Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, городу, его памятникам, храмам и местам исторических событий. Центральное место в программе занимает обращение к национальной бытовой культуре русского народа, основанной на христианских ценностях, рассматриваются различные подходы эффективного воздействия семейного воспитания на дошкольников с целью воспитания у них духовно-нравственных аспектов жизнедеятельности. Главным условием выступает повышение духовно-нравственной культуры родителей, через сотрудничество с которыми мы воспитываем в наших детях стремления к высшим идеалам – любви, милосердию, добру, истине, красоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2015-2017_god.docx | 58.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 57 детский сад «Бусинка»
с. Дальнее
693904, Россия, Сахалинская область, с. Дальнее, ул. Нежинская, 2
Тел./факс 8(4242) 51-55-61
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Разработчик:
Боброва Г.В. воспитатель
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей Родины.
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми [2]. Целостное и гармоничное общение детей друг с другом и их личностное развитие, а также воздействие взрослых на детей в различных ситуациях лежит именно через духовно-нравственное воспитание. К сожалению, в наше время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции [6]. Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И именно семья является основой духовного развития ребёнка.
В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Культурные ценности, традиции своей страны, семьи и малой Родины закладываются в ребенке с раннего детства.
Дошкольный возраст – активное вхождение ребенка в социальный мир. Ребенок проявляет первые моменты самоутверждения, стремится воздействовать на ситуацию. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям, к нормам поведения. С самого детства люди начинают узнавать традиции и культуру своего народа. И поэтому, чтобы ребенок стал настоящей личностью, прививать любовь к своему народу и традициям надо в нем с самого детства.
В новом Законе об образовании воспитание гармонично развитой личности является приоритетным. В тесном взаимодействии детского сада с семьёй духовно-нравственное воспитание детей будет более плодотворным.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и уважении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Сегодня, в общении между людьми, всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры духовно-нравственного общения в первую очередь через семью и семейные отношения через родителей, начиная уже с дошкольного учреждения, чтобы мамы и папы каждого ребенка знали и уважали не только свою культуру, но и культуру других народов.
Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Но в наши дни, к сожалению, немногие могут похвастаться семейными традициями и обычаями, ведь они являются редкостью. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно.
По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И.[2], Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. [5], Еромасова А.А.[7] и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании.
Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Актуальность программы заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и культуры.
Предлагаемая работа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образования.
Целью программы является духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Основные задачи:
- Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитание толерантности к другим народам и их традициям.
- Развитие интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, через совместную деятельность с семьей.
- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.
Условия достижения цели и задач программы:
- Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: родители-дети-педагоги.
- Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы.
- Участие социальных партнеров.
- Поддержка администрации дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности.
Нормативно-правовая основа проекта:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 .
5. Локальные акты дошкольной образовательной организации.
Данная программа поможет педагогам в поиске новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Инновационная направленность программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, которое позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять их на практике. Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей духовно-нравственных качеств, устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в дошкольном образовательном учреждении программе, как показателя готовности к обучению в школе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
2. Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
3. Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Срок реализации: 2 года.
Участники программы:
- сотрудники дошкольного образовательного учреждения;
- дети 5-7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры.
Механизмы реализации программы:
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование сотрудничества педагогов, детей и родителей дошкольного образовательного учреждения в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации программы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения художественной литературы;
- наблюдений;
- театрализованной деятельности;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- дидактических игр;
- экскурсий, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения художественной литературы;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- изготовить кукол к сказкам;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Задача реализации программы заключается:
- в создании необходимых условий для реализации данной программы;
- составлении плана проведения мероприятий и выявлении знаний родителей о духовно-нравственном воспитании детей, о семейных традициях, праздниках;
- продолжении исследования, участвуя в ежегодных исследовательских проектах;
- публикация статьи в журнале «Дошкольное воспитание» или «Детский сад: теория и практика о результатах проекта;
- участие в ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения 2016-2017г.»
Перспективное планирование программы на 2015-2016 год
Месяц | Наименование мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | Мониторинг условий, созданных для развития духовно-нравственных ценностей в группе и дошкольном образовательном учреждении. Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для развития духовно-нравственных ценностей детей. Анкетирование родителей. «Особенности этнокультурного воспитания дошкольника». Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда». | Консультация для родителей |
октябрь | «Моя родословная»; рассматривание альбомов «Семейные фотографии». «Семейное древо». «Герб моей семьи» Осенины. Осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей). | НОД Конкурс Выставка рисунков Праздник (развлечение, совместно с родителями) |
ноябрь | «Посуда вчера и сегодня». «День матери». «Я и моя мамочка». «Крепка семья – крепка Россия» (совместно с родителями). | НОД Семейный праздник Фотовыставка Фестиваль |
декабрь | «Дымковские игрушки». «Как я поздравлю свою семью с праздником». «Что такое Новый год». «Нарисуй Новогоднюю сказку». | Ознакомление с народно – прикладным искусством Беседа Выставка творческих работ Ручной труд |
январь | «Колядки». Произведения о Рождестве, разучивание стихов. «Праздник Рождества». «Мы такие разные» (о проблемах этнокультурного воспитания). «Какие мы разные, но самые дружные». | Тематическое развлечение Чтение Семейное развлечение Родительское собрание Выставка рисунков |
февраль | «Моя семья». «Я люблю свою семью». «Хохлома». «Мы – будущие защитники Родины». «Мой папа – защитник Родины». «Семейные посиделки на масленицу». | Беседа НОД Ознакомление Спортивные соревнования Фотоколлаж Развлечение |
март | «Духовно-нравственное воспитание ребёнка через семейные традиции и досуг в семье». «При солнышке – тепло, при матушке – добро». «Самая лучшая мама». «Мамочка любимая». | Консультация для родителей НОД Семейное развлечение Выставка рисунков |
апрель | «Вербное воскресенье». «Что такое Пасха?» «Украшаем пасхальное яйцо». «Весна пришла» «Пасха» на лучшую придуманную сказку. | Развлечение Беседа Ручной труд Чтение художественной литературы Детско-родительский конкурс |
май | «Праздник народных игр и игрушек». «Моя страна Россия». «День Победы», выставка рисунков. Площадь Славы, возложение цветов. «Семейные традиции» (совместно с родителями). | Тематическая неделя НОД Концерт Экскурсия Выставка семейных фотоколлажей |
Перспективное планирование программы на 2016-2017 год
Месяц | Форма проведения | Наименование мероприятия |
Сентябрь – «Моя дружная семья»
| Рассказы детей из личного опыта; чтение
| - о членах семьи и доме, в котором живут; - чтение заранее приготовленных стихов о сестренке, братишке, маме, папе и т.д. |
Беседа | «Что такое «родня»?» | |
Беседа, чтение | «Семейные обычаи на Руси»; пословицы и поговорки о семье | |
НОД | «Моя семья» | |
Родительское собрание | «Посиделки» | |
Рисование | «Моя семья» (совместные работы детей и родителей) | |
Экскурсия ко дню города Южно-Сахалинска | «Южно-Сахалинск – наша малая Родина» | |
Спортивный праздник | «Мама, папа, я – спортивная семья». | |
Октябрь «Мой любимый детский сад» | Экскурсия по детскому саду | «Важность труда всех людей, работающих в детском саду |
Пение и чтение стихов | «О детском саде»
| |
Выставка детских рисунков | «Мой детский сад»
| |
Коллективная работа | «Герб группы»
| |
Развлечение | «Праздник осенних именинников группы» | |
Ноябрь «Сахалин – мой остров родной», «Мы славим город свой». | «Экскурсия» по фотографиям Рассматривание фотографий | Остров Сахалин и городу Южно-Сахалинску. Достопримечательности острова и города |
Экскурсия в библиотеку | «История города» | |
Ручной труд | Изготовление альбома «Природа родного острова» | |
Знакомство | Знакомство с гербом острова | |
Развлечение | «День матери» | |
Декабрь | Беседа | «Что означают наши имена?» |
Беседа | «Как на Руси давали имена новорожденным» | |
Беседа | «12 декабря – День Конституции» | |
Беседа | «Встреча Нового года на Руси и других странах», «Царь Петр I и Новый год» | |
Ознакомление | Русские народные праздники «Новогодние святки», «Рождество». Пение песен, колядок, закличек | |
Ручной труд | Изготовление открыток с Новогодними поздравлениями родителям. | |
Январь «Наша Родина - Россия» «Москва – столица России» | Проектная деятельность (Общее собрание) | Патриотический клуб «Правнуки Победы» Объявление цели и формы работы детям и родителям группы |
Беседа - ознакомление
| «Москва – столица Родины», «Экскурсия по Красной площади» (видеопрезентация) | |
Беседа Рассматривание иллюстраций Прослушивание гимна | Символика Российского государства (флаг, герб, гимн РФ) | |
Февраль «Наши защитники» | Беседа | «Наши защитники». Русские традиции проводы в армию. |
Ручной труд ( в рамках работы клуба «Правнуки Победы») | Изготовление подарков для пап, дедушек и ветеранов ВОВ к празднику «День защитника Отечества» | |
Рассказы пап | Служба в армии Пение песен об армии. | |
Развлечение | День защитника Отечества «Папа может» | |
Март «Очень я люблю маму милую свою» | Беседа
| Беседа о мамах. Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков к 8 Марта |
Составление рассказов | «За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю» | |
Работа клуба «Правнуки Победы» | Поздравление женщин-ветеранов ВОВ с 8 марта | |
Развлечение | Семейные посиделки с русскими народными играми, инсценировками, хороводами «Вместе с мамой» | |
Апрель «Наши космонавты» | Рассказ воспитателя
| О Космосе и космонавтах России |
Беседа | В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается) | |
Развлечение | «День Земли» | |
Май «Великой Победе посвящается» | Досуг | Рассказы ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях |
Беседа в рамках работы клуба «Правнуки Победы» | «Великая Отечественная война» Просмотр фрагментов фильмов | |
Беседа
| «Памятники воинской славы России» | |
Ручной труд | Изготовление праздничных открыток для ветеранов | |
Экскурсия в парк Победы | Возложение цветов к мемориалу | |
Концерт | «День Победы» |
Итоговый мониторинг условий, созданных в группе и дошкольном образовательном учреждении по духовно-нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей.
Наш коллектив это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, в школе. Поэтому данная программа еще предусматривает и взаимодействие с социумом и иными организациями, такими как:
- краеведческий музей;
- детская библиотека;
- театр кукол;
- музей книги А.П. Чехова;
- музей медведя и т.д.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр семейных архивов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Данная программа способствует формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также повышению духовно-нравственной культуры дошкольников.
Вывод.
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств моих воспитанников, особенно через семейные традиции, в которых участвуют дети. Реализуемая форма взаимодействия оказалась эффективной для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким, товарищам по группе.
Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии своей семьи.
Я уверена, что все эти формы работы помогают нам – педагогам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а наоборот продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущее нашей страны. Ведь от того каких детей мы вырастим, зависит мир, который они создадут вокруг себя.
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23 – 35.
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.
- Бурмистрова Т.Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 178 – 179.
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67 - 73.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
- Еник О.А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О.А. Еник, Е.А. Сидякина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30 – 31 октября 2008 г. – Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 28 – 35.
- Еромасова А.А. Русский менталитет: антропо-культурное многообразие (на материалах Дальнего Востока) /А.А. Еромасова. – Автореф. дисс. докт. филос. наук. – Санкт-Петербург, 2011. – 48 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
- Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Начальное образование. 2011. 144 с.
- Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический аспект / А.Б. Федулова. – Автореф. Дисс. канд. филос. наук. – Архангельск, 2003. – 24 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.] / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.
Статья о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада....
Организация здоровьесберегающего пространства для развития общей моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Представляю свой опыт работы, который проводился мною в течении года, с детьми и их родителями....
.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...
План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...