"Волонтёрство" в практику работы современного дошкольного образовательного учреждения!
материал
Современные малыши растут и развиваются не только на примере поведения взрослых, но и на примере более старших дошкольников, обучающих их всему тому, чем владеют сами...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontyorstvo.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волонтёрство» - в практику современного дошкольного образовательного учреждения!»
Осипова Ольга Васильевна- старший воспитатель МБДОУ№1 «Солнышко» п. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области, e-mail- mdous@mail.ru |
Во все времена образование было, есть и будет. …Люди постигали секреты бытия на примере приобретённого опыта и собственных ошибок, советов и пожеланий близких и друзей. Старшие дети обучали младших всему, чем владели сами, беря, в свою очередь, пример с родителей: перенимали житейский опыт, привычки, традиции.
В мире ничто не постоянно: меняется время, меняются люди, следуя новым законам и идеям этого времени: кто –то с большим энтузиазмом, «по зову сердца»; кто – то – по примеру других, чтобы не отставать от людей и не быть «белой вороной» в стае себе подобных…
Современные дети хотят всё постигать сами и делают это зачастую так легко и просто, что складывается впечатление, будто малыши все талантливы от рождения! Конечно, есть дети, основа поведения которых – герои полюбившихся им художественных произведений. Для других – это педагоги, добрые и отзывчивые, искренние и сердечные, обучающие их добропорядочности: умению слушаться и почитать родителей; ценить дружбу; дорожить временем; не обижать людей, животных, не причинять вреда природе. Но чаще всего, эталоном для подражания детей являются другие дети, и, как показывает практика, это не сверстники, а более старшие ребята. С них хочется брать пример: одеваться так же, как они, разговаривать, играть в такие же игры. У них хочется учиться, потому что их язык более прост. Им не нужно лишних слов! Они общаются друг с другом короткими, порой сокращёнными фразами; иногда даже репликами, загадочными для окружающих и взрослых, но понятными самим детям!
Учитывая эту особенность, педагоги дошкольных образовательных учреждений используют в своей работе разного рода деятельность, направленную на сплочение детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. И одной из таких форм взаимодействия является инновационная технология «волонтёрство». Уникальная и простая по своему содержанию и невероятно успешная по своей результативности! Суть её состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса малыши получают необходимую, жизненно важную информацию не только от педагогов, но и от старших дошкольников, приглашённых в гости. Вместе они могут проводить опытно – экспериментальную и творческую деятельность, разыгрывать проблемные ситуации и находить способы их решения, составлять рассказы, обсуждать поступки сказочных персонажей. Вместе играть, вместе веселиться, вместе трудиться и отдыхать!
В качестве положительных моментов данной методики можно отметить следующее: во – первых, в процессе подготовки к мероприятию, будь то непосредственно образовательная или культурно – досуговая деятельность, игра, прогулка, педагоги групп детей разного возраста имеют возможность обсудить, каким объёмом теоретических знаний и практических умений по определённой теме уже владеют старшие дети, и как это можно использовать при обучении малышей. Таким образом происходит педагогическое общение воспитателей в условиях образовательного пространства. А это, в свою очередь, стимулирует профессиональное развитие педагогов и способствует повышению уровня социального самосознания участников педагогического сообщества и качества образования в целом.
Во – вторых, в процессе такой деятельности старшие дошкольники имеют возможность не только закрепить, но и пополнить имеющиеся знания, узнав что – то новое от нового источника информации.
Данный вид работы способствует укреплению дружеских взаимоотношений старших дошкольников и малышей, повышает интерес к деятельности тех и других и способствует лучшему усвоению материала. Для старших дошкольников это ещё и своего рода тренинг речевых способностей, силы воли, уверенности в своих силах, воспитания характера и «школа» формирования нравственных качеств.
Использование технологии «волонтёрство» предполагает изменение традиционной /руководящей/ роли педагога в процессе деятельности: на первый план выдвигаются взаимоотношения: «педагог – старшие дошкольники», участие которых делает роль взрослого менее заметной и значимой, так как частично обучающие моменты организуют сами дети: рассказывают, объясняют, экспериментируют, вовлекая в совместную деятельность малышей. Роль педагога – направлять и координировать образовательный процесс.
Выбор содержательного материала в рамках мероприятия – так же в руках старших детей. При необходимости, перед началом деятельности педагог обговаривает с ними возможные варианты использования тех или иных «образовательных заготовок», рекомендует, что лучше провести, в какой последовательности; распределяет роли: кто организует игру, кто загадывает загадки, читает стихи, проводит экспериментирование; обсуждает формулировку вопросов к малышам.
Использование данной технологии - замечательный способ внесения «ноток разнообразия» в обыденность организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и заинтересованности детей деятельностью: не нужно придумывать никаких сюрпризных моментов: старшие дети в гостях у малышей – значит впереди что – то очень интересное!
Всё новое – это хорошо забытое старое, недаром говорится. Так вот, «волонтёрство» - это прекрасная альтернатива утратившим и изжившим себя дворовым формам общения детей разного возраста, когда и старшие ребята и малыши вместе гоняли мяч на улице, играли в «салочки» и прятки, и каждый искренне радовался успехам друг друга, поддерживал, подбадривал в случае неудачи или проигрыша… Глаза детворы искрились радостью, лица – улыбались, и, казалось, счастье тёплым солнечным лучиком заглянуло в каждую детскую душу!... А затем все довольные разбегались по домам, с нетерпением ожидая наступления завтрашнего дня, чтобы встретиться вновь и вместе постигать маленькие тайны этого большого и удивительного мира.
Путь к новому образованию, на мой взгляд, складывается именно из таких форм взаимодействия участников образовательного процесса, а протяжённость и качество «пути» зависит от понимания сторон, увлечённости и согласованности их действий, грамотности и культуры взаимоотношений.
И, как это ни парадоксально, новые тенденции гораздо легче и свободнее постигаются молодым поколением, и даже детьми дошкольного возраста, нежели людьми, имеющими за спиной большой жизненный опыт. О чём это говорит? А это говорит о том, что наше будущее – в руках «продвинутой» молодёжи! «Продвинутой» - в хорошем смысле слова! Молодёжи, способной быть «мобильной»: быстро перестраиваться, в зависимости от изменяющихся условий и обстоятельств, чётко и грамотно «разруливать» проблемы, находить эффективные и оптимальные способы их решения при минимальных затратах средств, методов и времени; и в любой ситуации рассчитывать на свои внутренние чувства, способности и силы, думать и рассуждать самостоятельно.
В результативности данной работы нет и тени сомнения, поскольку новые технологии дают простор творчеству, мысли и фантазии участников образовательного процесса, открывают широкие возможности движения вперёд – в будущее: светлое, радостное и счастливое: в ярких красках, звуках радости и с запахом добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье обобщен опыт моей работы с родителями....
Методическая разработка. Доклад по теме: «Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». Мокеева Мариана Борисовна, методист, СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Сызранского рай
Статья поможет правильной организации сюжетно - ролевых игр в детском саду....
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Организация методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении
Представлена организация методической работы в МАДОУ "Детский сад № 13"...
Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...
«Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»В.А.Сухомлинский Игра, с одной стор...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
- Мне нравится (1)