Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
материал
Итоговая работа по курсу
«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Выполнила: Даданова Марина Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
2018 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО НИРО
Итоговая работа по курсу
«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Выполнила: Даданова Марина Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность.
2. Отражение темы в нормативных документах.
3. Анализ психолого-педагогической литературы по теме.
3.1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного развития детей раннего возраста.
3.2. Особенности духовно-нравственного развития детей раннего возраста.
3.3. Детский фольклор как средство духовно-нравственного развития детей раннего возраста.
3.4. Анализ программ духовно – нравственного развития.
4. Анализ собственного опыта работы (коллег) по теме:
4.1. Цели и задачи.
4.2. Содержание деятельности.
4.2.1. Первый этап - педагогическое наблюдение.
4.2.2.Второй этап – формы и методы работы.
4.2.3. Третий этап – повторное наблюдение.
5. Перспективы работы.
6. Заключение.
7. Приложение.
8. Библиография.
- Актуальность.
В связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов, дошкольное образование стало являться первоначальной основой для формирования личности ребёнка, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Целевыми ориентирами образования в раннем возрасте является интерес ребёнка к окружающим предметам, активное действие с ними; владение простейшими навыками самообслуживания; владение речью, стремление к общению со взрослыми, проявление интереса к сверстникам, проявление интереса к стихам, песням и сказкам и т.д. Актуальность работы по данной теме заключается в том, что через фольклор у ребёнка создаются предпосылки к целевым ориентирам.
Раннее детство – важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, семейном укладе и родной земле.
Дети раннего возраста как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в раннем возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище народа находит своё применение в различных разделах работы с детьми раннего возраста: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.
Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Основной целью взрослых является помощь ребенку в освоении навыков взаимодействия и развитии базовых знаний об окружающем мире и себе самом.
При восприятии фольклорного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дети раннего возраста переживают всё, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей раннего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
Круг интересов в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения фольклора. Это детский фольклор – потешки, прибаутки, песенки, русские народные сказки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям раннего возраста, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что через фольклор идёт освоение азов духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи духовного развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует так же эстетическому развитию малышей. Данная работа опирается на Целевую программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание населения городского округа город Бор на 2013-2015 годы»/, которая утверждена постановлением администрации городского округа г.Бор от 22.10.2012 №5806
2.Отражение темы в нормативных документах.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др фольклора;.).
3. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
В науке существует множество точек зрения по вопросу об определении понятия «детский фольклор». Так, например, В. П. Аникин [1] к детскому фольклору относит творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова.
Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С Виноградов: «...вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых» [6]. Отказывая тому, что не исполняется самими детьми, что не составляет непосредственно их репертуар (а это вся «материнская лирика», или «поэзия пестования») в принадлежности детскому фольклору, Г. С. Виноградов руководствуется одним условием - кто является носителем фольклора. Вместе с тем Г.С. Виноградов выделяет колыбельные песни, пестушки и потешки «в особый отдел фольклора, устную литературу для детей», связывая ее с материнской школой.
Почти одновременно с Г.С. Виноградовым О.И Капица [9] предложила свое понимание и определение детского фольклора. Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети. С тех пор, без какой бы то ни было мотивировки и обоснования в научных публикациях текстов, исследованиях, учебных пособиях уживаются два подхода к понятию «детский фольклор». Обе точки зрения сосуществуют вне дискуссии, вне научной полемики, а это свидетельствует об их теоретической неопределенности.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
3.1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного развития детей раннего возраста.
Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном возрасте возможно за счёт способности ребенка осуществлять первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, то есть нравственные нормы, и формирует свое отношение к этим нормам, но не всегда соблюдает их в реальных поступках.
Важно понимать, что нравственное воспитание маленьких детей – это
долгий и трудоемкий процесс, результативность которого во многом зависит
от единства требований со стороны взрослых. Они должны научить малышей нормам морали, правилам поведения, бережному отношению к окружающим его предметам живой и неживой природы, а также способствовать проявлению у ребенка нравственных черт характера, таких как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность.
Окружение в котором, прибывает ребёнок каждый день, где он учится взаимодействовать со сверстниками и воспитателями всё это направлено на духовно-нравственное развитие детей. Дети приходят каждый день и впитывают в себя как «губка» - знания, умения общаться в социуме и навыки поведения.
В своей группе каждое утро мы начинаем с традиционного приветствия друг друга и улыбки при проговаривании ласково имени своего соседа. После чего, начинаем дружно делать утреннюю гимнастику, настраиваясь на высокий эмоциональный доброжелательный настрой на целый день.
У детей раннего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Мы активно помогаем в организации подвижных, дидактических сюжетно-ролевых игр, так как понимаем, что эта потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. Вместе с тем мы учим детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
Дети живут своими представлениями о добре и зле. Рассказать о этих чувствах более подробно нам помогает русский фольклор. При чтении книг и рассматривании картинок, мы расширяем представления детей об окружающем мире, о хитрости и упрямстве, дружбе и любви. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, показываем детям на примере сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. А театр на столе или фланелеграфе, пальчиковый театр, а иногда и драматизация с участием самих детей помогает малышам «прочувствовать» сказку, сопереживая и сочувствуя главным героям.
Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей раннего
возраста - это каждодневный труд педагогов и родителей. Эмоциональность
и восприимчивость детей раннего возраста позволяет заложить фундамент для развития гармоничной личности с помощью освоения моделей поведения, стереотипов, норм морали и моральных качеств во взаимоотношении с людьми.
3.2. Особенности духовно – нравственного развития детей раннего возраста.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В раннем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость.
Итак, нравственное воспитание детей раннего возраста определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способен решить фольклор. Именно через фольклор малыш знакомится в разных видах деятельности с первоначальными социокультурными ценностями духовно – нравственного развития человечества.
3.3. Детский фольклор как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров.
Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки – приговоры, организующие эти забавы. Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально – мелодическая основа совершенно иные. Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания. В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких. «В потешках, как и в пестушка, неизменно присутствие метонимия - художественный приём, помогающий через часть познавать целое. Например, в детское игре «Ладушки-ладушки», где были? – У бабушки. При помощи метонимии внимание ребёнка привлекается к его собственной ручке.
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Колыбельные песни – это песни, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Её назначение или цель – усыпить ребёнка тому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
3.4. Анализ программ духовно – нравственного развития.
В разных образовательных программах рассматривается данная проблема обучения, но сам термин «духовно – нравственное воспитание» авторы программ, программных материалов не использовали, заменяя его словами «социальное развитие», «социально – нравственное развитие», «формирование основ будущей личности», «нравственное воспитание».
Так в программе "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А, Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрено во всех разделах, начиная с младших групп. Содержание программы призвано воспитанию у ребёнка с первых лет жизни гуманному отношению к окружающему миру, любви к семье, к родному дому, уважению к людям.
В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманистические чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения, уважение к взрослым, социально – общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В программах «Истоки», « Радуга», «Детство» представлены многие аспекты, созвучные логике традиционной парадигмы духовно – нравственного воспитания. Пусть пунктирно, но всё- таки обозначена линия развития ценностно – смысловой сферы дошкольников, предложены интересные методические приёмы развития внутреннего мира детей, с опорой на традиции отечественной психологии и педагогики.
4. Анализ собственного опыта работы (коллег) по теме:
Наш детский сад работает по Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой). В ней выделен специальный раздел, посвященный задачам и содержанию нравственного воспитания детей. Этот раздел содержит для каждой возрастной группы характеристику традиционно выделяющихся задач.
Мною планируется со второй младшей группы использование в работе с детьми Программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название – программа «Истоки») в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
4.1. Цели и задачи духовно – нравственного развития детей раннего возраста.
Целью работы является использование фольклора как средства духовно - нравственного развития детей раннего дошкольного возраста.
В работе были определены задачи:
Образовательные задачи.
1. Знакомство с различными видами фольклора.
2. Развитие коммуникативных умений детей раннего возраста.
3. Проанализировать эффективность работы по этому направлению.
Воспитательные задачи.
- Воспитание интереса к устному народному творчеству.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного
отношения к режимным моментам.
Развивающие задачи.
- Развивать способность к целостному восприятию произведений
разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Развивать умения пересказывать русские народные сказки по картинам, мнемодорожкам.
4.2. Содержание деятельности.
4.2.1. Первый этап - педагогическое наблюдение.
Первый этап работы с детьми был направлен на выявление коммуникативных умений детей: делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями. Для этого было проведено педагогическое наблюдение.
В педагогическом наблюдении принимало участие 20 детей.
- В начале 2017 – 2018 учебного года были выявлены в основном низкие коммуникативные умения детей (40% детей – не пользовались речью), остальные дети (60%) могли выразить частично небольшие отдельные фразы, слова и просьбы («дай»).
- Соответственно, 15% детей могли рассказать с помощью взрослого сказку, потешку или прибаутку.
- В наблюдение были взяты культурно – гигиенические навыки детей, потому что они были слабо развиты у вновь поступивших детей. И чтобы сформировать у детей КГН мы использовали потешки, так как они являются особой формой забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используется различные части тела ребёнка. У 36% детей были слабо развиты культурно – гигиенические навыки.
- 20% детей понимали смысл слов «добрый – злой», «хороший – плохой».
Годовой задачей на 2017- 2018 учебный год в нашем ДОУ стояла – формирование коммуникативных способностей у детей через создание различных условий.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: необходимо создавать благоприятные условия для раннего дошкольного возраста через знакомство с фольклором для развития коммуникативных умений и духовно – нравственного развития детей.
4.2.2. Второй этап - формы и методы работы.
Формы организации работы:
- непосредственно - образовательная деятельность: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- индивидуальная работа (ведется индивидуальная работа с детьми, требующими большего внимания и помощи со стороны педагога).
Только синтез всех этих форм дает ощутимый результат в работе с детьми. Они приобретают знания окружающего мира, развивают речь.
По результатам наблюдения были поставлены
задачи:
- Знакомство детей с детским фольклором.
- Формирование умения слушать и понимать разговорную речь.
- Развитие всех компонентов устной речи.
Для решения этих задач в работе с детьми используются методы и приемы:
использование методов и приёмов:
Наглядный метод: рассматривание картинок, иллюстраций книг, показ действий;
Словесный метод: чтение и прослушивание аудио записи сказок, песенок, потешек, прибауток в исполнении артистов, заучивание наизусть;
Игровой метод: обыгрывание песенок, потешек, сказок с педагогом, дети – помощники для педагога, дидактические игры.
Вся работа с детьми по ознакомлению с фольклором проводилась в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом нами использовались самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Для начала мы отобрали и распределили фольклорный материал с учетом возрастных возможностей детей. Для детей раннего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, песенки, прибаутки, русские народные сказки.
При этом большую роль мы уделяли выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Знакомство с устным народным творчеством для малышей мы начинали с потешек и колыбельных песенок, которые вводили ребенка в мир, и учат его жить.
С приходом в детский сад у детей начинался адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети были плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстались с родителями. И вот здесь на помощь нам приходили потешки. Утром, во время приема, встречали детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождали ее движения чтением потешки.
Знакомство с потешками начинали с рассматривания картинок. Давали возможность рассмотреть, рассказывали о персонаже потешки, объясняли новые слова. Мы ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка.
С помощью потешки мы учили малышей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».
Потешки мы использовали во всех режимных процессах: умывание, кормление, одевание, сон, и др. Правильно подобранная потешка, помогала нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывала эмоциональный отклик у детей, воспитывала положительное отношение к режимным моментам, делала их для ребенка более интересными, что позволяла приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
Большое внимание мы уделяли русской народной сказке, которая помогала детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, любовь, заботу.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того чтобы создать сказочную атмосферу, мы использовали образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Малыши встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Слушая сказочный голос, дети запоминали сказку, а потом пытались пересказывать, манипулируя игрушками, имитируя нашу интонацию. Под впечатлением услышанной сказки у детей возникало естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.
С помощью сказок мы формируем у детей умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Маша и медведь», "Волк и семеро козлят").
Широко внедряя в свою работу народные игры, мы привлекаем внимание наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Огуречик, огуречик..», в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.
Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада. Создали пособия в игровых уголках, мягкие игрушки для обыгрывания.
Оформили книжный уголок красочными книгами русских народных сказок, потешек, прибауток. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди"; (разнообразные виды красочных театров в сочетании с медленными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждает детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества, дети утверждаются в высказываниях). В группе имеются дидактические (пазлы) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", «Угадай, и назови сказку».
Всю работу по развитию у детей раннего возраста нравственных качеств мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Последовательное усвоение знаний, навыков, умений, способов действий, сопровождаемых усложнением задач, подобранными методами, использованием технологий, а также соблюдением структуры образовательной деятельности, предварительной работы - все это очень влияет на развитие детей.
4.2.3. Третий этап – повторное наблюдение.
Целью повторного наблюдения было отслеживание развития коммуникативных умений детей, духовно-нравственного развития детей раннего возраста через детский фольклор.
- Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; дети научились рассказывать самостоятельно сказки и используют потешки и прибаутки в самостоятельной деятельности (40%).
- К концу третьего года жизни речь детей стала полноценным средством общения друг с другом, со взрослыми (92% детей пользуются речью).
- Сформировалось положительное отношение к режимным моментам: умывание, одевание, кормление, сон (у 92% детей полностью сформированы КГН) .
- У детей развита способность к целостному восприятию произведений
разных жанров, усвоению содержаний произведений (85% детей понимает смысл слов «добрый – злой», «хороший – плохой».
Данная работа является значимой для всех специалистов дошкольного образования - от сплочённости коллектива зависит дальнейшее духовное развитие дошкольников. Воспитание у ребенка чувства понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие. Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Помогать воспитателю вправе и специалисты детского сада: инструктор по физкультуре – знакомит с играми, музыкальный руководитель – с песенками – потешками.
5. Перспективы работы.
1. Разработать перспективный план по данной теме и план работы с родителями.
2. Пополнить предметно-развивающую пособиями, атрибутами, дидактическими играми по фольклору.
3.Обмен опытом на методическом объединении ДОУ, РМО, через сайты, электронную почту.
6. Заключение
Данная работа является постепенным, плавным переходом к Программе «Истоковедение» (Социокультурный системный подход к истокам в образовании И.А. Кузьмин), которую мы планируем использовать в дальнейшей нашей работе с детьми.
Раннее детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего – определяющий этап в развитии человеческой личности.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.
Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
В наше время, когда вопросы духовно- нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.
Поэтому самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с детским фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка раннего дошкольного возраста, в том числе и духовное. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.
7. Приложение.
КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ЗАКЛИЧЕК, КОЛЫБЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕСТУШКИ
УМЫВАНИЕ
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Вот вам хлеб и ложки.
с гоголя - вода,
С младенцем - худоба
Укатись вся.
Водичка- водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки краснели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Моем, моем Милу мылом,
Мила мыло полюбила!
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
От водички, от водицы
Все улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы
Катя умывается солнцу улыбается!
Чистая водичка
Умоем Ване личико
Вода текучая,
Дитя растуче.
С гуся вода-
С дитя худоба!
Вода книзу-
Дитя кверху! В
одолей, водолей,
Вылей воду из ушей!
С гуся вода, с лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес
В болотную воду,
Под гнилую колоду.
На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха
Таз берет,
Мордочку ежонку трет.
Чистая водичка
Умоет Даше личико,
Машеньке ладошки
И пальчики Антошке.
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
ОДЕВАНИЕ
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
У нас Олеженька один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек
- обносочками
Молодых молодушек
- ленточками.
Валенки, валенки,
Невелички маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем калошки,
Эта с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Как у Маши маленькой
Чесаны валенки,
А шубка багряная,
А личико румяное.
Вот какая Маша –
Красавица наша!
Сова, совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась
В лапти обувал ась,
В лапти, в тряпочки,
В теплые рукавички.
Разденьте меня
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
укройте меня,
Я засну,
Я сама!
Скрип, скрип, скрипачок,
Купим новый башмачок.
Кошке Машке,
Коту Николашке.
ПОДЪЕМ
Потягуси, потягуси
Полетели низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке.
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Потянись, тянись, маленький,
Тянись, тянись хорошенький
Вырастешь большой
Тянись, тянись, детка,
Стань большим и красивым.
Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
Ночь прошла, темноту увела,
Замолчал сверчок, запел петушок.
Встала маменька, открыла ставенку:
«Здравствуй, солнышко - колоколнышко».
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
- Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты зачем так рано встал,
«Ку-ка-ре-ку» прокричал?
- А затем, - петух ответил
-Чтобы не проспал народ
Солнца ясного восхода!
Потягунюшки, потягунюшки,
Поперек-тостунюшки,
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги - ходунюшки.
КОРМЛЕНИЕ
Тень-тень - потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Травушка-муравушка
Со сна поднялась,
Птица синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку
Детки - за молоко.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Кто соску сосет,
Молочка кто не пьет,
Иого-бу - забоду,
На рога посажу.
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку - на донышко!
Ждут меня котята,
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Оладушки!
- Что пили?
- Квас!
Ладушки, ладушки!
Хороши у бабушки!
Утром завтрак у людей!
И у птиц, и у зверей.
Молоко из кринки пьют
Ваня и Егорка.
Зайцы овощи грызут,
А мышата - корку.
У котика в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели.
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
«Ротозей, ты, ротозей!
Если дали тебе кашку
Надо есть ее скорей!»
В печи калачи
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи!
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую.
Гости - на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке.
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливая молочка,
Накорми казачка!
Каша вкусненькая дымится,
Ваня кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой, ели по -немножку .
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму.
А вторую за кого?
- да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку!
Съешь за бабу,
Съешь за деда,
За мальчишку - за соседа.
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
За котенка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот такие ладушки
Ладушки-ладушки!
Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта
Подбородку тоже досталось,
И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали.
О, качи, качи, качи,
Приехали торгачи,
Продавали калачи.
Прибежал мальчишка,
Схватил калачишко.
УСПОКОИТЬ МАЛЫША
Ты, Катенька, не плач,
Я куплю тебе калач.
На шею повешу,
А потом утешу.
У нас Света сын один,
Мы в обиду не дадим,
Пиджак сошьем,
И гулять пойдем.
Кто у нас хороший,
К то у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!
У лисы боли,
У волка боли,
У медведя боли,
А Оленькины боли, -
Уйдите в поле.
Там им умереть
И дня не болеть!
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
Не плач, не горюй,
Лучше в дудочку подуй!
Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Не плач, не рыдай
Лучше с Катей поиграй.
Не, плач,
Не плач, не плач,
Куплю тебе калач
Не хныч, не ной
Куплю другой,
Слезы утри,
Дам тебе три.
Ах, ты, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет Машу обижать,
Того рога будут бодать.
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
Мяу-мяу, скажет киска,
Наша крошка хороша.
Не плач, не плач, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки,
Для маминой потешки.
Если будешь плакать
Дам худой лапоть.
Это что тут за рев?
Уж не стадо коров?
Это не коровушка –
Это Вова-ревушка
Не плачь, не плачь
Куплю калач.
ПОТЕШКИ
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
-Маму, дочка, слушайся.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катенька, ноженькой.
Как растаял месяц - золотые рожки
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки весят.
Чешу, чешу, волосоньки,
Расчесываю косыньки.
Мы в колхозе родились
И на славу удались:
Под подушкой калачи,
В ручках прянички,
В щечках яблочки.
Иголка, иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик
-Шей сарафанчик!
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке - платок,
Посередочке цветок.
Братьям - соколам -
По козловым спогам,
Сестрицам - лебедицам
Да по белым руковицам.
Сеть тяну,
Рыбу ловлю,
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок-
И того в горшок.
Ухи наварю,
Всех ребят накормлю!
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди.
А Никитушка - ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке - мягкий пряничек.
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на собачках.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.
Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Тюшки, тютюшки,
На горе пучужки,
Там Ванюша был,
Пичужку поймал.
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.
Кошка в лукошке
Рубашечку шьет,
А кот на печи
Сухари толчет.
у нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А у нашего кота
Три погреба молока.
Как у нашего-то Вани
Полтораста рублей сани,
Семисотый конь -
С позолоченной дугой,
Еще новая уздечка,
Колокольчик и колечко.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел
-Сидит, грызет.
Ай, кто-то идет!
ПРИГОВОРКИ
Киска, киска, киска, брысь
-На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Божья коровка,
Черная головка,
Лети-лети за море
Там тепленько,
Здесь холодненько.
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобные лепешки - высунь рожки!
Петушок-петушок
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко
-Дам тебе горошка.
Воробей, воробей,
Не летай на песок,
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
На овсяный колосок.
Петя, Петя петушок,
Золотой гребешок,
Ты зачем так рано встал,
«Ку-ка-ре-ку» прокричал?
- А затем, - петух ответил,
-Чтобы не проспал народ
Солнца ясного восход!
Божья коровка,
Полети на небо,
Полети на небо
Принеси мне хлеба.
Принеси мне ягод
Полное лукошко!
Сарафанчик новый
И конфет немножко.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот и тебе и крошки
На моей ладошке.
Бабочка - коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке.
Бабочка - коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!
Солнышко, солнышко,
Полети на облачко!
Там твои детки
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают.
Рой роится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормится.
Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!
Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку
-Сколько лет я проживу?
Сорока-белобока,
Научи меня летать,
ни высоко, ни далеко,
Чтобы солнышко видать.
8. Библиография
1. Аникин В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. - М., 1977.
2. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов. - М., 1987.
3. Аникин В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия. – М., 2006.
4. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во 2 младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6.Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.
7. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
9. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928.
10. Левдокимова Г.Е., Фирсова Л.М. Когда солнышко взошло. – М.: ЗАО РИМФЭ, 1997.
11. Лямина Г. М. «Воспитание и развития детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.
12. Мельникова Л.И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном-Пресс, 2000.
13. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Ленинград: Наука. 1978.
14. Народная педагогика: прибаутки Н.Куприна // Домашнее воспитание. – № 6. – 2003. – стр.18.
15. Павлова Л.Н. «Фольклор малышам».
16. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. – М.: Мозаика - Синтез, 2000.
17. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. - Москва. Высшая школа. 1986
18. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...
Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей частью общей системы образования и воспитания детей в дошкольных учреждениях. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей активно формируются основн...