Занятие Тема: « Экскурсия в донскую горницу»
план-конспект
Приобщение дошкольников к культуре Донского края, расширение представлений о быте казаков в далеком прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskurssiya_v_gornitsu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Экскурсия в донскую горницу»
Цель: приобщение дошкольников к культуре Донского края, расширение представлений о быте казаков в далеком прошлом.
Материалы и оборудование: видеоматериалы о реке Дон. Иллюстрация с изображением жилища казаков, мини-музей Донская горница», созданный в развивающем пространстве детского сада (с мини печкой, прялкой, скалкой и рубелем, сундуком, керосиновой лампой, люлькой, рушником и другими атрибутами казаков); костюм казачки, испеченные пироги, «машина времени» (нарисованная на плотной бумаге)
Ход занятия: Воспитатель начинает «Экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения отрывка стихотворения:
«Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы,
Про твои станицы вольные
Про любимый край родной», ребята, о чём говориться в этом стихотворении? О нашей реке Дон. А что вы знаете об этой реке, какая она? Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области, по ней плавают теплоходы, корабли. По берегам Дона расположены многочисленные деревни, села, города.
А как называют город, в котором мы с вами живём?
-Ростов-на-Дону.
-Вспомните, пожалуйста, почему он так называется.
-Название «Ростов»- в честь святого Димитрия Ростовского, «на-Дону»- потому что город расположен на берегу реки Дон.
-А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились по берегу реки Дон?
-Казаки.
-Чем занимались казаки?
-Казаки защищали Родину, пахали землю. Сеяли пшеницу, строили дома.
-А как назывались дома, в которых жили казаки? (воспитатель показывает иллюстрации с изображением жилища казаков).
-Курени.
В чем особенность постройки куреня?
-Курени строили на сваях, чтобы в случае весеннего разлива рек дом оставался не затопленным.
-Как называлась комната в курени казака?
-Горница. Это самая светлая комната в доме, где жил казак со своей семьей.
-Ребята, а вы хотели ба побывать в такой горнице и больше узнать о жизни наших прабабушек и прадедушек? (воспитатель выслушивает ответы детей)
-Ребята, если вы готовы, то садимся в « машину времени» и отправляемся в путь. (в музее встречает одетая в костюм казачки тётушка Аксинья).
Вот такой была горница в казачьем курени. В доме обязательно должна была быть печь.
Как вы думаете, для чего она была нужна?
Для поддержания тепла в курени, приготовления пищи, еще на печи была лежанка, на которой можно было спать.
Ребята, давайте подойдем к печке и рассмотрим ее. На ней стоят чугунки. Это такая посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь с помощью ухвата. В печи казачки готовили не только вкусные блюда, но и пекли хлеб. А когда он был готов доставали его с помощью специальной деревянной лопаты. А маленькие казачата любили лежать на теплой печки и слушать сказки.
А кто из вас знает как называется этот предмет?
Сундук.
Для чего он нужен был в доме?
Чтобы хранить различные вещи. А еще казачки любили хранить в сундуках свои наряды, которые надевали на праздники.
Вот посмотрите, дети, на меня, какой у меня наряд. Дети рассматривают костюм. Узнают об его деталях: красивая длинная юбка, кофта, яркий платок.
Ребята, а когда казачки к вечеру переделывали свою не легкую работу они садились прясть пряжу.
А как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Пряжа нужна для того чтобы, связать теплые вещи: платок, носочки. А откуда она бралась эта пряжа?
Казачки держали специальных пуховых коз. Из шерсти они пряли нитки (показываю прялку). Затем сматывали их в клубочки, а потом вязали нужные вещи. А чтобы веселей было выполнять эту работу, они пели песни.
Т. Аксинья начинает водить хоровод с детьми и петь казачью песню.
Пряли по вечерам казачки при лучине, ведь электрического света раньше не было, немного позже изобрели керосиновую лампу. Вот она- посмотрите как она горит. Света, к сожалению, от неё было не очень много. А вот нам с вами очень повезло, ведь у всех у нас в домах есть электричество, которое горит ярко и постоянно.
Ребята, вы знаете что это такое?
Это люлька, в ней казачки качали своих маленьких детей и пели им колыбельные песни. А сейчас у наших деток есть удобные кроватки и коляски.
Ребята, я думаю, что вы увидели, на сколько труден и нелегок был труд казачек. Представляете, у них не было ни стиральных машин, ни электрических утюгов. А сейчас я вам покажу два предмета, которые заменяли утюг. (показываю скалку и рубель)
Вот и подходит к концу наша с вами экскурсия. В заключении мне хочется вам сказать, что крепко любили казаки свой родной край, свою Родину и сложили они прекрасные песни и пословицы.
Казаки и казачки любили праздники и были очень гостеприимными. Тех, кто приходил к ним в гости с миром, без зла. Они встречали хлебом-солью и угощали пирогами. Поэтому я вас сегодня, по-старому казачьему обычаю, угощаю ароматными пирогами.
Воспитатель благодарит т. Аксинью за интересную экскурсию. Дети с педагогом на «машине времени» возвращаются в свою группу.
Тема : «Казачий курень, донские казачьи станицы» ст.гр.
(аппликация)
Цель: Учить в аппликации передавать основные особенности жилища казаков, с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей. Учить соблюдать масштабность, пропорции при создании различных архитектурных сооружений. Совершенствовать технические навыки, умение творчески подходить к выбору способов вырезывание из бумаги.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка, входит казачка.
Рассказ казачки о происхождении куреня: для житья внутри городка казаки строили вначале землянки. Роется в земле яма, сверху накрывается ветками и засыпается землей. Остается узкий проход в землянку, по которому можно заползать в нее. Поэтому в гости приглашали: «Влазь в курень». Потом дома начали строить из дерева или камня, дома эти называли курень. Курень по –монгольски-круглый. Казаки строили дома смежными комнатами . так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Позже дома начали строить из двух этажей. Окна закрывались от жары ставнями деревянными дверцами. Кто видел у бабушек в деревне ставни? Ответы детей.
- У дома еще были белясы. Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы к нему можно было пройти и открыть ставни
-Как назывался дом казака?
-Что такое белясы?
-Как строили курень
Экскурсия в казачий курень
-А теперь, давайте зайдем в казачий курень. Помните, как приглашают казаки в курень?
-Да, они говорили: « Влазь в курень», а мы войдем. А как по казачьи входили в курень?
Казачка сопровождает детей и говорит, что стены в куренях украшали коврами. Но главным украшением считалось оружие: сабли, ружья, копья,, кинжалы. Оставалось оно украшением до первого похода. У ковра стояли топчан или скамья, на которых спали. Гораздо позже появились кровати. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Одеяла на постель шили сами казачки из ваты или шерсти овец. На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати- занавеска.
Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложка – деревянная. Вся семья ела из одной чашки. Начинали есть по старшенству, кто спешил, мог получит ложкой по лбу.
Казачка объясняет детям, что горница всегда была чисто прибрана и готова к премк гостей: в углу, около двери – поставчик для посуды; у фасадной стены в одном простенке, обычно стоял цветок, а в другом висело зеркало, на полу стоял сундук, окованный железом-скрытия
(казачка предлагает открыть сундук и рассмотреть одежду казаков)
Игра « Наряди казачку и казака».
Далее казак и казачка приглашают пройти детей к столу. Казак приглашает присесть детей и рассказывает блюда казаков: лапша, борщ, уха. Студень, узвар(компот из сухофруктов). Показывает из каких глиняных чашек казаки пили чай.
Чай они любили пить из трав. В каждом огороде росла мята, давайте сейчас заварим казачий чай. Вот у меня сухая мята. Я кладу ее в котелок и залью кипятком.
Чай готов. Разольем его по казачьим чашкам и попробуем. Чаепитие.
Понравилось?
Казак. – теперь я продолжу.
-Куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был таз, где жил енот. Обязательно был огород, где выращивали фрукты и овощи.
Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица представляла из себя множество домов, рассеянных на балке, берегу реки, степи. Улицы, улочки, все перемешалось
Казак перечисляет города, в которых жили казаки(Раздоры, Азов, Черкесск, Старочеркасская станица
Казак и казачка говорят
Вот мы и побывали в гостях. Давайте сравним, чем же отличается наше жилище от куреня казаков? (ответы детей0
А теперь пойдемте на обед. Нас целый день ожидает казачья кухня.
Ребята высказывают свое отношение к казакам и к тому, что нового они узнали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...
Экскурсия в мини - горницу
Знакомство детей с бытом жителей нашего села 1940 - 1980 годы....
Экскурсия в русскую горницу
Конспект экскурсии в русскую горницу для старших дошкольников...
ЭКСКУРСИЯ В «РУССКУЮ ГОРНИЦУ»
Такие экскурсии погружают детей в мир семейной культуры предков. Это своеобразная машина времени, позволяющая дошкольникам понять уклад жизни русского народа, образные, меткие выражения и фольклор....
Конспект занятия. Тема : «Экскурсия по православным традициям, в канун Светлой Пасхи»
Конспект интегрированного занятия для детей старше-подготовительной группы....
Конспект открытого занятия. Тема: «Экскурсия по родному городу»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеВидновская средняя общеобразовательная школа № 7 Здание по фактическому адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, ...
Конспект занятия. Тема «Всероссийское и Донское казачье общество.Символика.Устав».
Познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах....