«Можно ли из воды сделать украшение?»
проект (старшая группа)

Зуева Ирина Николаевна

В проекте  рассмотрен вопрос: «Можно ли из воды сделать украшение?», разработаны конспекты занятий, бесед, экспериментов и наблюдений по данной теме. Содержит перспективный план работы по экспериментированию с водой, направлен на познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников. Проект предназначен детям старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Тополек»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

д/с № 8 «Тополёк»

Галковская Т.И.___________

                                                                  «_____»____________20___г

«Можно ли из воды сделать украшение?»

Проект

МБДОУ д/с №8 «Тополёк»

Разработчик проекта:  

Зуева И. Н.

Принято:

на педагогическом совете

Протокол № _____

от «____»___________20____г.

Топки, 2019

Разработчики проекта: Зуева Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы МБДОУ д/с №8 «Тополёк» высшая категория, стаж педагогической работы 13 лет

Пояснительная записка

В проекте  рассмотрен вопрос: «Можно ли из воды сделать украшение?», разработаны конспекты занятий, бесед, экспериментов и наблюдений по данной теме. Содержит перспективный план работы по экспериментированию с водой, направлен на познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников. Проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.  

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность  проекта………………………………………………………

4

Миссия проекта…………………………………………………….……….

6

Противоречия ……………………………………………………………….

6

Проблема…………………………………………………………………….

6

Цель проекта…………………………………………………..……………..

6

Гипотеза проекта…………………………………………………………….

7

Задачи проекта……………………………………………………………….

7

Предполагаемые результаты……………………………………..…………

7

Ресурсы……………………………………………………………………….

8

Риски проекта………………………………………………………………..

9

Тип проекта…………………………………………………………………

9

Участники проекта………………………………………………………….

10

Условия реализации проекта………………………………………………

10

Этапы проведения проекта………………………………………………….

10

Контрольно оценочный блок………………………………….……….……

13

Продукт проектной деятельности………………………………………….

13

Презентация проекта……………………………………………...…………

13

Продолжение проекта………………………………….……………………

13

Список литературы……………………………………………………….….

14

1. Приложение…………………………………………………….…….……

15

2.Приложение…………………………………………………………..….....

16

3. Приложение……………………………………………………………….

19

Актуальность проекта

В период дошкольного детства закладываются основы обобщения, анализа, абстракции и умозаключения. Ребенок по природе любопытный первооткрыватель большого неизведанного мира, мира вещей, мира природы, внутреннего мира. Результаты научных исследований Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков и др. показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов  и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

На основе опыта с водой помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей и закономерностей. Развивает эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формирует предпосылки универсальных учебных действий. Расширяет представление детей о свойствах воды.

        А. Н. Поддъяков отмечает, что дети способны учитывать в своем экспериментировании до шести факторов. В. В. Давыдова соединяет две формы экспериментирования: реальной и мыслительный эксперимент. Г. В. Уродовских – экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая – экспериментирование  с дидактическими играми и игрушками. Все они сходятся в одном экспериментирование необходимо, в нем ребенку можно показать какое либо явление и раскрыть его суть.  

Метод «превращения» воды в лед влияет на умственное воспитание, обеспечивает самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимости. Любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуальной – творческой деятельности, порождаемый в результате функционирование механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения (А. И. Савенков).  

Эксперименты с водой, напрямую направлены на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Именно находя ответ на вопрос:  «Можно ли из воды сделать украшение?», происходит овладение основными понятиями, проявляется инициатива и самостоятельность в общении. Дети способны выбирать себе род занятий, товарищей по совместной деятельности, договариваться, овладевают развитым воображением, проявляется любознательность, умение задавать вопросы, как взрослым, так и сверстникам, учатся выявлять причинно – следственные связи, а так же самостоятельно придумывать объяснять некоторые явления.  

Поэтому мы разработали данный проект, на основе ФГОС ДО, программы МБДОУ детский сад №8 «Тополёк» и литературы соответственно экспериментальной деятельности с дошкольниками (5 - 7 лет).

Миссия проекта

Проект был создан для того чтобы превращения с водой не просто были замечены ребенком, но стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен сам совершить конкретное действие с объектом, оказаться в позиции не зрителя, а исследователя.

Противоречие

С одной стороны достаточное количество готовых украшений на елку, с другой не менее важное эмоциональное проживание ребенком наблюдаемых процессов и явлений.

Проблема

Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже  в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Дети самостоятельно пытаются экспериментировать, а в итоге травмы, нарушение правил безопасности и т.п.

Мы решили, что необходимо научить и помочь ребятам в познании мира, а для этого нужно:

  • Создать условия для экспериментальной деятельности;
  • Научить безопасным экспериментам;
  • Созидать, а не разрушать;
  • Учить наблюдать за явлением и делать умозаключения;
  • Ответственно относиться к опытам.

Все это необходимо для детской безопасности, особенно это касается экспериментирования с использованием приборов (оборудования, инструментов и т.д.).

Цель проекта:   Создание условий для детского экспериментирования.

Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска, согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.

Гипотеза проекта

Разработанная и реализованная программа проекта, достигнет положительного результата если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах детского экспериментирования, то можно добиться интереса к данному виду деятельности.

Задачи проекта:

  1. Знакомить и расширять представления детей о свойствах воды  (жидкое, газообразное, твердое, сыпучее и т.д.);
  2. Учить детей самостоятельно делать предположения, выводы, обобщения.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  4. Развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;
  5. Воспитывать настойчивость в выполнения задания, доведения эксперимента до конца;
  6. Развивать творческие способности родителей и детей в совместной экспериментальной деятельности;

Предполагаемые результаты

        1. Дети имеют представления о свойствах воды;

        2. Самостоятельно могут делать элементарные выводы и обобщения;

        3. Соблюдают технику безопасности при экспериментировании;

        4. Интересуются явлениями окружающего мира;

        5. Умеют доводить начатое экспериментирование до конца;

        6. Родители заинтересованы,  проявляют творческие способности в экспериментальной деятельности;

Ресурсы

1.Нормативная база: Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, УСТАВ ДО, СанПиНы 2.4.1.2660-10, Программа воспитания и обучения в детском саду (разработанная МБДОУ детским садом №8 «Тополек»).

2. Методическая база:

  • Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]: методические рекомендации/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 140 с.  
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 -7 лет. М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

3. Кадровое обеспечение:      

   -заведующая;

   -старший воспитатель;

   - воспитатели;

4. Целевая группа проекта:

Проект адресован старшей группе (5-6лет), в проекте участвует 12 человек, из них 5 мальчиков и 7 девочек. Представлять проект будет Медведев Демид (5 лет), на Муниципальном конкурсе защиты проектов «Юные исследователи» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций Топкинского муниципального района.

5. Дополнительные ресурсы: наборы для детского экспериментирования ( емкости, краски, бусинки, ленты, блестки, бисер, нитки, резиновые груши), клеенки, папки передвижки, столы, стулья, школьная доска, папка скоросшиватель, самоклеющаяся пленка.

6. Технические ресурсы:  Фотоаппарат, экран, компьютер, проектор.

7. Информационные ресурсы:

- информационная страница на сайте;

- информация в СМИ;

8. Мультимедийные ресурсы:  презентации, выполненные педагогами и специалистами МДОУ 

Риски проекта

В ходе нашего проекта мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Риск

Мероприятия по недопущению

рыночные – дефицит финансовых средств;

  • Интернет – ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение;
  • Помощь со стороны родителей;
  • Помощь администрации детского сада;

организационные – стереотипы общественного сознания;

  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги способны внедрению инноваций.
  • Семьи и дети получат своевременную помощь по данному вопросу.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.

Непредвиденные обстоятельства

  • Четкий план работы, график.
  • Система стимулирования участников проекта.
  • Изучения опыта других ДОО по данной теме.

Тип проекта:

Исследовательский, открытый, групповой, краткосрочный, декабрь 2018 года.

Участники проекта:

Педагоги МБДОУ детский сад №8 «Тополек», воспитанники и их родители, заведующий МБДОУ, старший воспитатель.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.

        Работа над проектом состоит из 3-х этапов: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Этапы проведения проекта

№п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения и время

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

1

1

Сбор и анализ литературы по данной теме.

03.12.2018

18 ч 00мин

Подобрать необходимую литературу, провести ее анализ.

воспитатели

воспитатели

22

Диагностика детей по данной теме.

Анкетирование родителей.

04.12.2018

16 ч 00мин

И

18ч. 00мин

Выявить запросы детей, мотивацию, индивидуальные  потребности. Анкета.

Воспитатели, дети, родители.

Старший воспитатель

Разработка проекта

33

Совещание со специалистами

05.12.2018

13 ч 00мин

Анализ результатов анкетирования.

Воспитатели, Старший воспитатель

Заведующий ДОУ

44

Составление плана работы

06.12.2018

18 ч 00мин

Внедрение проекта.

Воспитатели, Старший воспитатель

Старший воспитатель

55

 Консультация для родителей

«Детское экспериментирование»

07.12.2018

18 ч 00 мин

Дать знания родителям о детском экспериментировании

Родители, воспитатель.

Воспитатель

66

Разработка содержания проекта «Моя игрушка»

10.12.2018

18 ч 00 мин

Распечатка проекта, подготовка к его реализации.

Воспитатели, старший воспитатель

Старший воспитатель

ОСНОВНОЙ ЭТАП

8

7

Беседа «Опасные предметы»

(К. Ю. Белая  стр. 11)

11.12.2018

16 ч 00 мин

Формирование у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах при экспериментальной деятельности.

Дети

Воспитатели.

воспитатели

8

Лед – вода

Занятие (Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 18)

12.12.2018

16 ч 00 мин

Занятие о представлений плавании льда, превращения льда в воду. о зиме и лете.  

Воспитатели, дети

воспитатели

9

Наблюдение

«Замораживаем воду»

(С. Н. Николаева

Стр. 69)

13.12.2018

16 ч 00 мин

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние- превращается в твердый лед (а не снег)

Дети, воспитатели.

воспитатель

10

Игра «Царство льда, воды и пара»

(Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 51)

14.12.2018

16 ч 00 мин

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды

Дети, воспитатели.

воспитатель

11

Опыты по изучению свойств воды

№1 «Прозрачность воды»

(Дмитриева Е.А. стр33)

17.12.2018

16 ч 00 мин

Познакомить с прозрачностью воды как свойством

Дети, воспитатель.

воспитатель

12

№ 2 «Пар тоже вода»

(Дмитриева Е.А. стр34)

18.12.2018

16 ч 00 мин

Показать детям еще одно агрегатное состояние воды

Дети, воспитатель.

воспитатель

13

№ 3 «Вода жидкая и текучая»

(Дмитриева Е.А. стр34)

19.12. 2018

16 ч 00мин

Познакомить со свойством воды – текучестью.

Дети, воспитатель

воспитатель

14

№4 «Вода не имеет формы»

(Дмитриева Е.А. стр34)

20.12.2018

16 ч 00 мин

Показать детям отсутствие формы у воды

Дети,

воспитатель

воспитатель

15

№5 «Превращение в воду»

(Дмитриева Е.А. стр37)

21.12.2018

16 ч 00 мин

Показать детям превращение снега в воду

Дети,

воспитатели

Воспитатели

16

Беседа «Морозко»

(Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов стр. 20)

24.12.2018

16 ч 00 мин

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

Дети, воспитатели

Воспитатели

17

Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

24.12.2018

18 ч 00 мин

Показать родителям степень значимости экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Родители

воспитатели

Стар.

Воспитатель, воспитатель

18

№6 «Свойство воды, снега, льда»

(Дмитриева Е.А. стр37)

25.12.2018

16 ч 00 мин

Сравнить свойства воды, снега, льда.

Дети

Воспитатели

воспитатель

Заключительный этап

19

Подготовка к заморозке украшений из воды

26.12.2018

16 ч 00 мин

Показать детям способы украшения воды для дальнейшей заморозке. Добавив в воду краску, блестки, бусинки, бисер и др.

Дети, воспитатели

воспитатели

20

Подготовка доклада по проекту и создание презентацию «Можно ли из воды сделать украшение?»

26.12.2018

18 ч 00 мин

Сделать анализ проделанной работы с детьми, обобщить полученный опыт. Создать презентацию и доклад. Сделать вывод.

воспитатель

Воспитатели,

Старший

воспитатель

21

Украшение елочки на участке д/с.

27.12.2018

10 ч 00 мин

Проведение итогов

Показать детям как можно украсить елочку красивыми цветными льдинками.

Воспитатели, старший воспитатель,

дети

Старший воспитатель, заведующий ДОУ

Контрольно – оценочный блок

Во время реализации и участия детей мы можем сказать о том, что – дети с интересом стали экспериментировать. Появилось стабильное желание взаимодействовать в игре с другими детьми как партнером. Дети с удовольствием задают вопросы у других детей и взрослых.  Развились познавательные способности в деятельности. Дети стали любознательными и активными. Со стороны родителей появилось желание, помогать детям, отвечать на вопросы, для благополучия детей, проявлять заботу и внимание.

Продукт проектной деятельности

Украшенная елочка разноцветными льдинками, созданная руками детей.

Презентация проекта

Представление доклада по проекту на конкурсе.  

Продолжение проекта:

Мы считаем, что работу по теме «Можно ли из воды сделать украшение?» можно продолжать, если устроить конкурс «Самое оригинальное украшение из-за льда».

Список литературы:

  1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников Для занятий с детьми 2 – 7 лет. [Текст]: Метод. Пособие/ К. Ю. Белая – М. : Мозайка – Синтез, 2016. – 64 с.
  2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]: методические рекомендации/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 140 с.  
  3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дош. Учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательтво Мозайка – синтез, 2008. – 112 с.
  4. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А.  Детское экспериментирование, Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: [Текст]: Метод. пособие/ Е. А. Дмитриева, О. Ю.Зайцева, С. А.   Калиниченко – М.: Т Ц Сфера, 2018. – 128 с.
  5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
  6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада [Текст]: Метод. Пособие/  С. Н. Николаева – М. : Мозайка – Синтез, 2016. – 192с.
  7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: методическое пособие /С. Н. Николаева-М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
  8. Словарь – справочник по педагогике [Текст] / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М.; ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  9. Толковый словарь Ожегова С.И. 2008. – 2009. - http://slovarozhegova.ru \\ view_search.php

Приложение 1

Доклад

Исследовательская работа «Можно ли из воды сделать украшение?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю вам работу Медведева Демида, который поставил вопрос, а можно ли из воды сделать украшение?

РЕБЕНОК: В нашей группе мы украшали окна, потолки, двери к Новому году. Мы научились мастерить украшения из бумаги, картона и других материалов. Мне стало интересно, а можно придумать украшение из воды? Поэтому я спросил :- «Можно ли из воды сделать украшения?».

Интересно: если воду заморозить получаться украшения?

Была определена цель: изучить способы украшения водой.

Были поставлены задачи:

1. Изучить свойства воды.

2. Подготовить необходимый материал для опыта.

3. Подготовить доклад.

В своей работе я решил:

1. «Подумать самостоятельно»

2. «Узнать у другого человека»

3. «Сделать украшения из воды»

Мое исследование состояло из нескольких частей. Первое  я изучил свойства воды и определил, что в парообразном и жидком состоянии вода не подходит для создания украшения, а в твердом – лед, в помещении вода тает.  Тогда было решено создать украшения из-за льда и  украсить им на улице ёлочку.

Дальше  мною было выбран цвет, в который покрасить воду, а так же для красоты я добавил блестки и фантики, бусинки,  веревочки и ленточки. После того как все залили в формы и дали замерзнуть. Получились красивые украшения, которые повесили на ёлочку.

        

После я сделал следующие выводы:

Воду можно  покрасить, для яркого цвета,  можно добавить блестки и ленты, а потом заморозить. Получаются очень красивые украшения для улицы, потому - что в помещении такие украшения тают.

Я узнал, что из воды можно сделать украшения и по вешать их на ёлку, но только на улице. Они будут особенными и самыми красивыми, потому что сделаны своими руками.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Можно ли из воды сделать украшение?» Исследователь: Медведев Демид 5 лет МБДОУ д \с №8 «Тополёк» Воспитатели: Зуева И.Н. Смагина О.А.

Слайд 3

Цель: создание украшения из воды.

Слайд 7

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?

Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог....

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

Конспект занятия для подготовительной группы «Можно ли принести воду в решете»

Образовательная область: Познавательное развитие.Форма организации: групповая (подгруппа воспитанников)Цель: знакомство воспитанников с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообра...

Конспект занятия для подготовительной группы «Можно ли принести воду в решете»

Образовательная область: Познавательное развитие.Форма организации: групповая (подгруппа воспитанников)Цель: знакомство воспитанников с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообра...

Экспериментальная работа «Можно в решете воду носить!»

Исследовательский проект. Где дети опытным путём выясняют, что помогает носить воду в решете....