырезки из журналов, бумага (мятая, гармошкой, проколотая дыроколом, рваная);
- фотографии;
- кусочки ткани, перья, засушенные листья, цветы, плоды, веточки деревьев (можно окрасить);
- бусинки, бисер, пуговицы, фигурки, пластик, мелкие игрушки;
- кружево, тесьма, нитки, ленты, полиэтилен;
- фольга, фантики, блёстки, мишура;
- вата, ватные диски;
- гуашь.
Способы закрепления:
- Наклеивание при помощи клея ПВА;
- закрепление пластилином;
- закрепление двусторонним скотчем;
- закрепление проволокой или нитками;
СЛАЙД. Возможные темы:
«Чудо-дерево», «Портрет осени», «Времена года», «Зимняя сказка»,
«Дворец снежной королевы», «Подводное царство», «Новый год», «Школа», «Арктика» и другие.
СЛАЙД. Знакомство с новой технологией лучше начать с изготовления предметного коллажа. Определим тему предметного коллажа. Проработаем фон композиции. Теперь подберем предметы, соответствующие выбранной теме. Например, если мы выбрали тему «Школа», такими предметами могут быть: мел, шпаргалка, указка, компас, кнопки, вырванный лист из тетради (все предметы должны быть натуральными и соответствовать одной теме). Затем необходимо все подобранные предметы разместить на фоне, составив из них композицию. Приклеим предметы к картону. Доработаем композицию художественно.
СЛАЙД. Тематический коллаж. Главное – определить тему будущего произведения. Когда есть тема, можно браться за работу. Как пример, выберем тему «Полезная и вредная еда». Теперь поищем журнальные иллюстрации, созвучные с сюжетом нашей композиции, и вырежем их. Когда иллюстраций наберется достаточно, попробуем составить из них композицию или единую картинку.
СЛАЙД. Коллажный портрет. При создании портрета с использованием бросового материала или бумажной мозаики иногда удается добиться удивительной схожести образа.
СЛАЙД. Коллаж - аппликация делается легко, если в наличии есть глянцевый журнал, газета цветная с картинками или раскраска. Выбирается тематика коллажа. Из журналов вырезаются картинки, подходящие по теме коллажа, и приклеиваются на основу из плотной бумаги.
СЛАЙД. Очень неожиданно смотрится рисунок с использованием коллажа. Например, изображая красками на бумаге тюльпаны, не заставляйте детей вырисовывать кистью маленькие фигурки, животных. Позвольте им вырезать всех этих героев из журналов и газет. Вырезав и наклеив их на подготовленный пейзаж, дети получат оригинальные и увлекательные работы. Подобным образом могут быть созданы портреты и пейзажи, натюрморты и фантастические композиции.
СЛАЙД. Фотоколлаж – комбинирование рисунка, фотографий, вырезок из журналов позволяет создать оригинальный подарок папе, маме, и другим членам семьи. Вырежем из журналов, например, различные модели автомобилей и приклеим фотографию папы или ребенка.
СЛАЙД. Коллаж может быть выполнен с использованием природного материала или флористический. Выберем форму будущей композиции. Из картона вырежем рамочку нужной формы. Оформим фон композиции. Подставим фон под рамку, приклеим и приступим к составлению композиции из природного материала.
2. Практическая часть
СЛАЙД. У каждого человека мечта своя и часто не одна. И, наверное, есть мечта у нас самая заветная?!
Я расскажу своей мечте - Чтоб в жизни я иметь хотела….
Так вот…. Наверно — домик в тишине,
Чтобы на море я смотрела. Ещё — машину в гараже,
Чтоб во дворе ещё с парковкой. Квартиру тоже б надо мне,
С ремонтом, в центре, с обстановкой. Ещё бы — шубку для зимы,
Из шкурок разных соболиных. Чтоб серьги, перстни не одни,
Из жемчугов таких красивых…. Нет! Лучше есть уж хлеб да с солью.
Что проку мне в таких мечтах?
Мечтать ведь надо — О ЗДОРОВЬЕ!
А вся та блажь — в моих руках!
И я предлагаю вам, уважаемые коллеги, сделать коллаж «Мечты девушки» (из журнальных вырезок).
Пока участники работают над созданием коллажа, для зрителей - история возникновения и развития коллажа
История возникновения и развития коллажа
Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.
Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.
3. Заключительная часть
В заключение хотелось бы сказать, что любое занятие в прикладном творчестве требует не только аккуратности, усидчивости, терпения и собственного желания, но многое зависит от настроения и душевного состояния, если вам по душе это дело, то и результат будет ошеломляющим. Главное, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые идеи, новые находки, и тогда у вас всё получится!
Дерзайте! Новых творческих задумок и творений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для студентов Педагогического колледжа №18 «Митино» Тема: "Приехал зайка на автомобиле"
Тема:«Приехал зайка на автомобиле» Задачи: Учим детей различать грузовой и легковой автотранспорт. Правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, дверцы. Вовлекать детей...
Статья "динамика изменений учебной мотивации студентов педагогического колледжа"
Статья написана как результат исследования изменнений учебной мотивации у студентов педагогического колледжа на протяжении от первого до четвёртого курсов....
Показательные занятия для студентов педагогического колледжа г.Троицка Челябинской области
В апреле 2016 года в ЦРР МБДОУ Детский сад №1 "Золотой ключик" прошли показательные занятия музыкальным руководителем Вакуленко О. В. для студентов педагогического колледжа г. Троицка Челябинской обла...
Мастер-класс для студентов педагогического колледжа по организации НОД "Путешествие в страну знаний. Число 8, цифра 8""
Конспект НОД...
Практикум со студентами педагогического колледжа в рамках дуального обучения «Коллаж – свобода творчества»
Презентация к практикуму "Коллаж - свобода творчества"...
КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...
Консультация для начинающих педагогов и студентов педагогического колледжа "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ"
Данный материал поможет начинающим педагогам и студентам педагогиского колледжа определиться с выбором формы проведения родительского собрания....