Волшебный мир театра
проект (старшая группа)

Сажина Илона Алексеевна

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_teatra.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

«Волшебный мир театра»

                                                          Воспитатели:

                                                              Бормакова Светлана Сергеевна

Сажина Илона Алексеевна

                                                     

           

                                                        2019

«Недаром дети любят сказку

Ведь  сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Сказочный мир театра

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?  А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность  годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она  - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов,  музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

Актуальность

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Дети хорошо информированы, открыты для любой информации, они смелые и стремительные, рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях компьютерных технологий. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении своих детей. Но, как известно, медаль имеет две стороны. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата «здесь» и «сейчас». Для современного ребенка, особенно жителя большого мегаполиса, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Серьезную проблему вызывает «уход» театрализованных игр из жизни современного ребенка. Мы считаем, что театр-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества наших воспитанников, является художественным отражением окружающей действительности, помогает отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Кроме того, театр сопровождает, влияет и формирует личность ребенка на протяжении всего его развития.  Многие произведения вызывают эмоциональный отклик, воздействуют на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания подрастающего поколения. Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Исследователи детского творчества утверждают, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. А самый распространенный вид

детского творчества – это театральная деятельность. Из наблюдений как дети ведут себя в свободной деятельности, было замечено, что они играли в

«театр», но игры были кратковременными, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о быте, традициях обрядах своего народа. И в решении этих проблем главным помощником мы считаем театральную деятельность.  

Мы надеемся, что благодаря нашей проектной деятельности, нам удастся вернуть театрализованные игры в жизнь современного ребенка, сделать ее ярче и добрее. Театр – это как раз тот вид искусства, который помогает, как тряпочкой пройтись по твоему внутреннему миру, по сердцу, по душе, снять слой пыли, обострить чувства, эмоции. Это своего рода зеркало, в котором можно увидеть то, чего не увидишь в реальном мире… (Марк Тишман)

Цель:

формирование творческой личности ребёнка через театральную деятельность  

Задачи:

- развивать у детей интерес к различным видам детского театра и поддержка их свободной творческой самореализации в театрализованной игре;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность фантазию, воображение, образное мышление и коммуникативность; учить импровизировать игры драматизации на темы знакомых сказок;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- развивать умение использовать  народный фольклор в театральной деятельности.

- повысить профессиональный уровень педагогов по вопросам организации театрализованной деятельности детей;

- оптимизировать использование имеющегося в ДОУ театрального оборудования, атрибутов, костюмов, способствующих активизации театрализованной деятельности детей.

Тип проекта: Игровой, познавательный, творческий

Сроки проекта: 15 ноября -15 декабря 2019

Участники проекта: Воспитанники детского сада, родители (законные представители), воспитатели.

Гипотеза

Театральная деятельность с использованием   народного фольклора будет успешно развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание, память,

наблюдательность, обучать детей приёмам самостоятельной и коллективной работы. Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их более

активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.

Новизна

Заключается в том, что используются новые формы занятий, это самопрезентация роли, творческий портрет актёра и такие направления работы с детьми как театральная

игра, ритмопластика, техника речи.

Ожидаемые результаты:

- повышается уровень коммуникативных качеств дошкольника;

- формируется потребность ребёнка активно участвовать в театральных представлениях;

- раскрывается индивидуальность ребёнка, и развивается эмоциональный контакт между

детьми и взрослыми;

- у детей, которых сформировался комплекс и были проблемы, изложенные в актуальности проекта, результаты станут лучше после проведённых мероприятий.

Объект исследования:  воспитанники детского сада

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя);

Этапы  реализации проекта:

1 этап –организационно- подготовительный.

Задачи:

- изучить литературу по данной проблеме;

- выявить условия состояния работы по заданной теме.

2 этап – основной-практический.

Задачи:

- создать благоприятные условия работы с детьми;

- совершенствовать работу над формированием творческой личности ребёнка через театральную деятельность;

- включить родителей в процесс реализаций проекта.

3 этап –  заклюсительный.

Задачи:

- определение наиболее эффективных приемов работы с детьми по формированию

творческой личности ребёнка;

- теоретическое и практическое обоснование результатов;

- стимулирование творческой деятельности родителей

I  Организационно- подготовительный этап:

Содержание:

1. Создание развивающей среды по теме проекта:

- оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта;

- изготовление афиш и реклам (с помощью родителей, сотрудников).

- оформление альбома «Театры для всех»

 - выпуск стенгазеты «Мы все – артисты»

 - оформление выставки творческих работ: «Каким я вижу своего героя?».

-оформление выставки-презентации разных видов театра «Поиграйте с нами!»

 - создание в группах центра «Творческая мастерская»  (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации, билеты и т.п.), изготовление настольных театров из бумаги, картона, коробочек);

  Подбор:

- иллюстративного материала «Театры бывают разные»;

- загадок  о сказочных героях

- создание презентаций: «Кукольный театр им. Образцова», «Мир театра»;

2. Проведение в группах обсуждения  идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определения мотивов участия детей в предстоящей деятельности):

- составление тематического плана совместных действий с детьми;

- поиск и сбор информации по данной теме;

- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;

3. Привлечение родителей:

- к организации выставок;

- к участию  в спектакле;

 II    Основной этап (практическая реализация проекта):

 

Мероприятие

Цель

 «Волшебный мир театра»

Презентация «Путешествие в театр»

 (о различных видах театров).

Беседа:

«Театры бывают разные»;

 «Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?»

Изготовление афиш и реклам

(с помощью родителей, сотрудников).

Оформление альбома «Театры для всех»

Психогимнастика. «Разные лица».

Драматизация сказки «Репка»  

(для малышей)

Постройка декораций для драматизации сказки.

Художественное творчество: 

«Мой любимый герой»

Игра «Громко-шепотом».

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей). 

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. 

 «Наши руки не для скуки»

 Беседа: «Мир театра»:

(для чего нужны билеты? Для чего нужны кулисы в театре? Нужна ли афиша? Где её лучше разместить? Как зрители узнают, что спектакль начинается? Для чего в театре буфет? Что было бы, если бы в театре не было гардероба?)

Что такое декорации?

Презентация: «Кукольный театр им. Образцова»

Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка»

«Творческая мастерская»: (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации, билеты и т.п.).

Игра «Попробуйте сами».

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. 

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. 

 «Куклы – артисты»

 Беседа «О чём нам говорит театральный реквизит?»

Формулировка правил поведения в театре

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Конструирование здания театра.

 Настольный театр сказки «Три поросёнка»

Игры-этюды: «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)».

Игра «Чего на свете не бывает»

Худ. творчество «На что похожи наши ладошки»

. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

 «Мы – артисты»

Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист»:

Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок.

Игра «Комплимент»

 «Творческая мастерская» (изготовление настольных театров из бумаги, картона, коробочек)

С/р игра «Мы – артисты»  (кукольный театр  «Теремок»).

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”..  

  Психогимнастика: «Грустный и веселый щенок» (по сказке Н.Сутеева «Кто сказал мяу?»);

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Учить передавать образы  персонажей с помощью выразительных пластических движений.  Развивать творчество, воображение и фантазию.


Учить пользоваться интонациями,  произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
 

 «Все о театре»

Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?».

Этюды на движение: «Лиса идет», «Пляска зверей».

Игры  "Что мы делали, не скажем".

Выпуск стенгазеты «Мы все – артисты»

Музыкальная композиция:  «Поездка в зоопарк».

Спектакль «Гуси-лебеди» (совместно с родителями)

  Создать радостное и веселое настроение; побуждать детей стать активными участниками представления; учить передавать полученные впечатления ярко и эмоционально

III  Заключительный этап:

1.  Спектакль  сказки «Теремок»».

2. Оформление  материалов проекта на сайте ДОУ.

Работа с родителями: 

Консультация «Поиграйте с ребятами в сказку»

 Информационный материал «Значение театральной деятельности в жизни дошкольника»; «Театр и дети».

Помощь в   создании игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).

Рекомендации родителям «Что бы сказка не стала скучной…» (по выбору художественной литературы для детей).

Акция «Подари сказку детям»

Результат проекта

Участие в проекте 68% семей  детского сада.
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
При проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры.
Увлечённое использование театральных центров  воспитанниками детского сада в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства»..

Литература

1.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет:

метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение. 2005г.

  2. .Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

 3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

4.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа Театр-творчество-дети: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный мир театра»

Развивающая образовательная деятельность по театрализации в подготовительной группе....

Проект "Волшебный мир театра"

Проект разработан для работы с детьми 2 младшей группы. Цель проекта: способствовать развитию творческих  и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра".

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра"....

"Волшебный мир театра"

консультация для родителей о необходимости приобщения детей к искусству театра...

Опыт работы по театральной деятельности "Тылсымлы театр дөньясы"("Волшебный мир театра")

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации ...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа

Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...