Родительское собрание "Старший дошкольник - какой он?".
материал (старшая группа)
Конспект родительского собрания в старшей группе, в котором родители знакомятся с основными возрастными особенностями детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_starshiy_doshkolnik_-_kakoy_on.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
в старшей группе
«Старший дошкольник – какой он?»
«Каждая человеческая способность подобна мускулу: разрабатывается от упражнений и атрофируется от бездействия»
Д. Писарев
Цели: создание условий для расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями
образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый
учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить
родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи,
стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Форма проведения: встреча.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Выступление воспитателей «Возрастные особенности детей 5-6 лет.
3. Особенности образовательного процесса в старшей группе.
4. Презентация «День самоуправления»
5. Выборы состава родительского комитета.
6. Разное.
Ход собрания.
- Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем уютном зале. Вашим ребятам исполнилось 5 лет, они перешли в старшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Игра «Пожелание».
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу мячик.
Ты катись, веселый мячик
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот пожелание скажет нам.
2.Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 5—6 лет».
Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои
фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень
творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас
зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не
угасли, развивались. Фантазия в этом возрасте является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности, и одним из ведущих путей к познанию и освоению мира.
Двигательные навыки.
Этот возраст удобен для начала посещения спортивных секций, потому то с пяти до шести лет у вашего ребенка происходят значительные сдвиги в
усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает
возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может
выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить
мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше
часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние
до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то сейчас с легкостью может освоить плавание. Пусть ваш ребенок активно двигается. Ведь в движении он развивается.
Эмоциональное развитие.
У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с
удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится
выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать
свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям
удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны.
Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его
очень волнуют.
Социальное развитие.
С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в
играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень
важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть
мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве
эти качества гармонично приходят во взрослую жизнь. У малыша
закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь
постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины через общение с мамой.
В этом возрасте уже следует рассказать в доступной
для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой
тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают
дети во дворе. (Как вы думаете об этом можно рассказать?)
После пяти лет отношения со сверстниками переходят в
дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола.
Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое
отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно может перенести
недолгую разлуку с близкими. (Как вы думаете, какие качества характера важны в дружбе между детьми?)
О дружбе.
В детских играх проявляется характер самого ребенка, его кругозор; тематика игр требует от ее участников не только определенных навыков и умений, но и определенных черт характера: настойчивости, уступчивости, сообразительности. Умение хорошо играть является мотивом к дружеским отношениям. Пятилетние ребята во время игр отдают предпочтение творческим способностям друга, его положительным качествам: не ссориться, не отнимать игрушки, уметь оказать помощь своим сверстникам.
Именно дружба способствует формированию определенных нравственных качеств ребенка: взаимопониманию, уступчивости, взаимопомощи. Дошкольники уже начинают понимать дружбу, как форму взаимоотношений. Хотя их представления о дружбе находятся на уровне оценки только внешних проявлений (помогать, не ссориться), это новое явление имеет огромное значение для развития детей.
В игре естественная потребность ребенка к общению со сверстниками, асто наталкивается на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Происходит внутренняя борьба между стремлением, например, взять лучшую игрушку, получить главную роль, и желанием объединиться с товарищами в общей игре. Чтобы остаться равноправным членом игрового коллектива, стать хорошим другом надо уметь уступать. О дружбу между детьми можно говорить лишь в том случае, если дети самостоятельно умеют договариваться в процессе игры, согласовывают свои действия, помогают друг другу, проникаются интересами товарищей, и поэтому не конфликтуют, не ссорятся, умеют самостоятельно решать спорные вопросы.
Интеллектуальное развитие.
В период 5-6 лет начинается подготовка детей к школьному обучению. Ребенок продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со сверстниками и взрослыми, но постепенно важнейшим видом деятельности становится учение, когда ребенок может и хочет делать то, что от него требует взрослый.
Внимание ребенка этого возраста еще непроизвольно: он еще не может управлять своим вниманием, быстро отвлекается, не может сосредоточиться на чем- то одном, часто меняет деятельность. Задача взрослого – постепенное формирование произвольного внимания через различные игры и игровые упражнения. А значит и развития чувства ответственности, которое предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, но еще сложно проходит ориентировка во времени – название месяца, дне недели. Для развития этих умений будет полезно вместе с ребенком сделать самодельный календарь и вместе с ребенком каждое утро обращать внимание на то, какой сегодня месяц и день недели.
У ребенка 5-6 лет память по-прежнему основывается на эмоциях, интересе. Легче всего запоминается, то что ребенка заинтересовало.
Уже в этом возрасте появляются индивидуальные различия в способах восприятия информации – у одних развита зрительная память, у других – слуховая, а у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая.
Для развития памяти, внимания, мышления можно использовать следующие игры: палочки Кюизера, кубики Никитина, Танграм, Колумбово яйцо, развивающие игры Воскобовича и другие игры.
И в этом возрасте следует обратить внимание на речевое развитие (как говорят, правильно или нет, умеет ли связно выражать свои мысли, умеет ли слушать и рассказывать).
Что касается обучения ребенка чтению: по мнению детских психологов, уже можно начинать учить читать, но только если ребенок сам проявляет интерес. Поддержите его интерес. Но сначала обратите внимание на анализ букво-звукового состава слова (т.е. сейчас мы с детьми и на занятиях, и в свободной деятельности анализируем слова.)
Проводим следующие дидактиеские упражнения и игры:
«Прохлопай слово» (нужно определить сколько слогов, столько и прохлопать).
«Цепочка» (на какой звук начинается и заканчивается слово).
«Подбери слово на заданный звук».
«Какой звук в начале, середине и конце слова» (слова сначала короткие, из трех звуков).
Также обратите внимание на развитие у ребенка умения пересказывать тексты, описывать картины, составлять рассказ из серии сюжетных картин, рассказывать из личного опыта.
При подготовке ребенка к школе важное значение имеет развитие тонкой моторики рук. На данном этапе ребенок должен уметь:
- правильно держать ложку, вилку, нож, кисть и карандаш;
- уметь вырезать ножницами, рисовать, лепить;
- уметь застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
Прекрасным средством развития мелкой моторики являются следующие занятия:
- оригами и ручной труд;
-различные виды штриховки, раскрашивание;
-пальчиковые игры;
- выкладывание фигур из спичек или счетных палочек.
К шести годам ребенок уже может не просто различать животных,
разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по
различным признакам, находить между ними сходства и различия. После
пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из
чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его
физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит
Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых
помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он
пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также
продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать, складывать и вычитать в пределах десяти.
Особенности поведения.
Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и
почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень
интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и
связи между различными явлениями. Малыш становится очень
самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься
новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его
на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок
применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с
легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести
годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их
прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним
видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.
Творческое развитие.
Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись превращает простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит
дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу
рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-
то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок
различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что
рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша.
Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом,
чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка
появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем
больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш
ребенок и лучше подготовлен в школе.
3. Особенности образовательного процесса в старшей группе.
У нас проходит три занятия в первую и вторую половину дня: 2 занятия в неделю по развитию речи, 2 занятия в неделю по рисованию. По 2 занятия в месяц: лепка, конструирование, ручной труд, 2 занятия в неделю – музыка, 3 занятия в неделю физкультура (2 в зале, одно на улице), 1 занятие в неделю – ребенок и окружающий мир и 1 занятие в неделю математика
В пятницу «Клубный час» (слово старшему воспитателю).
4. Презентация «День самоуправления».
5. Выбор родительского комитета.
6. Разное.
График ремонта на 2017 год с 1 июня по 15 июля.
Хотим поблагодарить родителей за активное участие в жизни группы. Напоминаем, что фотографии детей, моментов праздников можно найти на странице нашей группы в «Одноклассниках». Огромное спасибо, что посетили наше собрание. Всего хорошего, до свидания.
Решение родительского собрания:
- Утвердить родительский комитет в следующем составе:
- Принять к сведению выступления воспитателей по теме собрания.
- Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятных условий для образования детей в сложившимся коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК 6 ЛЕТ
Внимание
Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
Точно следовать инструкции при выполнении задания. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих
Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например: «Услышишь правильный ответ - похлопай в ладоши, услышишь неправильный ответ - потопай ногами».
Мышление
Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь, животные).
Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
Находить и объяснять несоответствия. Достраивать простейшую закономерность. Определять последовательность событий.
Делать простейшие умозаключения, например, «Если папа выше сына, значит, сын...»; «Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала...»
Придумывать название к картинке.
Память
Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.
Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь - малина, зима - снег, кошка - мышка и так далее.
Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Развитие речи
Строить сложные предложения разных видов.
Образовывать новые словосочетания по образцу.
Составлять предложения из предложенных слов.
Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу -время, потехе - час».
Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости. грусти, возможно - жесты и мимику).
Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика
Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «направо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу - вверх», «слепи направо», «справа налево».
Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры. животных, людей.
Различать предметы по размеру, форме, цвету.
Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.
Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
Располагать изображение на всем листе или в заданных местах: на одной линии, на широкой полосе и так далее.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Окружающий мир
Называть свои имя, отчество и фамилию, возраст, а также ими, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.
Знать название города (села), в котором он живёт, а также название столицы своей Родины. Знать название нашей планеты.
Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от домашних, правильно называть их детёнышей.
Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни недели и их последовательность, называть овощи, фрукты, ягоды, грибы; называть и отличать садовые цветы от полевых; называть отличия деревьев от кустарников, приводить примеры.
Называть явления природы, осадки.
Различать одежду, обувь, головные уборы.
Называть различные виды транспорта, а также технику (экскаватор, подъёмный кран, комбайн, пылесос, мясорубка и другие).
Основы грамоты и математики
Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков либо ударов ладони по столу.
Делить простые предложения на слова. Различать гласные и согласные звуки.
Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп», «дыра».
Знать цифры от 0 до 9, знаки « + », «-», «=».
Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»
1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....
Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник - какой он?"
Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду....
Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?»
Добрый вечер, уважаемые родители!...
Родительское собрание "Старший дошкольник - какой он?"
1.Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет.2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.3. Разви...
Родительское собрание "Современный дошкольник: какой он?"
Материал для родительского собрания "Современный дошкольник: какой он?" Включает перечисление характерных черт современного ребенка-дошкольника, раскрывает его слабые черты развития, содержи...
Конспект родительского собрания на тему "Дошкольник-какой он?!"
Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет....
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....