Консультация для педагогов Тема: «Способы разработки проектов с участием родителей»
консультация
Консультация для педагогов Тема: «Способы разработки проектов с участием родителей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razrabotki_proektov_s_uchastiem_roditeley.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Способы разработки проектов с участием родителей»
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»
. В.А.Сухомлинский
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.
Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.
В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т.д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.
Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.
В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.
Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе. Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. В начале работы над проектом на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Как звери нашего края готовятся к зиме?», чтобы узнать как можно больше об особенностях жизни животных, их повадках, способах подготовки к зиме. Для этого у нас в группе есть картинки с изображением некоторых животных нашего края, сборник стихов по данной теме. Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о жизни животных в период подготовки к зиме и способах зимовки:
- энциклопедии с информацией по теме;
- произведения художественной литературы;
- картинки из журналов или Интернета;
- настольные игры и раскраски по теме;
- информация о том, как разные звери готовятся к зиме;
- мультипликационные фильмы по теме;
- помощь в организации экскурсии в краеведческий музей и т.д.
Мы очень на вас надеемся!
Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.
Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может успешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
Цель и задачи в подготовке к детско-родительским проектам:
Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.
Задачи:
- Для детей
— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;
— развивать самопознание и положительную самооценку.
- Для педагога
— подбор соответствующего методического обеспечения по теме;
— организация просвещение родителей с целью повышения их психолого- педагогической культуры;
— привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности.
- Для родителей
— повысить уровень психолого-педагогической культуры;
— повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Прогнозируемый результат
- Дети:
— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;
— проявляют инициативу в поисковой деятельности;
— положительно оценивают свои возможности.
- Педагог:
— повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;
— разработка серии проектов для детей;
— пополнение развивающей среды в группе.
- Родители:
— повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
Примерные темы для создания проектов :
- В старшей группе «Где найти здоровье?».
Цель проекта: Прививать культуру здорового образа жизни. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.
Роль родителей в реализации проекта
Изготовление: макета «Пословицы и поговорки о здоровье», карточек «Правильное питание», ширмы «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»; выпуск газет «Моя дружная спортивная семья»; Изготовление оформления и атрибутов для театрализованных представлений.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки и творческие поделки детей; макет солнца «Здоровья»; альбом «Виды спорта»; плакаты «Мой режим дня», «Чистота-залог здоровья!»; выставка «Средства личной гигиены». Совместное участие родителей и детей в играх «Угадай по запаху», «Определи на вкус»; презентации проекта: театрализованной сценке «Витамины».
- В подготовительной группе «Я — человек».
Цель: Обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности.
Участие родителей в проекте.
Помощь детям в подготовке к проекту, изготовление наглядно-дидактических пособий из бросового материала «Органы человека», оформление папки «Я — человек!»; изготовление анатомического фартука.
Продукт проектной деятельности. Папка «Я — человек!». Выставка поделок и рисунков из разных материалов » Познай себя » (совместное творчество). Анатомический фартук с изображением внутренних органов. Выставка «Мир открытий» (обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектом).
- Во второй младшей группе «Покормите птиц зимой».
Цель проекта: Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах в нашей местности.
Совместная деятельность родителей и детей в ходе реализации проекта.
Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала); сбор корма для птиц «Кто, что любит?»; выставка «Берегите птиц» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов); акция «Покормим птиц вместе с детьми». Завершение проекта была презентация с участием родителей «Покормите птиц зимой».
- В средней группе «Что у бабушки на огороде растёт?»
Цель проекта: обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Роль родителей в реализации проекта:
Домашнее задание сделать фотографии в летний и осенний период на тему «Что у бабушки на огороде растёт?» Оформление альбомов. Изготовление атрибутов для проекта. Активное участие в презентации проекта «Что у бабушки на огороде растёт?»
Продукт проектной деятельности: альбом «Овощные загадки», просмотр фото на мультимедийном оборудовании «Что у бабушки на огороде растёт?» (фотографии детей летом и осенью на огороде у бабушки), выставка поделок и рисунков «Чудеса с огорода».
- В средней группе «Красивая улыбка — здоровые зубы!»
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.
Роль родителей в реализации проекта:
Помощь детям в подготовке к проекту, сбор информации по теме. Изготовление атрибутов для проекта. Индивидуальная презентация «правила ухода за зубами». Активное участие в презентации проекта «Красивая улыбка — здоровые зубы!»
Продукт проектной деятельности: Альбом загадок, стихов, пословиц и поговорок о зубах; фотоальбом «Мы чистим зубы» (детские фотографии); коллективный коллаж «Здоровая улыбка»; выставка детских рисунков и поделок; групповая презентация в слайдах «Красивая улыбка — здоровые зубы!»
- В старшей группе «Правила безопасности»
Цель проекта. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в опасных ситуаций.
Роль родителей в реализации проекта:
Помощь детям в подготовке к проекту, помощь детям в создании индивидуальных компьютерных презентаций в слайдах, участие в итоговом мероприятии «Правила безопасности».
Продуктами проектной деятельности являются:
выставки детских работ; игрушечный транспорт различного функционального назначения; индивидуальные компьютерные презентации детей в слайдах «Правила безопасности на дороге», «Один дома», «Безопасность на природе», «Осторожно — огонь!», «Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций»
Реализация проектов осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды и тесном взаимодействии с родителями.
Оригинальность детско – родительских проектов заключается в том, родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, готовит костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении, оказывает помощь в составлении индивидуальных презентаций. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных мероприятиях помогает межличностному общению и взаимопониманию.
Положительное влияние проектной деятельности:
Родители:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями.
- Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Создание не только внутрисемейной, но и межсемейной дружеской атмосферы.
- Повысился рост посещаемости родителями мероприятий проводимых в ДОУ.
- Сформировалось положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Дети:
- Расширение знаний детей об окружающем мире;
- Развитие общих способностей детей — познавательные, коммуникативные, творческие, регуляторные;
- Приобретение необходимых социальных навыков;
- Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной;
- Повышение личностного роста дошкольников, который выразился в
стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Педагог:
- Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение;
- Ежедневный творческий и личностный рост.
Эффективное использование данной образовательной технологии приведёт к отчетливым позитивным изменениям в мировоззрении родителей, проявлению искреннего интереса к жизни детского сада, Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Способы разработки проектов»
Мастер-классна тему: «Способы разработки проектов»...
Методическая разработка: Проект с участием детей и родителей.(для детей старшего дошкольного возраста) "В гости сказки к нам пришли"
Необходимые условия для реализации проекта:- заинтересованность родителей и детей;- методические разработки.Актуальность данного проекта.Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотно...
Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.Способы разработки проектов.
18 мая 2017 года вместе с коллегами приняла участие в мероприятии ГБОУ ГМЦ ДОгМ - круглый стол для методистов (старших воспитателей) "Новые технологии реализации ФГОС дошкольного образ...
Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ»
Данная разработка является разработкой сценария семинара для педагогов ДОУ, посвященного проблеме технологии проектирования. Содержание материала представлено информацией о способах составления ...
Мастер- класс «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17012314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Презентация "Способы разработки проектов"
Разработка проектов...
Способы разработки проектов в ДОУ (Выступление на РМО)
Способы разработки проектов в ДОУ (Выступление на РМО)...