Формирование финансовой культуры у дошкольников
статья
В данной статье рассмотрен вопрос формирования финансовой культуры у дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена изменением экономических условий, в которых воспитываются наши дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой культуры у дошкольников
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос формирования финансовой культуры у дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена изменением экономических условий, в которых воспитываются наши дети.
Ключевые слова: детский сад; финансовая культура.
25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 г.г.».
Планируя работать над этой темой, мы задались вопросом: с какого возраста можно включать работу по развитию финансовой культуры у детей в детском саду.
Сегодня наши дети живут в иных экономических условиях, они рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с такими понятиями как «реклама», «деньги», «товары», «цены», «экономить», «дешево», «дорого», ходят с родителями в магазины, участвуют при покупке и продаже товаров.
Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.
Педагоги, которые уже занимаются проблемой формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста считают, что работу можно начинать с раннего возраста.
Мы начали разрабатывать эту тему, так как уверены, что необходима преемственность в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Изучая опыт работы по данной теме, мы познакомились с образовательной программой «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л. В. Стахович, проанализировали методическую литературу и разработали план своей работы с детьми.
Цель нашей работы – социально – личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования финансовой культуры.
Свою работу мы направили в первую очередь на формирование нравственных качеств, таких как, бережливость, трудолюбие, уважение к результатам труда взрослых, ответственное отношение к чужим вещам, а в старшем дошкольном возрасте работа еще и направлена на формирование экономических категорий.
Большое внимание уделяем проектной деятельности. На данный момент мы работаем над проектом «Маленький финансист». Участниками проекта являются дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели.
В начале нашей работы мы провели анкетирование родителей, чтобы определить, насколько родители заинтересованы в формировании у дошкольников финансовой культуры. Результаты анкет показали, что 84% родителей считают целесообразным начинать формирование финансовой культуры у детей с дошкольного возраста, 79% родителей ответили, что у них существует необходимость в получении информации о том, как организовать обучение и воспитание ребенка в области финансов в семье.
Нами были проведены ряд консультаций для родителей: «Труд – это основа человеческой жизни», где мы рассказали о важности воспитания уважительного отношения к труду; «Потребности и желания» - данная консультация была посвящена вопросу «Как ребенку объяснить разницу между потребностями и желаниями человека».
Для успешной реализации поставленных нами задач необходимым условием стало создание предметно – пространственной среды, которая способствует переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность. Были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, где дети отражают полученные знания, были созданы маркеры игрового пространства, пополнен книжный уголок книгами Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха – цокотуха», сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», сказкой С. Я. Маршака «Кошкин дом», русской народной сказкой «Курочка Ряба», книгой К. И. Чуковский «Мойдодыр» и др. Подобраны мультфильмы по данной тематике в соответствии с возрастом: «Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино» и др.
В младшей группе работа направлена на воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
В средней группе одна из задач нашей работы - это помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей, воспитываем уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях, даем детям первые экономические знания о купле и продаже товара.
В старшей группе – даем представление о материальном обеспечении семьи, дети знакомятся с таким понятием как «потребности» человека. В игровой форме знакомим детей с понятием «бюджет», воспитываем культуру потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с понятием «реклама». Что такое реклама? Какая она бывает? (печатная, аудио, видео реклама).
В подготовительной группе - постепенно вводим детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формируем у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи, расширяем представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.
В нашем проекте «Маленький финансист» одно из направлений - «Рождение новых вещей», где показываем детям всех возрастов возможность использования старых вещей при изготовлении новых, тем самым воспитывая у детей бережное отношение к вещам своим и чужим.
Список литературы:
1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.
2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: Вита – Пресс, 2019.
3. Стахович Л. В. «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: Вита – Пресс, 2019.
4. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и дидактический материал. Занятия и игры/ авт. – сост. Г. Н. Поварницина, Ю. А. Киселева. – Волгоград: Учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Самообразование «Формирование финансовой культуры дошкольников»
План по самообразовани. " Формирование финансовой культуры дошкольников" и картотека игр по трудовому воспитанию...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...