Диплом "Повышение профессиональной компетентности педагогов через методическую деятельность ДОУ"
статья

Кожевникова Татьяна Сергеевна

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota_kozhevnikovoy_t.s.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра экспертиз

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Повышение профессиональной компетентности педагогов через методическую деятельность ДОУ

Выполнил: Кожевникова Татьяна Сергеевна,

выпускник курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Менеджмент в образовании»

Научный руководитель: Яблонцева Надежда Юрьевна,

специалист по УМР ОГАОУ ДПО ИРО

Иркутск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………..……………………………………..…….….. 3

Глава 1. Теоретические подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов через методическую деятельность ДОУ…………………………………………………………………….………………………...….6

1.1. Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ…………………………………………………………………………...……………….….…6

1.2. Организация методической работы в дошкольных учреждениях…………………………………………………………………………….…………..8

1.2.1.Сущность методической работы………………………………………..……………8

1.2.2. Структура методической работы……….……………………………….……..……9

1.2.3 Содержание методической работы…….……………….…………………………..10

1.3.Оценка эффективности методической работы в ДОУ………………………………12

1.4.Вывод по первой главе…………………………………………………...................…13

Глава 2. Осуществление деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов через методическую деятельность ……………………………………………………………………………………………..………..14

2.1. Анализ методической работы с кадрами …………………………………………...14

2.2. Создание системы методической работы направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов………………………………………………….15

2.3. Мониторинг эффективности методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов…………………………………………….……22

2.4.Вывод по второй главе…………………………………...........................................…26

Заключение………………………………………….………..…………………………….27

Список литературы…...……………………………….……..………………………...…..28

Приложения…………………………....………………..……............................................30

Приложение 1 Анкетирование педагогов по самообразованию………………………..30

Приложение 2 Этапы исследования по профессиограмме……………………………...32

Приложение 3 Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов……..35

Приложение 4 Планирование деятельности творческих групп………………………...37

Приложение 5 Проект приобщения дошкольников к природе и всему живому «Рассвет»…………………………………………..………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

Процессы обновления учреждений образования в современных условиях требуют от воспитателя переориентации его сознания, профессиональной позиции на гуманистические ценности, позволяющих принимать компетентные решения. Стало очевидным, что источником механизма развития дошкольных учреждений является творческая деятельность воспитателя.

Ранее, понятие «профессиональная компетентность» рассматривалась как сложный интегральный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в профессиональной среде. Новая ситуация потребовала корректировки понятия «профессиональная компетентность».

Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя.

Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: внешние условия для полного и творческого развития воспитателя в дошкольном учреждении ещё не созданы (оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д.). Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе. Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.

Однако, несмотря на всю сложность объективных условий, большую роль играют также причины субъективные, зависящие во многом от воспитателя.

Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Большинство воспитателей не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.

И если мы не в состоянии коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тем полнее следует использовать социально-психологические ресурсы личности учителя, его профессионально-личностный потенциал. Кроме того, как показал анализ наших наблюдений по мере накопления опыта большинство воспитателей значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью. Всё меньше остаётся областей знания, к которым воспитатель обращается ради общего развития и ознакомления с новыми направлениями науки, идеями, фактами. А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал. Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы исследования вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностных ориентаций педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

Из изложенного можно выделить следующую проблему исследования: каково содержание деятельности методической работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений?

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Повышение профессиональной компетентности педагогов через методическую деятельность ДОУ».

Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Предмет исследования – организация методической работы, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Цель исследования - выявление структуры управления и составляющие системы методической работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза - управление развитием профессиональной компетентности воспитателей будет эффективным при следующих условиях:

  • Если система управленческой деятельности руководителей будет стимулировать формирование у воспитателя детского сада внутренней потребности в творческом самосовершенствовании, в развитии своих профессиональных способностей;
  • Если в методической работе будет доминировать личностно-ориентированный подход;
  • Если будут использоваться эффективные формы и методы работы с кадрами;
  • Если будет разработана и реализована система методической работы, направленная на развитие профессиональной компетентности.

С учетом цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявить и определить сущность понятий «профессионализм» и  «профессиональная компетентность педагогов ДОУ».

2. Уточнить определение «методическая работа», её сущность, структуру, содержание и оценку эффективности;

3. Разработать эффективную систему методической работы по обеспечению развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ, определить результативные формы и методы работы.

4. В ходе исследовательской работы апробировать разработанную систему методической работы, определить степень её эффективности в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследование проводилось в муниципальном дошкольном учреждении общеразвивающего вида детский сад «Малыш», р.п. Железнодорожный, Усть-Илимского района, Иркутской область в течение 2011-2012 учебного года.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОУ

  1. Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.

Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова (С.1) выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1.     Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.   Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности выявляют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста.

Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

1.2. Организация методической работы в дошкольных учреждениях

1.2.1.Сущность методической работы

Методическая работа – это последовательная система способов теоретического познания и практического применения в какой–либо деятельности (в нашем случае, в педагогической).

Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

В разных типах и видах образовательных учреждений отечественной системы образования методическая работа может осуществляться в разных формах организации: методических центров, методических кабинетов, методических сообществ, методических служб.

Рассмотрев разные позиции авторов теоретиков и практиков на сущность методической работы в системе образования можно сделать следующий вывод, что методическая работа – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

1.2.2. Структура методической работы

Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.

В методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты.

Основная цель методической работы это - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем, формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.

При формулировании задач методической работы дошкольного образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы.

Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой (Сн. 1). Авторы предлагают следующее их содержание:

– информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

– аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;

– планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.

1) Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гурманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007, с.97

– проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения;

– организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;

– обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;

– контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Исходя из функций определяются задачи методической работы:

– исследование образовательных потребностей социума;

– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;

– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);

– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;

– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;

– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;

– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты).

1.2.3 Содержание методической работы

Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития ДОУ и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть: 1) дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); 2) психолого-педагогический; 3) методический; 4) технологический и технический; 5) коммуникативный.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой (Сн.2) относятся:

 - локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

- интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры;

2) Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. – М: Сфера. 2008,  42 стр.

деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

- интерактивные (межрайонные, городские, областные, федеральные): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью. Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатом методической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ мы приходим к выводу, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.

1.3.Оценка эффективности методической работы

Правильно организованная методическая работа должна обеспечить создание условий для повышения качества работы педагогов. Поэтому встаёт вопрос об эффективности методической работы, её анализе.

В ходе оценивания эффективности методической работы в ДОУ необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Объективность оценки, опора на достижения педагогической науки и практики.

2. Комплексность методов, охватывающих все стороны деятельности.

3. Учёт не только конечных результатов, но и оптимальности процесса их достижения, изучение динамики, тенденций развития, диагностики причин, выявленных недостатков.

4. Использование разнообразных, дополняющих и уточняющих друг друга методов изучения эффективности.

Критерии оценивания эффективности методической работы:

  • результативность,
  • экономичность, рациональность затрат времени,
  • стимулирующая роль методической работы.

Качественный и серьёзный анализ позволяет выявить основные противоречия в организации работы, спланировать дальнейшее её развитие на основе реальных запросов и интересов педагогов.

1.4. Выводы по первой главе

1. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ представляет собой целенаправленный процесс совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов, основанный на оптимизации имеющихся знаний, умений, профессиональных ценностных ориентаций педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

2. Грамотно поставленная методическая работа является эффективным условием развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ, поскольку включает разнообразные формы организации работы с педагогами, обеспечивает освоение ими содержания в соответствии с их уровнями профессиональной компетентности.

3. Эффективность процесса совершенствования профессиональной компетентности определяется гибким содержанием системы методической работы, предполагающим повышение как общей компетентности педагогов ДОУ, так и реализацию их индивидуальных траекторий профессионального развития.

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ

2.1. Анализ методической работы с кадрами

Методическую работу в ДОУ осуществляют: заместитель заведующей по УВР и старший воспитатель.

В настоящее время в детском саду работает 30 педагогов. Высшее педагогическое образование имеют 15 педагогов (Диаграмма 1). Из них дошкольное педагогическое образование только у 15%.

Высшую и первую квалификационную категорию имеют 44% (Диаграмма 2).

 Все педагогические работники имеют курсы повышения квалификации по профессиональной деятельности. Четыре педагога прошли профессиональную переподготовку.

На первом этапе исследования проведён проблемный анализ методической работы в МДОУ «Малыш» за последние три года. Выявлены следующие недостатки:

  1. Стихийное использование форм и методов методической работы;
  2. Неполноценное использование банка методической литературы и пособий методического кабинета.
  3. Недоработки в системы контроля.

Анкетирование и тестирование педагогов проходило в нескольких направлениях:

  • Выявление способностей педагогов к самообразованию (Приложение 1);
  • Развитие творческих способностей педагогов;
  • Составление профессиограмм (Приложение 2).

Получены следующие результаты:

  1. Способность к самообразованию и к самостоятельности деятельности имеется у всех членов коллектива, только в разной степени. Необходима помощь и методическое сопровождение при разработке темы по самообразованию 45% педагогов.

2. Мониторинг профессионально - педагогического уровня позволил выделить две группы педагогов:

-      педагоги, работающие творчески - 64%;

-      педагоги с установившимся стилем работы - 36%.

Данные результаты говорят о творческой работе коллектива.

3. Основные затруднения воспитателей в профессиональной деятельности

  • В отборе содержания в соответствии с целью.
  • В определении цели.
  • В выборе оптимальных методов обучения.
  • В анализе результатов обучения, воспитания.
  • В самоанализе.

4. Предпочтение воспитателями форм методической работы:

  • Неделя взаимопосещений;
  • Семинары практикумы;
  • Творческие группы

2.2. Создание системы методической работы направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов

Для решения проблем и устранения недостатков в методической работе на основе проблемного анализа отобраны наиболее эффективные формы и методы работы с педагогами и создана система контроля и управления.

Организация деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов начинается с анализа ежегодного мониторинга возможностей и затруднений педагогов, который в совокупности с анкетированием на начало учебного года позволяет сформулировать годовые задачи и планировать методическую работу с учетом личностного, профессионального развития педагогов и отследить результативность данной деятельности (Приложение 3).

Анализ диагностических карт возможностей и затруднений педагогов в 2011 году показал следующие результаты:

Более 70 % педагогов  имеют опыт работы, и могут поделится по следующим темам:

  • Художественно-речевая деятельность;
  • Организация досугов,
  • Дидактическое обеспечение,
  • Педагогика сотрудничества.

Педагоги хотели бы получить консультацию по  темам:

  • Развитие историко-географических представлений.
  • Приобщение к национальным истокам,
  • Закаливающие мероприятия,
  • Приобщение к музыкальному искусству.

По одному педагогу не имеют опыта работы по темам:

  • Развитие математических способностей,
  • Обучение грамоте,
  • Развитие историко-географических представлений,
  • Художественно-речевая и театральная деятельность,
  • Начальные представления о ЗОЖ,
  • Определение уровня достижений детей.

С учетом анкетирования педагогов на начало года, задач программы развития на 2011-2012 год были сформулированы следующие задачи:

1. Формирование целостной картины мира через приобщение дошкольников к родной природе.

2. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в детском саду через организацию подвижных и спортивных игр.

Такую форму работы с педагогами как творческие проблемные группы мы использовали в различных видах и составах, планировали их деятельность в начале года и собирали стихийно по возникновению проблемы. Такая работа творческих групп была не системной и охватывала только часть педагогов, давая возможность «отсидеться в стороне». Тогда было принято решение формировать творческие группы  по приоритетным направлениям работы ДОУ на конкретный учебный год и основным задачам годового плана в начале года. Расстановка педагогических кадров по группам осуществляется с учётом их направления по самообразованию, опыту и собственному желанию с помощью анкетирования. Каждая группа в течение года разрабатывает свою тему, планируя деятельность группы, режим работы, ответственных, обеспечивая реализацию годовой задачи или деятельности приоритетного направления. Руководителем группы является член администрации детского сада или педагог с высшей или первой квалификационной категорией, который контролирует и направляет работу. Основными задачами групп является: изучение литературы, планирование мероприятий с педагогами и родителями, поиск наиболее интересных, творческих подходов к реализации.  Таким образом, происходит взаимодействие педагогов, активизация творческой деятельности, обмен информацией и опытом.

В 2011-2012 учебном году творческие группы были запланированы по следующим темам:

1. Приобщение дошкольников к природе родного края;

2. Взаимодействие с семьёй;

3. Внедрение новых государственных требований;

4. Физическое воспитание и здоровье детей;

Каждая группа ответственна за разработку темы и организацию мероприятий. (Приложение 4).

 Использование творческих групп в такой форме, позволило активно реализовывать проектную деятельность. В детском саду реализовано ряд проектов, участниками которых являются воспитатели, родители, дети. На подготовительном этапе реализации проекта творческая группа изучает данную тему, проводит диагностические исследования: анкетирование, тестирование; ставит цели и задачи, планирует мероприятия. На продуктивном этапе осуществляется деятельность с кадрами по данной теме, это: семинары-практикумы, консультации, педсовет, практические занятия. Также на этом этапе происходит внедрение полученных педагогами знаний в воспитательно-образовательную деятельность с детьми. Итогом деятельности по проекту является составление методических материалов по теме, содержащих как теоретическую базу, так и практические разработки педагогов. Организация минипроектов на группах, выставок, открытых просмотров позволяют оценить результативность реализации данного проекта.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется деятельность над долгосрочным проектом по нравственно-патриотическому воспитанию: «Близко к сердцу». Цель проекта: активизация работы МДОУ по формированию у детей нравственно-патриотических чувств. 

Долгосрочный проект состоит из пяти минипроектов, реализуемых ежегодно:

2008-2009 учебный год - проект приобщения дошкольников к русской народной культуре: «Лучина»;

2009-2010 учебный год - проект педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: «Свеча»;

2010-2011 учебный год - проекта воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста: «Ладонь к ладони»;

2011-2012 учебный год - проект приобщения дошкольников к природе и всему живому: «Рассвет»;

2012-2013 учебный год - проекта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Знамя».

В этом учебном году коллективом ДОУ был реализован проект приобщения детей к природе родного края «Рассвет» (Приложение 5).

Методическая работа с кадрами по реализации проекта осуществлялась в следующей деятельности: педагогам были предложены консультации и практические задания по программному содержанию и методике организации наблюдений. В рамках семинара-практикума для педагогов детского сада организован открытый просмотр наблюдений в разных возрастных группах. Анализ просмотров позволил выявить наиболее частые ошибки педагогов при организации наблюдений и способы их избегания. Результаты тематической проверки показали высокий уровень организации детей по формированию целостной картины мира. Для педагогов мы организовали экскурсию к краеведческий музей города Усть-Илимска, где им поведали историю становления города и района, встречу с Иркутскими поэтами и обзор материалов, представленных в библиотеке для знакомства дошкольников с родным краем.

Заключительным этапом реализации проекта стало проведение семинара-практикума для педагогов района. На котором были представлены открытые просмотры образовательной деятельности, театральное представление, презентация минипроектов на группах и проекта «Рассвет».

Методические материалы, оформленные в результате реализации проекта, содержат необходимую информацию и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к природе родного края.

Использование таких форм работы с кадрами позволяют направить и активизировать педагога в его деятельности по самообразованию. Методическая работа в данном направлении осуществляется через оказание помощи в подборе темы и составлении перспективного плана  по самообразованию; организации посещений детских садов района и города, семинаров-практикумов, мастер-классов и научно-практических конференций. Неделя взаимопосещений итоговых занятий, отчёты по самообразованию  в конце учебного года, итоговые творческие выставки позволяют педагогам: поделится опытом, почерпнуть новые идеи и оценить свои результаты работы.

Существует ряд форм работы с молодыми специалистами. В нашем детском саду практикуется наставничество. За каждым молодым специалистом или вновь прибывшим педагогом закрепляется наставник – опытный педагог с высшей категорией. Ежегодно проводится творческая неделя: «Научи и я научусь». На этой недели осуществляется анкетирование и тестирование молодых специалистов, на основе которого проводятся консультации и практические занятия. В конце недели проходят открытые просмотры занятий, которые готовят специалисты вместе с наставниками. Такая форма работы позволяет обеспечить информационно-практическое сопровождение сотрудников и безболезненное влияние их в коллектив.

Введение системы психологических тренингов в работу с педагогическими кадрами ДОУ, с целью развития профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания, позволяют решать следующие задачи:

а) приобретение знаний в области педагогики, возрастной психологии, психологии общения и малых групп;

б) развитие умений и навыков эффективного общения с детьми, коллегами, родителями детей:

- в процессе восприятия людьми друг друга (умения адекватно отражать психические состояния и понимать личностные особенности другого человека и т. п.);

- в процессе взаимодействия с собеседником (умения обеспечить благоприятный для беседы «климат отношений», умения владеть позицией разных ролей и т. п.);

- в процессе обмена информацией (умения активного и нерефлексивного слушания, умения понимать язык невербального общения и т. д.);

в) формирование умений и навыков личностно ориентированного взаимодействия с детьми:

- обучение средствам экспресс-диагностики индивидуальных особенностей ребенка и его эмоциональных состояний; особенностей малой группы; самодиагностики;

- обучение специфическим техникам-приемам эффективного взаимодействия;

г) развитие профессионально значимых свойств личности;

Тренинги организуются ежегодно совместно с психологом и включают в себя диагностирование профессиональных компетенций, анкетирование и тестирование педагогов. Методика проведения тренинга предусматривает реализацию следующих блоков: 1) блока обеспечения работоспособности группы; 2) блока формирования положительной мотивации у участников; 3) информационного; 4) обучающего; 5) личностного.

На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа тренинга и реализуется в работе с подгруппами в течение недели. По результатам тренинга планируется консультирование педагогов и индивидуальная работа со специалистами.

С целью развития интереса к методической работе, активизации творческих способностей педагогов при проведении педагогических советов  используем различные методы активного обучения, такие как: мозговой штурм, решение педагогических ситуаций, разыгрывание ролей и другие, поэтому заседания всегда проходят активно, интересно, способствуют росту педагогического мастерства и развивают творческое мышление.

В 2011 году в ДОУ в годовой план введен «Творческий день аттестуемых». Аттестуемым педагогам предоставляется возможность презентовать экспертной комиссии открытые просмотры, отчёты по самообразованию и портфолио. Такая форма работы позволяет в полной мере представить результаты своей деятельности в межаттестационный период, а экспертной комиссии наиболее точно оценить данную деятельность.

Методический кабинет ежегодно пополняется новинками  методической литературы и изданиями периодической печати, но всегда педагоги осведомлены об имеющейся литературе. С целью ознакомления педагогов с обеспечением методического кабинета в годовой план ежемесячно введена такая форма работы как «Библиотека педагога». Так как сообщение представляют все педагоги по-очереди, данная форма работы позволяет не только повысить информационную осведомлённость педагогов, но и развить способность кратко и доступно доносить до слушателей материал.

Методический кабинет является центром методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

В информационном стенде находится информация по темам:

  • Аттестация педагогов;
  • Текущая работа;
  • Информация из годового плана: задачи, тематические проверки, творческие группы ит.п.

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материал семинаров-практикумов, план – график повышения квалификации педагогов, план аттестации педагогических кадров, передовой педагогический опыт.

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Одной из функций методической работы является контроль воспитательно-образовательного процесса. Составление карт оперативного контроля для руководителей, в соответствии с годовыми задачами и направлениями воспитательно-образовательного процесса, обеспечило его системность, спланированность и в то же время вариативность. Два раза в год осуществляется тематическая проверка, позволяющая оценить состояние воспитательно-образовательного процесса по определённому направлению, а также педагогическую компетентность педагогов по данной теме.

С учётом годовых задач на 2011-2012 год были проведены тематические проверки:

  1. Состояние воспитательно-образовательной работы по приобщению дошкольников к природе родного края;
  2. Организация познавательного и двигательного развития детей дошкольного возраста на прогулке.

 Результаты проверок фиксируются в справках, и ведётся контроль над исправлением выявленных недочётов.

Активность педагогов отслеживается в течение года и фиксируется в карте эффективности педагогической деятельности по определённым критериям. Что позволяет наглядно оценить уровень активности педагога за год.

Таблица 1.

Критерии оценки эффективности педагогической деятельности

Участие в мероприятиях

Кол-во баллов

Ведение и оформление установленной документации

1 балл

Работа по взаимодействию с педагогами детского сада  (доклады, консультации, выставки, семинары - практикумы и т.п.)  

1 балл

Открытые занятия для педагогов детского сада или родителей

1 балл

Осуществление деятельности по дополнительному образованию.

2 балла

Призовые места  группы в смотрах - конкурсах детского сада.

2 балла

Работа с родителями (участие  родителей в фестивале: «Музыкальная семья», конкурсах и родительских гостиных).

1 балл

Участие в родительских гостиных.

от 1 до 2 баллов, зависит от ступени участия

Представление опыта работы в периодической печати, книгах и брошюрах.

2 балла

Участие в конкурсах педагогического мастерства: «Учитель года» и т.п.

от  5 до 10 баллов, зависит от уровня

Взаимодействие с педагогами района и города (выступление на районных мероприятиях); руководство  лабораторий и объединений.

2 – 5 баллов

Участие в региональных мероприятиях.

3 балла

Открытые занятия на район.

2 балла

Повышение квалификации, прохождение курсовой переподготовки.

2 балла

Прохождение аттестации.

2 балла

Отсутствие обоснованных замечаний администрации и жалоб родителей.

1 балл

Инновационная деятельность (образовательные проекты, программы и т.п.).

2 балла

Хороший уровень диагностических показателей выполнения программы (выше 2,5).

2 балла

2.3. Мониторинг эффективности методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Оценка эффективности методической работы за год осуществлялась в следующих направлениях:

  1. Своевременность выполнения запланированных мероприятий по повышению профессиональных компетенций.
  2. Мнение педагогов о методической работе ДОУ.
  3. Обобщение опыта педагогов на районных и областных мероприятиях.

Анализ деятельности в данных направлениях отразил следующие результаты работы:

  • Выявлены наиболее эффективные формы и методы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов:

- курсовая подготовка и переподготовка;

- участие в работе творческих групп и проектной деятельности;

- участие в районных лабораториях и методических объединениях.

  • Создана система методической работы в данном направлении (Таблица 2).

Таблица 2.

Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагога

Форма методической работы

Сроки проведения

Документация, форма отчёта

Ответственный

Мониторинг возможностей и затруднений педагогов

Май

Анализ карт

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Анкетирование педагогов на начало учебного года

Август-сентябрь

Анализ анкет

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Создание творческих групп

Сентябрь

График работы творческих групп

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Семинар-практикум для педагогов детского сада

Один раз в год

Папка с методическими материалами

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Семинар-практикум для педагогов района

Один раз в год

Папка с методическими материалами

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Психологический тренинг для педагогов

Один раз в год

Анализ результатов тренинга

Психолог

Неделя молодого специалиста «Научи и я научусь»

Один раз в год

Папка с методическими материалами

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Оперативный контроль

В течение года

Карты оперативного контроля

Старший воспитатель

Тематическая проверка

Два раза в год

Справка тематической проверки

Заместитель заведующей по УВР

«Библиотека педагога»

Один раз в месяц

Список литературы

Педагоги

Проектная деятельность

В течение года

Методические материалы по проекту

Старший воспитатель

Творческий день аттестуемых педагогов

Во время аттестации педагогов

Портфолио педагога

Аттестуемые педагоги

Педагогический совет

Пять раз в год

Результат

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Неделя взаимопосещений итоговых занятий

В конце учебного года

Модели образовательной деятельности

Педагоги

Деятельность по самообразованию

В течение года

Перспективные планы, отчёты по самообразованию

Педагоги

Оформление информационного стенда для педагогов в методическом кабинете

В течение года

Материалы стенда

Заместитель заведующей по УВР, старший воспитатель

Посещение детских садов района

Один раз в год

Обогащение опыта

Педагоги

Участие в районных лабораториях и методических объединениях

В течение года

Обогащение опыта

Педагоги

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Один раз в год

Обобщение опыта

Педагоги

Участие в конкурсах, фестивале методических идей, научно-практических конференциях

В течение года

Конкурсные и печатные материалы

Педагоги

Курсовая подгодотовка и переподготовка, обучение в учебных заведениях

В течение года

Сертификат

Заместитель заведующей по УВР

  • Повторное анкетирование и тестирование педагогов выявило наиболее положительное отношение к методической работе. Затруднения в работе по самообразованию испытывают только 20% коллектива.
  • Педагоги успешно демонстрировали опыт работы на мероприятиях района и области (Таблица 3).

Таблица 3.

Участие педагогов в конкурсах и других мероприятиях района и области

в 2011-2012 учебном году

Мероприятие

Участники

Награды

1.

Районный фестиваль методических идей

Бердникова И.С.

Юрчус Л.С.

Гришко Н.Ф.

Щегорина Н.А.

Дерикочма И.Ф.

Сертификаты участников фестиваля, публикации статей в сборнике фестиваля

2.

Районные лаборатории

Тарасова Л.М.

Зелинская А.А.

Кожевникова Т.С.

Сертификаты участников

3.

Конкурсный отбор на премию губернатора Иркутской области в номинации «Творческий коллектив»

Балыкина Т.И.

Макарцова Е.В.

Звягинцева О.В.

Сертификат, премия

4.

Конкурсный отбор на премию губернатора Иркутской области в номинации «Лучший дошкольный работник»

Звягинцева О.В.

Кирилова И.А.

Сертификат, премия

5.

Районный и заочный этап конкурса молодых руководителей «Дебют»

Кожевникова Т.С.

Диплом участника

6.

Районный этап конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года»

Звягинцева О.В.

Диплом за первое место, ценный приз

7.

Публикация статей в сборнике научно-практической конференции педагогов района и города «Инновационные процессы в образовании», г. Усть-Илимск.

Кожевникова Т.С.

Звягинцева О.В.

Дипломы участников конференции, сборники

8

Презентация проекта приобщения дошкольников к народной культуре «Лучина» на районном мероприятии.

Макарцова Е.В.

-

  • Для увеличения эффективности работы с кадрами планируется создание электронного банка данных педагогов и методических рекомендаций по темам комплексно-тематического планирования.

2.4. Выводы по второй главе

Анализ результатов исследовательской работы позволил сделать следующие выводы:

1. Исследования, проведенные на первом этапе исследовательской  работы, подтвердили необходимость определения и уточнения форм и методов методической работы, направленных на развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

2. Сочетание разнообразных форм организации повышения квалификации организационно-деятельностного уровня методической работы позволяет обеспечить поэтапное формирование и последовательное развитие всех базовых компонентов профессиональной компетентности каждого педагога ДОУ;

3. Результаты деятельности в ходе исследования показали системность, гибкость структуры организации и дифференцированный подход в содержании системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, способствующих положительной динамике изменения уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

4. По итогам  исследовательской работы, выявилась положительная динамика в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ, что  подтвердает эффективность системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она содержит стихийное использование, не всегда эффективных, форм и методов методической работы и ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится в системе и дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Таким образом, по  результатам исследовательской работы можно сделать следующие умозаключения:

1. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ понимается как интегральная характеристика, включающая когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты, определяемая готовностью и способностью педагога дошкольного образования выполнять в непосредственной деятельности профессионально-педагогические функции.

2. Развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ способствует реализация системы методической работы, функционирующая в следующих направлениях: повышение социально-психологической культуры воспитателей, развитие профессиональных умений, навыков, раскрытие творческого потенциала воспитателей.

3. От грамотного выбора форм и методов методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов зависит уровень педагогического мастерства педагога.

4. В процессе реализации системы методической  работы по повышению профессиональной компетенции педагога осуществляется подготовка педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, с учётом в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные потребности и возможности педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Определение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ при прохождении аттестации. // Управление ДОУ. - 2011. - №5.- С. 39-44.
  2. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гурманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 97 с.
  3. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя. Сост. Калугина В.А. – М: Сфера. – 77с.
  4. Диагностическая и методическая работа в ДОУ./ Сост. Никишина М.В.- Волгоград: Учитель, 2010. – 98с.
  5. Колесов В.П. О Квалификации компетенций. // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт. - 2006.-  №2. – С. 25-28.
  6. Профессиональная компетентность педагога ДОУ //Управление ДОУ. - 2007. - №1.- С. 32-35.
  7. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. - М.: Сфера.- 2008. – 97с.
  8. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. /Сост. Белая К. Ю. - М.: Сфера. 2008. - 42с.
  9. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ./Сост. Копытова Н.Н. - С-П.: Детство-пресс, 2008. – 125с.
  10. Педсоветы в ДОУ. Сост. Дудо О.В. – М.: Учебная литература, 2010. – 78с.
  11. Практикум по профессиональной компетентности педагогов./ Сост. Ельцова О.М. -  Волгоград: Учитель, 2010. - 56с.
  12. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности дошкольного педагога./ Сост. Буланова Л.В.- М: Методист, 2009.- 60с.
  13. Региональная программа развития образования в Иркутской области на 2011-2015 гг (утверждена постановлением правительства Иркутской области от 22 июня 2011 г. N 162-пп).
  14. Сайт: http://doshvozrast.ru
  15. Сайт: http://proshkolu.ru
  16. Сайт: http://www.moi-detsad.ru
  17. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении./Сост. Ежова Н.В. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 69с.
  18. Система планирования в дошкольном учреждении. Сост. Солодякина О.В. – М.: АРКТИ, 2006. – 67с.
  19. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Управление педагогическим процессом по результатам в ДОУ. -  М.: Сфера, 2010. – 135с.
  20. Федеральная целевая программы развития образования на 2011- 2015 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. ,N 163-р).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкетирование педагогов по самообразованию

Анкета № 1 - для выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

        Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

        Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

        Данные заносятся в таблицу.

        Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

        Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное)

Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№ п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

2

Не сложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+ - владею свободно,

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

! – не владею.

Приложение 2

Этапы исследования по профессиограмме.

1.Знания педагога:

· Владеет основами необходимых знаний согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).

· Знание и использование в работе новейших, передовых, новаторских методик.

· Знание психологических особенностей возраста.

· Знание форм организации различных видов деятельности.

· Знание методики и приемов обучения.

·  Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 2. Умения и навыки:

 Аналитические.

·  Наблюдать игры, анализировать, оценивать уровень развития игровой, театральной деятельности детей.

· Умение оценивать деятельность детей на занятии.

· Владеть умением оценивать развитие детей своей группы.

· Умение анализировать деятельность других педагогов на основе наблюдения (+и-).

· Умение анализировать, оценивать свою собственную педагогическую деятельность.

Проектировочные.

·  Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее развитие.

· Умение планировать перспективы учебной деятельности детей.

· Умение планировать развитие личности ребенка и коллектива в целом.

· Умение обоснованно выбирать средства, методы и формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные.

·  Умение отбирать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям.

· Умение проявлять гибкость в руководстве разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.)

· Владение умением делить каждое действие на отдельные операции.

Организаторские.

· Умение приобщать детей к творческой деятельности.

· Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе.

· Видение важности совместной работы с родителями.

·  Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним.

·  Умение быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия.

Коммуникативные.

·  Умение легко и быстро налаживать контакт с детьми.

·  Умение проявлять психологический и педагогический такт.

· Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность в экстремальных ситуациях.

·  Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.

Личные качества.

·  Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать.

·  Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе.

·  Добросовестность.

·  Требовательность к себе.

·  Гуманность.

·  Терпение и выдержка.

·  Владеет силой убеждения, авторитетом.

Приложение 3

Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов

Ф.И.О. педагога №1____________________________________________________

Ф.И.О. педагога №2____________________________________________________

№ п/п

Раздел деятельности

Имею опыт, могу поделиться

Имею недостаточный опыт, хочу научиться

Не имею опыта, хочу научиться

№1

№2

№1

№2

№1

№2

I

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»

1

Закаливающие мероприятия

2

Организация оптимальной двигательной активности

3

Воспитание к-г навыков

4

Начальные представления о ЗОЖ

II

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»

1

Организация игровой деятельности

2

Вопросы этики. Этикет.

3

Приобщение к национальным истокам

4

Создание благоприятного микроклимата в группе

5

Создание развивающей среды

6

Организация продуктивной деятельности

7

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

III

Направление «Познавательно-речевое»

Образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

1

Развитие математических представлений

2

Сенсорное развитие

3

Развитие историко-географических  представлений

4

Экологическое воспитание

5

Взаимоотношения детей и взрослых

6

Речь и речевое общение

7

Обучение грамоте

IV

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»

1

Художественно-речевая и театральная деятельность

2

Организация досугов

3

Приобщение к искусству. Музейная педагогика.

4

Приобщение к музыкальному искусству

V

Другое

1

Взаимоотношения с семьями воспитанников

2

Планирование

3

Определение уровня  достижений детей (диагностика, мониторинг)

4

Дидактическое обеспечение

5

Педагогика сотрудничества

Приложение 4

Планирование деятельности творческих групп

Номер группы

Мероприятия

Сроки проведения

1

  • Подготовка к педсовету №2: «Воспитание патриотических чувств к малой и большой родине»;
  • Семинар – практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к природе родного края»;
  • Реализация проекта приобщения дошкольников к родному краю «Рассвет»
  • Родительская гостиная №1: «Я родился – здесь!»;

Подготовка к районному семинару: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через изучение родного края».

Октябрь - ноябрь

2

  • Праздник: «День матери»;
  • Благотворительная ярмарка;
  • Родительская гостиная №2: «Семья – это значит вместе!».

Ноябрь - декабрь

3

  • Изучение литературы по теме, разработка планов,

участие в РМО, консультирование и помощь педагогам.

  • Педагогический совет №3: «Внедрение ФГТ»;
  • Родительская гостиная №4: «Новшества в образовании».

В течение года

Январь

Май

4

  • Педагогический совет № 4: «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»;
  • Родительская гостиная №3: «Чтоб ребёнок был здоров…»;
  • Семинар-практикум для педагогов: «Думая о здоровье детей…».

Апрель

Приложение 5

Проект

приобщения дошкольников к природе и всему живому «Рассвет»

Цель проекта:

Задачи проекта:

Руководители проекта (дальше творческая группа):

Юзвенко Т.А. (заведующий МДОУ «Малыш»)

Паршикова Г.В. (зам. зав. по УВР)

Кожевникова Т.С. (ст. воспитатель)

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь, 2011год.

Этапы осуществления деятельности по проекту:

1 этап: Подготовительный

2 этап: Продуктивный

3 этап: Заключительный

Планируемый результат:

  • Систематизация знаний педагогов по приобщению дошкольников к природе родного края;
  • Создание методических материалов и рекомендаций по теме проекта;  
  • Создание условий для формирования у детей любви к малой родине;
  • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через активное участие в мероприятиях проекта, повышение их компетентности в воспитании патриотических качеств личности;
  • Акцентирование внимания социума на теме: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» через взаимодействие с СОШ №1, районной библиотекой, центром дополнительного образования, детскими садами района.

Поэтапное планирование

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1 этап: Подготовительный

Создание творческой группы по разработке темы.

05.09.11

Руководители проекта

Изучение литературы по теме: «Экологическое воспитание».

с 05.09.11 по 26.09.11

Руководители проекта, творческая группа

Углублённое изучение тем (самообразование педагогов).

2010-2011, 2011-2012 гг.

Педагоги

2 этап: Продуктивный

Методическая работа с кадрами

Семинар-практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к природе родного края».

с 17.10.11 по 21.10.11

Творческая группа

Библиотека педагога (обзор литературы и статей в периодической печати по теме)

18.10.11

Творческая группа

 Тематическая проверка: «Состояние воспитательно-образовательной работы по приобщению дошкольников к природе родного края».

с 17.10.11 по 24.10.11

Зам.зав. по УВР, ст. воспитатель

Оформление методических материалов по теме: «Знакомство с Сибирским краем».

с 01.10.11 по 10.11.11

Творческая группа

 Педагогический совет №2: Тема: «Воспитание патриотических чувств к малой и большой родине».

25.10.11

Администрация, творческая группа

Деятельность с детьми

Оформление уголков природы и экспериментирования в группах.

с 12.09.11 по 24.09.11

Педагоги

Организация деятельности с детьми по теме: «Приобщение дошкольников к природе родного края»: занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки и т.п.

с 12.09.11 по 31.10.11

Педагоги

Создание минипроектов на группах по знакомству дошкольников с родным краем. Оформление выставок и экспозиций.

с 12.09.11 по 24.10.11

Педагоги

Презентации выставок и экспозиций (взаимопосещения групп).

с 24.10.11 по 28.10.11

Педагоги, творческая группа

Создание уголка родного края на лестничной площадке (левое крыло).

с 01.10.11 по 24.10.11

Педагоги, творческая группа

Оформление электронного альбома: «Край родной любимый».

с 10.10.11 по 24.10.11

Творческая группа

Консультации для родителей в информационных стендах по теме.

с 10.10.11 по 24.10.11

Педагоги

Взаимодействие с социумом

Озеленение территории детского сада. Посадка деревьев в парке.

с 12.09.11 по 30.09.11

Сотрудники

Взаимодействие со школой:

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

с 06.10.11 по 07.10.11

СОШ №1, творческая группа, воспитатели подгот. групп

Взаимодействие с библиотекой: встреча сотрудников с Иркутскими писателями: Баранов Ю.И., Обухов А.И.

14.10.11

Сотрудники библиотеки, творческая группа

Встречи с интересными людьми: старожилы посёлка.

с 13.10.11 по 14.10.11

Педагоги, творческая группа

Экскурсия для сотрудников в краеведческий музей города Усть-Илимска: «Из истории этих мест».

15.10.11

Творческая группа

Анкетирование родителей.

20.10.11

Творческая группа

Подготовка осеннего выпуска газеты: «Малыш в Малыше».

с 10.10.11 по 31.10.11

Редакторы газеты

Родительская гостиная: «Я родился – здесь!».

08.11.11

Творческая группа

Театральное представление: «Сибирская история».

08.11.11

Руководители кружка: «Юный актёр»

3 этап: Заключительный

Оформление документации по проекту: «Рассвет».

с 01.11.11 по 10.11.11

Творческая группа

Презентация проекта «Рассвет» на районном семинаре: Тема «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к родной природе».

10.11.11

Руководители проекта, творческая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РУКОДСТВОМ ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

  В настоящее время образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию, программу развития учреждения, организационно-нормативные документы), особые подходы к ребенку и родителя...

Статья "Повышение профессиональной компетентности педагогов через интерактивные формы методической работы"

Статья "Повышение профессиональной компетентности педагогов через интерактивные формы методической работы"...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...