СОЗАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
методическая разработка
В статье рассказывается о формах и методах развития коммуникативно компетентности педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СОЗАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.
На данный момент приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.
Педагог должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания детей, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию. Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности препятствует реализации инновационных программ речевого развития, приводит к неадекватному, фрагментарному использованию приемов и способов педагогического воздействия, затрудняет рефлексию причин недостаточной результативности учебно-воспитательного процесса в этом направлении.
Таким образом, проблема поиска механизмов создания условий в системе повышения квалификации для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является актуальной для современной педагогической психологии.
Научно-теоретический анализ показывает, что понятие коммуникативной компетентности педагога-воспитателя объединяет:
- способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты;
- систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение;
- способность управлять интеракциями, проявлять эмпатию;
- умение согласовывать свои вербальные и невербальные средства общения;
- способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера.
Осознание насущности проблемы повышения коммуникативной компетентности педагогов привело нас к созданию модели комплексного руководства деятельностью педагогов по формированию коммуникативно-речевых умений в сфере профессионального общения, успешно реализуемой в нашем детском саду, состоящую из четырех компонентов:
- обогащение опыта профессионально-педагогического общения;
- обучение способам и методам оптимизации педагогического общения;
- создание условий для профессионального саморазвития личности педагога;
- активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями.
Модель комплексного руководства деятельностью педагогов по развитию коммуникативной компетенции:
1-ый компонент
Обогащение реального опыта профессионально-педагогического общения
Методы и формы: наблюдение и анализ реальных ситуаций педагогического общения в коллективе; организация наставничества опытных педагогов для молодых специалистов; использование игровых упражнений.
Цель: Формирование умения педагогов осознанно относиться к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной речевой деятельности воспитателя;
Задачи:
1. Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.
2. Повышать уровень педагогической компетентности воспитателей в общении с коллегами и родителями.
2-ой компонент
Обучение способам и методам оптимизации общения
Методы и формы: индивидуальные консультации; «круглый стол»; совет педагогов; семинар-практикум.
Цель: овладение риторическими знаниями о сути, нормах педагогического общения, правилах поведения педагога в общении с коллегами и родителями, способами оптимизации профессионального педагогического общения.
Задачи:
1. Обучить основам техники речи в сфере профессионально-педагогического общения.
2. Показать приемы позитивной трансформации сознания для оптимизации педагогического общения.
3-ий компонент.
Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога
Методы и формы: организация условий для самообразования педагогов, разработка методических рекомендаций по работе с литературой и самообразованию.
Цель: повышение интереса и мотивации педагогов к совершенствованию своих коммуникативно-речевых умений.
Задачи:
1. Формировать потребности к самообучению и самореализации в профессиональной сфере.
2. Повышать уровень профессионального самосознания личности педагога.
4-ый компонент.
Активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями
Методы и формы организация совместных праздников и развлечений; создание творческого морально-психологического климата в коллективе.
Цель: развитие творчески активно-речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональных задач.
Задачи:
1. Повышать уровень коммуникативно-речевой активности педагогов.
2. Развивать мотивационную структуру личности каждого педагога для осознания ими необходимости самосовершенствования, саморазвития, самореализации.
Перспективный план работы
по развитию коммуникативно-речевых умений педагогов в профессиональном общении.
Общение
Тема 1. Основы общения как вида деятельности педагога.
Содержание темы: определение понятия «Общение» как психологического феномена; виды, формы, особенности общения; виды психологических «барьеров» в общении и пути их преодоления.
Форма: консультация.
Задачи:
1. Дать определение «Общению» как психологическому феномену; расширить знания педагогов о видах, формах общения, особенностях общения в коллективе, способах разрешения конфликтов.
2. Расширить знания педагогов о путях преодоления психологических «барьеров» в общении.
Тема 2. Познай и обрети себя
Содержание темы: определение типа темперамента, типа личности; определение особенностей характера.
Форма: семинар-практикум.
Задачи:
1. Расширять представления педагогов о личностных особенностях и способах из изучения.
2. Обучить приемам эффективной коммуникации в педагогическом процессе и самоанализу личностных и профессионально-значимых качеств (тип личности, темперамент, характер).
3. Развивать умения педагогов адекватно воспринимать результат межличностного общения и осознанно ориентироваться в рамках диалога.
Тема 3. Работа с книгой.
Содержание темы: вопросы и задания для самопроверки педагогов; методические рекомендации по организации самостоятельной работы с
дополнительной литературой.
Форма: самообразование.
Задачи:
1. Сформулировать задачи самоанализа педагогами своих коммуникативно-речевых умений в профессиональном общении и навыков работы с литературой.
3. Изучить принципы и правила «Культуры чтения».
2. Разработать примеры письменных текстов для родителей; подготовить примеры устных выступлений на Совете педагогов, семинарах на основе полученных знаний и умений.
Педагогическое общение
Тема 1. Основы педагогического общения.
Содержание: теоретические основы педагогического общения; структура педагогического общения, основные правила и моральные принципы педагогического общения.
Форма: семинар.
Задачи:
1. Углубить знания воспитателей о психологических основах и правилах педагогического общения, структуре и основных преимуществах и недостатках педагогического воздействия и взаимодействия.
2. Расширить представления педагогов о моральных принципах педагогического общения, роли эрудиции и умении творчески преподносить материал, значении толерантности для построения диалога и общей эффективности педагогического процесса.
Тема 2. Этика педагогического общения
Содержание: теоретические основы этики педагогического общения; основные правила и принципы педагогической этики, этические нормы как основа правовых норм, педагогический такт как составляющая педагогической этики.
Форма: консультация.
Задачи:
1. Расширять представления педагогов о роли и значении культуры речи как важнейшего элемента стиля педагога и учреждения в целом; .
2. Формировать понятие о педагогической этике как средстве создания эмоционально-психологического настроя в работе с участниками педагогического процесса.
3. Познакомить с требованиями кодекса педагогической этики.
Тема 3. Стили педагогического общения.
Содержание: теоретическая часть, практическая часть - тест самооценки затруднений в общении с родителями, задания для самопроверки знаний в области психологии общения, игровые упражнения на развитие звуковой культуры речи; умения владеть речью, мимикой и жестами
Форма: семинар-практикум.
Задачи:
1. Расширить знания о стилях педагогического общения.
2. Расширить понятия о влиянии стиля педобщения на участников образовательного процесса.
2. Сформировать представления педагогов о собственном стиле педагогического общения.
Техника речи
Тема 1. Речевой аппарат и его работа.
Содержание: знакомство с работой речевого аппарата, упражнения для совершенствования органов дыхания, упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань
Форма: практическое занятие.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «речевой аппарат».
2. Познакомить с методикой тренировки основных органов речи.
3. Освоить приемы тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань;
Тема 2. Основные свойства голоса
Содержание: упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.
Форма: практическое занятие.
Задачи:
1. Совершенствовать свойств голоса: сила голоса, полетность голоса, подвижность голоса, темп речи, дикция.
2. Освоить приемы развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон;
3. Освоить приемы тренировки и совершенствования дикции.
Тема 3. Ораторское искусство.
Содержание: Техники построения устной монологической речи, основные ресурсы жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная, правила речевого этикета в процессе публичного
выступления и личного общения.
Форма: мастер-класс.
Задачи:
1. Овладение техниками построения устной монологической речи;
2. Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
3. Умение соблюдения правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
Тема 4. Знатоки русского языка.
Содержание: конкурсы на проверку грамотности педагогов, знание лексических, словообразовательных норм.
Форма: КВН.
Задачи:
- Овладеть грамотной речью.
- Закреплять лексические и словообразовательные нормы.
Модель отражает структуру организации методической работы ДОУ по формированию у педагогов, следующих коммуникативно-речевых умений:
- умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
- умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
- умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
- умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
- умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;
Список использованных источников:
- Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. № 12.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Смысл, 1997.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М, 2005.
- Риторика/ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: МПГУ, 2006.
- Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.
- Юнина Е.А. Педагогическая риторика. – Пермь, 2003.
- Электронные ресурсы: http://medznate.ru/docs/index-19789.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ
Итоговый практико-значимый проект«Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ»по курсу инвариантного академического модуля«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
презентация "Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ"
выступление на РМО...
Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....