Экскурсия в русскую горницу
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект экскурсии в русскую горницу для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте , гости! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в русскую горницу. Так называли комнату в старинной избе.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. Давайте и мы поклонимся.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей) Отгадайте загадку:
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Не случайно о ней так говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. Она и греет, и сушит, и лечит , и накормит.
Главной пищей были щи, да каша. А в чём же варили щи, да кашу? ( в чугуне)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать ещё опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку и предлагаю в избе найти отгадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
А вот и ложки расписные! Изготавливали ложки, тарелки из липы. Служила ложка только 1 год, поэтому ложек нужно было много изготавливать. Эту работу выполняли подмастерья. Они делали баклушу ( заготовку) , а мастер и дорезал ложку, отсюда и поговорка «Бить баклуши».
Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка. А ложки не только для еды служили, но и для развлечения. На них играли. Ну ка , ребята, берите ложки в руки, поиграем! ( играем, стучим в ложки)
1.Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
2. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар).
3. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
4. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
5. Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы украшенные вышитыми полотенцами (рушниками). И в нашей горнице вы также можете его увидеть .
В наше время у каждого ребёнка есть своя кроватка. Они совсем не похожи на те, в которых спали детки в давние времена… а называлась это кроватка – колыбелька. Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать». Мама клала в колыбельку куколку – оберег, которая охраняла малыша от болезни и сглаза.
Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
А ещё здесь есть сундук. Как вы думаете, для чего он предназначался? ( хранение одежды) Но не только одежду в нём хранили. Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем . что же там лежит? ( игрушки – куклы)
У мальчиков и девочек в старину были чисто мужские и чисто женские игрушки. Для мальчиков делали деревянные луки, мечи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх. А для девочек изготавливали соломенные и тряпичные куклы. Существует три больших группы кукол: обереговые, обрядовые и игровые. Вот некоторые из них. (показ кукол и объяснение о них). поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви под дугой упряжки подвешивали пару кукол: кукла Невесты и кукла Жениха, чтобы бы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты.
В старые времена кукол делали сами , своими руками. 1. Вот это кукла- берегиня. Моя самая любимая. Эта кукла бережёт меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.
2.Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у неё был порядок, чистота.
3. Эту куклу зовут «кубышка » или «травница». Её наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребёнка. Кубышка-травница набивалась различными травами. Зачем? Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит, и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.
Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье, на здоровье. Такая кукла-оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье. Одежда этой куклы была очень простая, незатейливая
Что же ещё в нашем сундуке лежит?
Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво – безделушка,
Зовут ее ……… (народная игрушка)
Посмотрите внимательно, какие народные игрушки вы видите? (Дымковская, Филимоновская, Мглинская).
Кто догадался ,из чего они сделаны? Кто изображён? Изображали мастера птиц, зверей. Посмотрите, а кто у вас?
Свистульки расписывали и дымковской, и каргопольской , и филимоновской росписью. По всей России делали свистульки. А ещё ребята здесь есть свистулька наших брянских мастеров (показывает). Мглинская игрушка . Особенность её в том , что мастера покрывали её только коричневой краской. Отличалась мягкой плавностью форм и округлостью. На ней нет узора
В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Не только для красоты и забавы делали свистульки, но и для того чтобы отгонять злых духов . Сейчас я вам расскажу сказку . Присаживайтесь.
«Сказка о том, как брянский бычок себе узор искал»
Было это в стародавние времена, когда и бабушек ваших ещё на свете не было, и прабабушек ваших ещё на свете не было. Велика была Русь, и много мастеров удивительных жило в ту пору и много чудес происходило.
Собрались однажды на прилавке мастерицы игрушек – свистулек , а те давай похваляться нарядами чудесными, узорами расписными.
Я, - Говорит Олень, - самый красивый на этой ярмарке. Рога у меня ветвистые, узоры самыми яркими красками написаны.
- Нет, я самый красивый, - похвалялся барашек, - сделан с любовью и чистым русским сердцем. Рога мои узлом скручены, да по спинке узоры красочные.
И сова подхватила: «Что у ваши узоры! Вот у меня каждое пёрышко расписано»
И увидели вдруг свистульки, что рядом с ними на прилавке стоит бычок. Да такой некрасивый, неказистый: маленький, коричневый, и нет на нём ни единого узорчика весёлого. Засмеялись свистульки- красавицы, стали гнать от себя бычка – неудачника. «Тебе ли неказистому стоять рядом с нами, видом своим позорить племя наше игрушечное» Заплакал бычок и пошёл мастера искать, который раскрасил бы его цветами яркими, узорами волшебными. Долго бродил он по ярмарке, но не нашёлся мастер, который бы помог ему: наносят ему узор дымковский, а он туманом лёгким слетает, раскрашивают узором его филимоновским, да стекают краски как воды весенние; гжельский бело-голубой узор пропадает как облачко.
Вдруг разнеслась молва по ярмарке , что ищет царь игрушку-свистульку необычную, невиданную. Нужна та игрушка не для веселья, да игры, а чтобы зло прогонять. И не берёт царь ни ярких оленей, ни весёлых коньков, ни игривых козликов, ни красочных птичек. И решил тогда бычок: «Чем мне постылому на свете жить – пусть лучше разобьёт меня царь на мелкие кусочки» И явился он царю на очи ясные. Как увидел его царь, обрадовался, рассмеялся. Взял некрасивого бычка и крепко к сердцу прижал. Оказалось , что была царю нужна игрушка брянская, бычок некрасочный.
И с той поры пошла по Руси молва о простой брянской игрушке, что трудовыми русскими руками сделана для добра и радости.
Вам понравилась сказка? Я была очень рада вас видеть! Приходите ко мне в гости ещё. А это вашим мамам на память.
Экскурсия в русскую горницу
МБДОУ № 114 детский сад комбинированного типа «Чебурашка» г. Брянска
Подготовила воспитатель Глазко Э.Ю.
Брянск 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСКУРСИЯ В «РУССКУЮ ГОРНИЦУ»
Такие экскурсии погружают детей в мир семейной культуры предков. Это своеобразная машина времени, позволяющая дошкольникам понять уклад жизни русского народа, образные, меткие выражения и фольклор....
Экскурсия в мини-музей "Русская горница" в детском саду.
Экскурсия в мини-музей "Русская горница". Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их назначением....
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Красный угол»
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Красный угол»...
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Мебель»
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Мебель»...
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Посуда»
Экскурсия в этнографический музей ДОУ «Русская горница» по экспозиции «Посуда»...
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....