Проект" Новогодний калейдоскоп".
проект (старшая группа)
Новый год – самый любимый праздник детей. Написание писем Деду Морозу, украшение ёлки, ожидание подарков под ней, обязательная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, хоровод вокруг ёлочки – всё это создаёт волшебное чувство встречи Нового года. При подготовке к празднику представляется возможность познакомить детей с устным народным творчеством, традициями, обычаями, музыкальным фольклором, формировать любовь к своей культуре, что является основой нравственного воспитания детей,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nogodniy_kaleydoskop.docx | 381.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Латненский детский сад «Родничок»
Семилукского муниципального района Воронежской области
Познавательно- творческий проект
По теме: «Новогодний калейдоскоп »
в старшей группе
«Колокольчики»
Составили воспитатели:
Севрюкова Н.Н Ушакова. В.М
2020 год
Руководители проекта: воспитатели группы «Колокольчики»
Севрюкова.Н.Н и Ушакова.В.М
Возраст детей, на которых рассчитан проект:5-6 лет.
Состав проектной группы: семья, дети, воспитатели, муз. руководитель.
Тип проекта: информационно - познавательно, творческий.
Актуальность:
Новый год – самый любимый праздник детей. Написание писем Деду Морозу, украшение ёлки, ожидание подарков под ней, обязательная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, хоровод вокруг ёлочки – всё это создаёт волшебное чувство встречи Нового года. При подготовке к празднику представляется возможность познакомить детей с устным народным творчеством, традициями, обычаями, музыкальным фольклором, формировать любовь к своей культуре, что является основой нравственного воспитания детей,
Цель проекта:
расширение знаний о празднике Новый год, продолжение сотрудничества взрослого и ребёнка через все образовательные области программы: физическое развитие, речевое развитие, худ- эстетическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие.
Образовательные задачи: формировать понятия о традициях Нового года на Руси, истории их возникновения.
Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности; развитие речи детей, памяти, внимания, воображения, двигательных способностей и свойств; учить самостоятельно, создавать образы в рисовании, лепке, аппликации.
Воспитательные задачи: создание позитивного настроения в преддверии новогоднего праздника; умение работать в коллективе; укрепление связи дошкольного учреждения с семьёй.
Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о празднике Новый год, о традиции встречи праздника в нашей стране и других странах, об истории новогодней ёлки; активизация работы с родителями, создано праздничное настроение у детей и их родителей.
График работы над проектом: краткосрочный(6 недель)
Этапы проекта
1 этап Подготовительный:
- постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;
- накопление информации по теме проекта: подбор литературы, иллюстраций, стихов, сказок, прослушивание музыкальных композиций,
- подбор дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных игр,
- знакомство родителей с целями и задачами проекта.
- составление плана реализации проекта.
2 этап Основной - разнообразные формы работы с детьми и родителями:
- проведение занятий «Новый год у ворот », «Наш друг — Дед Мороз»
- беседы с детьми: « Что такое Новый год?», «Как праздновали новый год на Руси», «Дед Мороз и Санта Клаус: сходство и отличия», «Пишем письмо Деду Морозу», « Почему на Новый год наряжают ёлку», «Какой подарок хотел бы ты получить от Деда Мороза» и др.
Конспект беседы «История празднования Нового Года» в старшей группе
Цели: познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.
- систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах,
- формировать познавательный интерес,
- активизировать диалогическую и монологическую форму речи детей,
- развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей.
Задачи:
- расширять представления детей об истории возникновения праздника,
- воспитывать уважение к традициям русского народа.
Оборудование: иллюстрации, презентация беседы; цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, цветная бумага, ножницы, картон, клей.
Ход беседы.
Воспитатель:
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди.
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош (О. Высотская)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о приближающемся волшебном празднике - Новый год.
Как вы думаете, как раньше отмечали этот праздник? Ведь встреча нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. Давайте вместе поразмышляем с вами, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? (Выслушиваются рассуждения, предположения детей.)
Спасибо вам за ваши ответы, ведь Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную, украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, праздник Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….
-А кто дома украсил елку?
-Какая ваша елка?
-Какими игрушками вы ее украсили?
(Ответы детей)
Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка. Но что-то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим елочку.
Проводится упражнение "Украсим нашу елочку".
Воспитатель: Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!
Мы продолжаем с вами путешествие в историю празднования Нового года.
Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. В Италии перед Новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.
Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.
Воспитатель: Ребята, кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку:
У этого дедушки много внучат
Внучата на дедушку часто ворчат
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет. (Дед Мороз)
- Молодцы! Конечно же главный герой на новогоднем празднике - Дед Мороз.
- В завершении нашей беседы я предлагаю вам нарисовать новогоднюю открытку для друга. Перед тем,как приступить к работе над открыткой, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Ёлочка":
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Воспитатель: Теперь самое время заняться открыткой.
(Дети выполняют задание, выбирают материалы, необходимые для работы самостоятельно. Оформляется выставка из готовых открыток.)
Воспитатель: Наша беседа подошла к концу. Она получилась у нас интересной. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о волшебном празднике - Новый год!
Занятие по познавательному развитию в старшей группе.
«Наш друг — Дед Мороз»
Цели:
создать у детей атмосферу праздничного настроения;
развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение;
воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;
тренировать терпеливость, умение хранить свои секреты и бережное отношение к чужим секретам;
Ход занятия:
- Ребята, а вы любите праздник Новый Год? (Любим)
- А что бывает в Новый Год? (Елка, красивые елочные игрушки, гирлянды на елочке, приходит Дед Мороз, приносит подарки)
- А какой он, Дед Мороз? (Большой, с бородой, добрый, веселый, холодный, детей любит, подарки дарит)
- Дед Мороз – это большой друг всей детей, он вас очень любит и всегда радует подарками.
- Ребята, как вы думаете, где живет Дед Мороз? (В лесу, на севере)
- Давайте придумаем лес, в котором живет Дед Мороз (дети выкладывают на ковролине густой лес.)
- А в каком домике живет Дед? (Деревянном, кирпичном, ледяном, из сосулек)
- А как вы думаете, какая у него постель? Такая же теплая как у вас? (Нет, он растает)
- А какая же у него постель? (Из снега, льда, снежинок)
- А что Дед Мороз любит есть? (Сосульки, мороженое, холодную воду, снежинки)
- А с кем Дед Мороз дружит в лесу? (Со всеми: с птицами, зверями, со Снегурочкой)
- С какими птицами дружит зимой Дед Мороз? (Синички, снегири, голуби, вороны)Дети расставляют на деревьях фигурки птиц.
- С какими зверятами дружит? (С зайцами, лисами, медведями, волками, белками)Дети расставляют фигурки животных.
- Какие подарки Дед Мороз подарит птицам? (Ответы детей)
- Какие подарки подарит зверям? (Ответы детей)
- Какие подарки подарит Снегурочки? (Ответы детей)
- Какие подарки Дед Мороз подарит ребятам? (Ответы детей)
- А что вы хотите на Новый Год, не говорите вслух, а загадайте желание и тихо, шепотом, скажите свои желания чудесному мешочку (Когда все желания дети проговорят, мешочек завязывается и вешается на место.)
- Занятие окончено, будем ждать праздника и настоящего Деда Мороза с подарками.
- чтение и обсуждение художественной литературы: русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Мороз и заяц»; В.Г.Сутеев «Ёлка» и Токмакова «Живи, ёлочка!», Л.Воронкова «Как ёлку наряжали», А.Усачёв «Новый год в зоопарке», Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима.», Е. Тарасовская «Новый год», А.Усачёв «Откуда приходит Новый год»
- слушание аудио сказок: «Два Мороза», «Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Зимовье зверей», «Ледяные часы», «Сказка нетающей снежинки»
- просмотр мультфильмов: «Зима в Простоквашино», «Дед Мороз и лето», «Дед Мороз и серый волк», « Как Ёжик и Медвежонок Новый год встречали», «Снеговик- почтовик», изучение времени года с тётушкой совой
- аппликация «Снеговик», «Новогодняя поздравительная открытка», «Украсим ёлочку»;
«Снеговик»
«Новогодняя поздравительная открытка»,
«Украсим ёлочку»;
- рисование «Зима», «Узор из снежинок», « Зимующие птицы», «Большие и маленькие ели», «Новогодний карнавал»;
«Узор снежинок»
« Зимующие птицы»
«Большие и маленькие ели»
Лепка «Снегурочка»
- подбор и заучивание стихотворений к Новогоднему празднику;
Дед Мороз прислал нам елку… В. Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках — снежок!
Елка*А. Барто
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит всегда!
Куда девались снегири… Н. Соколова
Куда девались снегири,
Что прилетели в сад?
Да вот они, смотри, смотри —
На щечках у ребят.
Елочка* О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
Холодно*О. Высотская
Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
Почему снежок идет?… Н. Вересокина
Почему снежок идет?
Почему на речке лед?
Это к нам зима пришла —
Много снега намела.
Почему у нас в гостях
Елка в ярких огоньках?
Потому что к нам идет
Зимний праздник — Новый год!
Скоро Новый год! О. Чусовитина
Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.
Елка Н. Найденова
Блестят на елке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу елку —
Да, да, да!
Снегурочка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поем и пляшем —
Да, да, да!
- отгадывание загадок на новогоднюю тему;
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется…
(Снег)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные…
(Рукавички)
Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый …
(Снег)
Кто раскрасил щеки детям
В красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали?
(Дед Мороз)
- подбор и рассматривание репродукций, иллюстраций, открыток;
- организация выставок детского творчества;
- просмотр презентаций: « Зима», «Зимние забавы», «Великий Устюг-Родина Деда Мороза»;
- дидактические игры: «Какое время года?», «Подари игрушки по цвету», «Что в мешке у Деда Мороза?», « Чем украсим ёлку?», «Собери ёлку из геометрических фигур»;
- игровые ситуации: «Украшаем нашу группу», «Сундучок Деда Мороза»;
- строительные игры: «Замок для Снежной королевы», «Теремок для зверей», «Снежный городок», «Дворец для снегурочки и Деда Мороза»
- подвижные игры «Царство льда, воды и пара», « Заморозить и растопить», «Зайцы и волк», хоровод «Ёлочка», «Снежная карусель», «Снег кружится», «Метелица»;
- информационный стенд для родителей:
-родительское собрание: «Новый год у ворот»;
-консультации «Что подарить ребёнку на Новый год» «Безопасность детей в новогодний праздник»;
Консультация
Наступает замечательная пора новогодних праздников. Все мы и взрослые, и дети любим эти сказочные, волшебные дни. Ёлка, Снегурочка, Дед Мороз с подарками, Новогодний утренник – это всё очень важно для развития нервной системы и расширения кругозора ребёнка.
Однако есть и обратная сторона медали. Незнакомая обстановка и множество людей могут вызвать испуг, перевозбуждение.
Как быть? Что делать, чтобы все прошло, как задумано — без неприятных сюрпризов?
Нервное перенапряжение
Несмотря на ощущение праздника, волшебства, радость, которое дарит ребенку новогоднее представление, праздник все-таки является стрессовым фактором. И чтобы получить удовольствие от мероприятия, малыш должен быть готов к нему психологически.
Первый раз на Новогодний утренник
Если ребенок первый раз идет на утренник в саду, подготовьте его. Вкратце обрисуйте схему праздника: «Вы с ребятами станцуете, расскажите стихи, потом придет Дед Мороз, послушает стишок, раздаст подарки».
Продемонстрируйте свою уверенность в том, что малыш справится со своей ролью снежинки или гномика.
Другие елки. А стоит ли?
Если с утренником в детском саду все ясно — то когда речь идет о других мероприятиях, выбор остается за родителями.
Индивидуальный подход
Чтобы решить, идти ли на праздник и какую программу выбрать, честно ответьте на следующие вопросы:
• Способен ли ваш ребенок долгое время заниматься однотипной
деятельностью, сможет ли он высидеть на одном месте 30-40 минут подряд?
Кстати, младшие дошкольники не могут удерживать внимание на одном объекте более 30 минут.
• Не испугается ли малыш людей, собравшихся в одном зале?
• Насколько близко от дома проходится театр (ДК, Дворец спорта), в котором будет проходить новогоднее представление? Не будет ли путь туда и обратно слишком утомительным?
• На детей какого возраста рассчитано представление?
• Общительный ли у вас малыш?
• Захочет ли он подойти к Деду Морозу?
• Сможет ли водить хороводы с детишками? Или, может, ему лучше просто посмотреть спектакль в зале с мамой?
Желательно чувствительно и с пониманием относится к переживаниям ребенка. И если малыш говорит, что он устал и больше не хочет, то не следует его заставлять сидеть до конца представления, как бы ни было вам жалко заплаченных денег. То же самое и с количеством елок. Если вы предлагаете ребенку отправиться завтра на новогодний спектакль, а он с радостью соглашается, то можно и не на одну елку сходить, и даже в два с половиной года. Будьте внимательны к внутреннему миру и состоянию вашего чада. А также к своему восприятию этих мероприятий. Потому что если для вас это тоже радость, то и для малыша скорее всего это будет так. Ведь он с вами вместе интересно проводит время.
Вернувшись домой с праздника, проведите остаток дня, играя в тихие игры, спокойно погуляйте. Не нагружайте ребенка дополнительными занятиями, кружками. На сегодня у него уже достаточно впечатлений.
Учтите, что общение с компьютером и телевизором — тоже не лучшим образом влияет на нервную систему. Так что их лучше тоже ограничить.
Новогодний утренник — целое событие в жизни маленького человека. И к нему нужно как следует подготовиться и ребенку, и его родителям.
Конечно, не стоит без особых на то оснований лишать кроху радости. Но если ребенок еще недостаточно вырос, отложите новогодние спектакли на год. Впереди у малыша еще много елок...
При посещении новогодних утренников в ДОУ
придерживайтесь, пожалуйста,
следующих правил:
1. Просьба приходить на новогодний утренник за 15-20 минут до начала.
2. Не забудьте взять с собой сменную обувь. Верхняя одежда обязательно должна быть оставлена в группе.
3. Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если
праздник будет проводиться после обеда.
4. Костюм ребёнка (маска, шапочка, капюшон) не должен закрывать лицо ребёнка. На ногах – удобная обувь с фиксированной пяткой. Руки свободные, (волшебные палочки, мечи и т.д. – только во время индивидуальных танцев)
5. Мобильные телефоны желательно перед утренником выключить или поставить на тихий режим.
В целях безопасности запрещается пользоваться хлопушками, бенгальскими огнями и другими огнеопасными предмета
-папки передвижки «Здравствуй, Зимушка-зима!»;
- беседы с родителями, индивидуальные консультации;
- совместное с детьми участие в конкурсе «У ёлки на макушке гирлянды и игрушки», изготовление поделок и рисунков к новогоднему празднику;
- участие в подготовке к новогоднему утреннику.
3 этап Заключительный
- результаты Всероссийского конкурса новогодних рисунков и поделок «У ёлки на макушке гирлянды и игрушки»
- праздник «Новогодний карнавал »
-создание презентации проекта «Новогодний калейдоскоп».
Литература
Дыбина.О.В Ребёнок и окружающий мир. Программа и метод. рекомендации Мозайка –Синтез 2015
Лыкова. И.А. Изобразительная деятельность в детском садустаршая группа
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи Методическое пособие ТЦ. Свера,2013
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой старшая группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весенний калейдоскоп"интегрированное занятие для старшей группы
Данное занятие разработано для детей старшей логопедической группы, которое проводилось в конце года совместно с музыкальным руководителем. На занятии присутствовали и родители детей, что позволило им...
Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"
В работе представлено авторское дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....
"Семейный калейдоскоп" совместное мероприятие с родителями
Совместное мероприятие с родителями, построенное на интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы)...
Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина
Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...
осений праздник "Осенний калейдоскоп" старший возраст
Осенний праздник для подготовительной и старшей группы, где есть сказка "Стрекоза и муравей"....
Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"
Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...
Планирование по теме "Овощной калейдоскоп"
Проектная деятельность...