Профориентационная работа в ДОУ
материал
Предварительный просмотр:
МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»
Проект: «Профориентационная работа в условиях ДОУ»
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.
Задачи работы с детьми 6-8 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Мероприятия по проведению профориентационной работы
с участниками образовательного процесса
№ п/п | Сроки реализации | Мероприятия | Ответственные лица |
1 | сентябрь | Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми | старший воспитатель |
2 | октябрь | Экскурсии в Пожарную часть и в Центральную детскую библиотеку | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
3 | ноябрь | Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями дворника, прачки, повара, логопеда и т.д.) | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
4 | декабрь | Экскурсии в ДДТ и в школу искусств | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
5 | январь | Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый…» Встречи с работниками дорожной и газовой служб | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
6 | февраль | Конкурс рисунков «Мой папа на работе» Фотовыставка «Я у папы на работе» Встречи с сотрудниками ГИБДД и РОВД Куртамышского района | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
7 | Март | Конкурс рисунков «Моя мама на работе» Фотовыставка «Я у мамы на работе» Встречи с работниками строительной отрасли, лесного хозяйства и СМИ | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
8 | апрель | Экскурсии в продуктовый и цветочный магазины, в парикмахерскую, в мастерскую по ремонту обуви | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
9 | Май | Экскурсии в поликлинику и в школу | старший воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп |
10 | в течение года | Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото- и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику. | воспитатели старших и подготовительных групп |
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;
- мультимедийные средства, компьютеры;
- художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.
Реализация проекта осуществляется с участием основных социальных партнеров:
1.МКОУ Куртамышского района «Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»
2.МКОУ Куртамышского района «Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 2»
3.Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Куртамышского района «Дом детства и юношества»
4.Куртамышский краеведческий музей имени Н.Д. Томина
5.МКОУ ДОД Куртамышского района «Детская школа искусств»
6.ПЧ-28 по охране Куртамышского района
Временное обеспечение:
проект реализуется с 1 сентября по 31 мая каждого учебного года.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и га...
«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе. Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии...
Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.
В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентаци...
Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками
Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »
Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...
План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год
План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...