«Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие педагогов и родителей
по познавательно-речевому развитию детей».
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
обедненный словарь;
часто неверная конструкция предложений;
неспособность связно и последовательно изложить события;
дефекты произношения;
сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Я стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
ухудшение состояния здоровья детей;
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Успех по вопросам познавательно-речевого развития детей зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:
объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты).
Мы на таких встречах с родителями имеем возможность наблюдать за работой воспитателей и ребенка, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом с воспитателями другой группы.
участие родителей в речевых традициях группы.
Эти игры вывешиваем в уголках для родителей или на папку передвижку. Консультируем родителей в какие игры можно поиграть дома с детьми.
«Я даю тебе словечко».
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.
«Мастерская букв».
Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв, лепят букву, рисуют).
Всем известно что большую роль в познавательно-речевом развитии отводится пальчиковым играм. Их мы выставляем на стенде для родителей.
^ Пальчиковый игротренинг.
Упражнения 1 комплекса
"Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
"Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
"Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
"Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
"Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали.
Упражнения 2 комплекса
"Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
"Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
"Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
"Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
Провожу консультации по проведению игры для подготовки артикуляционного аппарата.
Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
^ Соломинка и ворона. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
^ Волшебные флакончики. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.
^ Игры на развитие разговорной речи.
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи.
Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
^ Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щепайся.
Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня.
^ Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры.
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
^ Запомни буквы.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
^ Прятки с буквами.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
^ Игры со сказками.
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
Отгадай название сказки.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик…
Аленький… Золотой…
Бременские… Доктор…
^ Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").
^ Веселое азбуковедение.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
Игры с мячом.
«Скажи на наоборот»".
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
«Кто где живет».
«Кто как голос подает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"
«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития». Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста яв...
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...
Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»
Докладчик: Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...
Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам математического развития детей»
Проект«Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам математического развития детей»Цель:Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития и формировани...
Консультация для родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе - своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, д...