Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Боброва Галина Владимировна

Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, городу, его памятникам, храмам и местам исторических событий. Центральное место в программе занимает обращение к национальной бытовой культуре русского народа, основанной на христианских ценностях, рассматриваются различные подходы эффективного воздействия семейного воспитания на дошкольников с целью воспитания у них духовно-нравственных аспектов жизнедеятельности. Главным условием выступает повышение духовно-нравственной культуры родителей, через сотрудничество с которыми мы воспитываем в наших детях стремления к высшим идеалам – любви, милосердию, добру, истине, красоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2015-2017_god.docx58.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 57 детский сад «Бусинка»

с. Дальнее

693904, Россия, Сахалинская область, с. Дальнее, ул. Нежинская, 2

Тел./факс 8(4242) 51-55-61

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

     

                   

                 

                    Разработчик:

                                                                              Боброва Г.В. воспитатель

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей Родины.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми [2]. Целостное и гармоничное общение детей друг с другом и их личностное развитие, а также воздействие взрослых на детей в различных ситуациях лежит именно через духовно-нравственное воспитание. К сожалению, в наше время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции [6]. Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И именно семья является основой духовного развития ребёнка.

В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Культурные ценности, традиции своей страны, семьи и малой Родины закладываются в ребенке с раннего детства.

Дошкольный возраст – активное вхождение ребенка в социальный мир. Ребенок проявляет первые моменты самоутверждения, стремится воздействовать на ситуацию. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям, к нормам поведения. С самого детства люди начинают узнавать традиции и культуру своего народа. И поэтому, чтобы ребенок стал настоящей личностью, прививать любовь к своему народу и традициям надо в нем с самого детства.

В новом Законе об образовании воспитание гармонично развитой личности является приоритетным. В тесном взаимодействии детского сада с семьёй духовно-нравственное воспитание детей будет более плодотворным.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры.  Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и уважении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.

Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Национальная  культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Сегодня, в общении между людьми,  всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры духовно-нравственного общения в первую очередь через семью и семейные отношения через родителей, начиная уже с дошкольного учреждения, чтобы мамы и папы каждого ребенка знали  и уважали  не только свою культуру, но и культуру других народов.

Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Но в наши дни, к сожалению, немногие могут похвастаться семейными традициями и обычаями, ведь они являются редкостью. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно.

По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И.[2], Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. [5], Еромасова А.А.[7] и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании.

Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. 

Актуальность программы заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и культуры.

Предлагаемая работа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образования.

Целью программы является духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.  

Основные задачи:

-  Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитание толерантности к другим народам и их традициям.

- Развитие интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, через совместную деятельность с семьей.

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.

Условия достижения цели и задач программы:

- Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного     процесса: родители-дети-педагоги.

- Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы.

- Участие социальных партнеров.

- Поддержка администрации дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности.

Нормативно-правовая основа проекта:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155        .

5. Локальные акты дошкольной образовательной организации.

Данная программа поможет педагогам в поиске новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Инновационная направленность программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, которое позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять их на практике. Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей духовно-нравственных качеств, устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в дошкольном образовательном учреждении программе,  как показателя готовности к обучению в школе.

Ожидаемые результаты  реализации программы:

  1. Для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

2. Для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

3. Для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

Срок  реализации: 2 года.

Участники программы:

- сотрудники дошкольного образовательного учреждения;

- дети 5-7 лет;

- родители (законные представители);

- социальные партнеры.

Механизмы реализации программы:

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- Формирование сотрудничества педагогов, детей и родителей дошкольного образовательного учреждения в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации программы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод  используется во время:

- чтения художественной литературы;

- наблюдений;

- театрализованной деятельности;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- дидактических игр;

- экскурсий, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

- чтения художественной литературы;

- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

- организовывать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- изготовить кукол к сказкам;

- организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

- провести экскурсии различной направленности;

- организовать вечера с родителями, для родителей.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Задача реализации программы заключается:

-  в создании необходимых условий для реализации данной программы;

- составлении плана проведения мероприятий и выявлении знаний родителей о духовно-нравственном воспитании детей, о семейных традициях, праздниках;

- продолжении  исследования, участвуя в ежегодных исследовательских проектах;

- публикация статьи в журнале «Дошкольное воспитание» или «Детский сад: теория и практика о результатах проекта;

- участие в ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения 2016-2017г.»

Перспективное планирование программы на 2015-2016 год

Месяц

Наименование мероприятия

Форма проведения

сентябрь

Мониторинг условий, созданных для развития духовно-нравственных ценностей в группе и дошкольном образовательном учреждении.

Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для развития духовно-нравственных ценностей детей.

Анкетирование родителей.

«Особенности этнокультурного воспитания дошкольника».

Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда».

Консультация для родителей

октябрь

«Моя родословная»; рассматривание альбомов «Семейные фотографии».

«Семейное древо».

«Герб моей семьи»

Осенины. Осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

НОД

Конкурс

Выставка рисунков

Праздник (развлечение, совместно с родителями)

ноябрь

«Посуда вчера и сегодня».

«День матери».

«Я и моя мамочка».

«Крепка семья – крепка Россия» (совместно с родителями).

НОД

Семейный праздник

Фотовыставка

Фестиваль

декабрь

«Дымковские игрушки».

«Как я поздравлю свою семью с праздником».

«Что такое Новый год».

«Нарисуй Новогоднюю сказку».

Ознакомление с народно – прикладным искусством

Беседа

Выставка творческих работ

Ручной труд

январь

«Колядки».

Произведения о Рождестве, разучивание стихов.

«Праздник Рождества».

«Мы такие разные» (о проблемах этнокультурного воспитания).

«Какие мы разные, но самые дружные».

Тематическое развлечение

Чтение

Семейное развлечение

Родительское собрание

Выставка рисунков

февраль

«Моя семья».

«Я люблю свою семью».

«Хохлома».

«Мы – будущие защитники Родины».

«Мой папа – защитник Родины».

«Семейные  посиделки  на  масленицу».

Беседа

НОД

Ознакомление

Спортивные соревнования

Фотоколлаж

Развлечение

март

«Духовно-нравственное воспитание ребёнка через семейные традиции и досуг в семье».

«При солнышке – тепло, при матушке – добро».

«Самая лучшая мама».

«Мамочка любимая».

Консультация для родителей

НОД

Семейное развлечение

Выставка рисунков

апрель

«Вербное воскресенье».

«Что такое Пасха?»

«Украшаем пасхальное яйцо».

«Весна пришла»

«Пасха» на лучшую придуманную сказку.

Развлечение

Беседа

Ручной труд

Чтение художественной литературы

Детско-родительский конкурс

май

«Праздник народных игр и игрушек».

«Моя страна Россия».

«День Победы», выставка рисунков.

Площадь Славы, возложение цветов.

«Семейные традиции» (совместно с родителями).

Тематическая неделя

НОД

Концерт

Экскурсия

Выставка семейных фотоколлажей

Перспективное планирование программы на 2016-2017 год

Месяц

Форма проведения

Наименование мероприятия

Сентябрь – «Моя дружная семья»

 

 Рассказы детей из личного опыта;  чтение

 

- о  членах семьи  и  доме, в котором живут; 

- чтение  заранее приготовленных стихов о сестренке, братишке, маме, папе и т.д.

 Беседа

 «Что такое «родня»?»

 Беседа, чтение

«Семейные обычаи на Руси»; пословицы  и поговорки о семье

 НОД

«Моя семья»

 Родительское собрание

«Посиделки»

 Рисование

«Моя семья» (совместные работы детей и родителей)

Экскурсия ко дню города Южно-Сахалинска

«Южно-Сахалинск – наша малая Родина»

Спортивный праздник

«Мама, папа, я – спортивная семья».

Октябрь «Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду

«Важность труда всех людей, работающих в детском саду     

Пение  и чтение стихов

«О детском саде»

 

Выставка детских рисунков

«Мой детский сад»

 

Коллективная работа

 «Герб группы»

 

Развлечение

 «Праздник осенних именинников группы»

Ноябрь  

«Сахалин – мой остров родной»,  «Мы славим город свой».

«Экскурсия» по фотографиям

Рассматривание фотографий

Остров Сахалин и городу Южно-Сахалинску.

Достопримечательности  острова и города

Экскурсия в библиотеку

«История города»

Ручной труд

Изготовление альбома «Природа родного острова»

Знакомство

Знакомство с гербом острова

Развлечение

«День матери»

Декабрь

Беседа

«Что означают наши имена?»

Беседа

 «Как на Руси давали имена новорожденным»

Беседа

«12 декабря – День Конституции»

Беседа

«Встреча Нового года на Руси и других странах», «Царь Петр I и Новый год»

Ознакомление

Русские народные праздники «Новогодние святки», «Рождество». Пение песен, колядок, закличек

Ручной труд

Изготовление открыток с Новогодними поздравлениями родителям.

Январь «Наша Родина - Россия» «Москва – столица России»

Проектная деятельность

(Общее собрание)

Патриотический клуб «Правнуки Победы» Объявление цели и формы работы детям и родителям группы

Беседа - ознакомление

 

«Москва – столица Родины», «Экскурсия по Красной площади» (видеопрезентация)

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Прослушивание гимна

Символика Российского государства (флаг, герб, гимн РФ)

Февраль «Наши защитники»

Беседа

«Наши защитники». Русские традиции проводы в армию.

Ручной труд

( в рамках работы клуба «Правнуки Победы»)

Изготовление подарков для пап, дедушек и ветеранов ВОВ к празднику «День защитника Отечества»

Рассказы пап

Служба в армии

Пение песен об армии.

Развлечение

День защитника Отечества «Папа может»

Март «Очень я люблю маму милую свою»

Беседа

 

Беседа о мамах.  Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков  к 8 Марта

Составление рассказов

«За что я люблю свою маму.  Как я ей помогаю»

Работа клуба «Правнуки Победы»

Поздравление женщин-ветеранов ВОВ с 8 марта

Развлечение

Семейные посиделки с русскими  народными  играми, инсценировками, хороводами «Вместе с мамой»

Апрель

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя

 

О Космосе и космонавтах России

Беседа

В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается)

Развлечение

«День Земли»

Май «Великой Победе посвящается»

Досуг

Рассказы ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях

Беседа в рамках работы клуба «Правнуки Победы»

«Великая Отечественная война»

Просмотр фрагментов фильмов

Беседа

 

«Памятники воинской славы России»

Ручной труд

Изготовление праздничных открыток для ветеранов

Экскурсия в парк Победы

Возложение цветов к мемориалу

Концерт

«День Победы»

Итоговый мониторинг условий, созданных в группе и дошкольном образовательном учреждении по духовно-нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей.

Наш коллектив это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, в школе. Поэтому данная программа еще предусматривает и взаимодействие с социумом и иными организациями, такими как:

- краеведческий музей;

- детская библиотека;

- театр кукол;

- музей книги А.П. Чехова;

- музей медведя и т.д.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр семейных архивов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Данная программа способствует формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также повышению духовно-нравственной культуры дошкольников.

Вывод.

Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств моих воспитанников, особенно через семейные традиции, в которых участвуют дети. Реализуемая форма взаимодействия оказалась эффективной для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким, товарищам по группе.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии своей семьи.

Я уверена, что все эти формы работы помогают нам – педагогам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а наоборот продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущее нашей страны. Ведь от того каких детей мы вырастим, зависит мир, который они создадут вокруг себя.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я.  2004. № 4. С. 23 – 35.
  2. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.
  3. Бурмистрова Т.Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 178 – 179.
  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. –  2005. –  № 1. –  С. 67 - 73.
  5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  6. Еник О.А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О.А. Еник, Е.А. Сидякина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30 – 31 октября 2008 г. – Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 28 – 35.
  7. Еромасова А.А. Русский менталитет: антропо-культурное многообразие (на материалах Дальнего Востока) /А.А. Еромасова. – Автореф. дисс. докт. филос. наук. – Санкт-Петербург, 2011. – 48 с.
  8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
  9. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
  10. Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Начальное образование. 2011. 144 с.
  11. Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический аспект / А.Б. Федулова. – Автореф. Дисс. канд. филос. наук. – Архангельск, 2003. – 24 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  13. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.] / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.

Статья  о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в  условиях логопедической группы детского сада....

.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...