Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.
статья
Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Развитие»
Воронежская область
с. Новая Усмань
Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.
Музыкальный руководитель:
Плотникова Елена Александровна
2020г.
Занятие музыкального руководителя в дошкольном учреждении – это обучающая деятельность, во время которой применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей.
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальной образовательной области становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в образовательной и культурно-досуговой деятельности можно использовать интерактивную доску, диски с интерактивными тематическими играми, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями,
Свои достижения в области ИКТ мы используем при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов, клипы на известные детские песни, фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала воспитанниками, существенно повышают мотивацию детей к обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей.
Мы используем мультимедиа технологии в различных направлениях.
Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ?
1. наглядное пособие.
2. источник учебной информации.
3. средство подготовки выступлений.
4. средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
-- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
-- несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
-- движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка;
-- является отличным средством для решения задач обучения: делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
-- использование компьютера, синтезатора существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
-- становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовки к совместной деятельности с детьми, так и во время (при объяснении нового материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), а так же на праздниках и развлечениях.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую, чувственную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:
- восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Можно использовать такую программу, как «Шедевры музыки» О.П. Радыновой. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты.
- музыкально-ритмические движения и танцы: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
- пение: по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
- музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
- на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
- знакомство и игра на детских музыкальных инструментах: Прекрасно помогают в работе разделы “История музыкальных инструментов”. Дети получают сведения о группах музыкальных инструментов, слышат их звучание.
На сегодняшний день использование электронных музыкальных инструментов актуально. Синтезотор давно заменен Электронным фортепиано. Для планирования совместной деятельности с детьми с применением электронного фортепиано, музыкальный руководитель должен знать его функциональные возможности и условия их применения, чтобы, внедряя этот универсальный инструмент в различные виды деятельности, были соблюдены стандарты и требования образовательной программы.
Электронное фортепиано: Прежде всего, инструмент должен быть относительно недорогим, довольно простым в эксплуатации, чтобы, можно было свободно ориентироваться во всех функциях инструмента. Он должен обладать разнообразными функциями и иметь богатую палитру звуков и звуковых эффектов, клавиатуру с не менее 61 клавиш фортепианного типа, чувствительной функцией записи, банком памяти, микшером, секвенсором и эффектором. Функции электронного фортепиано должны быть широкого спектра действия, которые позволят создавать новые звуки, аранжировки, писать фонограммы для небольших концертных выступлений. Кроме всего прочего инструмент должен быть легким и портативным.
Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте овладевают простейшими навыками работы на компьютере, с большим удовольствием поют караоке, любят песни в современной обработке, проявляют невероятный интерес, становясь участниками интрактивного действия. Когда мы готовим праздник, ведь нам хочется, чтобы получилось яркое и интересное представление, а для этого в дополнение к музыкальным инструментам обязательно понадобится компьютер или ноутбук, интерактивная доска и конечно электронное фортепиано.
В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить ИКТ, исходя из перечисленных технических и функциональных характеристик?
- концертная деятельность заметно обогатится, станет более современной и актуальной.
- музыкально-дидактические игры даже самые традиционные станут интереснее, доступнее, красочнее в сопровождении презентаций и тематических мультимедийных игр с интерактивной доски.
- игра на музыкальных инструментах с использованием электронного фортепиано как ритм машины будет значительно увлекательней для детей и облегчит труд педагога. Некоторые партии на электронном фортепиано можно будет поручать детям.
- в пении и танцевальных видах деятельности фонограммы, написанные на электронном фортепиано, значительно продуктивнее позволят руководителю формировать различные исполнительские навыки детей. Этот электромузыкальный инструмент безупречно держит строй. Музыкальный руководитель сможет самостоятельно производить запись фонограмм в удобных темпах, тесситурах, реализуя творческие замыслы аранжировки и композиции.
- такой вид деятельности, как импровизация на электронном фортепиано, детям доступна и крайне интересна. Педагог лишь предварительно готовит настройки в банках памяти и ставит задачу. С функцией автоаккомпанемента получаются приятные детские сочинения, которые можно записывать, прослушивать и совместно анализировать.
- озвучивание животных, явлений природы, окружающего мира с помощью интерактивной доски для ясельных групп позволит воспитателю разнообразить свою деятельность.
- знакомство с жанрами (полька, вальс, марш, колыбельная) является неотъемлемой частью музыкального обучения. Электронное флртепиано содержит огромное количество встроенных, готовых к игре стилей. Дети узнают больше и о самих стилях, ведь мы сможем продемонстрировать жанры разных эпох: мазурку, полонез, рок-н-ролл, диско и т. д.
- в театральной деятельности для того чтобы добиться красочного музыкального оформления можно снова прибегнуть к помощи компьютера, презентаций и микшерского пульта, который предоставляет широкие возможности для создания яркого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом.
Использование в системе мультимедийных технологий, а именно электронного инструмента, компьютера, интерактивной доски, микшерского пульта, позволит добиться положительных воздействий в:
- экономии учебного времени.
- усилении мотивации обучения;
- визуализации знаний;
- развитии наглядно-образного мышления, эстетического воспитания, экспериментально-исследовательской деятельности;
- повышение эффективности и качества результатов учебно-воспитательного процесса;
- индивидуализации, дифференциации обучения;
- моделировании объектов и процессов;
- доступе к большому объему знаний (звуков, аккомпанементов, жанров, стилей);
- возможностях тренировки;
- межпредметной интеграции.
Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания, престиж новой техники и «современных» звуков в глазах детей может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыке.
Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента в совместной деятельности с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным.
Активное участие детей в интерактивных постановках, тематических играх с использованием интерактивной доски делает значительно интересным процесс и высоким качество усвоения информации.
Итак, использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении их использование позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.
Но каким бы положительным и огромным потенциалом не обладали эти технологии, не стоит забывать о том, что заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интел...
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Презентация, скоторой я выступала на педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика" в 2016 году...
Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя...
Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...
Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...