Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности»
консультация по развитию речи
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности»
Цель: совершенствовать психолого-педагогические компетенции воспитателей в области коррекции функционального развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Требования к группе: воспитатели групп дошкольного образовательного учреждения, группа 15-25 человек.
Материал работы: большая мягкая игрушка, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, маски Маши и Медведя, картинки овощи и фрукты, бумага для рисования.
Организация пространства: участники группы сидят в рабочем круге.
Ход работы.
1 этап. Вопросительная функция человеческой психики. Задача сегодняшнего семинара-тренинга – подняться ещё на одну ступеньку профессионализма, чтобы, руководя развитием речи ребёнка одновременно формировать его произвольную саморегуляцию. Произвольная саморегуляция это и есть психологический модуль, который обеспечивает возможность выбора путём постановки вопроса и ответа на него.
Вопросы:- Попробуйте вспомнить, какой последний вопрос вы слышали от детей?
- Какие вопросы, чаще всего задают дети?
- Можно ли современных детей назвать почемучками?
Упражнение. На середину круга ставиться игрушка. Вопросы воспитателям: «Что вы думаете?». После ответов предложить посчитать сколько возникло вопросов, сколько субъективных мнений.
Вопрос | Субъективное мнение |
|
|
«Не ждите ответа на незаданный вопрос», - сказал в своё время крупнейший ученый эволюционист С.Н.Шноля. Проблема современных детей – они мало задают вопросов. Однако сформировать и автоматизировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы - первостепенная задача психологической коррекции, потому что отсутствие потребности в вопросах свидетельствует о недостаточно сформированном функционале лобных отделов мозга. Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения.
2 этап. Функция глаголов.
Задание (15 имн.). Группа делиться на пять подгрупп и каждая получает своё задание. «Вы все хорошо знаете сказку «Машенька и Медведь». Нужно каждой группе, согласно своего задания, передать фрагмент этой сказки ».
1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4-5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки.
2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки.
3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки.
4 группа. Пропеть фрагмент сказки в один куплет.
5 группа. Придумать танец на основное содержания сказки.
Каждая группа представляет свои результаты работы.
Обратите внимание, что в основе вашей работы лежит действие как в речи, так и в других видах деятельности. Любое действие обозначается в речи глаголом. Глагол – это несущая конструкция любого речевого высказывания, которое составляет основу продуктивной психической деятельности. Глаголы отражают в нашей речи движения, действия, а действия и есть наиболее базовые конструкции любой деятельности и поведения в целом. А момент когда действие переводится во внутренний, невербальный план, способствует формированию внутренних контрольно-регуляторных функций.
Упражнение. Работа в парах Нужно рассказать друг другу подробно и последовательно одно из действий по схеме цель-действия-результат-оценка результата, например: пишу заявление – деру ручку, буру лист бумаги, сажусь за стол, думаю о требованиях к документу, пишу заявления по форме, написал заявление, смотрю и анализирую правильно ли всё написано.
Рефлексия: какие испытывали чувства и ощущения?
Многие действия взрослого человека уходят во внутренний план контроля и не полежат вербально-регуляторному анализу. Однако для дошкольников важно проговаривать последовательность действий т.к. это способствует развитию и формированию произвольной регуляции.
Упражнение .1. Показываю, а вы повторите за мной все действия: сижу нога на ногу, встала, повернулась кругом и т.д.
2. Послушайте и выполните: встаньте, повернитесь кругом через левое плечо, сядьте нога на ногу, причем левая нога сверху и т.д.
Обсуждение: в чём разница выполнения действий в первом и втором упражнении.
Вербальная регуляция возбуждает контрольные функции мозга и развивает саморегуляцию.
Задание: перед вами картинки фруктов и овощей, придумайте 2-3 задания с использованием этих картинок (классификация «овощи-фрукты», «что лишнее?», «Чего не стало» и т.п.). Расскажите правила игры.
Подобные задания следует предлагать детям в своей группе.
Задание: придумайте задания для детей своего возраста, которое способствует формированию их регуляторных способностей.
Обсуждение: какие цели поставлены, какие действия регулируются в вашем задании.
Вывод. Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности является условием развития не только речевой функции ребёнка, но и его личностных качеств – регулирование эмоционально-волевой сферы, регулирование поведенческих действий, а так же развития высших психических функций. Надо сказать, что о сформированности таковых можно судить только к 13-15 года, однако очень важно понимать, что не сформированные функции дошкольного периода практически не компенсируются. В дошкольный период регуляторные функции развиваются при помощи вопросов и управление действием.
В завершении нашего занятия хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш».
Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать.
Итоговая рефлексия.
1 группа. Составьте рассказ по данной сказке в 4-5 предложений, который бы отразил содержание всей сказки.
2 группа. Нарисовать фрагмент содержания сказки «Маша и Медведь».
3 группа. Слепить фрагмент содержания сказки «Маша и Медведь».
4 группа. Пропеть фрагмент сказки «Маша и Медведь» в один куплет.
5 группа. Придумать танец на основное содержание сказки «Маша и Медведь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений»
Мухамадеева Лилия Азатовна Инструктор по физической культуре...
Формирование навыков коммуникативности у дошкольников в процессе организации совместной деятельности воспитателя с детьми.
Памятка воспитателю в работе с детьми по проблеме воспитания коммуникативных умений и навыков....
Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность (Выступление из опыта работы)
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимые ребенку при о...
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений
Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...
«Формирование навыков социализации старших дошкольников в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности с использованием технологии командообразования»
В презентации представлен опыт работы по развитию навыков социализации старших дошкольников через использование технологии командообразования в двигательной деятельности....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."
Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...