Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
проект (старшая группа)

Харальцова Марина Анатольевна

Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью нравственно-патриотического развития личности ребенка, когда его восприятие открыто к формированию нравственно-патриотических ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №165

г. Нижний Новгород.

«ПРОЕКТ "Я И МОЁ ИМЯ».

Вид проекта: Познавательно - игровой - творческий.

Продолжительность: средней продолжительности (1месяц)

Участники проекта.

Дети старшей группы, педагоги группы, родители.

                            Автор проекта: Харальцова М.А.

Цель проекта.                            

Воспитание толерантности к людям с необычными (редкими) именами. Формировать у детей понятие «моё имя».

Задачи проекта.

1. Формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам в группе. Приобщать к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познакомить детей с традициями некоторых семей.

2. Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён и имён их сверстников.

3. Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности: составлять словесный портрет, оценивать своё поведение, уметь рассказать о значении своего имени.

4. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми: задавать вопросы, проявлять инициативу.

5. Приобщать детей к словесному искусству: через чтение произведений С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, а так же сказок,  стихов про имена детей.

6. Развитие продуктивной деятельности детей ( рисование своего портрета.)

7. Развитие творчества: изготовление совместно с родителями  «Паспорта имени ребёнка».

Продукты проекта.

- «Паспорт имени ребёнка», организация выставки.

- Художественное творчество, рисование своего портрета «Посмотрите, какой я».  

Проблема.

В  нашу группу начали приходить дети со странными именами: Артемий, Василиса, Макар. И перейдя, в старшую группу к нам пришли дети с другими именами Глеб и Рада.  Дети на имена  отреагировали по-разному: смеялись, рифмовали, обзывались. В результате у детей  возникли проблемы в адаптации и социализации в детском коллективе.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны.   Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап

Выявление проблемы.

1. Проведена беседа   с детьми, где  выяснилось, что им просто непонятны эти имена, они кажутся странными и смешными.

2. Обсудили  с детьми возникшие вопросы.

3. Подведение детей к проблемной ситуации.

4. Определение задач проекта.

- Воспитывать у детей чувство гордости за своё имя.

- Расширять знания детей об именах людей. - Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Выявить, как родители выбирали имена своим детям.

Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.

1.В ходе беседы дети вместе с воспитателем решили расширить свои знания об именах, их значении, причинах, почему родители их назвали именно такими именами.

2. Выяснилось, что дети не знают,   что означают их имена, почему их так назвали, некоторые не знают своих полных имён.

3. Внесение детьми предложений по реализации проекта.

Второй этап

Организация работы над проектом.

1. Организуется  работа над проектом (поэтапное  направление деятельности  детей и родителей на поиск решений поставленной проблемы).

Проведена беседа с детьми о том, где можно найти информацию.

2. Для работы над проектом привлекаются  родители.

1. Дети предлагают пути сбора информации о своих именах: поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете; спросить у родителей; спросить у бабушек и дедушек; попросить помощи у воспитателей.

2. Предлагаю детям спросить у родителей о том, почему, в честь кого назвали так ребёнка.

Третий этап.

Практическая деятельность по решению проблемы. 

1.Активизация детей в игровых ситуациях

2. Чтение художественной литературы.

3. Беседы.

4. Непосредственно организованная образовательная деятельность.

5. Практическая деятельность детей совместно с родителями.

6. Взаимодействие с родителями. Подбираю фотографии людей  с необычными именами, оформляю выставку.

Дидактические игры и упражнения:  «Назови по имени ласково»; «Здравствуйте, я пришёл!» (ребёнок открывает каждое утро окошко  со своей фотографией, и размещает смайлик); «Моё имя растёт», «Угадай кто позвал», «Угадай про кого расскажу» (по описанию внешнего вида или черт характера, поступков, характерных ребёнку)

Подвижные игры: «Я знаю пять имён мальчиков…», «Я садовником родился…»

 Чтение сказок: «Айога», «Алёнушка и братец Иванушка»…..

Чтение стихов об именах детей в группе: Татьяна, Рада, Артемий и т.д.

Чтение произведений, где встречаются имена детей: Н.Н.Носов «Мишкина каша», «Витя Малеев в школе и дома»; С.В.Михалков «Андрюшка», «Как у нашей Любы», «Бедный Костя», «Стойкий Андрей», «Одна рифма»; А.Л.Барто «Как Вовка взрослым стал».

Беседы: «Какие имена вы знаете», «Как зовут сотрудников детского сада», «Значение моего имени», «Каких великих людей вы знаете, какие имена они носят», «Хотите ли вы прославить своё имя? Что для этого нужно сделать?»

Художественное творчество. Рисование.    «Посмотрите, какой я».    

 Оформление «Паспорта имени ребёнка». Где указать: почему родители дали именно это имя, значение имени, уменьшительно-ласкательные производные, фотографию и другую интересную информацию.

Организуется встреча с  родителями,  где они делятся своим рассказом о  редком имени ребенка.

Четвертый этап

Презентация проекта.

1. Организация деятельности детей по подготовке презентации (оказание помощи детям).

2. Проведение презентации проекта, формулирование вывода о решении проблемы.

1. Оформление выставок:                - портретов «Посмотрите, какой я»;

- «Паспортов имён детей»;

2. Дети проводят экскурсию по выставке, рассказывают гостям о значении своих имён, об истории своей семьи.

Выводы.

- Наладился микроклимат в группе, сложились добрые доверительные взаимоотношения.

- Дети гордятся своими именами, научились их правильно писать, грамотно произносят имена сверстников.

- Познакомились с многообразием имён  и их значением.

- Познакомились с деятельностью великих людей, с такими же именами, как у детей. Узнали о значении интересного слова «тёзка».

- Активизировались взаимоотношения родителей и детей.  

- Организованы выставки самостоятельных работ детей и работ, приготовленных с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»

Создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей....

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

Нравственно-патриотическое воспитание начинается с любви к семье, родителям,родной улице и детскому саду. Для формирования чувства патриотизма важно познакомить ребёнка с понятиями семья, родной город...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....