Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудо-пластилин»
рабочая программа

Макарова Ольга Сергеевна

Пояснительная записка

Ведущая идея программы: «Волшебство с ребёнком вместе сотворим – в этом поможет нам пластилин!»

Актуальность программы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Работа педагога по развитию

 мелкой моторики детей актуальна не только для раннего возраста, но и для детей средне-старшего возраста и

обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей, ведь именно в данный

возрастной период у ребёнка особенно интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что

расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном

 мире у ребёнка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — «Пластилинография».

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество

детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные

 сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой

деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества,

 должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа,

 которое возможно через пластилинографию.

    Цель программы: создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ

 методом пластилинографии.

Задачи программы:

  • формирование благоприятной развивающей среды;
  • развитие мелкой моторики у дошкольников;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  • развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умение планировать свою работу и доводить ее до конца;
  • интеграция различных образовательных сфер.

Рабочая программа рассчитана на дошкольный возраст 3-5 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных

 особенностей по художественно-эстетическому направлению.

Сроки реализации программы – 2 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_plastinografii.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистёнок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЧУДО - ПЛАСТИЛИН»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Пояснительная записка

Ведущая идея программы: «Волшебство с ребёнком вместе сотворим – в этом поможет нам пластилин!»

Актуальность программы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Работа педагога по развитию

 мелкой моторики детей актуальна не только для раннего возраста, но и для детей средне-старшего возраста и

обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей, ведь именно в данный

возрастной период у ребёнка особенно интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что

расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном

 мире у ребёнка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — «Пластилинография».

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество

детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные

 сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой

деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества,

 должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа,

 которое возможно через пластилинографию.

    Цель программы: создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ

 методом пластилинографии.

Задачи программы:

  • формирование благоприятной развивающей среды;
  • развитие мелкой моторики у дошкольников;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  • развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умение планировать свою работу и доводить ее до конца;
  • интеграция различных образовательных сфер.

Рабочая программа рассчитана на дошкольный возраст 3-5 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных

 особенностей по художественно-эстетическому направлению.

Сроки реализации программы – 2 года.

Форма реализации программы – занятия, которые проводятся 1 раз в неделю, длительностью:

- 15-20 минут во второй младшей группе;

- 20-25 минут в средней группе.

Направления деятельности:

  1. эстетическое развитие (подбор цветовой гаммы, порядка сочетания пластилина);
  2. развитие мелкой моторики;
  3. концентрация внимания и развитие творческого воображения и мышления.

Пути реализации:

-создание групп по интересам (цветы, бабочки, кленовые листья, рыбы);

- налаживание внешних связей в детском коллективе;

- организация обучающего мастер – класса (показ педагогом навыков необычной лепки пластилином).

Этапы реализации проекта:

На подготовительном этапе была проведена диагностика детей. По ее результатам разработана рабочая программа. При

 ее разработке отбирались наиболее интересные и доступные детям темы, сюжеты. Занятия проводились на втором, практическом этапе. Они проходили 1 раз в неделю во второй половине дня. Один раз в месяц с детьми организовывалась коллективная работа на рабочих поверхностях большого формата.

Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и

 скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать

 несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для

 придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить

дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность

выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать

 личностное отношение к результатам своей деятельности.

Предполагаемые результаты:

- обретение дошкольниками опыта социально активной деятельности;

- обретение опыта совместной деятельности в использовании метода пластилинографии;

- овладение навыками и умениями и применение их в практической деятельности;

- создание собственных картин методом пластилинографии.

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Возрастная группа

Перечень задач

Вторая младшая

  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами; развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.

Средняя

  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых
  •  детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.

 Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

  • прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) ;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам);
  • контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины);
  • многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) ;
  • мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера ;
  • модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон).

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста:

Возраст детей

Какие приёмы пластилинографии осваиваются

В какой форме проводится работа

Способ выполнения поделки

Вторая младшая

  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.

Малыши повторяют

 выполнение рисунка,

 опираясь на готовый образец,

 который создавался на глазах малышей.

Средняя

  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

  • индивидуальная;
  • в парах.

изготовление поделки

 по образцу;

самостоятельное

 планирование

подготовки элементов

 картины.

Таблица: критерии для мониторинга по пластилинографии

Анализируемый параметр

Критерии оценки

Творческая активность

  • повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень;
  • ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет

 работу по указанию педагога — средний уровень;

  • ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень.

Сенсорные способности

  • форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень;
  • есть незначительные искажения, отступления от краски — средний уровень;
  • форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень.

Композиция

  • по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами —

              высокий уровень;

  • рисунок расположен на полосе листа — средний уровень;
  • композиция не продумана, носит случайный характер — низкий уровень.

Общая ручная умелость

  • хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень;
  • ручная умелость развита — средний уровень;
  • слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень.

Самостоятельность

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно

выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает

выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень;

  • требуется незначительная помощь — средний уровень;
  • выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция —

             низкий уровень.

Показатели технических навыков

Раскатывание

  • выполняет самостоятельно — высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь — средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень.

Сплющивание

  • выполняет самостоятельно — высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь — средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень.

Размазывание

  • выполняет самостоятельно — высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь — средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень.

Способы определения результативности:

Педагогическое наблюдение.

Контрольные задания.

Мониторинг.

Основное содержание

Учебно-тематический план.

2-я младшая группа

месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1 «Воздушные шары».

2. «Сушки -баранки для

гостей».

3. «Созрели яблоки в саду».

4. «Ягодки рябины».

  1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина

кругообразными движениями.

  1. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную

прямыми движениями ладоней.

  1. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем

равномерного расплющивания по поверхности основы.

  1. Развивать эстетическое и образное восприятие.

  1. Продолжить знакомить детей с приемами пластинографии.
  2. Учить детей лепить угощение для чаепития (сушки –

баранки) прямыми движениями рук раскатывая между

       ладоней «колбаски» разного размера, соединяя оба конца

       (большие -маленькие), красиво располагать на горизонтальной

       поверхности.

  1. Закреплять понятие «большой -маленький».

     1.   Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить

       передавать посредством пластилинографии изображение

       фруктового дерева.

     2.   Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и

       скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

     3.   Закрепить умение расплющивать шарики на всей

      поверхности силуэта (кроны дерева).

      4.   Развивать образное восприятие.

  1.  Учить отщипывать небольшие кусочки от целого, скатывать шарики.

  2.   Учить использовать сухие веточки как основу работы.

  3.   Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности

  4.   Развивать воображение и фантазию.

Октябрь

1.«Звёздное небо».

2.«Заборчик».

3.«Бусы для Люси».

4.«Радуга».

  1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством

пластилинографии.

  1. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка

 прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов

        предмета.

  1. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи

 стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на

        плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

  1. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

        1.    Учить детей лепить заборчик.

        2.    Закреплять умение скатывать «колбаски» прямыми

         движениями между ладонями.

3.    Закреплять умение детей работать пластилином по

         горизонтальной поверхности, использовать его свойства,

         красиво в вертикальном положении располагать «колбаски».

  1. Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких

частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в 

       определенном порядке, чередуя их по цвету.

  1. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску

 прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при

         помощи стеки.

  1. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить

 умение лепить шарики малого размера, скатывая их

        кругообразным движением пальцев руки.

  1. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

          1.     Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги

             после дождя).

          2.   Учить детей передавать характерное строение радуги

            (дугообразное расположение цветовых полос).

           3.      Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски».

           4.    Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца.

Ноябрь

1 «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось».

2. «Мы делили апельсин».

3.«Овощи».

4.«Мухомор».

  1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать

персонажам, желание помогать им.

  1. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей

скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему

       шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на

       горизонтальной поверхности для получения плоского изображения

       исходной формы.

  1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями

прямыми движениями обеих рук.

  1. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца,

следуя игровой мотивации занятия.

  1. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение,

характерные части известных им фруктов.

  1. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями

прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные

        части предметов.

  1. Учить использовать в работе дополнительные предметы для

передачи характерных признаков объектов.

  1. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

         1.   Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине).

         2.   Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить

          стекой рельефный рисунок (точки, полоски).

          3.  Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание

          доводить начатое до конца.

         1.   Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине,

          съедобные -ядовитые).

         2.   Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять

         его отличительные признаки.

          3.   Прививать основы экологической культуры, бережное

         отношение к окружающей природе.

Декабрь

1 «Черепаха».

2 «Клубочки для котёнка».

3.«Снежинка».

4.«Ёлочка зелѐная».

  1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об

особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

  1. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание

 частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение

        отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение

        рельефного рисунка с помощью стеки.

  1. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным

 предметом.

  1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
  2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми

движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности

       стола для придания предмету необходимой длины.

  1. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
  2. Развивать мелкую моторику рук.

      1.   Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение

      понимать и анализировать содержание стихотворения

      К.Бальмонта «Снежинка».

        2.    Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из

        отдельно слепленных колбасок.

     

  1.   Расширять знания детей о праздниках и традициях.

        2.   Учить детей путѐм пластинографии передавать строение

         ѐлки, направление веток, украшать разноцветными шариками.

         3.   Закреплять умение пользоваться стекой, передавая

         игольчатую пушистость ѐлочки.

Январь

1. «Улитка, улитка выпусти рога».

2.«Зимние забавы»

3.«Животные холодных

стран. Белый медведь».

4. «Самолёт летит».

  1. Продолжать формировать интерес детей к изображению

 предметов пластилином на плоскости.

  1. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между

ладонями прямыми движениями обеих рук.

  1. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
  2. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности

        образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки:

        оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

       1.     Способствовать у детей созданию радостного настроения

          связанного с наступлением зимы.

       2.    Учить детей лепить снеговика, используя технические

          приѐмы пластинографии, соблюдать размеры снежных

          комочков.

 1.    Дать детям представление об образе жизни белых медведей,

          о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде.

       2.    Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии,

         передавая строение тела животного, пропорции и характерные

         детали.

       1.   Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две

        разные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

       2.     Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из

         нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета,

         его строения, частей.

3.       Дополнять изображение характерными деталями (окошками-

         иллюминаторами), используя знакомые приемы работы:

         раскатывание, сплющивание.

Февраль

1.«Зимующие птицы.

Снегири».

 2.«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки».

3.«Мышка - норушка и золотое яичко».

4.«Животные нашего леса. Лиса».

       1.     Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать

        реалистическое представление о ней.

        2.    Закреплять работать пластилином на горизонтальной

         поверхности, использовать его свойства при скатывании,

         расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых

          предметах.

        1.   Учить детей составлять изображение целого объекта из частей,

          одинаковых по форме, но разных по величине.

  1. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями

круговыми и прямыми движениями.

  1. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые

формы на основе для получения плоского изображения,

       изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).

       1.    Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.

       2.    Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную

       прямыми движениями рук.

  1. Закреплять умение передавать характер формы, используя

знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей

       предмета, сплющивание.

       1.    Познакомить детей с представителем наших лесов-лисой.

        2.    Учить детей создавать из отдельных частей образ животного

        посредством –пластинографии, передавать пропорции частей

        тела, выразительность.

         3.    Научить использовать стеку для придания шерсти

         необходимой структуры (пушистость).

Март

1.«Весна. Душистая

мимоза».

2.«Животные жарких стран. Жираф».

3.» Уточка с утятами».

 

4.«Рыба -кит».

        1.   Расширять знания детей о южных растениях, их строении и

          цвете.

        2.   Учить лепить мимозу приѐмом скатывания маленьких

          жѐлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.

3.   Развивать мелкую моторику, детское воображение.

        1.   Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать

         желание изобразить животное, передавая особенности его

         строения средствами пластинографии, показать выразительные

         возможности данной техники.

        2.    Учить детей составлять предмет из отдельных частей.

        3.    Упражнять в использовании ранее полученных навыков:

       скатывание, расплющивание объѐмной формы, сглаживание

       границ соединения частей.

  1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер

отдельных его частей.

  1. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в

овальную.

  1. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую

форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму

       (хвост утенка).

    1.   Дать детям представление о разнообразии животного мира

   океана, познакомить с самым большим обитателем водной

   среды -китом.

    2.   Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида

    животного способом пластинографии.

Апрель

1. «Дождик, дождик, капелька».

2.«Первые лепестки» 

3.«Дом»

4.« Яблочко».

  1. Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания

 маленьких комочков пластилина.

  1. Развитие чувства ритма, цвета.
  2. Отрабатывание приёма «скатывания».
  3.  Добавление в композицию дополнительных изображений по

желанию детей: травка, лужи, опавшие листья.

  1. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

       1.    Закреплять навыки изображать деревья при помощи колбасок.

       2.  Упражнять в приемах размазывания.

       3.  Побуждать использовать все пространство листа для составления

       композиции.

        1.   Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные,

         из каких частей состоит).

        2.   Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая

         полуобъѐмное изображение, дополнять отдельными

         характерными элементами (окна, ставни, дверь).

        3.  Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить

         знакомые приѐмы лепки.

  1. Развитие образного восприятия, составление композиции яблонька

в сотворчестве с воспитателем.

  1. Практическое освоение приёмов рисования пластилином.
  2.  Отрабатывание приёма «скатывание».
  3. Развитие мелкой моторики.

Май

1. «Цветочная поляна»

2.«Ландыши».

3.«Насекомые. Божья

коровка».

4.»Одуванчики».

  1. Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с

 цветами.

  1.  Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из

подготовленной сердцевины).

  1. Оформление сердцевины подручными материалами(стеки,

зубочистки, трубочки).

  1.  Развитие эстетического восприятия.

       1.   Познакомить детей с весенним цветком –ландышем.

       2.   Учить детей создавать лепную картину с выпуклым  изображением.

       3.   Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

       1.   Расширять представления детей о многообразии мира

        насекомых, населяющих нашу планету, места обитания.

        2.  Закреплять умение лепить шарик большого размера,

        сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приѐмом

        лепки тонкого жгутика и деление его на части.

  1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
  2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике

 исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и

 умения работы с пластилином.

  1. Развивать пространственные представления, композиционные

 навыки.

  1. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами

 художественной литературы.

Средняя группа. 

месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1.«Белый гриб»

2.«Цветные зонтики»

3.; 4. «Корзина с грибами»(коллективная).

 

   1.  Учить выполнять работу на картонной тарелке круглой

    формы.

    2.  Закрепить умение раскатывать комочки пластилина

     кругообразными движениями, лепить «колбаску», использовать

     знакомые приемы –отщипывание, размазывание, использовать в

     работе стеку.

     3.  Закреплять умение изображать гриб, дополнять

    композицию сюжетом (лист березы, трава).

     1.  Учить достигать выразительности создаваемого образа

       посредством точной передачи формы и цвета.

   2.   Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном пространстве,

      не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания.

   3.    Учить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои

      знания приемов пластилинографии, развивать творчество и

      фантазию.

    1.   Закреплять умение изображать объемные грибы.

    2.   Учить изображать корзину (выкладывание силуэта по контору,

      используя прием раскатывания «колбасок».

    3.   Учить самостоятельно продумывать композицию на предложенную

      тему, подбирать цвета пластилина для работы.

    4.   Учить создавать коллективную

      композицию.

Октябрь

1. «Вот ёжик –ни головы, ни ножек».

2. «Береза».

 3.;4.  «Золотая осень»

(коллективная).

 1.   Развивать познавательный интерес к природе.

 2.   Учить использовать знания и представления об особенностях

   внешнего вида животного.

  3.  Учить использовать в работе бросовый материал (семечки, палочки).

  4.  Использовать в работе знакомые приемы пластинографии.

   

  1.  Научить изображать дерево, подбирать самостоятельно

   цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии

   (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя

    части).

   2.  Развивать мелкую моторику рук.

   3.  Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

    1. Уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение

    изображать осенние деревья.

     2.  Продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке

    округлых форм.

      3. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

     развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

     глазомер, учить работать на заданном пространстве.

       4. Учить создавать коллективную композицию, развивать творчество.

   

Ноябрь

1. «Домашние

птицы. Петушок –золотой

гребешок».

 2.«Овощи на грядке».

3.;4. «Фрукты в вазе»

(коллективная).

  1.  .Способствовать развитию у детей эстетического восприятия,

   умения восхищаться природными формами и красками.

   2.   Закреплять использование в творческой деятельности детей

   технического приѐма –пластинографии, комбинированных

   способов работы с пластилином.

   3.  Развивать воображение, творческую активность.

   1.   Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине).

    2.   Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить

      стекой рельефный рисунок (точки, полоски).

    3.  Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание

       доводить начатое до конца.

    1. Закреплять умение изображать объемные фрукты.

    2.   Учить изображать вазу (выкладывание силуэта по контору,

      используя прием раскатывания «колбасок»).

    3.   Учить самостоятельно продумывать композицию на предложенную

      тему, подбирать цвета пластилина для работы.

    4.   Учить создавать коллективную композицию.

Декабрь

1.«Зимующие птицы. Синички».

.

2. «Мастерская деда

Мороза»

 

3.;4.«Елочка, елочка -

зеленая иголочка»

(коллективная).

    1. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности

     внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста,

     характерную окраску).

     2.  Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания,

     деление на части с помощью стеки.

     3.  Развивать композиционные навыки.

    1.  Учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы

     лепки –раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей.

     2.  Учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа,

      манка), создавать объемную композицию,

     3.  Учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки

      аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику,

      координацию, движения рук, глазомер.

  1. Учить создавать картину с выпуклым изображением.

  2. Развивать творческое воображение детей при украшении

    ёлочки.

  3.  Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить

    приемам отщипывания и раскрашивания.

  4.  Продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать

    коллективную композицию.

Январь

1.»Варежка».

2.;3. «Зимняя ночь»

(коллективная).

 1.  Учить с помощью знакомых приёмов лепки украшать изображение

  варежки.

  2.  Учить использовать в работе «бросовый» материал (блёстки,

  бусинки и т.д.).  

   3.   Развивать мелкую моторику, воображение.

 1.   Ознакомить детей с понятием «пейзаж».

  2.   Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями.

  3.   Побуждать детей вносить объекты для изображения в

    соответствии с темой и замыслом.

  4.   Продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки

     или стеки.

  5.  Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

     развивать мелкую моторику.  

Февраль

1.«День

защитников

отечества. Танк»

 2.;3.«Подарок папе»

(коллективная).

 

4.«Кактус в горшке».

 1.  Расширять знания детей о государственных праздниках.

  2.  Учить детей лепить плоскостное изображение танка,

    используя усвоенные ранее приѐмы лепки (скатывание,

    расплющивание, сглаживание границ соединений).

  1.  Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

  2.  Развивать творческое воображение.

  3.  Формировать навыки самостоятельной деятельности.

  4.  Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать

    мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном

    пространстве, развивать творчество, координацию движения

    рук, глазомер.

  1.  Расширять представление детей о комнатных растениях.

   2.  Развивать практические умения и навыки при создании образа,

    посредством пластинографии.

   3.  Учить использовать возможности материала придания объекту

    завершенности.

Март

1.;2. «Подарок маме»

(коллективная).

3.»Животные жарких стран. Слон».

4.«Рыбки в аквариуме».

  1.  Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

  2.  Развивать творческое воображение. Формировать навыки

   самостоятельной деятельности.

  3.  Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать

   мелкую моторику,

  4.  Продолжать учить работать на заданном пространстве,

   развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

  1.  Продолжать расширять знания детей о животных, живущих

   в жарких странах.

   2.  Учить передавать строение животного и его характерные

    признаки (хобот, большие уши).

   3.  Упражнять в использовании ранее полученных навыков:

       скатывание, расплющивание объѐмной формы, сглаживание

       границ соединения частей.

 1. Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя

   нетрадиционную технику рисования пластилином.

 2.  Использовать в работе различный «бросовый» материал.

 3.  Развивать детское творчество.

     

       

   

Апрель

1. «Проснулись первоцветы».

2.;3.«Звёзды и кометы»

(коллективная).

4.«Пасхальное яйцо».

 

  1.  Формировать у детей интерес к пробуждению природы,

   дать представление о первоцветах.

   2. Побуждать передавать разнообразие природных форм

   первоцветов.

   3. Закреплять работать пластилином на горизонтально

    поверхности, использовать его свойства при скатывании,

    расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых

    предметах.

   1.  Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами.

   2.  Развивать чувство формы и композиции.

   3.  Поощрять самостоятельную деятельность.

   4.  Учить создавать коллективную композицию, развивать творчество.

    1.   Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира.

    2.   Совершенствовать умения в работе с пластилином.

    3.   Учить самостоятельно продумывать замысел и

     подбирать необходимый материал, приемы для его

     воплощения.

Май

1.«Подсолнух».

2.«Стрекоза».

3.;4.»Полевые цветы»

(коллективная).

  1.  Расширять познания детей о растениях (строении, цвете,

   назначении).

  2.   Учить создавать выразительное, полуобъѐмное изображение

   подсолнуха.

1.  Учить изображать стрекозу с помощью жгутиков,

  выкладывать их для получения нужной формы.

 2.  Продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 3.  Развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

  глазомер.  

 1.  Закреплять умение изображать объемные цветы (васильки, ромашки,

   колокольчики).

 2.  Учить выкладыванию силуэта по контору, используя прием

 раскатывания «колбасок».

  3.  Учить самостоятельно продумывать композицию на предложенную

   тему, подбирать цвета пластилина для работы.

  4.  Учить создавать коллективную

    композицию.

Пластилинография  дарит  малышам  радость  творчества

Пластилинография в детском саду является важной частью творческого развития малышей. Занятия этим видом лепки формируют у ребят эстетический вкус, а также способствуют развитию мышления, речи, памяти, восприятия. Для педагога пластилинография открывает широкие возможности не только для подготовки уроков, но и для планирования проектной деятельности, работы кружка. Такой методический потенциал обусловлен тем, что дети с удовольствием работают с пластилином, создавая настоящие шедевры.

Результаты освоения программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

1.Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

2. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря.

3.Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

4. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

5. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

7.Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Дети познакомятся с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Совершенствуют умение анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети свободно пользуются основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды мазков), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира. У детей разовьются пространственные представления и композиционные навыки, разовьется образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт, пользуются для дополнения выразительности подручным бросовым материалом. Разовьется мелкая моторика пальцев рук. Дети будут знать-правила безопасной работы с разными ручными инструментами , материалами.

Появится интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности,

навыки аккуратного обращения с пластилином.

Дети будут стремиться доставить радость окружающим своей работой.

Литература:

- Давыдова Г.Н. Пластинография для малышей. Скрипторий, 2003;

- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. «ГИЦ  Владос» 2017;

- Калмыкова Л.Н. Картотека тематических пальчиковых игр. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»

Учитель, 2016;

- Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей. Занятия пластинографией. Учитель,2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)

Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую  направленность, она направлена на всестороннее,  гармоничное развитие личнос...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности. Музыкально - театральная студия "Радость."...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической  направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...