«Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников»
материал (старшая группа)

«Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников»

 

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

 

 

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

       Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это  с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

      За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста,  которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство-составная часть этого опыта, а  народное творчество-источник чистый и вечный, оно  идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития  личности является использование  народного искусства в работе с детьми.

     Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию   дошкольников за счёт максимального обогащения их личного опыта в  процессе  организации  деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

     Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников»

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

       Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

       Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это  с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

      За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста,  которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство-составная часть этого опыта, а  народное творчество-источник чистый и вечный, оно  идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития  личности является использование  народного искусства в работе с детьми.

     Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию   дошкольников за счёт максимального обогащения их личного опыта в  процессе  организации  деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.

     Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством.

     Условия реализации проекта:

­        интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

­        активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

­        использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

­         учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

­        использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

­        бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;

­        создание эстетически-развивающей среды.

    Выбранная нами тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

     Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует   воспитанию  и   развитию  творческой   активности   детей.

     Гипотеза. Предполагаем, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве и развития творческой активности детей.

     Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому мы перед собой поставили цель:

     Выявить влияние  декоративно – прикладного  искусства  на развитие творческой  активности детей.

     • Создать благоприятные условия для развития  творческих способностей дошкольников  посредством проведения  непосредственно организованной деятельности по  декоративно-прикладному  искусству

     • Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

     • Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта по  декоративно-прикладному  искусству.      

      В процессе реализации проекта по декоративно – прикладному искусству решались следующие задачи:

     Образовательные:

     • Познакомить детей с народными промыслами.

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, матрешкой.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

     Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь детей.

     Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к декоративно - прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

     Предполагаемый результат:

У детей появится:

•        интерес к истории и культуре нашего народа; умение ориентироваться в различных видах росписи;

•        умение составлять узоры по мотивам народных росписей;

•        научатся различать изделия разных народных промыслов;

•        они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

•        приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

     Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но мы должны дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве, развивая при этом интерес к истории  и культуре искусства, и поэтому  мы выбрали следующие направления в работе:

  • расширенное знакомство детей с изделиями

                        народных   художественных промыслов;

  • знакомство с элементами росписи;
  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

     Знакомство ребенка с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

     Для выявления уровня развития представлений о декоративно - прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Задание предлагалось в виде дидактической игры. Детей оценивали по 3-х бальной системе. Нами было выявлено, что дети обладают по всем показателям примерно одинаковым уровнем развитий представлений о декоративно-прикладном искусстве, что дало нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

     Для обеспечения теоретической базы использовали следующие программы, технологии и другие источники:

 1. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду, З.А.Богатеева., М.: Просвещение,1982 г.;

2. Детские подвижные игры народов СССР, Т. И. Осокина, Москва, Просвещение, 1988г.;

3. Источники Интернета.

4. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, З. А. Богатеева, М.: Просвещение, 1986 г.;

5. Мордовский народный костюм, Саранск, МКИ, 1990г.;

6. Народное искусство в воспитании детей, Т. С. Комарова, Москва, РПА,1997г.;

7. Особенности патриотического воспитания дошкольников, И. Казакова, «Обруч», №6, 2003г.;

8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, О. Л. Князева, С. П. б, Акцидент, 1997г.;

9. Комарова Т. С., Народное искусство в воспитании детей, Москва, РПА 1997г.

     Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, был разработан перспективный план по реализации проекта «Декоративно – прикладное искусство».

     Изготовили практический материал: разработали картотеку дидактических и развивающих игр; картотеки пальчиковых игр, подвижных игр и физминуток. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал. Были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. На занятия приходили в гости куклы в национальных одеждах.

     Знакомили детей с декоративно-прикладным искусством мы через разные виды деятельности: художественно-речевая, игровая, изобразительная, театрализованная. При этом использовали различные методы и приемы, которые обеспечивают осознание  дошкольниками необходимости усвоения нового материала и выполнения определенного задания. Например, на занятии «Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» использовали метод наглядности (показывали таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывали семантику каждого знака). После ознакомления со знаком воды предлагали детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков: «Как по-разному люди изображали влагу» (метод обследования), показывали различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривали, и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которыми украшены дымковские игрушки. При знакомстве с элементами национальных орнаментов рассматривали иллюстрации русских народных костюмов в книгах, обращали внимание детей на особенности вышивки одежды.

     Также занятия включали в себя использование художественного слова, например, при знакомстве со знаками народных орнаментов, использовали заклички, чтение стихотворений, чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк»,, П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», заучивание стихов, загадывание загадок. Диалог, коллективное обсуждение: «Какое настроение создают у тебя эти изделия? Если бы вы были мастерами, то, какое изделие изготовили бы и как его расписали?» Практический (групповое и индивидуальное выполнение задания) - роспись трафарета жостовского подноса, красивого теремка хохломским узором и др. Или как получить розовый цвет, нежно-голубой цвет - частично-поисковый.

     Разная организация занятий,  использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволило   нам помочь  попасть детям в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре. Мы считаем, что очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.  В процессе работы по данной теме мы пришли к выводу, что нельзя вести работу одними и теми же материалами, необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники исполнения изображения (украшали дымковского коня пальцами, рисовали элементы жостовской росписи крышками, палочками выводили полоски на филимоновских коровах).      

Применение компьютерных технологий позволило нам организовать обучение более интенсивно, качественно. Использование мультимедийных презентаций способствовало активно вовлекать детей в познавательный процесс, вызывало интерес и повышало активность детей.          

     При реализации проекта использовались разные формы проведения НОД. Например, на занятии «Жостовский букет» при знакомстве с новым народным промыслом, останавливались в деревне Жостово, Московской области, где находится жостовская фабрика декоративной росписи. На занятии «Украсим теремок для зверей» - знакомство с хохломской росписью», Сказка «Семь Катерин»- знакомство детей с вологодским кружевом, дети отправлялись  в сказку. На занятии «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» мы с детьми превращались в мастеров – художников и открывали «Фабрику матрёшек».

     Но достичь хороших результатов возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Поэтому большое внимание мы уделяем работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. Родители принимали участие в пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)

     После завершения опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством была проведена итоговая диагностика. Сравнение результатов диагностики представлено на слайде. Если мы посмотрим на эту диаграмму, то увидим, что целенаправленная и систематическая работа дает хорошие результаты и творческие художественные способности детей развиваются.

     Нами были выявлены интегративные качества личности, формируемые в процессе творческо-продуктивной  деятельности:

     - во-первых, наши дети стали  любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;

     - во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого  интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

     - в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

     - в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Благодаря проведённой работе  наши воспитанники пропитались духом творчества, у них появилось стремление к созидательной деятельности. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается  мышление и воображение.

 

    Таким образом, в результате целенаправленного педагогического воздействия, систематического использования в работе с детьми элементов национальных орнаментов, различных техник исполнения изображения, народных подвижных и пальчиковых игр, художественного слова, были достигнуты положительные результаты.

     Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. У  детей сформировался интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности. Стремясь овладеть традиционным мастерством, дошкольники приобрели элементарные трудовые навыки и умения, у них воспиталось положительное отношение к культурному окружению, уважение и взаимопонимание к другим народам. У детей сформировались разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.

     Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.  Я убеждена, что та любовь к искусству, которую мы стараемся привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая  её  яркими, позитивными эмоциями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»

Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...