Вовлечение дошкольников в процесс ознакомления с ИКТ
статья

Евсюкова Марина Николаевна

«Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать» - говорил  В.А.Сухомлинский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_word.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение дошкольников в процесс ознакомления с ИКТ

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным, открывает новые возможности дошкольного образования.

В современном мире информационных технологий -  компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

В распоряжении педагогов ДОУ представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду.

 ИКТ расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
У педагога, владеющего ИКТ, появляется возможность участия в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, все это повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения.

На сегодняшний день существует много различных технологий и приемов для создания и подержания познавательного интереса дошкольника. Но, нельзя отрицать тот факт, что сегодня ничто не может так заинтересовать ребёнка – как компьютер и использование информационных  технологий. Использование ИКТ на занятиях, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации воспитанников. ИКТ позволяет сделать процесс образования более индивидуализированным. Ребёнок, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Воспитаннику при этой работе не так страшно ошибиться. Во-первых, есть возможность исправиться, во-вторых, о допущенной ошибке знают только воспитатель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным.

«Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать» - говорил Сухомлинский. Использование ИКТ полностью соответствует этим требованиям.

 Я использую ИКТ в своей работе: при реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ включаю в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, логики ,воображения. Например: «На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Что пропало?» и др.

В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, 

развивающих игр и упражнений для детей, веселая зарядки, физминутки…

Детям всё труднее угодить, то, что вызывало у них восторг ещё год назад - сегодня воспринимается спокойно и без особого интереса.

Поэтому я в постоянном поиске чего-то нового и увлекательного. Стараюсь находить и создавать интересные презентации и видеоролики. Сейчас мы вместе осваиваем работу на интерактивной доске.

При подготовке презентации я учитываю интересы детей на сегодняшний день. Например, при изучении  диких животных мы с ребятами помогали Лунтику выбраться из леса и т.п.

Презентации и видеоролики – это ещё не всё чем я пользуюсь для вовлечения детей в образовательную деятельность. Я активно использую аудиоаппаратуру - DVD, CD диски, магнитофон. Например, познавательные видеофильмы «Веселая азбука», «Уроки тетушки Совы», имитации голосов птиц и зверей, шум моря, музыку для релаксации и др. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности. С помощью презентаций обычную историю или сказку можно сделать интересной и занимательной.

Спрашивая детей после таких занятий: «Чем мы сегодня занимались?» они дружно отвечают: «Играли». В игре дети не замечают образовательного процесса. А это показатель успешного применения ИКТ в условиях реализации ФГОС.

Повышение мотивации и познавательной активности детей достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: ответишь правильно на вопросы - откроешь картинку, вставишь все фигуры - продвинешь ближе к цели сказочного героя.

Поэтому считаю, что внедрение информационных технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения: 
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; 
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

В работе с детьми  используются новейшие педагогические технологии. Работаем по программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, используем в образовательном процессе парциальные  программы:...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...