Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"
Тематический план
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с явлениями живой и неживой природы
Подготовил:
Хлебунова А.Ф.
воспитатель
г. Нягань 2017 г.
Вода
Тема: Очистка воды
Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.
Что делали | Что наблюдали | Выводы |
В стакан с водой насыпали крахмал. Пропустили загрязнённую воду через фильтры: ткань, вату, промокательную бумагу, песок. | Вода замутилась. Чище всего оказалась вода, пропущенная через промокательную бумагу, затем через песок, вату и, наконец, ткань. | Лучше всего очищает воду промокательная бумага. |
Тема: Помощница вода
Цель: выяснить с детьми, как можно изменить уровень воды в стакане.
В стакан с небольшим количеством воды опустить небольшой лёгкий предмет. Предложить детям достать его, не замочив рук. В стакан с водой добавлять камешки до тех пор, пока уровень воды не поднимется. | Дети в затруднении. Уровень воды поднялся. | Если в воду опустить тяжёлые предметы, уровень воды в стакане поднимается. Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают из неё воду . |
Тема: Куда делась вода
Цель: Подвести детей к выводу, что вода испаряется, причём скорость испарения воды зависит от температуры.
Взять три стакана с водой. Один открытым поставить на подоконник, второй открытым на отопительную батарею. Третий стакан поставить закрытым в тёплое место. Через два дня сравнить состояние воды в стаканах. | В первом стакане уровень воды изменился мало. Во втором стакане воды не осталось. В третьем стакане уровень воды не изменился, но на крышке появилась испарина. | Вода имеет свойство испаряться. Но скорость испарения зависит от температуры. В тёплом месте вода испаряется быстрее. Если стакан накрыт крышкой, то испарившаяся вода (пар), соприкасаясь с холодной крышкой опять превращается в воду. |
Тема: Водяная мельница
Цель: подвести детей к выводу о том, что вода обладает силой.
Что делали Предложить детям полить воду на водяную мельницу с разной силой. | Что наблюдали Чем сильнее струя воды, опускающаяся на мельницу, тем сильнее крутятся её лопасти. | Выводы Вода обладает определённой силой, которую люди используют в жизни. |
Тема: Замерзание и таяние воды.
Цель: показать детям, что скорость таяния воды зависит от изменения температуры
Две миски с водой выставить на мороз. Затем одну миску поставить на столе, а другую – в тёплое место. | Вода в мисках на морозе замёрзнет. Лёд в миске, которая стоит на столе, оттаивает дольше, чем лёд в миске, которая стоит в более тёплом месте. | Скорость таяния воды зависит от изменения температуры. Чем теплее, тем быстрее оттаивает вода. |
Тема: Образование инея
Цель: показать детям, что пар, замерзая, превращается в иней, оседая при этом на ветки деревьев, стёкла автобусов (соблюдать технику безопасности).
Опыт проводится на прогулке. Воспитатель показывает детям металлический предмет, например, ложку, и дышит на него. | Ложка холодная. Изо рта выходит пар. Он оседает на ложке в виде инея. | С поверхности земли постоянно происходит испарение воды (даже в мороз). Пар, поднимаясь с земли, оседает на ветках деревьев и замерзает, превращаясь в иней. |
Тема: Заваривание воды травами, чаем
Цель: показать детям, что вкус воды можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений (чай, ромашка, малина и т.д.)
Заварить в воде в разных стаканах чай, листья малины, смородины, мяты. Дать попробовать детям. | Вкус воды во всех стаканах разный. | Вода не имеет вкуса. Вкус воды можно поменять, добавив в воду различные травы. Это делается в лечебных целях, а также для придания воде определённого вкуса. |
Тема: Просачивание воды в почву
Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву.
Время просачивания зависит от свойств почвы.
Найти впадину на тропинке, заполнить её водой и засечь время просачивания воды в почву. | Вода просачивается в почву. Но на разных участках почвы время просачивания разное | Вода имеет свойство просачиваться в почву. Если почва рыхлая, песчаная, то вода просачивается быстрее. (Песок, земля, глина) |
Тема: Что тяжелее: снег в воде или земля в воде?
Цель: показать детям, что земля тяжелее снега.
В один стакан с водой добавить снег, в другой – землю. | Объём воды увеличился в обоих стаканах, но больше в том стакане, куда добавили землю. | Снег и земля занимают ёмкость и выталкивают воду из стакана. Но так, как земля тяжелее снега, она выталкивает воды больше. Поэтому в этом стакане объём жидкости увеличивается больше. |
Воздух
Тема: Воздух, как его обнаружить.
Цель: показать детям, что воздух есть вокруг нас.
Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотреть их и ответить, есть ли в них что-нибудь. Затем дети скручивают мешочки. | Дети отмечают, что в мешочках ничего нет, они пусты. По мере скручивания мешки вздуваются, становятся выпуклыми. | Выпуклым мешочек может быть только тогда, когда в нём что-то есть. В мешочке есть воздух. |
Тема: Как обнаружить воздух.
Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.
В стакан с прикреплённым ко дну кусочком пластилина вводят салфетку и прижимают её ко дну. Повернув стакан отверстием вниз, опускают его резко в аквариум так, чтобы стакан полностью был погружён. Затем вынимают стакан из воды и трогают салфетку. | Салфетка в стакане так и осталась сухой. | Если салфетка сухая, значит, воды в стакан вошло мало. Воздух, который был в стакане, не дал воде полностью |
Тема: Почему надулся шар
Цель: подвести детей к выводу, что воздух занимает всё свободное пространство.
Опускаем воронку с надетым на её узкую часть надувным резиновым шариком раструбом в воду. | По мере опускания воронки шарик раздувается. | По мере заполнения водой, воздух из воронки поступает в шарик. |
Тема: Перемещение воздуха
Цель: показать детям перемещение воздуха.
Ребёнок дует на полоску бумаги. | Полоска отклоняется. | Воздух может перемещаться (двигаться). Когда он перемещается над землёй с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. Когда воздух перемещается, он заставляет двигаться и другие предметы. |
Тема: Снижение парашюта
Цель: показать детям использование воздуха в жизни человека.
Дети выпускают кубик из рук. К крючку кубика прикрепляют самодельный парашютик. Выпускают кубик вместе с парашютом. | Кубик достаточно быстро падает и сильно ударяется об пол. Наблюдают плавное и достаточно медленное падение кубика. Удар об пол значительно слабее. | Когда опускается парашют, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно. Ветер приводит в движение ветряную мельницу, толкает парусник. |
Тема: Расширение воздуха
Цель: показать детям, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Охлаждаем на морозе открытую бутылку. Когда она достаточно охладится, надеваем на горлышко шарик. Затем поставим бутылку в миску с горячей водой. Опять выставим бутылку на холод. | Шарик надувается. Шарик при этом сдувается. |
Воздух при нагревании расширяется. Воздух при охлаждении сжимается. |
Тема: Где теплее
Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.
Предложить детям опуститься на некоторое время на палас, а затем взобраться на стульчики. Сравнить, где им было теплее. | Детям на паласе сидеть прохладнее, чем на стульчиках. | Холодный воздух тяжелее тёплого, он опускается вниз, к полу. А тёплый воздух лёгкий, он поднимается вверх. |
Тема: Ветер в комнате (Живая змейка)
Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.
Зажечь свечу. Из бумаги вырезать «змейку». Держать «змейку» над горящей свечой. | «Змейка» закрутилась. | Воздух, прогреваясь, становится легче. Поднимаясь, тёплый воздух крутит «змейку». |
Тема: Ветер в природе
Цель: показать возникновение ветра в природе
Приоткрыть дверь в коридор. Внизу и вверху образовавшейся щели держим по зажженной свече. | Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, а пламя верхней – наружу. | Это происходит потому, что тёплый воздух в группе лёгкий. Он поднимается и выходит в коридор через щель наверху. А холодный воздух тяжелее. Он входит в группу через щель внизу и занимает место тёплого воздуха. Именно так и возникает ветер в природе. |
Тема: Опыт с открытой дверью и свечой.
Цель: показать детям, как возникает ветер в природе.
Приоткрыть дверь в коридор. Внизу и вверху образовавшейся щели держим по зажженной свече. | Пламя нижней свечи направлено в группу; а пламя верхней – наружу. | Это происходит потому, что тёплый воздух в группе лёгкий. Он поднимается и выходит из группы через щель наверху. А холодный воздух тяжелый. Он опускается вниз, к полу. Холодный воздух перемещается в группу на место тёплого. Именно так и возникает ветер в природе. |
Тема: Вес воздуха. Сжимаемость воздуха.
Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес; показать, что воздух можно сжать.
На концы деревянной палочки повесить не надутые шары. Уравновесить палочку на спинке стула. Затем один из шаров надуть и подвесить. Выпустили воздух из шарика. | Палочка уравновешена. Надутый шар перевесил. Воздух с шумом выходит. | Не надутые шары имеют одинаковый вес. Надутый шар перевесил, потому что он тяжелее, т.к. в нём больше воздуха. Воздух в шарике был сжат, поэтому он с шумом выходит. Если шарик наполнить большим количеством воздуха, он может лопнуть. |
Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»
Цель: объяснить детям, почему мы выбираем просторную обувь для зимы;
почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.
Поставить на кубики 2 одинаковых по размеру стаканчика, наполнить их горячей водой и накрыть опрокинутыми вверх дном банками: большой и маленькой. | Установить, что под маленькой банкой вода остынет быстрее; а под большой - медленнее. | Воздух хорошо сохраняет тепло. |
Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».
Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться.
Накрыть крышкой пластиковую бутылку, но не завинчивать. Разогреть бутылку со всех сторон феном в течение 20 минут; затем завинтить пробку. | Через несколько секунд бутылка сомнется. | Разогретый воздух расширяется, занимает больше места, и часть его выходит за пределы бутылки. Когда мы завинтили крышку в бутылке, внутри осталось меньше газообразных человечков. Когда они остыли, то стали занимать меньше места, воздух сжался. |
А) Опустить колбу горлышком в воду, нагреть её феном.
Б) Обернуть холодной тряпкой колбу. | Станут выходить пузырьки воздуха.
В горлышко станет поступать вода. | Разогретый воздух расширяется, занимает больше места, и часть его выходит за пределы бутылки. Охлаждённый воздух сжимается, начинает занимать меньше места и поднимает за собой воду. |
Тема: «Есть ли в воздухе вода?»
Цель: показать детям, что в воздухе всегда есть водяные пары.
Налить в стеклянный графин ледяной воды | Через некоторое время на стенках сосуда появится влага. | Это сконденсировались водяные пары, которые всегда есть в воздухе, даже над пустынями. |
Тема: «От чего зависит скорость падения листа бумаги»
Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.
Сравнить скорость падения 2-х листов бумаги (один сжат в плотный комок). | Развёрнутый лист бумаги падает медленно. Лист бумаги, сжатый в комок, падает быстро. | Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает. |
Тема: Загрязнение воздуха.
Цель: показать детям, что окружающий нас воздух загрязнён.
У трёх коробок вырезать переднюю и заднюю стенки. Одну из сторон закрыть белой тканью, центр которой промазать вазелином. Развесить коробки на разные участки (у дороги, в группе, на участке). Контрольный кусок ткани оставить в группе. Через некоторое время собрать коробки и сравнить с контрольным образцом. | Грязнее всех кусочек ткани, который висел у дороги. Намного чище кусочек ткани, который висел на участке, среди деревьев. | Воздух в городе сильно загрязнён выхлопными газами автомобилей, дымом котельных. Из-за грязного воздуха болеют люди. Необходимо озеленять город. Деревья и кустарники очищают воздух. |
Магнит
Тема: Знакомство с магнитом и его свойствами
Цель: показать детям свойства магнита.
1. К магниту подносим по очереди предметы: скрепку, гвоздь, деревянный кубик, пластмассовый кубик, резинку, кнопку. | К магниту притянулись только скрепка, гвоздь, кнопка. | Магнит притягивает только металлические предметы. |
2. Между магнитом и скрепкой поместили: лист бумаги, тонкую деревянную пластину, стекло, толстую книгу. | Магнит во всех случаях притягивает к себе скрепку, кроме случая с толстой книгой. | Если между магнитом и металлическим предметом расположить толстый предмет (например, толстую книгу), магнит перестаёт притягивать к себе предметы. |
3. К магниту поднесли скрепку. К первой скрепке поднесли вторую скрепку, затем третью. Осторожно убрали магнит. | Она притянулась к магниту. Скрепки притянулись друг к другу. Образовалась цепочка скрепок. Через некоторое время цепочка скрепок развалилась. | Скрепки притягиваются друг к другу потому, что пока они находились рядом с магнитом, сами стали обладать магнитными свойствами (намагнитились), но ненадолго. |
4. В стакан с водой бросили две скрепки. Поднесли к стенке стакана магнит. Стали передвигать магнит по стенке стакана вверх к отверстию. | Они опустились на дно стакана. Скрепка притянулась к магниту через стекло. Скрепка потянулась за магнитом вверх, к отверстию стакана. | Магнитные свойства проявляются не только на воздухе, но и в воде. |
Растения
Тема: Посадка лука.
Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, тепло, вода и питание.
1. Посадили две луковицы: одну в стакан с водой, другую в стакан с землёй. На второй день начали сравнение: по длине и густоте корней, развитию листьев. | Обе луковицы начали прорастать. Но в стакане с водой корни у луковицы короче и реже, пёрышки листьев растут медленнее. В стакане с землёй луковица растёт и развивается намного быстрее. | Для нормального роста и развития растений необходимы вода и питательные вещества. В воде их недостаточно, поэтому растения мы сажаем в почву. |
2. Четыре луковицы посадим в разных условиях: а) свет, вода, тепло; б) вода, тепло, но без света; в) свет, вода, но без тепла; г) тепло, свет, но без воды. | Лучше и быстрее других росла и развивалась луковица, у которой были все условия (вариант а). Остальные луковицы развивались медленно, слабо. Корни развиты хорошо, но слабо развиты пёрышки листьев, цвет бледно-зелёный (вариант б). На сильном морозе (вариант в) луковица замёрзла, развитие прекратилось. Луковица без воды (вариант г) осталась без изменений. | Для того, чтобы растения росли и развивались необходимо создать благоприятные условия: вода, свет, тепло, питание. При отсутствии одного из условий растение развивается слабо или прекращает расти и развиваться. |
Тема: Посадка семян
Цель: показать детям, что для роста и развития семян растений необходима влага, и что быстрее растут заранее проращенные семена.
В одну баночку посадить сухие семена гороха. В другую баночку посадить заранее проращенные семена гороха. Обе баночки своевременно поливать. | Семена, которые прорастили заранее, вырастут быстрее, выше процент всхожести. Сухие семена будут расти медленнее, и прорастут не все. | Для роста растений необходима вода. Легче и быстрее прорастут семена, которые прорастили .заранее. |
Тема: Необходимость тепла для распускания срезанных веток.
Цель: показать детям, что для распускания веток необходимо тепло.
Поставили срезанные ветки в две вазы. Одну вазу поместили между оконными рамами. Другую поставили на подоконнике. | В вазе, поставленной в холодное место, изменений практически не произошло. В вазе, поставленной в тепло, ветки распустились. | Для распускания срезанных веток, как и для роста и развития растений, необходимо тепло. |
Тема: Влияние прополки на рост и развитие растений.
Цель: показать детям, что для того, чтобы растение могло свободно развиваться, необходимо растение пропалывать.
В два поддона посадили рассаду бархатцев. В один поддон рассаду посадили густо и не прореживали. В другом поддоне рассаду постоянно прореживали, пропалывали. | В первом поддоне рассада росла медленно. Ростки оставались слабыми. Во втором поддоне ростки быстро пошли в рост, окрепли. | В первом случае ростки росли густо, мешали друг другу развиваться, им не хватало питания. Для того, чтобы растения росли и развивались, необходимо проводить прополку и прореживать растения. |
Лёд
Тема: Лёд – твёрдое тело.
Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.
Ударили по льду молотком. Большую сосульку одним концом положили на табурет и прижали твёрдым предметом. На другой конец подвесили камень. Кусочек льда положили в комнате на тарелку. | Лёд разбился на мелкие кусочки. Сосулька через несколько дней согнулась (опыт проводят на улице. Лёд растаял (расплавился) | Лёд, как и твёрдое тело, при ударе разбивается, его можно согнуть, лёд плавится. |
Почва
Тема: Состав почвы
Цель: показать детям, что состав почвы везде разный.
Набрали почвы на разных участках земли, рассмотрели её. | На одном участке в почве много песка, на другом – глины. Почва с третьего участка (например, с цветочного горшка) плодородна. В почве есть вода. | В почве от дождей и таяния снега много воды. Она влажная. В наших условиях почва песчаная. Глинистой почвы мало. Для нормального роста растений на дачных участках почву удобряют, добавляют торф. |
Тема: Изменение почвы в зависимости от температуры
Цель: показать детям, что почва зимой промерзает, поэтому растения зимой замедляют свой рост и развитие.
В два стакана набрали почвы. Один стакан поставили в тёплое место, а другой выставили на холод. | В первом стакане почва останется мягкой и рыхлой, а в другом – застывшей, твёрдой. | Вода, находящаяся в почве, на морозе застывает, становится твёрдой, замороженной. В связи с этим все растения или погибают (например, надземная часть травы), или просто замедляют свой рост и развитие (например, деревья сбрасывают листья, замедляют рост). |
Песок
Тема: Форма песчинок.
Цель: показать детям, что песчинки имеют определённую форму, песок сыпучий.
Насыпали в лоток сухой песок, рассмотрели его в лупу. Пересыпали песок с одной руки в другую. | Форма песчинок разная. Сухой песок легко пересыпается с одной руки в другую. | Песчинки имеют определённую форму. Например, в пустыне песчинки имеют форму ромба. Песок сыпучий. |
Тема: Песчаный конус
Цель: показать детям, что песок может двигаться.
Набрали в ладонь горсть сухого песка и выпустили его струйкой так, что он сыпался в одно место. Сыпали песок длительное время. | Постепенно в месте падения песка образовался конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если сыпать долго, возникают сплывы песка то в одном, то в другом месте. | Песок может двигаться. Движение песка похоже на течение. |
Тема: Песочные часы
Цель: показать детям, что сухой песок высыпается с определённой скоростью, за определённое количество времени.
Рассмотреть песочные часы. Предложить детям набрать в ладошку песок и наблюдать, как бежит струйкой песок из сжатой ладошки. | За одну минуту высыпается определённое количество песка. Песок с ладошки ссыпается равномерно. | Это качество используют в песочных часах. У детей получились свои песочные часы. |
Свет
Тема: Что такое тень?
Цель: показать детям, что все непрозрачные предметы могут иметь тень. Тень имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Размер тени зависит от места расположения предмета и источника света.
Установили лампу и направили свет на стенку. Между лампой и стеной поместили непрозрачный предмет (например, книгу). Перемещали книгу то дальше от лампы, то ближе к лампе.
| На стене появилась тень книги. Чем ближе книга к лампе, тем больше тень. Таким образом, размер тени меняется. Цвет тени у всех предметов одинаковый. Тени от ладоней и пальцев получались необычными. Тень взрослого больше тени ребёнка, если они стоят рядом. | Свет идёт от лампы лучами. Лучи задерживаются непрозрачным предметом. Позади него образуется место, куда лучи света не попадают. Место, куда не попадают лучи, называют тенью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"
· Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. ·...
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....
Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...
Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"
Для педагогов ДОУ...
Познавательное развитие детей старшей группы по теме: "Живая и неживая природа".
Знакомство детей с живой и неживой природой....