Итоговое занятие экспериментальной площадки первого года обучения Тема: «Волшебная ромашка».
план-конспект занятия (старшая группа)

Кальнина Ольга Викторовна

итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Итоговое занятие экспериментальной площадки первого года обучения  

Тема: «Волшебная ромашка».

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с    

элементами инсценировки.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

          - образовательные: закрепить и систематизировать знания и навыки детей                                                                      в шахматной игре; выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.

         - развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание,      

сообразительность;

    - воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение; партнерские отношения

между детьми и взрослыми.

   - социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному                общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

   - воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

  - личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная шахматная  

доска, демонстрационные шахматные фигуры, "Волшебный мешочек" с шахматными

фигурами, наборы шахмат на каждого ребенка; комплект шахматных фигур из белого

и черного цвета.

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как      

бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат,

 шахматная нотация.

Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Активизация словаря: Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка, шах, мат.

Организационный момент:

Раздаётся стук в двери. Входит Незнайка в руках держит шахматную доску. 

Незнайка: - Здравствуйте ребята, мне Знайка подарил настольную игру, «Шахматы», а  что с ней делать и как играть не научил.  Что же делать? А вы знаете? А вы умеете? Научите, пожалуйста.

Воспитатель: Что ребята делать? Расскажем Незнайке, чему научились?

Воспитатель: - Незнайка, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.

Воспитатель: авайте расскажем Незнайке, что вы знаете о шахматах. Где появились шахматы? Сколько человек играют партию? Как нужно поставить доску перед началом игры?

Незнайка:- Ой, подождите, мне Знайка дал цветок – ромашку и сказал, что она мне пригодиться. Посмотрите.

Воспитатель: Посмотрите, а цветок то не простой, а с заданиями.

1 лепесток: игра «Мяч». 
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей, ребенок отвечает, возвращает мяч воспитателю.
Вопрос – ответ:
На каких полях ничего не растет? (на шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
Как правильно сесть за шахматную доску? (правое угловое поле должно быть белым)
Какие фигуры располагаются на углах доски? (ладьи)
На поле, какого цвета стоит белый ферзь? Белый король? Черный ферзь? Черный король? 
На каких горизонталях расположены белые фигуры?
На каких вертикалях есть фигуры?
Сколько фигур расположено на каждой вертикали?
В чем заключается главная цель шахматной игры?

2 лепесток: игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке спрятаны все шахматные фигуры. Ребенок угадывает на ощупь шахматную фигуру.

3 лепесток: игра «Какая фигура лишняя?»
1. Ладья, слон, ферзь, король? (король, потому что другие фигуры могут ходить на несколько полей сразу, а король только на одну)
2. Пешка, ладья, конь, ферзь? (конь, потому что перепрыгивает и ходит буквой Г)
3. Слон, конь, ферзь? (ферзь лишняя, слон и конь имеют по 3 очка, а ферзь - 9)

4 лепесток: игра «Расставь на доске» (тест)

Воспитатель: Ребята, нужно найти адрес фигуры, но с начала, давайте вспомним стихотворение «Мы сидели  на крыльце»
- Поставьте на доске любую фигуру. А теперь назовите ее адрес.

Незнайка тоже выставляет фигуру на доске, не правильно – дети исправляют.

5 лепесток: «Найди место!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, фигуры все разбежались. Давайте найдем для каждой фигуры свое место.

Дети расставляют фигуры на доске в правильном порядке. Один ребенок проверяет при помощи стихотворения.

Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.

Физкультминутка.

Незнайка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёл, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашёл (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать,(погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

6 лепесток:  Шахматные фигуры
Ладья
Работа с карточками
Ребята, перед вами карточки с шахматными фигурами. Сейчас я загадаю вам
загадку, а ответить вы должны молча, подняв карточку с правильным ответом.
В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат.
Фигура эта так упряма, 
Что из угла идёт лишь прямо. (ладья) 
Слон
Работа с карточками
Этот воин очень смелый, 
Чуть ладью вчера не съел он. 
По диагонали строго ходит, 
Порядок на доске наводит. (слон)

Конь
Работа с карточками
А вот фигура не проста,
Грива есть, но нет хвоста.
Ход похож на уголок
3 клетки прямо, клетка в бок. (конь) 

Ферзь
Работа с карточками
Фигура важная и сильная. 
Всегда в наряде стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет — по горизонтали. 
Его ходы не просто угадать — 
И по диагонали может пошагать (ферзь) 

7 лепесток Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество…(король).

8 лепесток: задание «Стоимость шахматных фигур»
Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне 
правильные числа.
У каждой фигуры своя есть цена.
Вот посмотри на Коня и Слона.
Запомни! У каждого стоимость …(три)

В игре их смелее, смелее бери!
Не бойся же и на Ладью наступать,
Добудешь, и сразу получится… (пять)
А у Ферзя большая цена:
Сколько он стоит во все времена? (девять)
Пешка малышка стоит… (один)
А поле пройдёт, и она – господин!

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? - Незнайка, а ты что узнал?

Незнайка: - Спасибо, ребята, за то,  что вы познакомили меня с  шахматными фигурами. Я очень рад,  что попал к вам на занятие. А это вам сюрприз.

Воспитатель: Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.

Воспитатель:  А сейчас, если вам понравилось заниматься и вам было легко – поставьте на доску белую шахматную фигуру, а если было сложно, то черную фигуру.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие по математике с использование мнемотаблиц "Волшебный сундучок".

Цель: Повысить уровень умственного развития детей.Задачи: Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем мире.Увеличить объем памяти детей через усвоение ...

Итоговое интегрированное мероприятие в первой младшей группе "Волшебное путешествие"

Цель данного мероприятия: 1. создать радостное настроение от занятия; 2. выявить уровень усвоения детьми ЗУН....

Итогового занятия для детей первой младшей группы по развитию речи. Занятие: «В лес за весенними цветами».

Итогового занятия для детей первой младшей группы по развитию речи.Занятие: «В лес за весенними цветами».Цель занятия: Активизация познавательной и речевой деятельности детей.Задачи: закрепить з...

Итоговое занятие по фэмп в средней группе "Волшебный клубочек"

Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Волшебный клубочек»Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи.Образовательные:Закрепи...

Итоговое занятие "Путешествие по временам года"

Уточнить характерные признаки времён года в игровой форме в соответствии с ФГОС....

Итоговое интегрированное мероприятие в первой младшей группе « Волшебное путешествие»

Итоговое интегрированное мероприятие в первой младшей группе« Волшебное путешествие»Образовательные области:«Познание» (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира), «Здоровье», «Социализа...

Итоговое занятие в 1 первой младшей группе за первое полугодие.

Итоговое занятие по речевому развитию с элементами конструирования в 1 младшей группе за первое полугодие "Мои любимые игрушки"....