Учебно-методическое пособие по преодолению речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
В источнике отражены направления работы и примеры упражнений по преодолению нарушений нормотипичного речевого развития у детей с ЗРР, ОНР1, сенсорной и моторной алалией. Учтены перспективные направления коррекционной работы, такие как сенсорная интеграция, нейрокоррекция (проеодоление нарушений 2 блока мозга по А.Р. Лурия), нейролингвистика (формирование фонематического кода языка по Т.Г. Визель). Данные рекомендации могут быть использованы так же для профилактики речевых нарушений и как примеры игр для домашнегоиспользования с детьми раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uprazhneniy_dlya_detey_s_narusheniyami_normotipichnogo_rechevogo_razvitiya.docx | 55.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа упражнений по формированию “базы речи“ у детей с нарушениями нормотипичного речевого развития
- Понимание речи
- Формирование образа предмета (инструменты: фигурка коровы, аудио-запись как звучит корова, картинки коровы)
- Глагольный тренинг:
-Дави, кати, кидай, стучи (1 глагол, много предметов)
-Тяни, рви, мни, дуй (много глаголов 1 предмет (напр. бумажное полотенце)
-Сыпь, лей (2 глагола, 2 предмета, к глаголу подобрать свой предмет (напр. вода, крупа))
-Иди, стой, ползи, прыгай (смена действий на собственном теле)
- Мой, суши (инструменты (таз с водой, полотенце, фигурки животных или овощи), инструкция: мой корову, мой поросенка, суши поросенка).
-Иди (на примере животных, позови корову (иди), произвести действие с коровой, как-будто она идет))
-Лей воду, лей чашкой, лей сок (подкрашенную воду), лей ложкой ( 1 глагол, много вариантов усложнения.
Комментарий: при выполнении данных упражнений ведем диалог
Смотри, я лью.
Лей.
Что ты делаешь? Пауза
Ты льешь?
Если ребенок отвечает да, то говорим, да ты льешь, лей еще, что ты делаешь?
Ждем ответа от ребенка, если он не отвечает, отвечаем за него сами.
- Соматогнозис
- Сенсорные ощущения
-Массаж различными текстурами (мочалкой для душа, расческой, заворачивание ребенка в различные текстуры, погружение в сенсорные коробки, предоставление предметов разных текстур и темпераур)
2) Локализация частей тела
-игра с прищепками
-массаж пальчиков
-называние части тела через сенсорный стимул (ребенок закрывает глаза, трагаем руку, ребенок открывает глаза, спрашиваем где потрогали, ребенок показывает или пытается назвать.)
-рисование по телу (рисуем на руке круг, спрашиваем ребенка, что я нарисовала)
-“повтори позу”
3) Рисование человека, аппликация лица человека.
3) Общий праксис
-зарядка
-полосы препятствий
-эстафеты
-ходьба по заданной линии
-марширование
-метание в цель
-движение по инструкции (стой/иди/беги)
-сортировка руками по очереди по пересеченной линии.
4) Кистевой праксис
- Перекладывание (ложки, половники, щипцы)
- Переливание (кружки, стаканы, кувшины)
- Откручивание крышек
-Взбивание венчиком, действие с кофемолкой, шарманкой, рисование большой кистью – круговые движения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Позы пальцев рук.
5) Пальцевый праксис.
- Мозайки (бусы) – формируем пинцетный захват.
- Собирание фасоли в бутылку.
- Строительство дорожек из камней, карандашей.
- Игры с пинцетами.
6) Слуховое восприятие
-Фиксация внимания на звуках
-Введение игр с ориентировкой на звук
-Выполнение действий по звуковому сигналу (пример: услышишь колокольчик – прыгай)
- Введение различения бытовых и предметных шумов.
- Различение звуков музыкальных инструментов.
- Введение понятий звенит, шуршит, стучит (стучит (показываем как стучат пластиковые ложки, как деревянные) …. из представленных предметов дать то, что шуршит..
-Громко и тихо (если громко, то хлопай в ладоши, если тихо, то топай ногами)
-Игра под песни “ стоп-гоу”
-Игры с инструкцией “стоп”
-Ритмы (1-много) (стучим 1 раз по барабану, много раз по металлофону-ребенок старается повторить)
-Логоритмика
7) Зрительное восприятие
-Операция идентификации (найди такой же)
-Операция классификации ( разложить на 2 (шишки и камни) , сортировка по цветам)
- Удержание внимания (спрятать под один стакан из 2-х, поменять стаканы местами, спросить под каким стаканом предмет)
-Часть и целое (чего не хватает, чья это часть)
-Визуально-ритмический ряд
8) Память зрительная и слухоречевая
-Дай кошку и собаку
-Усложнение (дай мне кошку, а себе возьми собаку, или : дай сначала кошку, а потом собаку)
-увеличиваем до полноценной двухсоставной фразы (дай кошке мясо, а собаке молоко)
-повторение цепочек слогов ( ба-ба-па, ба-ма-ба)
Зрительная память
-“ Что пропало” (2 и более предметов, один из них закрываем стаканчиком, ребенок звукоподражанием отвечает что пропало)
-“ Кто спрятался?”
9) Арт гимнастика
-облизывать яблоки, апельсины
-часики
-смена позиции (ау, оа, иу…)
10) Речевой выдох
-вдох носом (нюхаем цветы)
-Вдох ртом( пить из трубочки)
-вдох носом, выдох ртом ( 1 упр в день, не более 2-х мин)
Для игр:
-использование разных сенсорных материалов, фольга для заворачивания с эффектом неожиданности.
Вводим речевой режим.
На этапе вызывания речи родителям необходимо соблюдать некий "режим" в общении с ребёнком дома. Вот золотые правила этого речевого режима:
Говорим только о том, что делаем здесь и сейчас. Родитель комментирует то, что происходит в данный момент, а не то, что происходило вчера или случится завтра. И никаких абстрактных рассуждений о том, "что было бы если", и "что будет, если ты"....
Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец. Например, взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ- топ, топ-топ, идёёём гуляяяять».
Даём речевой образец. Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя при этом слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: "дай пить, дай ам-ам и т.д".
Задаём альтернативные вопросы. Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: "что ты будешь, молоко или хлеб?"
Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.
Многократное повторение каждого слова. Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: "мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д". Если простые слова ребёнок в речи уже использует, закрепляем простые сочетания: "дай пить, хочу гулять, идём домой и проч".
Выкладыванием ритмических рядов мы начинаем заниматься уже на самых первых этапах вызывания речи, как только ребенок начинает подражать. С помощью визуально-ритмических рядов мы формируем у ребёнка слоги, а затем, простые слова. У меня в практике есть малыш, которого не особо впечатляют мои игры на запуск речи, зато данные упражнения он выполняет прекрасно. Данные упражнения мы выполняем с ребенком для того, чтобы закрепить в речи наши первые звуки (позже слоги и слова), научить ребёнка переключаться со звука на звук (позже со слога на слог и со слова на слово). С помощью этого упражнения мы выводим ребёнка на первые слоги, а далее, на первые слова.
Берутся опорные предметы (например, ложка, вилка, нож; либо одинаковые предметы разных цветов- как смайлики на видео). Взрослый выкладывает предметы в ряд, чередуя, ребенку предлагается повторить, т.е. продолжить ряд (см. видео 1). После того, как ребенок выложил ряд, подключаем речь. Ряды учимся выкладывать в следующем порядке:
1-1 (ложка-вилка; синий камушек- черный камушек);
1-1-1 (ложка- вилка- нож);
2-1 (ложка-ложка-вилка);
1-2 (ложка- вилка- вилка);
Самый простой вариант- выложить ряд по горизонтали- т.е. ребенок выкладывает свой ряд под Вашим.
Вариант сложнее- по вертикали (как на видео- «продолжи ряд»);
Самый сложный вариант- по кругу.
Подключаем речь.
Порядок подключения речи следующий (каждую новую комбинацию мы вводим после освоения предыдущей):
1. Две одинаковых гласных «А-А», три одинаковых гласных, далее, две разных гласных «А-У»;
2. Два разных согласных: М - Т, Н – П и т.д.
3. Одинаковые слоги «ГА-ГА-ГА», «МА-МА-МА»;
4. Замена последнего согласного «ГА - ГА – ГУ»;
5. Замена согласных в слогах с сохранением одинаковой гласной «МА – ТА»;
6. Пара без одинаковых звуков «НО – БУ»;
7. Повторение закрытых слогов по тому же принципу (3-6 пункт);
8. Повторение слогов в заданном количестве, 3-4 слога (сначала одинаковых, потом разных);
Из слогов, которые есть в речи, составляем слова, если слово из двух слогов, выкладываем 2 предмета, круг и квадрат, круг- слог По, квадрат-Ни (произносим слово пони с опорой на предметы (круг и квадрат), закрепляем данное слово картинкой с пони.
Варианты игр (заданий)
Слова «да/нет»; Вводим в речь слова «да/нет». | |
Слова «тут/там»; Вводим в речь слова «тут/там». | |
Слова «дай/на»; | |
Регуляция процессов «возбуждения/ торможения»: "Танцы" | |
" Раз, два, три- беги"
В эту же игру можно играть, изучая глагольный словарь. Вместо игрушек, в нескольких метрах от ребёнка раскладываются предметы, с которыми ребенок в предыдущих играх совершал действия (молоток-стучи; вертушка-крути; пузыри или свеча-дуй). Взрослый называет действие (дуй), а затем восклицает "раз, два, три- беги". Ребёнок двигается с места после слова "беги". Пополняем глагольный словарь. | |
«Стоп действие» "Стоп действие". В разных концах комнаты раскладываются предметы, например, ручка, фонарик, дудка, расческа. Взрослый дает инструкции вперемешку: "расчесывайся, дуй, свети, стучи...". Каждое действие выполняется по 5-7 секунд до слова "стоп". Если ребенок не реагирует на стоп-слово, взрослый помогает, обхватывая ребёнка. Чтобы эмоционально вовлечь ребёнка в игру, можно включить веселую негромкую музыку. | |
"Изобрази предмет"
| |
" Шаг-хлопок" " Шаг-хлопок". На другом конце комнаты- игрушка или поощрение для малыша. Ребенок должен дойти до нее следующим образом: шаг одной ногой, приставить другую ногу, хлопок. Шаг, приставить вторую ногу, хлопок". | |
Сенсорная интеграция: Игра "Растопим лёд". Игра "Растопим лёд". | |
Игра "Достань камушки". Игра "Достань камушки". | |
Игра "Цветная водичка". Игра "Цветная водичка". | |
Игра "Смешиваем краски". Игра "Смешиваем краски". | |
Игра "Вода в сите". Игра "Вода в сите". | |
Игра "Тонет – не тонет". Игра "Тонет – не тонет". | |
Игра "Ящик и мешок". Игра "Ящик и мешок". | |
Игра "Волшебный мешочек". Игра "Волшебный мешочек". Игра "Два медвежонка". | |
Игры с фольгой. Игры с фольгой. | |
«Холодно – горячо». Холодно – горячо. | |
«Тяжелее – легче». Тяжелее – легче. | |
Игра «что спряталось»
| |
Мелкая моторика: Открывание, закрывание различных банок, коробок, откручивание крышек у бутылок | |
| |
| |
| |
Высыпать на поднос крупу и рисовать линии пальчиком | |
Положить на поднос картинку и засыпать манкой. Производить пальчиками раскопки манки с целью откапывания картинок. | |
Выкладывание из спичек или палочек простых фигур по образцу: треугольник, плюсик, квадрат, далее- домик, елочка и проч. | |
Катать между ладонями карандаши, мячики | |
Рвать бумагу, общипывая лист | |
Прятать предмет сначала в одной ладони, потом в двух ладонях одновременно | |
Рисовать пальчиковыми красками | |
«Собери ягодки (цветочки, конфетки, грибы и т.д.» Перед ребенком кладутся 20-30 однотипных мелких предметов (ягодки, шашки, палочки, фигурки). Посередине стола ставится коробка или банка. Нужно собирать предметы по одному в коробку, работая попеременно правой-левой рукой. Игра доводится до конца, то есть до пустого стола. | |
«Морской бой» Играть можно во время купания или в двух тазах. Заранее (в виде отдельного задания) изготавливаются бумажные кораблики. Два из них опускаются на воду. Играющие берут по маленькой резиновой груше - спринцовке. Двумя руками каждый набирает воду в свою «пушку» (чем больше воды, тем лучше пушка). Дальше начинается «бой»: положив руки на бортик, нужно по очереди выпускать воду из груши со словом «пух!», пытаясь потопить кораблик противника. Если ребенок молчит, взрослый, ожидая и смотря на него, выдерживает паузу, затем произносит звукоподражание вместо ребенка. | |
Общая моторика. Контроль движения: 10 раз дотянуться до кончиков пальцев ног. Постепенно учим малыша наклоняться, не сгибая при этом колени. | |
Стоять на одной ноге 5 секунд. | |
| |
| |
| |
Поймать катящийся мяч и покатить без помощи назад . | |
Бросать мяч в корзину. | |
Лягушка Покажите ребёнку, как Вы приседаете, и сделайте несколько прыжков вперед. Обращайте внимание на то, чтобы он при этом наблюдал за Вами. Помогите ему так же присесть. Пусть он останется на 1-2 минуты в этом положении. Затем сделайте сами несколько прыжков вперед и заставьте его сделать то же самое. Если возможно, то пусть за ребенком стоит третье лицо, которое в случае необходимости поддержит его. Очевидно, сначала он сможет сделать 1-2 прыжка. Хвалите его за каждую попытку и записывайте, сколько прыжков сможет он сделать подряд, прежде чем отдохнет или потеряет равновесие. | |
Расстояние в 5 метров пропрыгать на одной или двух ногах | |
Тренировка равновесия. Обопритесь на руки и колени и пусть ребенок рядом с Вами сделает то же самое. Важно, чтобы Вы смотрели в это время в одном направлении, чтобы не отклониться влево или вправо. Проделайте следующие движения и заставьте ребенка подражать Вам. Если возможно, то пусть поможет третье лицо, в то время как Вы показываете упражнение: | |
Перекатывания на полу. | |
Идти по линии, не теряя равновесия. Наклейте ленту в виде прямой линии на пол (можно положить веревку или сделать дорожку из карандашей. Покажите ребенку, как Вы уверенно ходите по линии. Когда Вы идете второй раз по линии, пусть ребенок идет за Вами. Следите, чтобы он оставался на линии. Затем пусть сам идет по линии. Хвалите каждый раз по завершению упражнения. Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать равновесие и сходить с дорожки. | |
Научиться отбивать мяч от пола двумя руками. | |
Хождение с картофелиной. Нужно пронести на расстояние около10 метров картофелину в ложке, не уронив ее. | |
Необычная ходьба -На внешних ребрах стоп, ноги сближены, затем нар расстоянии; | |
Игры на развитие слухового внимания и слухового восприятия: « Найди источник звука» " Найди источник звука". | |
"Что звучало". "Что звучало". | |
Игра «сделай также». Игра «сделай также». Ребенок стучит в барабан (ложкой по столу) столько раз, сколько до этого постучал взрослый (начинаем с 2-3 ударов). | |
«Услышишь слово-хлопни». «Услышишь слово-хлопни». | |
«Прихлопни картинку». "Прихлопни картинку". | |
Учимся воспроизводить ритмический рисунок. | |
Артикуляционная гимнастика: Сначала показываем язычок, высовывая его как можно дальше, потом прячем за зубки. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Задержать эту артикуляционную позу на несколько секунд. | |
| |
| |
| |
| |
Тренируем речевой выдох: Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Вдох делается носом, выдох- ртом. Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих Произносим любой гласный звук сначала громко, потом тихо. | |
Взмахиваем руками, поднимаем их вверх, а потом резко опускаем вниз, наклоняемся, выдыхая и произнося «УХ». | |
Дуем на перышки, кусочки бумаги, гладкий карандаш, лежащие на столе. Следует помнить, что во время дутья щечки малыша не должны быть надуты. Если ребенок надувает щеки, нажимаем на его щечки пальчиками, чтобы в них не оставалось воздуха. | |
Стоя прямо, разводим руки в стороны и делаем глубокий утрированный вдох, обнимаем себя и выдыхаем через рот. | |
Ребенок ложится на спину, на живот ребенку кладется игрушка. Катаем игрушку на животе: малыш надувает животик, как шарик (вдох через нос) и сдувает его (выдох через рот). Повторить 5-8 раз. | |
Пускаем бумажный кораблик в таз с водой и дуем на кораблик. | |
Учимся задувать свечку. | |
Дуем в пустые пузырьки с маленьким горлышком, чтобы слышался свист. | |
Дуем в воду через трубочку, с громким бульканьем создавая пузыри. | |
Учимся выдувать мыльные пузыри. | |
Учимся дуть в дудку, свисток. | |
Пропеваем на одном выдохе гласных звуков А,О,У,И,Э. | |
Учимся выкладывать ритмические ряды (с подключением речи): 1-1 (ложка-вилка; синий камушек- черный камушек); | |
1-1-1 (ложка- вилка- нож); | |
2-1 (ложка-ложка-вилка); | |
1-2 (ложка- вилка- вилка); | |
Эмоционально-волевая сфера, сюжетные игры: Игра с металлофоном. Игра с металлофоном. Взрослый ударяет то клавише один раз, затем передает палочку ребёнку, который должен ограничиться одним ударом. Игру можно усложнить, ударяя по клавише определенного цвета, а далее, по серии разноцветных клавиш. Пример оречевления: "смотри, это металлофон. Будем играть. Стучи! Слышишь звук? Динь! Как звучит? Динь! Я стучу один раз. А теперь ты. Стучи! Что ты делаешь? Я стучу!" | |
Магнитная рыбалка. Магнитная рыбалка. Взрослый и ребёнок по очереди ловят рыбу удочками. Пример оречевления: "смотри, рыбки! Это какая рыба? Красная! А эта? Синяя! Какая? Синяя! Будем ловить рыбу удочкой! Чем будем ловить? Удочкой! Я ловлю! ОП! Поймала! А теперь ты! Лови! Ты поймал! Ура! Какую рыбу ты поймал? Синюю!" | |
Кегельбан. Кегельбан. Взрослый и ребёнок по очереди сбивают мячом по одной кегле. Кегли можно заменить наполненными водой бутылками. | |
Взрослый и ребёнок по очереди кидают мяч в корзину. Взрослый и ребёнок по очереди кидают мяч в корзину. Пример оречевления: "будем кидать мяч! Что будем кидать? Мяч! Я кидаю! БУМ! Попала! А теперь ты кидай! Попал! Как ты кидал мяч? БУМ!" | |
Взрослый и ребёнок по очереди проходят комнату по выложенной дорожке, выполняя определенную моторную программу (шаг-хлопок, шаг-хлопок). | |
Игра «пилим бревно». Игра «пилим бревно». | |
Игра «магазин». Игра «магазин». Имитируем поход в магазин. Взрослый и ребёнок по очереди делают покупки в магазине. | |
Покормить и напоить игрушки, уложить спать. Покормить и напоить игрушки, уложить спать. Пример оречевления: "миша и сова пришли с прогулки и хотят есть. Я сажаю мишу на стул. А ты- посади сову на стул. Сова, сиди! Сова и миша хотят пить. Что хотят? Пить. Я даю мише пить. На, миша, пей. А ты напои сову. Что ты скажешь сове? На, сова, пей!" | |
Имитировать поход детских игрушек на площадку. | |
Имитировать поход игрушек к доктору. | |
Дневник интеллектуального развития ребёнка 3 лет:
Принимает задачу сюжетной игры (например, поймать всех рыбок магнитной удочкой) | |
Использует предмет по назначению | |
Подражает действиям с предметами, мимике | |
Подражает звукам | |
Смотрит в глаза, контактен | |
Поддерживает простую сюжетную игру (всех покормить, попоить, спать уложить) | |
Коробка форм (зрительное сличение) | |
Цвет (синий, красный, желтый) | |
Величина (большой, маленький) | |
Матрёшка | |
Пирамидка | |
Разрезные картинки (из 3х частей) | |
Башенка | |
Формы (круг, треугольник, квадрат) | |
Простые инструкции (закрой кису, закрой машинку) | |
Глаголы (покажи, где киса спит, где мальчик идёт) | |
Ребёнок соотносит картинку с предметом | |
Может соотносить различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (рисунки похожих, но неидентичних предметов (например, сапоги и туфли, чашка и стакан) | |
Может найти и дать «такой же» | |
Ребёнок может найти тень) | |
Показать все цветы (только цветы) на рисунке; | |
Понимает, что скрывает под собой перечеркнутое изображение | |
Может рассортировать предметы по двум категориям (есть и пить, в шкаф или на тарелку) | |
Отличает съедобное от несъедобного; | |
Есть вилкой | |
Надеть куртку и брюки | |
Самостоятельно умываться и ходить на горшок | |
Застегивать большие пуговицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по преодолению ОНР у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Логопедическая работа по преодолению ОНР у детей реннего и младшего дошкольного возраста...
«Профилактика речевых расстройств у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗРР»
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализаци...
Дидактическое пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Овощи с огорода"
Цель:Учить различать по внешнему виду (цвет, величина, характерные признаки) овощи, называть их.Развивать мелкую моторику рук детей, умение вкладывать мелкие предметы, совмещая их по размеру.Развивать...
Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста
Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста....
Методические рекомендации на тему: «Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей&raq...
Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...
Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста."
Рекомендации для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений....