Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.
Методическое пособие разработано в 2018г на основании опыта по реализации проекта «Ясельная мозаика» (с 2016г по 2018г) на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №83» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан авторской группой под руководством старшего воспитателя Ирназаровой Лилии Рафаиловны в составе заведующего Газизовой Резиды Мияссаровны, воспитателя по обучению татарскому/русскому языкам Сунгатуллиной Венеры Файзелхаковны. В проекте описана работа группы кратковременного пребывания (ГКП по адаптации детей 1-2лет к поступлению в ДОУ). ГКП ежегодно функционирует с марта по май. В группе родители с ребенком 2 раза в неделю в течение 1 часа занимаются художественно-эстетическим, физическим, коммуникативным и речевым развитием через игровую деятельность под руководством музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по обучению татарскому/русскому языкам и воспитателя группы. Дети привыкают и к условиям в ДОУ, т.к. ООД проводится в залах, кабинетах, группах, и к педагогам ДОУ, поэтому адаптация этих детей в основном проходит в легкой степени. Хочется отметить, что воспитание и обучение в ГКП (1-2г) ведется на татарском языке. Преемственность соблюдается и после поступления в группы (2-3г) ДОУ, т.к. ДОУ – татарское, с татарским языком воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie._yaselnaya_mozaika.dou83.g.nizhnekamsk.2018.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие «Ясельная мозаика»
для методического сопровождениядетей раннего возраста (1-2года),
не посещающих ДОУ
- Введение
Процесс перехода маленького ребёнка из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов является сложным стрессовым периодом в жизни ребёнка и родителей. Новые условия и, как ответная реакция, новые формы поведения требуют определённых усилий со стороны ребёнка.
Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей, - одна из основных задач дошкольного учреждения.
Во многом от того, на сколько малыш подготовлен в семье к приходу в детское учреждение, зависит течение и продолжительность адаптационного периода, а также дальнейшее развитие, психологическое и физическое здоровье ребёнка.
Взрослые не всегда сознают, что обеспечение необходимого физического ухода за малышом не достаточно. Гораздо важнее способствовать наиболее полному развитию его психики, которое изначально построено на определённых закономерностях взаимодействия с окружающим социальным миром.
Практика показывает, что родители, слабо владеющие психолого-педагогическими знаниями не в состоянии не только правильно подготовить ребёнка к первому посещению дошкольного учреждения, но и ответственно и терпеливо оказывать ему помощь в период адаптации.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи требует поиска новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Чёткая, профессионально слаженная работа педагогов, психологов, медиков и родителей - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Обязательным фактором успешного течения адаптации детей и родителей к среде ГОУ являются профессионализм и компетентность педагогического коллектива.
Практическое решение всех выше перечисленных проблем возможно при наличии в дошкольном учреждении отлаженной, мобильной системы управления адаптационным процессом. Процессом, т.к. адаптация начинается задолго до поступления ребенка в ДОУ. В сопровождении малыша до поступления помочь могут специалисты ДОУ, организуя группы кратковременного пребывания, семейные клубы, игротеки и т.д. Можно назвать этот период «предадаптационным», а группу «предадаптационной», т.к. в ДОУ поступают дети, посетившие эту группу и дети непосредственно «из дома(семьи)», которые уже вливаются в «адаптационный период». Так вот, первая группа детей, прошедшая «предадаптационный» период сглаживает «острые углы» адаптации – им знакомо и ДОУ, и педагоги.
2.Основная часть.
2.1. Теоретические основы особенностей адаптационной среды.
Проблема адаптации ребёнка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных учёных: Н.И Аксариной, Р.В.Тонковой-Ямпольской, Н.Д.Ватутиной, А.А Солнцева, М.Руттера, А.И.Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе её становления.
Эта проблема активно разрабатывается в психологических иследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе.
Тенденция, существующая в теоретических разработках авторов относительно «предадаптационного» периода и собственно адаптационного периодов детей раннего возраста к дошкольному учреждению, сводится к следующим основным положениям:
Фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация.
Поведение ребёнка нормализуется в течении 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания в саду у ребёнка стабилизируется сон и малыш начинает нормально есть. Настроение бодрое, есть заинтересованность, которая между тем не отменяет утреннего плача: "НЕ ХОЧУ В САД!" Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок, достаточно легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к происходящему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Возникает не более одного лёгкого заболевания, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется.
- адаптация средней тяжести.
Негативные изменения в поведении нормализуются в течении месяца. Нарушения в общем состоянии ребёнка выражены ярче. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня.поведенческие реакции востанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. Отношение ребёнка к близким - эмоционально возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется в качестве инструмента общения, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым и детям избирательное. Лёгкие заболевание - до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается, могут наблюдаться такие проявления, как бледность, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи, длится в течение полутора-двух недель.
- тяжёлая адаптация.
Тяжёлая адаптация длится от двух до шести месяцев. Ребёнок плохо засыпает (сон непродолжительный), вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много плачет, поведенческие реакции нормализуются к концу второго месяца пребывания в саду. Отношение к близким взрослым - эмоционально-возбуждённое. Отношение к детям - отторжение или агрессия, ребёнок отказывается от участия в совместной деятельности. Речью в качестве инструмента общения не пользуется, или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Могут наблюдаться такие проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.
- Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами и длится примерно 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате, к концу учебного года преодолевается указанная выше задержка темпа развития.
Для формирования адаптационных механизмов и следовательно сглаживания стрессовых переживаний необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок приходит в детский сад с хорошим настроением, спокойно прощается с родителями; не стоит у окна и не ждет, когда за ним придут; не вспоминает в течение дня о маме; принимает участие и проявляет заинтересованность к какой-либо деятельности; не плачет; засыпает и спит спокойно; ест с аппетитом; отсутствуют отрицательные эмоции (гнев, страх, отвращение и т.п.).
Исследования педагогов медиков Н.М.Аксариной, Н.П.Жуковой показали, что характер адаптации зависит:
- От возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9 мес. до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке ещё нет.
- От подвижности нервных процессов. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятием. Они неплохо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у многих уже есть опыт общения с разными людьми.
- От сформированности у малыша положительного образа воспитателя, детского сада.
- От индивидуальных особенностей их нервной системы. Это можно выяснить в индивидуальных беседах с родителями, в результате наблюдений за ребёнком. Один активен, коммуникативен, любознателен. Его адаптационный период проходит довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, одеваться, то делает это медленно, отставая от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Болезненным, плачущим детям 2 раза в неделю нужно устраивать "выходные", щадя их нервную систему. Часто их адаптация самая затяжная.
- От уровня игровых действий. Ребёнок, имеющий достаточно высокий уровень игровых действий. По предложению воспитателя с интересом включается в занятие, демонстрируя свои умения и вызывая похвалу взрослого. Такое деловое сотрудничество значительно сокращает период адаптации.
- От умения сообща пользоваться общими игрушками, предметами. Если не умеет надо показать малышу, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами.
- От отсутствия подготовки ребёнка в интеллектуальной сфере развития (сенсорика, умение слушать художественный текст, музыку и т.д.)
- От наличия навыков самообслуживания. Отсутствие навыков самообслуживания у ребёнка - фактор риска для его здоровья. Оно может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребёнка в своевременной помощи со стороны взрослого (няни или воспитателя, у которых " на руках" много детей) не будет удовлетворяться так быстро как дома.
- От поведения и настроя родителей при расставании с малышом утром.
- От обстановки в семье, которая может способствовать дополнительным стрессом: расхождение с режимом дошкольного учреждения, от нервных перегрузок (посещение гостей, магазинов, театров, громкой музыки, длительного просмотра ТВ и др.
Сложнее всего адаптируются в детском саду дети:
- у которых нет братьев и сестёр, поэтому не имеют опыта делить близкого взрослого с другими детьми;
- застенчивые и замкнутые дети;
- агрессивные дети;
- эмоционально неустойчивые;
- дети, не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- дети, черезмерно опекаемые родителями или бабушками (дедушками);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребёнка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад;
- дети, чьи родители находятся в острых конфликтных отношениях;
- дети, чьи родители и другие члены семьи не поддерживают того, что ребёнок начинает ходить в детский сад.
Практические решения проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании, а также возможных подходов к ней чрезвычайно актуальны в настоящее время.
Как показывают исследования, контролируемый, правильно организованный адаптационный процесс на ранних стадиях (предатаптационный) развития ребёнка правильно подготавливает к стрессовым ситуациям жизни, повышает "потолок" сопротивляемости патологиям.
В результате научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста таких учёных, как С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Е.Веракса и др. была создана чёткая система вхождения ребёнка в социум, своеобразная лесенка по которой поднимаются двое - Взрослый и Ребёнок.
I ступень - ребёнок и мама
II ступень - ребёнок, мама и другие взрослые
III ступень - ребёнок и ближайшее окружение (взрослые дошкольного учреждения)
IV ступень - ребёнок и другие дети
В нашем проекте мы осмелились предположить, что первая и вторая супень преодолевается в семье, а третья и четёртая в дошкольном учреждении.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребёнка в ходе посещения группы кратковременного пребывания, тем успешнее пойдёт и его развитие и его адаптация в ДОУ. Поэтому к работе в данной группе привлечены:
- воспитатель, который примет этих детей после поступления в ДОУ,
- воспитатель по обучению татарскому/ русскому языкам (т.к. ДОУ-с татарским языком обучения и мы заинтересованы в том, чтобы поступил ребенок с максимальными возможностями общения на татарском языке),
- музыкальный руководитель, который после поступления в ДОУ будет с ними проводить НОД по развитию музыкальной культуры, творческих способностей
- медперсонал, который сопровождает физическое благополучие, обсепечивает профилактику заболеваний,
- педагог-психолог, который обеспечивает психологическое здоровье и коррекцию на ранних стадиях развития.
Л.С.Выгодский в работе "Игра и её роль в психическом развитие ребёнка" писал:
"В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив и открыт окружающему миру. Чем он младше, тем больше влияния можно оказать на его поведение и чувства. Ребёнок, играя, адаптируется к внешнему миру. Игра - путь обретения взаимопонимания взрослого и ребёнка."
Игровая деятельность - это наиболее близкий для малышей вид деятельности.Выбрав такой вид обучения, как игра, мы даём ребёнку возможность на всю жизнь запомнить, что обучение - это захватывающее, жизнерадостное приключение.
Ещё одна группа причин, когда оказываются разными варианты прохождения острого периода адаптации, касается возможностей детского сада, особенностей программы, а также особенностей личности воспитателя. Это зависимость от характера и структуры деятельности педагогического коллектива. Поэтому к работе в ГКП (предадаптационной) привлечены педагоги с первой квалификацонной категорией, естественно - со стажем работы в ДОУ.
Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка к детскому учреждению, необходимо решать и решаются посредством совместных усилий воспитателей, педагогов, родителей и психолога.
Таким образом, необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению организма к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.
2.2. Методическое сопровождение детей раннего возраста в период «предадаптации».
2.2.1. Цели и задачи
На основе изучения научно - методической литературы, диагностики детей и анкетирования родителей, выявления уровня компетентности педагогов определились цель и задачи работы педагогического коллектива:
Цель: Сформировать и развивать целостную систему управления ДОУ в режиме подготовки к поступлению малыша (1-2года) в ДОУ и обеспечению легкой степени адаптационного периода в группах раннего возраста (2-3года)
Задачи:
1. Собрать необходимую информацию для управления процессом адаптации со стороны воспитателей и педагогов специалистов.
2. Провести серию методических мероприятий, направленных на повышение компетентности воспитателей в вопросах регулирования учебно-воспитательного проесса в период адаптации.
3. Собрать материал по повышению уровняпсихолого-педагогических знаний родителей.
3. Этапы реализации проекта.
Подготовительный. Январь - Февраль
Практический. Март - Май
Итоговый. Июнь- Август
- Январь - с помощью анкетирования необходимо выявить готовность
воспитателей к взаимодействию с семьёй и выбрать педагогов, готовых сопровождать детей до поступления в ДОУ
- Февраль – сбор банка данных о семьях, имеющих детей в возрасте от 1 до 2 лет, живущих в микрорайоне 326,30 г. Нижнекамска Республики Татарстан, где расположено ДОУ; размещение информации о том, что в ДОУ открывается группа кратковременного пребывания для детей от 1-2 лет; прием заявлений и формирование группыкраковременного пребывания (ГКП)
- Март – май – организация работы группы краковременного пребывания
- Июнь – июль – постепенный прием воспитанников в функционирующие группы ДОУ
Практические решения проблем адаптационного периода детей раннего возраста, как одной из ведущих и актуальных, требует:
- Коррекции условий успешности периода детской адаптации к среде нашего дошкольного учреждения.
- Анализа к поиску новых форм управления периодом адаптации, по итогам нашего проекта – это ГКП (предадаптационная)
- Систематизации методического обеспечения этого процесса.
- Включения адаптивных задач, как важных составляющих, в образовательную программу ДО.
- Социальной подготовки воспитателей к взаимодействию с семьёй.
4.Календарно-тематический план (на татарском языке).
Месяц, неделя | Направление, тема | Направление, тема | Направление, тема | Направление, тема |
Март | Развитие речи/ познавательное развитие | Музыкальное развитие | Художественно-творческое развитие | Физическое развитие |
1 неделя | Погремушка/ Шалтыравык | Топ-топ, хлоп-хлоп/ Атлыйбыз-йөгерәбез | Рисование: Карандаши/Төсле каләмнәр | Мяч/ Туп |
2 неделя | Кукла Ляля/ Ләлә бездә кунакта | Баю-баюшки/ Әлли бәлли, бәү | Лепка: Цветок/ Чәчәкләр | Бегаем-играем в гостях у Ляли/ Йөгерәбез-уйныйбыз |
3 неделя | Ладушки/ Татулар-нәниләр | Машина, машина | Рисование: Цветные дорожки/ Төсле юллар | В гости к Мишке/ Аюга кунакка |
4 неделя | Кошечка - гость/ Мырау – безнең кунак | Серенькая кошечка/ Песи - пескәем | Лепка: Накормим петушка горошком/ Әтәчкә - борчак | В гости к Мурке/ Мырауга кунакка |
Апрель | Развитие речи/ познавательное развитие | Музыкальное развитие | Художественно-творческое развитие | Физическое развитие |
1 неделя | Птички прилетели/ Кошлар килде | Птичка - невеличка/ Кошлар каршылыйбыз | Рисование: Накорми птичек зернышками/ Кошларны сыйлыйбыз | Стая/ Кошлар өере |
2 неделя | Лошадка бежит-скачет.../ Ат чаба, сикерә... | Лошадка/ Колын | Лепка: Тропинка/ Сукмак | По узенькой дорожке/ Тар сукмак буйлап |
3 неделя | Возьми- положи/ Куй-ал | Дай молочка Буренушка/ Сыер безгә сөт бирә | Рисование: Зелененький лужок/ Яшел үлән | Пойдем за Буренушкой/ Атлыйбыз-йөгерәбез |
4 неделя | Машина поехала/ Машина бара, китте | Мишка-топтышка/ Аюкай-дускай | Лепка: Баранки для Мишки/ Аюга күчтәнәч | В лесу/ Агачлар арасыннан |
Май | Развитие речи/ познавательное развитие | Музыкальное развитие | Художетсвенно-творческое развитие | Физическое развитие |
1 неделя | Наши уточки с утра/ Үрдәкләр-нәниләр | Петушок/ Әтәч | Рисование: Зернышки/ Ярмалар | Быстро-медленно/ Тиз-әкрен |
2 неделя | Большая и маленькая собачка/ Зур һәм кечкенә эт | Барашки/Бәтиләр | Лепка: Клубочки/ Йомгаклар | Утки и собачка/ Үрдәк һәм эт |
3 неделя | Покатаем на машине/ Машинада йөртәбез | Матрешки/ Матрешкалар | Рисование: Красивое платье/ Матур күлмәк | В гости к Ляле/ Ләләгә кунакка |
4 неделя | Возьми-положи/ Ал-куй | Зайчик-попрыгайчик/ Куяннар һәм төлке | Лепка: Морковки/ кишерләр | Экскурсия в лес/ Урманга сәяхәт |
- Предметно-развивающая среда в группе кратковременного пребывания
Для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно
усложняющимся содержанием.
В детском саду предметно-развивающая среда ГКП (предадаптационная) состоит из следующих помещений:
- комната для раздевания детей и родителями;
- комнатадля игр и занятий;
- кабинеты;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
Т.о. используются все кадровые, методические, материально-технические условия
- Адаптационное сопровождение (2-3года)
По итогам работы ГКП, т.е предадаптационного сопровождения готовится методическое сопровождение уже в группе ДОУ (июнь-август), которое предусматривает несколько блоков:
- работа с детьми,
- работа с родителями,
- взаимосвязьс другими специалистами.
Блок: Работа с детьми
Этапы работы:
1. Знакомство с ребенком на основе документов.
2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.
3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.
4. Формирование навыков общения.
Блок: Работа с родителями.
Этапы работы:
1. Встречи, беседы с родителями.
2. Сбор необходимой документации.
3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.
4. Анкетирование.
5. Встречи и консультации с медсестрой.
Блок: Взаимосвязь с другими специалистами.
Этапы работы:
1.Определение уровня развития.
2.Составление индивидуального режима ребенку.
3.Плана работы в период адаптации специалистами:
воспитателями, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,
педагог – психолог, медсестра.
4. Проведение медико-педагогического советапо теме «Адаптация ребенка в
детском саду»
Результат:
1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
3. Проведение коррекционной работы.
4. Заключение медико-педагогического консилиума о периоде адаптации.
5. Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством
взаимосвязи всех блоков.
Кадровое обеспечение:
1.заведующий.
2.старший воспитатель
3.воспитатели
4.инструктор по физической культуре
5.музыкальный руководитель
6.педагог –психолог
7.медсестра.
Методическая литература:
1.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. –Воронеж: Учитель, 2004.
2.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.В.В.Гербова., Р.Г.Казакова., И.М. Кононова., Г.М.Лямина., С.Н.Теплюк. Воспитание и развитие детей раннего возраста . –М.: «Просвещение».
4. Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, В.В.Гербова. «От рождения до школы (с переводом на татарский язык)».
5.Программа «Кроха» Г.Григорьева, Д.Сергеева, Н.Кочетова, И.Чиркова.
6.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
7.Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до3л.
8.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».
9.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 1-3года».
10.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Творю, строю, мастерю» (развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет).
11.Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
12.Е.А.Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трех лет»
13.Э.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"
В материале представленны наиболее часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2года) « В гости к петушку»
Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей раннего возраста: мы знакомим детей с новой игрушкой.Формируем у малышей пассивный и активный словарь детей.Создаем условия для развития ко...
Методическое пособие "Ясельная мозаика" (1-2г)
Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.Методическое пособие разработано в 2018г на основании опыта по р...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Примерная технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста
Примерная технологическая картаанализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста...
Учебно-методическое пособие по преодолению речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В источнике отражены направления работы и примеры упражнений по преодолению нарушений нормотипичного речевого развития у детей с ЗРР, ОНР1, сенсорной и моторной алалией. Учтены перспективные направлен...