Проект" Новогодний калейдоскоп".
проект (старшая группа)

Ушакова Валентина Митрофановна

Новый год – самый любимый праздник детей. Написание писем Деду Морозу, украшение ёлки, ожидание подарков под ней, обязательная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, хоровод вокруг ёлочки – всё это создаёт волшебное чувство встречи Нового года. При подготовке к празднику представляется возможность познакомить детей с устным народным творчеством, традициями, обычаями, музыкальным фольклором, формировать любовь к своей культуре, что является основой нравственного воспитания детей,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nogodniy_kaleydoskop.docx381.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Латненский  детский сад «Родничок»

Семилукского муниципального района Воронежской области

 Познавательно- творческий проект

По теме: «Новогодний калейдоскоп »

в старшей группе

«Колокольчики»

Составили воспитатели:

 Севрюкова Н.Н    Ушакова. В.М

2020 год

Руководители проекта: воспитатели группы «Колокольчики»

Севрюкова.Н.Н и Ушакова.В.М

Возраст детей, на которых рассчитан проект:5-6 лет.

Состав проектной группы: семья, дети, воспитатели, муз. руководитель.

Тип проекта: информационно - познавательно, творческий.

Актуальность:

 Новый год – самый любимый праздник детей. Написание писем Деду Морозу, украшение ёлки, ожидание подарков под ней, обязательная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, хоровод вокруг ёлочки – всё это создаёт волшебное чувство встречи Нового года. При подготовке к празднику представляется возможность познакомить детей с устным народным творчеством, традициями, обычаями, музыкальным фольклором, формировать любовь к своей культуре, что является основой нравственного воспитания детей,

Цель  проекта:

расширение знаний о празднике Новый год, продолжение сотрудничества взрослого и ребёнка через все образовательные области программы: физическое развитие, речевое развитие, худ- эстетическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие.

Образовательные задачи: формировать понятия о традициях Нового года на Руси, истории их возникновения.

Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности; развитие речи детей, памяти, внимания, воображения, двигательных способностей и свойств; учить самостоятельно, создавать образы в рисовании, лепке, аппликации.

Воспитательные задачи: создание позитивного настроения в преддверии новогоднего праздника; умение работать в коллективе; укрепление связи дошкольного учреждения с семьёй.

Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о празднике Новый год, о традиции встречи праздника в нашей стране и других странах, об истории новогодней ёлки; активизация работы с родителями, создано праздничное настроение у детей и их родителей.

График работы над проектом: краткосрочный(6 недель)

Этапы проекта

1 этап  Подготовительный:

  • постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;
  • накопление информации по теме проекта: подбор литературы, иллюстраций, стихов, сказок, прослушивание музыкальных композиций,
  • подбор дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных игр,
  • знакомство родителей с целями и задачами проекта.
  • составление плана реализации проекта.

2 этап Основной - разнообразные формы работы с детьми и родителями:

  • проведение занятий «Новый год у ворот », «Наш друг — Дед Мороз»
  • беседы с детьми: « Что такое Новый год?», «Как праздновали новый год на Руси», «Дед Мороз и Санта Клаус: сходство и отличия», «Пишем письмо Деду Морозу», « Почему на Новый год наряжают ёлку», «Какой подарок хотел бы ты получить от Деда Мороза» и др.

Конспект беседы «История празднования Нового Года» в старшей группе

Цели: познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

- систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах,

- формировать познавательный интерес,

- активизировать диалогическую и монологическую форму речи детей,

- развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики, творческих способностей детей.

Задачи:

- расширять представления детей об истории возникновения праздника,

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

Оборудование: иллюстрации, презентация беседы; цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, цветная бумага, ножницы, картон, клей.

Ход беседы.

Воспитатель:

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она – погляди!

Платье на елке зеленого цвета,

Яркие бусы блестят на груди.

Елка у нас высока и стройна,

Вечером вся засверкает она

Блеском огней, и снежинок и звезд,

Словно павлина раскрывшийся хвост!

Елка в кармашки свои золотые

Спрятала множество разных сластей

И протянула к нам ветки густые,

Словно хозяйка, встречает гостей.

Дерево лучше нигде не найдешь!

С елкой хорошей и праздник хорош (О. Высотская)

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о приближающемся волшебном празднике - Новый год.

Как вы думаете, как раньше отмечали этот праздник? Ведь встреча нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. Давайте вместе поразмышляем с вами, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? (Выслушиваются рассуждения, предположения детей.)

Спасибо вам за ваши ответы, ведь Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную, украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.

Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.

После этого, праздник Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.

1 января праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.

Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.

Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.

Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….

-А кто дома украсил елку?

-Какая ваша елка?

-Какими игрушками вы ее украсили?

(Ответы детей)

Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка. Но что-то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим елочку.

Проводится упражнение "Украсим нашу елочку".

Воспитатель: Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!

Мы продолжаем с вами путешествие в историю празднования Нового года.

Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. В Италии перед Новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.

Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.

Воспитатель: Ребята, кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку:

У этого дедушки много внучат

Внучата на дедушку часто ворчат

На улице дедушка к ним пристает,

За пальцы хватает, за ушки дерет. (Дед Мороз)

- Молодцы! Конечно же главный герой на новогоднем празднике - Дед Мороз.

- В завершении нашей беседы я предлагаю вам нарисовать новогоднюю открытку для друга. Перед тем,как приступить к работе над открыткой, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Ёлочка":

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Воспитатель: Теперь самое время заняться открыткой.

(Дети выполняют задание, выбирают материалы, необходимые для работы самостоятельно. Оформляется выставка из готовых открыток.)

Воспитатель: Наша беседа подошла к концу. Она получилась у нас интересной. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о волшебном празднике - Новый год!

Занятие по познавательному развитию в старшей группе.

«Наш друг — Дед Мороз»

Цели:

создать у детей атмосферу праздничного настроения;

развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение;

воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;

тренировать терпеливость, умение хранить свои секреты и бережное отношение к чужим секретам;

Ход занятия:

- Ребята, а вы любите праздник Новый Год? (Любим)

- А что бывает в Новый Год? (Елка, красивые елочные игрушки, гирлянды на елочке, приходит Дед Мороз, приносит подарки)

- А какой он, Дед Мороз? (Большой, с бородой, добрый, веселый, холодный, детей любит, подарки дарит)

- Дед Мороз – это большой друг всей детей, он вас очень любит и всегда радует подарками.

- Ребята, как вы думаете, где живет Дед Мороз? (В лесу, на севере)

- Давайте придумаем лес, в котором живет Дед Мороз (дети выкладывают на ковролине густой лес.)

- А в каком домике живет Дед? (Деревянном, кирпичном, ледяном, из сосулек)

- А как вы думаете, какая у него постель? Такая же теплая как у вас? (Нет, он растает)

- А какая же у него постель? (Из снега, льда, снежинок)

- А что Дед Мороз любит есть? (Сосульки, мороженое, холодную воду, снежинки)

- А с кем Дед Мороз дружит в лесу? (Со всеми: с птицами, зверями, со Снегурочкой)

- С какими птицами дружит зимой Дед Мороз? (Синички, снегири, голуби, вороны)Дети расставляют на деревьях фигурки птиц.

- С какими зверятами дружит? (С зайцами, лисами, медведями, волками, белками)Дети расставляют фигурки животных.

- Какие подарки Дед Мороз подарит птицам? (Ответы детей)

- Какие подарки подарит зверям? (Ответы детей)

- Какие подарки подарит Снегурочки? (Ответы детей)

- Какие подарки Дед Мороз подарит ребятам? (Ответы детей)

- А что вы хотите на Новый Год, не говорите вслух, а загадайте желание и тихо, шепотом, скажите свои желания чудесному мешочку (Когда все желания дети проговорят, мешочек завязывается и вешается на место.)

- Занятие окончено, будем ждать праздника и настоящего Деда Мороза с подарками.

  • чтение и обсуждение художественной литературы: русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Мороз и заяц»; В.Г.Сутеев «Ёлка» и Токмакова «Живи, ёлочка!», Л.Воронкова «Как ёлку наряжали», А.Усачёв «Новый год в зоопарке», Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима.», Е. Тарасовская «Новый год», А.Усачёв «Откуда приходит Новый год»
  • слушание аудио сказок: «Два Мороза», «Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Зимовье зверей», «Ледяные часы», «Сказка нетающей снежинки»
  • просмотр мультфильмов: «Зима в Простоквашино», «Дед Мороз и лето», «Дед Мороз и серый волк», « Как Ёжик и Медвежонок Новый год встречали», «Снеговик- почтовик», изучение времени года с тётушкой совой
  •  аппликация «Снеговик», «Новогодняя поздравительная открытка», «Украсим ёлочку»;

      «Снеговик»

     «Новогодняя поздравительная открытка»,

 «Украсим ёлочку»;

  • рисование  «Зима», «Узор из снежинок», « Зимующие птицы», «Большие и маленькие ели», «Новогодний карнавал»;

                                           «Узор  снежинок»

« Зимующие птицы»

 «Большие и маленькие ели»

       Лепка «Снегурочка»

  • подбор и заучивание стихотворений к Новогоднему празднику;

Дед Мороз прислал нам елку…      В. Петрова

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок!

Елка*А. Барто

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка,

Пусть горит всегда!

Куда девались снегири…               Н. Соколова

Куда девались снегири,

Что прилетели в сад?

Да вот они, смотри, смотри —

На щечках у ребят.

Елочка*                                             О. Высотская

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

Холодно*О. Высотская

Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте поскорей! —

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Почему снежок идет?…                  Н. Вересокина

Почему снежок идет?

Почему на речке лед?

Это к нам зима пришла —

Много снега намела.

Почему у нас в гостях

Елка в ярких огоньках?

Потому что к нам идет

Зимний праздник — Новый год!

Скоро Новый год!                            О. Чусовитина

Скоро, скоро Новый год!

Скоро Дед Мороз придёт.

За плечами ёлочка,

Пушистые иголочки.

Он подарки нам разносит

И стихи читать нас просит.

Елка                                                    Н. Найденова

Блестят на елке бусы,

Хлопушки и звезда.

Мы любим нашу елку —

Да, да, да!

Снегурочка в белой шубке

Приходит к нам всегда.

Мы с ней поем и пляшем —

Да, да, да!

  • отгадывание загадок на новогоднюю тему;

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал…

(Мороз)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется…

(Снег)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные…

(Рукавички)

Он пришел нежданно,

Удивил нас всех,

Для ребят желанный

Белый-белый …

(Снег)

Кто раскрасил щеки детям

В красный цвет зимой, не летом?

А кто щиплет их за нос?

Угадали?

(Дед Мороз)

  • подбор и рассматривание репродукций, иллюстраций, открыток;
  • организация выставок детского творчества;
  • просмотр презентаций: « Зима», «Зимние забавы», «Великий Устюг-Родина Деда Мороза»;
  • дидактические игры: «Какое время года?», «Подари игрушки по цвету», «Что в мешке у Деда Мороза?», « Чем украсим ёлку?», «Собери ёлку из геометрических фигур»;
  • игровые ситуации: «Украшаем нашу группу», «Сундучок Деда Мороза»;
  • строительные игры: «Замок для Снежной королевы», «Теремок для зверей», «Снежный городок», «Дворец для снегурочки и Деда Мороза»
  • подвижные игры «Царство льда, воды и пара», « Заморозить и растопить», «Зайцы и волк», хоровод  «Ёлочка», «Снежная карусель», «Снег кружится», «Метелица»;
  • информационный стенд для родителей:

-родительское собрание: «Новый год у ворот»;

-консультации «Что подарить ребёнку на Новый год» «Безопасность детей в новогодний праздник»;

Консультация

Наступает замечательная пора   новогодних праздников. Все мы и взрослые, и дети любим эти сказочные, волшебные дни. Ёлка, Снегурочка, Дед Мороз с подарками, Новогодний утренник – это всё очень важно для развития нервной системы и расширения кругозора ребёнка.  

Однако есть и обратная сторона медали. Незнакомая обстановка и множество людей могут вызвать испуг, перевозбуждение.

Как быть? Что делать, чтобы все прошло, как задумано — без неприятных сюрпризов?

Нервное перенапряжение

Несмотря на ощущение праздника, волшебства, радость, которое дарит ребенку новогоднее представление, праздник все-таки является стрессовым фактором. И чтобы получить удовольствие от мероприятия, малыш должен быть готов к нему психологически.

Первый раз на Новогодний утренник

Если ребенок первый раз идет на утренник в саду, подготовьте его. Вкратце обрисуйте схему праздника: «Вы с ребятами станцуете, расскажите стихи, потом придет Дед Мороз, послушает стишок, раздаст подарки».

Продемонстрируйте свою уверенность в том, что малыш справится со своей ролью снежинки или гномика.  

Другие елки. А стоит ли?

Если с утренником в детском саду все ясно — то когда речь идет о других мероприятиях, выбор остается за родителями.  

Индивидуальный подход

Чтобы решить, идти ли на праздник и какую программу выбрать, честно ответьте на следующие вопросы:

•        Способен ли ваш ребенок долгое время заниматься однотипной

деятельностью, сможет ли он высидеть на одном месте 30-40 минут подряд?

Кстати, младшие дошкольники не могут удерживать внимание на одном объекте более 30 минут.

•        Не испугается ли малыш людей, собравшихся в одном зале?

•        Насколько близко от дома проходится театр (ДК, Дворец спорта), в котором будет проходить новогоднее представление? Не будет ли путь туда и обратно слишком утомительным?

•        На детей какого возраста рассчитано представление?

•        Общительный ли у вас малыш?

•        Захочет ли он подойти к Деду Морозу?

•        Сможет ли водить хороводы с детишками? Или, может, ему лучше просто посмотреть спектакль в зале с мамой?

Желательно чувствительно и с пониманием относится к переживаниям ребенка. И если малыш говорит, что он устал и больше не хочет, то не следует его заставлять сидеть до конца представления, как бы ни было вам жалко заплаченных денег. То же самое и с количеством елок. Если вы предлагаете ребенку отправиться завтра на новогодний спектакль, а он с радостью соглашается, то можно и не на одну елку сходить, и даже в два с половиной года. Будьте внимательны к внутреннему миру и состоянию вашего чада. А также к своему восприятию этих мероприятий. Потому что если для вас это тоже радость, то и для малыша скорее всего это будет так. Ведь он с вами вместе интересно проводит время.

Вернувшись домой с праздника, проведите остаток дня, играя в тихие игры, спокойно погуляйте. Не нагружайте ребенка дополнительными занятиями, кружками. На сегодня у него уже достаточно впечатлений.

Учтите, что общение с компьютером и телевизором — тоже не лучшим образом влияет на нервную систему. Так что их лучше тоже ограничить.

Новогодний утренник — целое событие в жизни маленького человека. И к нему нужно как следует подготовиться и ребенку, и его родителям.

Конечно, не стоит без особых на то оснований лишать кроху радости. Но если ребенок еще недостаточно вырос, отложите новогодние спектакли на год. Впереди у малыша еще много елок...

При  посещении  новогодних  утренников в ДОУ

придерживайтесь, пожалуйста,

следующих правил:

1.        Просьба приходить на новогодний утренник за 15-20 минут до начала.

2.        Не забудьте взять с собой сменную обувь. Верхняя одежда обязательно должна быть оставлена в группе.

3.        Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если

праздник будет проводиться после обеда.

4.        Костюм ребёнка (маска, шапочка, капюшон) не должен закрывать лицо ребёнка. На ногах – удобная обувь с фиксированной пяткой. Руки свободные,   (волшебные палочки, мечи и т.д. – только во время индивидуальных танцев)

5.        Мобильные телефоны желательно перед утренником выключить или поставить на тихий режим.

В целях безопасности запрещается пользоваться хлопушками, бенгальскими огнями и другими огнеопасными предмета

-папки передвижки «Здравствуй, Зимушка-зима!»;

- беседы с родителями, индивидуальные консультации;

 - совместное с детьми участие в конкурсе «У ёлки на макушке гирлянды и игрушки», изготовление поделок и рисунков к новогоднему празднику;

- участие в подготовке  к новогоднему утреннику.

3 этап Заключительный

- результаты Всероссийского конкурса новогодних рисунков и поделок  «У ёлки на макушке гирлянды и игрушки»

- праздник «Новогодний карнавал »

 -создание презентации проекта «Новогодний калейдоскоп».

Литература

Дыбина.О.В Ребёнок и окружающий мир. Программа и метод. рекомендации Мозайка –Синтез 2015

Лыкова. И.А. Изобразительная деятельность в детском садустаршая группа

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи Методическое пособие  ТЦ. Свера,2013

Комплексные занятия  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенний калейдоскоп"интегрированное занятие для старшей группы

Данное занятие разработано для детей старшей логопедической группы, которое проводилось в конце года совместно с музыкальным руководителем. На занятии присутствовали и родители детей, что позволило им...

Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"

В работе представлено авторское  дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....

"Семейный калейдоскоп" совместное мероприятие с родителями

Совместное мероприятие с родителями, построенное на интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы)...

Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина

Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...

осений праздник "Осенний калейдоскоп" старший возраст

Осенний праздник для подготовительной и старшей группы, где есть сказка "Стрекоза и муравей"....

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...