Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
материал
Предварительный просмотр:
Моделирование образовательных областей для создания РППС в группах ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
В соответствии с ФГОС – необходимо создание условий реализации ООП ДОУ. Известно, что одним из условий является создание РППС в группах детского сада. Другое условие – любое окружающее дошкольника пространство должно быть образовательным. Третье условие, диктуемое ФГОС, - интеграция ОО, которая достигается реализацией принципа комплексно-тематической организации РППС. Поэтому встает необходимость в создании такого образовательного пространства, или РППС, которое выполняло бы все поставленные условия.
Огромный поток современной информации по обогащению среды в группах, а также множество развивающих дидактических игр, пособий, атрибутов и т.д. требуют некой организации. При всем этом многообразии отсутствует единая структура создания РППС, нет централизованно разработанной схемы анализа образовательного пространства в группе детского сада. Это ставит педагогов перед проблемой, которая заключается в создании такого образовательного пространства, чтобы выполнялись все вышеуказанные требования и требования к РППС. Поэтому в первую очередь возникает необходимость в едином анализе и структурировании развивающей среды в ДОУ.
Целью моей работы является разработка моделей-схем образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для дальнейшего их использования педагогами при создании РППС групп. При этом мной были поставлены следующие задачи:
- Изучить нормативные документы с их требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в группах ДОУ;
- Разработать на основе нормативных документов систему моделей-схем образовательного пространства;
- Представить педагогам сущность моделей и принципы их создания, научить интерпретировать схемы и использовать их при создании РППС в группах;
- На основе разработанных моделей образовательного пространства создать единую схему оценки и анализа РППС в группах ДОУ;
- Изучить и проанализировать уровень создания РППС в ДОУ после процесса пополнения среды с опорой на предложенные модели-схемы.
Чтобы определить основу структуры образовательного пространства в детском саду, мной были выбраны части из нормативных документов – описания ОО в ФГОС и требования к РППС. Анализ документов позволил выявить и обозначить ключевые моменты, которые помогли структурировать РППС, определить модель-схему как опору для создания образовательного пространства в каждой группе детского сада.
Каждая модель-схема создана с учетом следующих принципов:
- Принцип системности – подразумевает взаимосвязь и взаимопроникновение всех компонентов схемы, которая строится от центра – основного понятия - к периферии – его содержанию и реализации через создание РППС.
- Принцип непрерывности – раскрывается в постоянном прибавлении элементов схемы в ходе пополнения и обогащения образовательного пространства группы и детского сада в целом.
- Принцип минимакса - обозначает возможность наполнения образовательного пространства, или РППС, по достаточному минимуму, но с необходимостью постоянного роста и обогащения.
- Принцип направленности от цели к задачам и средствам – предполагает, что целью является организация образовательного пространства определенной области (ОО), при этом средством для достижения поставленной цели и решения задач является созданная РППС в группе и в детском саду.
- Принцип обоснованности – соответствие требованиям нормативных документов: ФГОС, Закона об образовании РФ, СанПин.
Следуя указанным принципам, организация развивающей предметно-пространственной среды осуществляется посредством игр, пособий, демонстрационных материалов и т.д., которые отражены в схемах образовательных областей. Правильная организация образовательного пространства в группе с опорой на предложенные схемы – модели обеспечит реализацию таких принципов РППС, как полифункциональность, вариативность, содержательная насыщенность, а также интеграцию образовательных областей (см. приложение).
После разработки моделей-схем образовательного пространства они были предложены к рассмотрению, изучению и интерпретации педагогам детского сада. Для создания более полного представления у педагогов о процессе моделирования РППС проводилась работа с педагогическим коллективом в разных формах:
- Представление моделей образовательных областей на бумажном носителе – для рассмотрения и определения для себя интереса в этом;
- Интерпретация моделей: объяснение сущности и необходимости их, а также процесса создания схемы образовательного пространства – в презентации материалов;
- Круглый стол с педагогами - «стажистами» – обсуждение актуальности предложенных схем, решение проблемных ситуаций с их использованием;
- Обучение молодых специалистов моделированию образовательного пространства с помощью моделей-схем;
- Мастер-класс для педагогов с демонстрацией всех этапов создания модели ОО.
Отзывы воспитателей о разработанных моделях-схемах образовательного пространства говорят об их необходимости и целесообразности. Они позволяют структурировано создавать развивающие центры в группах детского сада и продолжать обогащать их с опорой на предложенную системную схему. На основе таких моделей наполнение РППС в каждой группе становится понятным и конкретным.
Разработанные модели-схемы образовательного пространства дают возможность провести полную оценку и анализ РППС в группах детского сада по степени ее наполняемости, т.е. насколько развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует представленному содержанию в модели-схеме. Дополнительными критериями оценки являются следующие показатели:
- Рациональность использования помещения для разных видов детской деятельности
- Привлекательный вид, эстетичность, красочность
- Степень сотрудничества с родителями
- Доступность и удобство расположения развивающих центров
- Соответствие возрасту
Анализ РППС в нашем детском саду в соответствии с разработанными критериями и с опорой на модель-схему образовательного пространства, а также отзывы педагогов о процессе создания РППС в группах показали, что:
- Модель-схема образовательного пространства помогает структурировать развивающую среду в группе и в зависимости от элементов структуры наполнять ее пособиями, атрибутами, играми;
- Модель-схема образовательного пространства позволяет постепенно и постоянно расширять, пополнять или обновлять среду группы за счет указанных элементов в разработанной заранее схеме;
- Соблюдаются требования нормативных документов к РППС;
- Модель-схема помогает соблюдать принцип преемственности между тематическими неделями в работе группы и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса в целом.
Схема создания РППС в группе для реализации ОО
«Социально-коммуникативное развитие»
Комментарий к схеме создания РППС для ОО
«Социально-коммуникативное развитие»
В центре – название ОО – «социально-коммуникативное развитие». Вокруг центрального понятия – его непосредственное содержание, т.е. социально-коммуникативное развитие направлено на формирование:
- Позитивных установок к труду и профессии
- Основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- Готовности к совместной деятельности
- Уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
В каждом из выделенных направлений необходимо формировать у ребенка сопереживание, уважение, самостоятельность и положительную мотивацию к какой-либо деятельности в целом.
Чтобы решить поставленные цель и задачи, необходимо наполнить РППС следующими элементами:
Картотеки – и для педагога, и для детей
Тематические альбомы, иллюстративный материал
Игры, пособия, материалы, атрибуты (к каждому указанному направлению)
Условные обозначения: маркеры образовательного пространства, знаки, символы, …
Таким образом, каждый элемент первого окружения центрального понятия СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ должен проникать в каждый элемент всех следующих окружений.
ПРИМЕР: в группе детского сада для реализации ОО социально-коммуникативное развитие необходимо подобрать следующие игры:
- на формирование навыков СД, игры на сближение, доверие, сплочение
- по темам ОБЖ
- сюжетно-ролевые игры «Быт» и «Семья», дидактические, настольные, настольно-печатные игры с теми же задачами
- подбор игр по темам «Профессии», «Труд»
Аналогично создается система картотек, символов, иллюстративного материала для создания РППС ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Схема создания РППС в группах для реализации ОО
«Физическое развитие»
Комментарий к схеме создания РППС для ОО
«Физическое развитие»
В центре – название ОО – «физическое развитие». Вокруг центрального понятия – его непосредственное содержание, которое заключается в следующих обязательных направлениях:
двигательная деятельность
формирование представлений о спорте
игры с правилами
формирование привычки здорового образа жизни
Каждое из этих направлений должно реализовываться через наполнение РППС следующими элементами:
картотеки
тематические альбомы, иллюстративный материал
пособия, материалы, атрибуты (к каждому указанному направлению)
условные обозначения: маркеры образовательного пространства, знаки правильного поведения, символы видов спорта, …
Таким образом, каждый элемент первого окружения центрального понятия ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ должен проникать в каждый элемент второго окружения.
ПРИМЕР: в группе должны быть созданы картотеки:
двигательной активности детей (ОРУ, пальчиковых гимнастик и т.д.)
видов спорта, их краткого описания содержания и истории
игр с правилами (подвижных, малой подвижности, динамических пауз, двигательно-игровых упражнений и т.д.)
информации о здоровом образе жизни (виды закаливания, правильное питание – витамины, минералы, режим питания)
А также тематические альбомы с изображениями, иллюстрациями, картинками для детей:
выполнения ОРУ, детской зарядки (двигательной активности)
различных видов спорта - зимних и летних
изображений к подвижным детским играм, схематических символов правил в играх и т.д.
Схема создания РППС в группах для реализации ОО
«Познавательное развитие»
Комментарий к схеме создания РППС для ОО
«Познавательное развитие»
В центре – название образовательной области – «Познание», которая раскрывается содержанием таких направлений, как:
- мир природы – живая и неживая природа, явления, предметы и т.д.
- мир человека – профессии, искусство, отношения и т.д.
- развитие познавательных процессов – внимание, память, мышление, восприятие и т.д.
- развитие эмоциональной сферы – волевые усилия, отношение к явлениям, действиям, происшествиям и т.д.
- деятельностные умения – умения составить план, выполнять практические действия, находить способы решения поставленных задач и т.д.
Каждый элемент второго окружения как необходимое условие первого должен найти свое отражение непосредственно в РППС группы, которая представляется в создании:
- картотеки
- дидактических игр
- сюжетно-ролевых игр
- библиотеки
- дидактических пособий
- материалов и средств для экспериментирования
ПРИМЕР: деятельностные умения необходимо формировать как умения организовать СР-игру, выбирать для себя по интересам дидактическую игру, умения проводить экспериментальные действия, пользоваться библиотекой группы, знать и уметь использовать предложенные картотеки и т.д.
Таким образом, все элементы схемы взаимопроникновенны и взаимосвязаны между собой, т.е. при правильной организации образовательного процесса в таком образовательном пространстве группы осуществляется интеграция всех элементов.
Схема создания РППС в группах для реализации ОО
«Художественно-эстетическое развитие»
Комментарий к схеме создания РППС для ОО
«Художественно-эстетическое развитие»
В центре схемы – ключевое понятие - ОО «художественно-эстетическое развитие». Его окружение – это основное содержание понятия - данное направление развития предполагает:
развитие предпосылок ценностного восприятия произведений искусства,
формирование представлений о видах искусства,
становление эстетического отношения к окружающему миру в целом,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
Каждый из представленных элементов содержания в группе может реализовываться через использование таких предметов и материалов, как:
Картотеки по разным направлениям, созданные педагогами: предметные и сюжетные картинки, стихи о музыкальных инструментах, музыкальная коллекция дисков, картотека информации о детских писателях и поэтах, пейзажи, портреты, натюрморты …
Тематические альбомы – подобранные иллюстрации по разным темам: портреты выдающихся писателей, поэтов, композиторов,.. сезонные альбомы с изображениями картин природы, сюжетные картинки по теме искусства, профессии искусства, …
Музыкальные инструменты (нестандартное оборудование, шумовые инструменты, пособия для развития слухового восприятия)
Материалы для детского творчества –изодеятельности
Выставка творчества – оформление детских работ для всеобщего обозрения: детей, родителей, гостей и.т.д.
Литература, театр – организованные в группе центры чтения (библиотека) и театральной деятельности (разные виды театра)
Каждый элемент внутреннего окружения ключевого понятия взаимопроникает в каждый элемент наружного окружения.
ПРИМЕР: самостоятельная творческая деятельность ребенка организуется в группе через театральную деятельность, чтение и ли восприятие художественной литературы, тематических альбомов, работа с картотекой картинок об искусстве, в игре на музыкальных инструментах и т.д. Аналогично рассматриваются остальные направления в реализации ОО.
Схема создания РППС в группах для реализации ОО
«Речевое развитие»
Комментарий к схеме создания РППС для ОО
«Речевое развитие»
В центре схемы – ключевое понятие - ОО «речевое развитие». Его окружение – это основное содержание понятия; данное направление развития предполагает решение следующих задач:
Развитие связной речи
Обогащение словаря
Развитие фонематического слуха
Формирование культуры речи
Восприятие художественной литературы
Формирование умений звукового анализа и синтеза
Каждый из представленных элементов содержания в группе может реализовываться через использование таких предметов и материалов, как:
Картотеки упражнений, игр, иллюстративного материала, художественных произведений и т.д. для решения указанных задач
Пособия – плакаты, картины, схемы для моделирования, иллюстрации
Дидактические игры – на развитие и формирование разных речевых умений дошкольников, которые отражены в задачах
Библиотека в группе – подбор произведений художественной литературы, сюжетно-ролевая игра библиотека
Театр – разные виды театра в соответствии с возрастом детей в группе
Сенсорно-дидактический столик, назначение которого – это также решение указанных в схеме задач
ПРИМЕР: дидактические игры в группе должны подбираться таким образом, чтобы через их использование решались следующие задачи:
Расширение словаря – «Скажи ласково», «Подбери и назови детеныша»
Развитие связной речи – «Что сначала, что потом»
Развитие звуковой культуры речи – игры для дыхания, «Звуковое лото»
Восприятие художественной литературы – лото «Мои любимые сказки», «Кубики-сказки»
Таким образом, каждый элемент одного окружения центрального понятия взаимопроникает в каждый элемент другого окружения, и речевая РППС становится комплексной и систематичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС ДО"
В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в связи с изменениями, происходящими в дошкольном образовании....
Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"
В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
Развивающая предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО
Предложены методические рекомендации по организации развивающей предметно- развиваюшей среды в соответствии с ФГОС ДО...
Опыт работы на тему: Вариативность развивающей среды как условие реализации ФГОС. Полочки избыточной информации.
Полочки избыточной информации....
Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находя...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
- Мне нравится (1)