Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации.
презентация
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197»
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации.
К сожалению, сложившиеся в дошкольном образования условия, не позволяют предварительно начать работу с семьями воспитанников. Нет возможности педагогам вести предварительную (подготовительную) работу по выстраиванию системы взаимодействия с семьями на дошкольном этапе, то есть до того, как ребенок пришел в детский сад.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Задачи взаимодействия, поставленные нами вы видите на экране
-Создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.
- Способствовать сплочению коллектива родителей, педагогов и детей посредством совместной деятельности;
- Устанавливать доверительные партнерские отношения с родителями;
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Адаптация - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям..
Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. Однако всестороннее развитие часто замедляется в период адаптации ребенка к детскому саду, именно по той причине, что подходы к воспитанию ребенка в семье и в детском саду оказываются различными. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, характерные для периода адаптации, оказывают тормозящее воздействие на процесс развития малыша. Поэтому на первый план в период подготовки и адаптации ребенка к детскому саду выдвигается задача обеспечения такого уровня взаимодействия с семьями воспитанников, которое позволит ребенку не только безболезненно адаптироваться к новым условиям, но и активизирует процесс его всестороннего развития.
Необходимым условием успешного развития и воспитания для малыша является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов в воспитании ребенка в семье и детском саду через организацию системы активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Этапы адаптации. Мы определили, три основных этапа адаптации и основные направления работы с семьей.
I этап – подготовительный. «Давайте познакомимся» Таблица с формами и темами.
В первый день посещения группы мы предлагаем родителям подготовленные для них красочные брошюры: «Мы рады видеть вас в нашем детском саду» с советами педагога-психолога.
Мы знакомимся c родителями, проводим беседы, анкетирование, разрабатываем опросные листы и т.д., собирается социальный паспорт группы, изучаются интересы семей. Проводятся индивидуальные консультации с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Цель индивидуальной консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и квалифицированный педагогический совет.
Цель опросника:
воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
Регулярно проводятся беседы с родителями. Беседы с родителями необходимы, чтобы понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Педагогическая беседа одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность и ценность – интерактивное общение и воспитателя и родителей.
Необходимой формой сбора информации является анкетирование. Варианты анкет мы разрабатываем сами совместно с педагогом-психологом.
Цель анкетирования:
Анкетирование дает важную информацию по интересующим воспитателя (психолога, логопеда и других специалистов) вопросам, проанализировав которую, педагоги планируют работу по организации учебно-воспитательной деятельности.
Первичное анкетирование родителей показало нам, что не все готовы к сотрудничеству и доверительности – 41%.
Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок: 56% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
- родители, готовые переложить ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ – 93%;
- большинство родителей хоть и настроены позитивно и демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени) – 74%;
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов – 91%.
- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
- научиться определять способности детей – 21%;
ВЫВОД: Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы взаимодействия с родителями.
Итогом опросов, сбора информации, заполнения бланков, анкетирования и анализа полученной информации, составляется социальный паспорт семьи.
Второй этап адаптации - ОСНОВНОЙ
Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Наглядно-информационные методы способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Обратите внимание на разработанные нами информационные листы, которые мы заполняем в течение дня на некоторых воспитанников по разным направлениям развития.
Наглядно-информационные формы организации общения решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в стенах дошкольного учреждения пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Очень интересно для родителей было выполнить первое творческое задание, тем более, что оно подразумевало совместное с ребенком общее дело. Созданные домики «Моя семья» вместили всех любимых ребенком членов семьи, и каждый ребенок, заскучав, мог теперь взять свой домик и побыть наедине с «родными».
Некоторые родители так заинтересовались совместным творчеством и позиционированием своей семьи, что сразу предложили создать и альбомы интересов своей семьи. Все работы на время адаптационного периода были помещены в доступное для ребенка место.
И вот пришло время первого родительского собрания. Самую главную цель, которую мы ставили перед собой, это установить теплые неформальные и более доверительные отношения между воспитателями и родителями.
Первое родительское собрание мы провели в игровой форме, которая помогла нам активизировать внимание уставших после работы родителей, создать особый доброжелательный настрой на объединение родителей в единое целое. Ведь благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.
При проведении родительского собрания мы продемонстрировали маленькие видеоролики с режимных моментов, что позволило родителям взглянуть на жизнь детского сада взглядом изнутри, был показан и фоторепортаж «Один день из жизни группы. После первого же собрания, мы заметили, что родители стали более внимательно прислушиваются к нашим советам, и мы сделали вывод, что возросло доверие к дошкольному учреждению.
Наши малыши уже полгода посещают наш детский сад. Впереди много досуговых форм взаимодействия: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, конкурсах, акции. Но уже проведен День театра в ДОУ. Посмотрите, как активны родители и счастливы дети в нашей группе.
III этап адаптации – заключительный. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон. Если ребенок спокойно спит в детском саду, можно считать, что период адаптации благополучно завершен.
Для подведения итогов работы с родителями в заключительный период адаптации было проведено анкетирование родителей по варианту анкеты 1 этапа.
Вторичное анкетирование родителей показало нам, что количество семей готовых к сотрудничеству и доверительности увеличилось – с 41%. до 82%
Авторитет воспитателя в вопросах воспитания вырос: с 56% до 79% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
- родителей, готовых переложить ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ уменьшилось – с 93% до 59%
- большинство родителей настроенных позитивно и готовых сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени) увеличилось было 74% до 81%
- количество семей, в которых отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов уменьшилось – с 91%. До 71%
- получить максимально полную информацию о своем ребенке возросло на 93 % было 68% опрошенных;
- научиться определять способности детей – 21%; возросло 85%
Полученные результаты отразили, что работа с семьями воспитанников шла в правильном направлении.
Вывод общий: Доброжелательность. Правильно выбранный тон общения. Сотрудничество, а не наставничество.
Подводя итоги выступления, хотелось напомнить основные принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй: Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в любых педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ в каждом воспитаннике. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной.
Благодарим за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации
Взаимодествие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников для создания благоприятного психологического климата....
План самообразования "Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников по системе Н.М. Метеновой....
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации
Младший возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие....