«Можно ли из воды сделать украшение?»
проект (старшая группа)
В проекте рассмотрен вопрос: «Можно ли из воды сделать украшение?», разработаны конспекты занятий, бесед, экспериментов и наблюдений по данной теме. Содержит перспективный план работы по экспериментированию с водой, направлен на познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников. Проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu_str.gr_._2018_god.docx | 46.27 КБ |
issledovatelskaya_rabota_mozhno_li_iz_vody_sdelat.pptm | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Тополек»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
д/с № 8 «Тополёк»
Галковская Т.И.___________
«_____»____________20___г
«Можно ли из воды сделать украшение?»
Проект
МБДОУ д/с №8 «Тополёк»
Разработчик проекта:
Зуева И. Н.
Принято:
на педагогическом совете
Протокол № _____
от «____»___________20____г.
Топки, 2019
Разработчики проекта: Зуева Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы МБДОУ д/с №8 «Тополёк» высшая категория, стаж педагогической работы 13 лет
Пояснительная записка
В проекте рассмотрен вопрос: «Можно ли из воды сделать украшение?», разработаны конспекты занятий, бесед, экспериментов и наблюдений по данной теме. Содержит перспективный план работы по экспериментированию с водой, направлен на познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников. Проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта……………………………………………………… | 4 |
Миссия проекта…………………………………………………….………. | 6 |
Противоречия ………………………………………………………………. | 6 |
Проблема……………………………………………………………………. | 6 |
Цель проекта…………………………………………………..…………….. | 6 |
Гипотеза проекта……………………………………………………………. | 7 |
Задачи проекта………………………………………………………………. | 7 |
Предполагаемые результаты……………………………………..………… | 7 |
Ресурсы………………………………………………………………………. | 8 |
Риски проекта……………………………………………………………….. | 9 |
Тип проекта………………………………………………………………… | 9 |
Участники проекта…………………………………………………………. | 10 |
Условия реализации проекта……………………………………………… | 10 |
Этапы проведения проекта…………………………………………………. | 10 |
Контрольно оценочный блок………………………………….……….…… | 13 |
Продукт проектной деятельности…………………………………………. | 13 |
Презентация проекта……………………………………………...………… | 13 |
Продолжение проекта………………………………….…………………… | 13 |
Список литературы……………………………………………………….…. | 14 |
1. Приложение…………………………………………………….…….…… | 15 |
2.Приложение…………………………………………………………..…..... | 16 |
3. Приложение………………………………………………………………. | 19 |
Актуальность проекта
В период дошкольного детства закладываются основы обобщения, анализа, абстракции и умозаключения. Ребенок по природе любопытный первооткрыватель большого неизведанного мира, мира вещей, мира природы, внутреннего мира. Результаты научных исследований Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков и др. показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
На основе опыта с водой помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей и закономерностей. Развивает эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формирует предпосылки универсальных учебных действий. Расширяет представление детей о свойствах воды.
А. Н. Поддъяков отмечает, что дети способны учитывать в своем экспериментировании до шести факторов. В. В. Давыдова соединяет две формы экспериментирования: реальной и мыслительный эксперимент. Г. В. Уродовских – экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая – экспериментирование с дидактическими играми и игрушками. Все они сходятся в одном экспериментирование необходимо, в нем ребенку можно показать какое либо явление и раскрыть его суть.
Метод «превращения» воды в лед влияет на умственное воспитание, обеспечивает самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимости. Любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской.
Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуальной – творческой деятельности, порождаемый в результате функционирование механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения (А. И. Савенков).
Эксперименты с водой, напрямую направлены на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Именно находя ответ на вопрос: «Можно ли из воды сделать украшение?», происходит овладение основными понятиями, проявляется инициатива и самостоятельность в общении. Дети способны выбирать себе род занятий, товарищей по совместной деятельности, договариваться, овладевают развитым воображением, проявляется любознательность, умение задавать вопросы, как взрослым, так и сверстникам, учатся выявлять причинно – следственные связи, а так же самостоятельно придумывать объяснять некоторые явления.
Поэтому мы разработали данный проект, на основе ФГОС ДО, программы МБДОУ детский сад №8 «Тополёк» и литературы соответственно экспериментальной деятельности с дошкольниками (5 - 7 лет).
Миссия проекта
Проект был создан для того чтобы превращения с водой не просто были замечены ребенком, но стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен сам совершить конкретное действие с объектом, оказаться в позиции не зрителя, а исследователя.
Противоречие
С одной стороны достаточное количество готовых украшений на елку, с другой не менее важное эмоциональное проживание ребенком наблюдаемых процессов и явлений.
Проблема
Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Дети самостоятельно пытаются экспериментировать, а в итоге травмы, нарушение правил безопасности и т.п.
Мы решили, что необходимо научить и помочь ребятам в познании мира, а для этого нужно:
- Создать условия для экспериментальной деятельности;
- Научить безопасным экспериментам;
- Созидать, а не разрушать;
- Учить наблюдать за явлением и делать умозаключения;
- Ответственно относиться к опытам.
Все это необходимо для детской безопасности, особенно это касается экспериментирования с использованием приборов (оборудования, инструментов и т.д.).
Цель проекта: Создание условий для детского экспериментирования.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска, согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Гипотеза проекта
Разработанная и реализованная программа проекта, достигнет положительного результата если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах детского экспериментирования, то можно добиться интереса к данному виду деятельности.
Задачи проекта:
- Знакомить и расширять представления детей о свойствах воды (жидкое, газообразное, твердое, сыпучее и т.д.);
- Учить детей самостоятельно делать предположения, выводы, обобщения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;
- Воспитывать настойчивость в выполнения задания, доведения эксперимента до конца;
- Развивать творческие способности родителей и детей в совместной экспериментальной деятельности;
Предполагаемые результаты
1. Дети имеют представления о свойствах воды;
2. Самостоятельно могут делать элементарные выводы и обобщения;
3. Соблюдают технику безопасности при экспериментировании;
4. Интересуются явлениями окружающего мира;
5. Умеют доводить начатое экспериментирование до конца;
6. Родители заинтересованы, проявляют творческие способности в экспериментальной деятельности;
Ресурсы
1.Нормативная база: Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, УСТАВ ДО, СанПиНы 2.4.1.2660-10, Программа воспитания и обучения в детском саду (разработанная МБДОУ детским садом №8 «Тополек»).
2. Методическая база:
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]: методические рекомендации/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 140 с.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 -7 лет. М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
3. Кадровое обеспечение:
-заведующая;
-старший воспитатель;
- воспитатели;
4. Целевая группа проекта:
Проект адресован старшей группе (5-6лет), в проекте участвует 12 человек, из них 5 мальчиков и 7 девочек. Представлять проект будет Медведев Демид (5 лет), на Муниципальном конкурсе защиты проектов «Юные исследователи» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций Топкинского муниципального района.
5. Дополнительные ресурсы: наборы для детского экспериментирования ( емкости, краски, бусинки, ленты, блестки, бисер, нитки, резиновые груши), клеенки, папки передвижки, столы, стулья, школьная доска, папка скоросшиватель, самоклеющаяся пленка.
6. Технические ресурсы: Фотоаппарат, экран, компьютер, проектор.
7. Информационные ресурсы:
- информационная страница на сайте;
- информация в СМИ;
8. Мультимедийные ресурсы: презентации, выполненные педагогами и специалистами МДОУ
Риски проекта
В ходе нашего проекта мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Риск | Мероприятия по недопущению |
рыночные – дефицит финансовых средств; |
|
организационные – стереотипы общественного сознания; |
|
Непредвиденные обстоятельства |
|
Тип проекта:
Исследовательский, открытый, групповой, краткосрочный, декабрь 2018 года.
Участники проекта:
Педагоги МБДОУ детский сад №8 «Тополек», воспитанники и их родители, заведующий МБДОУ, старший воспитатель.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
Работа над проектом состоит из 3-х этапов: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Этапы проведения проекта
№ №п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения и время | Краткое описание мероприятия | Участники | Ответственные |
1 1 | Сбор и анализ литературы по данной теме. | 03.12.2018 18 ч 00мин | Подобрать необходимую литературу, провести ее анализ. | воспитатели | воспитатели |
22 | Диагностика детей по данной теме. Анкетирование родителей. | 04.12.2018 16 ч 00мин И 18ч. 00мин | Выявить запросы детей, мотивацию, индивидуальные потребности. Анкета. | Воспитатели, дети, родители. | Старший воспитатель |
Разработка проекта | |||||
33 | Совещание со специалистами | 05.12.2018 13 ч 00мин | Анализ результатов анкетирования. | Воспитатели, Старший воспитатель | Заведующий ДОУ |
44 | Составление плана работы | 06.12.2018 18 ч 00мин | Внедрение проекта. | Воспитатели, Старший воспитатель | Старший воспитатель |
55 | Консультация для родителей «Детское экспериментирование» | 07.12.2018 18 ч 00 мин | Дать знания родителям о детском экспериментировании | Родители, воспитатель. | Воспитатель |
66 | Разработка содержания проекта «Моя игрушка» | 10.12.2018 18 ч 00 мин | Распечатка проекта, подготовка к его реализации. | Воспитатели, старший воспитатель | Старший воспитатель |
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
8 7 | Беседа «Опасные предметы» (К. Ю. Белая стр. 11) | 11.12.2018 16 ч 00 мин | Формирование у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах при экспериментальной деятельности. | Дети Воспитатели. | воспитатели |
8 | Лед – вода Занятие (Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 18) | 12.12.2018 16 ч 00 мин | Занятие о представлений плавании льда, превращения льда в воду. о зиме и лете. | Воспитатели, дети | воспитатели |
9 | Наблюдение «Замораживаем воду» (С. Н. Николаева Стр. 69) | 13.12.2018 16 ч 00 мин | Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние- превращается в твердый лед (а не снег) | Дети, воспитатели. | воспитатель |
10 | Игра «Царство льда, воды и пара» (Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 51) | 14.12.2018 16 ч 00 мин | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды | Дети, воспитатели. | воспитатель |
11 | Опыты по изучению свойств воды №1 «Прозрачность воды» (Дмитриева Е.А. стр33) | 17.12.2018 16 ч 00 мин | Познакомить с прозрачностью воды как свойством | Дети, воспитатель. | воспитатель |
12 | № 2 «Пар тоже вода» (Дмитриева Е.А. стр34) | 18.12.2018 16 ч 00 мин | Показать детям еще одно агрегатное состояние воды | Дети, воспитатель. | воспитатель |
13 | № 3 «Вода жидкая и текучая» (Дмитриева Е.А. стр34) | 19.12. 2018 16 ч 00мин | Познакомить со свойством воды – текучестью. | Дети, воспитатель | воспитатель |
14 | №4 «Вода не имеет формы» (Дмитриева Е.А. стр34) | 20.12.2018 16 ч 00 мин | Показать детям отсутствие формы у воды | Дети, воспитатель | воспитатель |
15 | №5 «Превращение в воду» (Дмитриева Е.А. стр37) | 21.12.2018 16 ч 00 мин | Показать детям превращение снега в воду | Дети, воспитатели | Воспитатели |
16 | Беседа «Морозко» (Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 20) | 24.12.2018 16 ч 00 мин | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. | Дети, воспитатели | Воспитатели |
17 | Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» | 24.12.2018 18 ч 00 мин | Показать родителям степень значимости экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. | Родители воспитатели | Стар. Воспитатель, воспитатель |
18 | №6 «Свойство воды, снега, льда» (Дмитриева Е.А. стр37) | 25.12.2018 16 ч 00 мин | Сравнить свойства воды, снега, льда. | Дети Воспитатели | воспитатель |
Заключительный этап | |||||
19 | Подготовка к заморозке украшений из воды | 26.12.2018 16 ч 00 мин | Показать детям способы украшения воды для дальнейшей заморозке. Добавив в воду краску, блестки, бусинки, бисер и др. | Дети, воспитатели | воспитатели |
20 | Подготовка доклада по проекту и создание презентацию «Можно ли из воды сделать украшение?» | 26.12.2018 18 ч 00 мин | Сделать анализ проделанной работы с детьми, обобщить полученный опыт. Создать презентацию и доклад. Сделать вывод. | воспитатель | Воспитатели, Старший воспитатель |
21 | Украшение елочки на участке д/с. | 27.12.2018 10 ч 00 мин | Проведение итогов Показать детям как можно украсить елочку красивыми цветными льдинками. | Воспитатели, старший воспитатель, дети | Старший воспитатель, заведующий ДОУ |
Контрольно – оценочный блок
Во время реализации и участия детей мы можем сказать о том, что – дети с интересом стали экспериментировать. Появилось стабильное желание взаимодействовать в игре с другими детьми как партнером. Дети с удовольствием задают вопросы у других детей и взрослых. Развились познавательные способности в деятельности. Дети стали любознательными и активными. Со стороны родителей появилось желание, помогать детям, отвечать на вопросы, для благополучия детей, проявлять заботу и внимание.
Продукт проектной деятельности
Украшенная елочка разноцветными льдинками, созданная руками детей.
Презентация проекта
Представление доклада по проекту на конкурсе.
Продолжение проекта:
Мы считаем, что работу по теме «Можно ли из воды сделать украшение?» можно продолжать, если устроить конкурс «Самое оригинальное украшение из-за льда».
Список литературы:
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников Для занятий с детьми 2 – 7 лет. [Текст]: Метод. Пособие/ К. Ю. Белая – М. : Мозайка – Синтез, 2016. – 64 с.
- Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]: методические рекомендации/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 140 с.
- Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дош. Учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательтво Мозайка – синтез, 2008. – 112 с.
- Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование, Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: [Текст]: Метод. пособие/ Е. А. Дмитриева, О. Ю.Зайцева, С. А. Калиниченко – М.: Т Ц Сфера, 2018. – 128 с.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада [Текст]: Метод. Пособие/ С. Н. Николаева – М. : Мозайка – Синтез, 2016. – 192с.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: методическое пособие /С. Н. Николаева-М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
- Словарь – справочник по педагогике [Текст] / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М.; ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
- Толковый словарь Ожегова С.И. 2008. – 2009. - http://slovarozhegova.ru \\ view_search.php
Приложение 1
Доклад
Исследовательская работа «Можно ли из воды сделать украшение?»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю вам работу Медведева Демида, который поставил вопрос, а можно ли из воды сделать украшение?
РЕБЕНОК: В нашей группе мы украшали окна, потолки, двери к Новому году. Мы научились мастерить украшения из бумаги, картона и других материалов. Мне стало интересно, а можно придумать украшение из воды? Поэтому я спросил :- «Можно ли из воды сделать украшения?».
Интересно: если воду заморозить получаться украшения?
Была определена цель: изучить способы украшения водой.
Были поставлены задачи:
1. Изучить свойства воды.
2. Подготовить необходимый материал для опыта.
3. Подготовить доклад.
В своей работе я решил:
1. «Подумать самостоятельно»
2. «Узнать у другого человека»
3. «Сделать украшения из воды»
Мое исследование состояло из нескольких частей. Первое я изучил свойства воды и определил, что в парообразном и жидком состоянии вода не подходит для создания украшения, а в твердом – лед, в помещении вода тает. Тогда было решено создать украшения из-за льда и украсить им на улице ёлочку.
Дальше мною было выбран цвет, в который покрасить воду, а так же для красоты я добавил блестки и фантики, бусинки, веревочки и ленточки. После того как все залили в формы и дали замерзнуть. Получились красивые украшения, которые повесили на ёлочку.
После я сделал следующие выводы:
Воду можно покрасить, для яркого цвета, можно добавить блестки и ленты, а потом заморозить. Получаются очень красивые украшения для улицы, потому - что в помещении такие украшения тают.
Я узнал, что из воды можно сделать украшения и по вешать их на ёлку, но только на улице. Они будут особенными и самыми красивыми, потому что сделаны своими руками.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание украшения из воды.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?
Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог....
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений образовательная область « Познание» на тему «Как воду сделать чистой?»
laquo;Меня пьют, меня льют, всем нужна, кто я такая?» ответы детей (вода)....
Новый год – период чудес и самое интересное то, что каждый может сделать что-то. Поделки своими руками не требуют много свободного времени и больших трат на материалы. Многое можно сделать из подручного, порой даже бросового материала.
Цель: Привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, создать предновогоднее настроение в процессе изготовления игрушек. ...
Конспект занятия для подготовительной группы «Можно ли принести воду в решете»
Образовательная область: Познавательное развитие.Форма организации: групповая (подгруппа воспитанников)Цель: знакомство воспитанников с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообра...
Конспект занятия для подготовительной группы «Можно ли принести воду в решете»
Образовательная область: Познавательное развитие.Форма организации: групповая (подгруппа воспитанников)Цель: знакомство воспитанников с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообра...
Экспериментальная работа «Можно в решете воду носить!»
Исследовательский проект. Где дети опытным путём выясняют, что помогает носить воду в решете....