Проект " Традиции русского народа
проект (средняя группа)

Карева Елена Викторовна

Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта,традициях русского народа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppy_v_dou.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Проект с детьми среднего дошкольного возраста.

Тема: «Традиции русского народа.

Мини-музей «Русская изба».

В номинации: Инновации в сфере реализации программ дополнительного образования, для эффективного расширения возможностей личностного развития воспитанников за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей и запросов родителей (законных представителей).

Авторы проекта:

воспитатели средней группы № 1

Жуланова В.А.

Карева Е.В.

                                                Стрежевой 2019 г.

Содержание

Пояснительная записка

  • Актуальность проекта

3

  • Постановка и обоснование проблемы

3

  • Объект проектной деятельности

3

  • Предмет проектной деятельности

3

  • Постановка и обоснование гипотезы проекта

3

  • Цель и задачи

3

  • План реализации проекта

5

  • Результативность реализации проекта

6

  • Диагностический инструментарий

6

  • Эффективность проекта

7

  • Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

7

  • Проектный продукт

7

  • Ресурсное обеспечение

8

  • Литературное обеспечение

8

  • Календарно-тематическое планирование

9

Пояснительная записка.

Актуальность. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.  Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое, и создан этот проект.

Постановка и обоснование проблемы.  При чтении русской народной сказки  «Заюшкина избушка»,  у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка?  Поэтому мы посчитали необходимым, не просто объяснить, а  донести до сознания детей средней группы на доступном материале (макета русской избы) историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта. Так возникла идея  проекта «Русская изба».

Объект проекта. Дети среднего дошкольного возраста.

Предмет проекта. Макет «Русская изба», с её внутренним содержанием (посуда, мебель.)

Гипотеза. Изготовление  макета  «Русская изба» даст  возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, освоить его,  но и поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности  В таком доме жила семья: мама, папа, дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба. Центральное место занимала печка, которая грела дом. В печи варили еду, на ней грелись. При помощи ухвата ставили, а затем и вынимали из печки чугуны с картошкой и кашей. В люльке качали малыша. Все жили дружно, уважали старших и помогали друг другу. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного,  что позволит ощутить себя частью русского народа. У детей появится возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт.

Новизна. Через все виды деятельности, познакомить детей с жизнь русского народа в деревне, на основе наглядного материала (макета «Русская изба») изготовленного совместно с родителями.

Цель исследования. Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • Познакомить  с традициями  русского народа;
  • Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки
  • Развивать воображение у детей.

Воспитательные:

  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Описание проекта:

Паспорт проекта:

 Тип проекта: информационный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы.

Сроки выполнения проекта: 

 Начало: февраль 2019г. 

 Окончание: апрель2019

Продолжительность: средней продолжительности. 

Условия реализации: групповая комната, музей, семья.

Необходимые материалы:

  • макет «Русская изба»;
  • консультации;
  • предметы быта;
  • презентации, мультфильмы;
  • иллюстрированный материал.

Ожидаемые результаты. 

  • Пополнились знания  о культуре и быте предков.
  •  Получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве.
  • Познакомили со старинными предметами домашнего обихода.
  • Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
  • Приобщились дошкольники к истокам традиционной культуры, поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции.
  • Создали макет русской избы совместно с родителями.

План реализации проекта.

          Реализация проекта включает в себя три этапа:

Организационно-подготовительный этап (с 21 .01.2019 – по 28.02.2019)

  • Постановка проблемы.
  • Изучение литературы по данной теме.
  • Написание календарно - тематического плана.
  • Знакомство родителей с темой проекта.
  • Обогащение развивающей среды:

Изготовление макета русской избы (совместно с родителями)                                                                   Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда (посуда);

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник.

Оформление книжного уголка: книгами «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки)

Научно-методическое:

Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

Изготовление лэпбука «Быт и традиции русского народа», «Календарные народные праздники», «Сибирь. Традиции и культура»

Внедренческий этап (с 4.03.2019 – по 22.03 .2019)

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы с детьми;
  • Посещение занятий в краеведческом музее;
  • Знакомство с макетом «Русская изба»;
  • Беседы, рассматривание деревенской посуды, мебели и утвари;
  • Просмотр презентаций и мультфильмов о жизни в русской деревни;
  • Дидактические игры: «Собери целое», «Угадай роспись», «Составь узор»;
  • Материал для сюжетно-ролевых игр;
  • Наборы строительного материала, Конструктор «Строим дом»
  • Разные виды театров (магнитный, би-ба-бо, настольный)

Заключительный этап (с 1.04.2019 – по 15.04.2019)

  • Итоговое мероприятие совместно с родителями.
  • Презентация проекта «Традиции русского народа. Мини-музей «Русская изба» в ДОУ;
  • Изготовление лэтбуков «Быт и традиции русского народа», «Календарные народные праздники», «Сибирь. Традиции и культура»

Основные критерии результативности

Иметь первые представления о музее-избе. Чувствовать связи предметов современного быта с представленными в музее: тарелка, миска, кринка, кувшин, туес. Иметь представление о труде взрослых дома. О традициях русского народа. О назначении избы и ее убранстве. О различных видах труда, используемых материалах и инструментах;

Диагностический инструментарий

1. О назначении избы и ее убранстве:

  • Где жил русский человек?
  •  Какие вещи были необходимы в избе?
  • Выбери убранство избы. (стол, лавка, табуретка, сундук, туесок, корзина, горшок, чугунок, кадка, лукошко, блюдо, чаша, чарка, кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело, коромысло)

2. О различных видах труда, используемых материалах и инструментах:

  • Какими видами труда занимался русский человек? (рукоделие, строительство, стирка, уборка)
  •  Какие материалы использовал в труде русский человек?
  •  Выбери, с помощью каких инструментов работал русский человек. ( пяльцы с иглой, стиральная доска, коромысло, ведро, прялка, …)

Критерии оценки показателей:

Заданные детям вопросы не требовали конкретного ответа, ребенок мог рассуждать, опираясь на картинки, вести диалог, если ответ ребенка был не полный, то наводящими вопросами ребенка можно было подвести к более расширенному ответу.

Полнота: Что это? Где находилось? Для чего? Почему именно такой формы? (если ребенок отвечает на все вопросы, то ответ зачитывается как полный)

Аргументированность: определялась тем, что ребенок, отвечая на поставленные вопросы, доказывал свою точку зрения, обосновал то, что высказал по этому поводу, способен использовать свои знания для решения задач и выполнения заданий.

Связь с личным опытом: говорил о том, что видел такую вещь, у кого- то была такая вещь.

Шкала оценки (уровни):

Высокий: ребенок владеет дифференцированными представлениями об убранстве избы; о материалах, используемых в строительстве избы и изготовлении предметов быта; о различных видах труда русского человека, об используемых им трудовых инструментах; о русском народном костюме, его основных деталях; может обосновать значимость и необходимость именно такого обустройства быта русского человека; подкрепляет свои ответы примерами из личного опыта. С легкостью справляется с предложенными заданиями, присутствует 1-2 ошибки.

Средний: ребенок владеет первоначальными представлениями об убранстве избы; о материалах, используемых в строительстве избы и изготовлении предметов быта; о различных видах труда русского человека, об используемых им трудовых инструментах; о русском народном костюме, его основных деталях; в ответах есть связь с личным опытом; ответы не полные. Ребенок справляется с предложенными заданиями, присутствуют 2-3 ошибки.

Низкий: ребенок владеет отдельными неаргументированными, первоначальными представлениями об убранстве избы; о материалах, используемых в строительстве избы и изготовлении предметов быта; о различных видах труда русского человека, об используемых им трудовых инструментах; о русском народном костюме, его основных деталях, ответы не полные и неаргументированные. Ребенок не справляется с заданиями, либо отказывается от выполнения предложенных заданий.

Соответственно баллы по уровням знаний распределялись так:

Высокий уровень знаний: 12 – 9 баллов.

Средний уровень знаний: 8 - 5 баллов.

Низкий уровень:__

Эффективность реализации проекта       

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

  • Мало знаний у педагогов по данной теме.
  • Снижение интереса у детей к беседам о различных элементах русской народной культуры.

Проектный продукт

  • Макет «Русская изба»
  • Лэтбук «Быт и традиции русского народа», «Календарные народные праздники», «Сибирь. Традиции и культура»

Перспективы на будущее.

В дальнейшем продолжать работу по формированию представлений о жизни, традициях, праздниках и труде русского народа.

Ресурсное обеспечение

Бюджет

Сумма

Видео материалов по теме проекта

Не требует финансирования

Методическая литература по заявленной теме

Не требует финансирования

Наглядные материалы по теме проекта

Не требует финансирования

Используемая литература

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018.
  2. Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно-метод. пособ./ Т.Ф. Бабынина - Казань: РИЦ Школа, 2003. – 188 с.

 3.Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной    культуры», Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.

4.Косарева В.Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» Волгоград. Учитель. 2014.

5.Тихонова, М.В. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом: учебно-метод. пособ./ М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. — СПб.: Детство - Пресс , 2004г. – 208 с.

      Приложение 1                                                              

Календарно-тематическое планирование

День недели

 Совместная работа педагога с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Совместная работа родителей и детей

1 неделя «Знакомство макетом «Русская изба» 4 – 8 марта

Понедельник

Беседа «Знакомство с русской избой»

Цель. Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

(«Народные культура и традиции», 30)

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Просмотр презентации «Русская изба»

Центр  книги.  Внести альбом «Терем-терем-теремок»  

Цель. Самостоятельное знакомство детей с архитектурой деревянного зодчества Руси.

Центр искусства. Внести пластилин       « Дом для Машеньки»

Цель. Формировать у детей  интерес к  лепке из пластилина. Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. Формировать у детей аккуратность, усидчивость.

Центр строительства. Внести набор конструктора  «Строим дом».

Цель. Развивать интерес к конструированию; учить анализировать образцы конструкций под руководством педагога

Выставка макетов «Деревенский домик»

Вторник

Беседа « Первое посещение музея «Русская изба»

Цель. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее

Центр книги. Внести лэтбук «Русская изба». Цель: самостоятельное рассматривание материала по теме.

Центр игротеки. Внести д/игра «Собери целое». Цель: создать условия для развития логического мышления

Центр  искусства. Внести заготовки к аппликации «Русская изба»

Цель. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша- треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек.

Изготовление лэтбука «Русская изба» совместно с родителями.

Среда

Музейное занятие «Горница»

Цель. Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук).

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо»

Центр книги. Внести альбом с иллюстрациями внутреннего убранства русской избы.

Цель: создать условия для самостоятельного рассматривания альбома. Умение рассуждать и делиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями.

Центр строительства. Внести наборы строителя для строительства мебели.  

Цель: Учить детей до начала игры «Мебель для кукол» согласовывать выбор моделей, создавать необходимые условия для строительства: подбирать материал, определять место для постройки

Развивать сюжет игры на основе знаний об окружающем мире.

Четверг

Музейное занятие «Печь – матушка»

Цель. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье).

(И.А.Бойчук «Ознакомление детей с русским народным творчеством», 179)

Просмотр презентации «Русская печка»

Центр экспериментирования. Приготовление гречневой каши.

Цель: Показать процесс приготовления гречневой каши.

Центр книги. Выставка фотографий печной утвари (ухват, горшок, рогач, кочерга, лопата)

Цель: Формировать знания детей о деревенской утвари и её назначении.

Пятница

Музейное занятие «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Цель. Познакомить с предметами быта в избе, их назначением; расширять словарный запас новыми словами (Ухват, чугунок, ковш, кринка сито, горшок); развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

(«Народная культура и традиции», 45)

Разучивание песенки «Блины»

Центр книги. Внести картинки хлебобулочных изделий для самостоятельного рассматривания.

Цель: Создать условия для самостоятельного рассматривания картинок.

Центр сюжетно-игровой игры. Игровая ситуация «Кондитерская фабрика».

Цель. Продолжать учить работать с солёным тестом, раскатывать его прямыми и круговыми движениями рук, придавать нужную форму сплющиванием или соединением концов колбаски.

Привлечь родителей к созданию альбома «Рецепты русских блинов и оладушек».

Вместе с детьми испечь дома блины или оладьи.

Фотоотчёт. И рассказ детей о совместной работе на кухне.

2 неделя «Знакомство с предметами быта  в русской избе » 11-15 марта

Понедельник

Музейное занятие «Ходит сон близ окон…»

Цель. Познакомить детей со старинным предметом – «колыбелькой»; активизировать в речи слова колыбелька, зыбка, люлька; развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

(«Народная культура и традиции», 32)

Центр музыки. Прослушивание колыбельных песен.

Цель: Познакомить детей с видом фольклора – колыбельной песней, развивать слуховое восприятие.

Центр сюжетно-ролевой игры. «Укладываем куклу спать»

Цель. Сформировать представление детей о назначении кровати и постельных принадлежностей. Закрепить знания детей о колыбельных песнях.

Изготовление совместно с детьми лэтбука «Быт и традиции русского народа»

Вторник

Музейное занятие «Посиделки у самовара»

Цель. Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Центр видеотеки. Просмотр мультфильма «Муха – цокотуха»

Центр искусства. Внести пластилин и раскраски самовара.

Цель. Привлечь детей к самостоятельному выбору работы по изготовлению или украшению самовара.

Среда

Музейное занятие Хозяйкины помощники»

Цель. Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, шайка, ушат

(«О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 39)

Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»

Центр книги. Внести книгу со сказкой «У страха глаза велики»

Центр сюжетно-ролевой игры. «Стирка кукольного белья»  

Цель. Формировать практические знания во время хозяйственного труда. Закрепить назначение предметов: стиральная доска, мыло, корыто, прищепки, верёвка)

Четверг

Музейное занятие «Золотое рукоделие».

Цель. знакомство с предметом обихода – прялкой и веретеном, крючком, спицами,)

(«О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,48,49)

 

Посещения краеведческого музея.

Цель. Близкое знакомство с предметами обихода для рукоделия.

Центр речи. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Цель. Расширять и обогащать словарный запас детей

Центр экспериментирования. Знакомство с разными видами пряжи. Выставка вязанных изделий.

Цель. Воспитывать уважение к ручному труду своих мам и бабушек.

Привлечь родителей, принять участие в выставке «Золотое рукоделие»

Пятница

Музейное занятие « Весёлые ложки»

Цель. Знакомство с предметами обихода –посудой (Миска, ложками, плошка,…)

Просмотр мультфильма «Жихарка»

Цель. Следить за развитием сюжета. Обращать внимание на убранство горницы, одежду и посуду. Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Центр игротеки. Внести дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Цель. Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве

 

Центр искусства «Роспись ложки»

Цель. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.

Центр книги. Выставка посуды 

Цель: учить любоваться красотой декоративной росписи. Узнавать знакомую посуду и декоративные росписи (гжель, хохлома)

Привлечь родителей, принять участие в выставке посуды с разными видами декоративной росписи.

3 неделя «Традиции русского народа» 18-22 марта

Понедельник

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Цель. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Просмотр презентации «Народные праздники».

Центр книги. Внести лэтбук для самостоятельного рассматривания.

Празднование праздника «Проводы зимы. Масленица»

Изготовление совместно с детьми лэтбука «Календарные народные праздники»

Вторник

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Цель. Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. .

(И.А.Бойчук «Ознакомление детей с русским народным творчеством», 175)

Центр эксперементирования. Внести солёное тесто. «Печём каравай для гостей»

Цель: Привлечь детей к украшению каравая. Умение делать из теста: косичку, цветочки, листики.

Центр книги. Внести альбом с иллюстрациями народных праздников для самостоятельного рассматривания.

Консультация для родителей на тему «Приобщаем детей к народным традициям».

Среда

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Цель. Побуждать творчески, воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения, самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Центр сюжетно-ролевой игры. Разыгрывание игровой ситуации «Принимаем гостей».

Цель. Находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

обогащать словарный запас;

обогащать социально - игрового опыта взаимодействия между детьми

Четверг

Чтение русских народных сказок

Цель. Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Центр книги. Внести книги с русскими народными сказками.

Центр искусства. Внести раскраски с любимыми сказочными героями.

Цель. Развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, мелок.

Центр театрализации. Обыгрывание детьми сказок используя разные виды театров.

Цель. Умение самостоятельно организовывать театрализацию сказки. Развивать умения  детей, передавать характерные признаки персонажей

Привлечь родителей к распечатыванию раскрасок по теме недели.

Пятница

Развлечение «Деревенские посиделки»

Цель. Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Центр музыки. Подготовка к посиделкам. Разучивание обрядовых песен.

Развлечение совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Традиции русского народа"

Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа.....

Презентация проекта «Традиции русского народа. Зимние забавы.»

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период;  развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививат...

Занятие по проекту "Традиции русского народа"

Беседа с детьми о русской избе...

Проект "Традиции русского народа"

Духовно- нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жзизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедлив...

Долгосрочный проект "Традиции русского народа"

Долгосрочный проект "Традиции русского народа"...

Проект "Традиции русского народа"

Приобщение детей к русской культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в воспитании...

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....