Роль предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков у ребенка
статья
В соответствии с ФГОС ДОО предметно-развивающая средадолжна обеспечивать и гарантировать ребенку: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми и детей с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей), что, естественно, предполагает развитие коммуникативных навыков удошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль предметно-развивающей среды
для развития коммуникативных навыков у ребенка
Калиева И.М.
В соответствии с ФГОС ДОО предметно-развивающая средадолжна обеспечивать и гарантировать ребенку: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми и детей с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей), что, естественно, предполагает развитие коммуникативных навыков удошкольников.
Предметно-развивающая среда для развития коммуникативных навыков должна обеспечивать условия для психического развития детей, для выстраивания контактов со сверстниками. С этой целью в группе и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного общения детей между собой, а также выделены помещения или зоны для разных видов деятельности детей.
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна обеспечить условия для эмоционального благополучия детей и комфортного общения и взаимодействия детей. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать условия для развития игровой, учебной и исследовательской деятельности детей, в ходе которой у детей также развиваются коммуникативные навыки. Для этого в групповых комнатах и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы детям удобно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры.
Родителям для организации предметно-развивающей среды, которая бы способствовала развитию коммуникативных навыков, также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой ДОУ, которое посещает ребенок, чтобы выдерживать единство семейного и общественного воспитания.
Мы считаем, что содержанием коммуникативной воспитывающей среды могут выступать следующие принципы:
- создание коммуникативно ориентированной предметно-развивающей среды (создание игровых зон для игры в «Магазин», «Кафе», «Больницу» и т.д.);
- «воспитание» социального и поведенческого окружения для развития у детей коммуникативных умений (беседа с родителями, специально ориентированный на развитие общения детей педагогический коллектив ДОУ);
- организация событийно-познавательного окружения (экскурсии, встречи с интересными гостями) и информационного окружения (макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет,иллюстрации и т.д.).
Выбор организационных форм для развития коммуникативных навыков у ребёнка зависит во многом от возраста детей. Мы считаем, что важное значение в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимает игра, которая является активизирующим фактором развития личности ребенка. В процессе игры ребенку предоставляется возможность уточнять и закреплять представления детей о мире предметов и явлений, приобретать новые знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, «упражняться» в правильных поступках в соответствии с приобретенными знаниями, которые важны для самого ребенка и для окружающих его взрослых и сверстников.
Игра дает ребенку широкие возможности для общения и формирования своего кругозора: дети в процессе общения со сверстниками и взрослыми узнают о жизни людей, приобретать новые навыки ведения успешного диалога, учатся отвечать на вопросы, размышлять, анализироватьситуации общения, решать проблемные и конфликтные ситуации со сверстниками.
В дошкольном возрасте любое успешное общение детей со сверстниками происходит на фоне объединяющего дела или совместной игры, а общение дошкольников со взрослыми базируется на усвоении правил общения со старшими, которые обязательно проецируются в любознательность и любопытство детей.
Итак, мы считаем, что детидошкольного возраста, благодаря грамотно организованной предметно-развивающей среде, могут развивать свои навыки общения и взаимодействия со сверстниками, научатся выстраивать грамотные высказывания, соблюдать логику общения.
У детей дошкольного возраста, благодаря грамотно организованной предметно-развивающей среде, будут в полной мере сформированы основные мыслительные аналитические действия: они смогут логически выстраивать рассуждения, систематизировать и классифицировать информацию и т.д.
У дошкольников, благодаря грамотно организованной предметно-развивающей среде, появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки успешного взаимодействия друг с другом: дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Кроме того, в личностном плане у детей дошкольного возраста, благодаря грамотно организованной предметно-развивающей среде, будет формироваться так необходимая сегодня для каждого человека доброжелательность по отношению к сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка
методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...
Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков ребенка
Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные воп...
Статья : "Роль предметно - развивающего пространства в формировании здорового образа жизни ребенка".
Статья предназначена для воспиателей детских садов. В статье описана предметно-развивающая среда по формированию здорового образа жизни детей. В статье использован опыт работы воспитателей детского са...
«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям....
Презентация«Роль предметно-развивающей среды в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Цель :Мотивирование педагогов на использование в своей работе представленного игрового материала по развития коммуникативных навыков общения детей....
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что ...