Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в старшей группе "Моя семья. Генеологическое древо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия в старшей группе "Моя семья" | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого занятия по духовно – нравственному воспитанию
На тему: «Моя семья. Генеологическое древо»
в старшей группе
Воспитатель МДОУ№49
Рябова Г.П.
высшая категория
2019г
Цель: расширение представлений детей о семье.
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свое отчество.
Закрепить знания детей о членах семьи.
Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
Формировать представление о генеалогическом древе.
Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям– членам семьи, желание заботиться о них, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная.
Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо ,мяч, изображение дерева, листочки на каждого ребенка
Ход нод.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня в группе гости .
Давайте всем пожелаем доброго утра!
«Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро тебе и мне! Доброе утро всем на земле!»
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Как вы думаете от кого оно. Так, от домовенка Кузи.
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие, ребята!
Посылаю вам задания и игры на тему о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.»
Ваш домовенок Кузя.
Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. На слайде изображение «7я». (слайд 2)
Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье.
Воспитатель:
Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)
- Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья? (ответы детей) (слайд 3)
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Воспитатель:
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, ребенок.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Воспитатель: если приглядеться внимательнее к своим родным, то можно увидеть, что все чем то похожи друг на друга. Чем могут быть похожи члены семьи? (Ответы детей) Правильно, своей внешностью , походкой, чертами характера. Отличием каждой семьи является это схожесть членов семьи. Послушайте Вову:
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у мамы,
Улыбка солнечная –папы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?
Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.
Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.
Дети читают стихи о семье
- Каждому слово «семья» родное
В этом слове много тепла
Оно словно солнце большое,
Полно надежд и добра. (Дарина)
- Семья – это радость, тепло и уют
Семья - это дом, где тебя всегда ждут. (Маша)
- Если мир и дружба в семье,
Вами будут гордиться все. (Алиса)
- Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я-
Вместе дружная семья! (Ксюша)
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною Дети выполняют движения по тексту.
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
Дидактическая игра «Родственники».
Воспитатель:
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель:
С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». (слайд4 )
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) , где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. (слайд5)
Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.
В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа.
У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.
А сейчас Вова и Маша познакомят вас со своими генеологическими древами, которые составили их мамы. (Рассказы детей)
Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
(Дети вспоминают, и произносят пословицы и поговорки о семье:) (слайд6)
- Согласную семью и горе не берёт.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- В своем доме и стены помогают.
- Не нужен и клад, коли в семье лад.
- Согласная семья - самая счастливая.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Мой дом - моя крепость.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Прослушивание песни «Моя семья»
Семья – это счастье, любовь и удача. (слайд7)
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: - Ребята, Кузя приготовил для вас дерево. (слайд8) Оно стоит голое, не очень красивое. Кузя предлагает вам превратить его в семейное дерево, украшенное листьями. где каждый листочек– будет качеством или чувством, которое вы хотели бы видеть в каждом члене семьи, для того, чтобы семья была надежная, крепкая и дружная (дети украшают дерево листочками и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, дружба, бережливость, достаток, щедрость , преданность, доверие, сотрудничество, здоровье, красота , нежность ,трудолюбие , внимание , мудрость , смелость и т. п.).
- Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе - это семья! (слайд8)
Воспитатель. Ребята , мы с вами выполнили все задания Кузи. Вы молодцы! А когда вы вырастите, у каждого из вас будет своя семья. И мне бы хотелось, чтобы это была семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением. (слайд9)
1 задание –«Отгадайте ребус»
2 задание- Игра «Назови свое отчество»
3 задание- «Прочитайте стихи о семье»
4 задание- Игра «Родственники»
5 задание- Вспомните пословицы о семье»
6 задание- Послушайте песню «Моя семья»
7 задание- «Украсьте дерево»
Дорогие, ребята!
Посылаю вам задания и игры на тему о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.
Ваш домовенок Кузя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Родословное древо семьи».
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать свое место в семье. Дать детям представление о православных родительских субботах, их значении и смысле. Воспит...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...
Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию. Тема: «Моя дружная семья».
Способствовать формированию нравственно – патриотической культуры детей, уважительного отношения к родителям, к семье и семейным традициям....
Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»
Материал этого занятия поможет воспитывать в детях любовь, заботливое отношение и сопереживание к членам своей семьи, вызвать желание узнать больше о своем роде и предках, обогащать и акти...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....