Комплексно-тематическое планирование в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексно-тематическое планирование в средней группе | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
на 2014 – 2015 учебный год
МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»
Пояснительная записка
к комплексно-тематическому планированию
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы МДОУ «Детский сад п. Новопушкинское» являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям (Осенины, Зимушка хрустальная, Весняночка),
- народной культуре и традициям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели);
- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в игровых уголках.
Комплексно-тематическое планирование в средней группе
Тема | Рекомендуемый период проведения | Содержание работы | Формы организации | Варианты итоговых мероприятий |
Сентябрь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
День знаний | С 3 сентября по 21 сентября
| Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Игра – забава «Чаепитие»; развлечение «Чудесные пятнышки», выставка рисунков и поделок. |
Мой любимый воспитатель | С 24 сентября по 28 сентября | Формирование элементарных представлений о профессии воспитателя и некоторых других профессий дошкольных работников. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы по теме праздника; игры-занятия, рассматривание иллюстраций, наблюдение за работой воспитателей. | Игры с пением «Игра с мишкой», «Кто у нас хороший?» |
Октябрь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Неделя животных | С 1 октября по 5 октября | Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших брать ях» человека | Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними) | Игра-развлечение «Кто, кто в теремочке живет?»; выставка рисунков (фотографий) домашних животных |
Неделя почты | С 8 октября по 12 октября | Дать представление о себе, как о человеке. Формировать элементарное представление о работе почты. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы по теме праздника; игры-занятия, рассматривание иллюстраций. Просмотр мультипликационных фильмов. | Просмотр мультипликационного фильма «Зима в Простоквашино». Просмотр выставок работ старших групп |
Неделя врачей | С 15 октября по 19 октября | Формировать элементарные представление о здоровом образе жизни. Формировать элементарные навыки по уходу за своим лицом и телом; дать представление о работе врачей, о том, что они лечат больных. | Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры | Чтение произведения «Маша обедает»; спортивно-музыкальные игры |
Осенины | С 22 октября по 26 октября | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы; рассматривание фотографий домашних животных, фруктов, ягод, грибов; изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных и птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних листьев. Игры-эксперименты. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества, Сбор осенних листьев и создание коллектив ной работы—плаката с самыми красивыми из собранных листьев. |
Ноябрь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Мой дом, мой город, моя страна» | С 29 октября по 2 ноября | Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). | Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города. Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. | Конструирование «Дом», «Транспорт»; развлечение «В гостях у Сибирячка»; фотовыставка «Мы на отдыхе». |
Предметный мир | С 5 ноября по 9 ноября | Продолжать знакомить детей с названием предметов ближайшего окружения. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. | Игровые ситуации, сюжетно- ролевые игры; рассматривание иллюстраций, картин фотографий по теме, чтение художественной литературы. Наблюдение за окружающим предметным миром. Беседы об одежде, обуви, а также о предметах окружающего мира. | Игра-развлечение «В гостях у Мишки» |
Неделя приветствий | С 12 ноября по 16 ноября | Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми | Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День рожденье куклы Маши», «Гости»; наблюдения; ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»; пальчиковые гимнастики; чтение художественной литературы, развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.); | Игра-развлечение «В гости к кукле»; конкурс звуковых приветствий (с использованием ТСО) |
Неделя, посвященная Дню матери | С 19 ноября по 30 ноября | Формирование представлений об образе матери. (Элементы внешнего вида, имя, профессия, духовные качества) Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам. | Оформление фото стенда «Ниши мамы»; выставка рисунков «Моя мама» |
Декабрь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Неделя заказов подарков от Деда Мороза | С 3 декабря по 7 декабря | Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение) вокруг темы нового года и новогоднего праздника. | Игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Подарки от дедушки» и т.д.); чтение художественной литературы по теме праздника; беседы на тему; слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник. | Выставка совместных с родителями рисунков «Подарок от Деда Мороза» |
Всемирный день детского телевидения | С 10 декабря по 14 декабря | Расширять представления детей о профессиях, сферах человеческой деятельности; помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни разного характера. Понимать о чем поется и эмоционально реагировать на содержание народных песен. | Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры по теме; чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник. | Просмотр мультипликационных фильмов. |
Скоро Новый Год! | С 17 декабря по 21 декабря | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | Рассматривание деревьев, улиц из окна и, непосредственно, на прогулке; рассматривание картин, фотографий с изображением зимы, диких и домашних животных. Чтение художественной литературы по теме; наблюдение за людьми, за их одеждой, за снегом и другими зимними природными явлениями. Катание на лыжах, санках. Слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник. | Конкурс новогодних рисунков |
Новый Год | С 24 декабря по 31 декабря | Расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой; исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментальной деятельности. Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. | Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника). В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». Слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник. | Новогодний утренник. |
Январь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рождественская неделя | С 8 января 11 января | Формировать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; воспитывать стремление участвовать в играх. Укреплять взаимодействие между детским садом и семьей. Воспитывать интерес к культуре и традициям русского народа | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских народных сказок. | Изготовление рождественских сувениров |
Неделя зимних игр и забав | С 14 января 25 января | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок». | Игры - забавы. Праздник народной игрушки «Русский валенок», «Рождественские колядки». |
Зима | С 28 января по 1 февраля | Знакомить с народным творчеством, фольклором. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | Чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». Игры-экспериментирования со снегом, водой. | Развлечение «Зимушка-зима»; выставка детского творчества. |
Февраль | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
День рождение детского сада | С 4 февраля по 8 февраля | Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности | Праздник мыльных пузырей, выставка детского творчества, фотоколлаж «Какие мы разные», «Наша группа». |
Пушкинская неделя | С 11 февраля по 15 февраля | Формировать интерес к художественной литературе; обращать внимание детей на элементарные выразительные средства; продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников к произведениям Пушкина. | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских сказок Пушкина; рассматривание портрета русского поэта А. С. Пушкина. | Выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина. |
Неделя, посвященная Дню защитника Отечества | С 18 февраля по 22 февраля | Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику. Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной литературы по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен | Праздник «День Защитника Отечества», фотовыставка «Мой папа, дедушка, братишка» |
Масленичная неделя | С 25 февраля по 1 марта | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, и др.). использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских народных сказок. Изучение песен для мам, на праздник, посвященный Международному женскому дню. | Выставка детского творчества |
Март | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Неделя, посвященная Международному женскому дню | C 4 марта по 8 марта | Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. | Игра-ситуация «Мама согревает». Утренник, посвященный Международному женскому дню; выставка поделок, изготовленных совместно с мамами. |
Неделя, посвященная всемирный день цветов | C 11 марта по 15 марта | Формировать представления детей о растениях луга, сада и леса. Формировать представление об ухаживании за растениями. | Чтение художественной литературы, рассматривание картин и фотографий с изображением цветов; игровые ситуации; работа в уголке природы; иллюстраций к книгам по теме праздника. | Выставка «Цветы России» |
Неделя, посвященная дню птиц | C 18 марта по 22 марта | Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека. | Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий птиц, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей сказок, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за птицами (во дворе, в уголке природы, домашними) беседа «Каких птиц мы знаем». | Выставка «Птицы мира», развлечение «Сорока-белобока», |
Неделя театра | C 25 марта по 29 марта | Формировать представление детей о сферах человеческой деятельности (искусство); через проектную деятельность, игры, произведения литературы. Продолжать знакомство с культурными явлениями (театром). | Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением персонажей сказок. сюжетно-ролевые игры; представление театра. | Выставка декораций (атрибутов) к театрализованному представлению; музыкаьнотеатрализованное представление. |
Апрель | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Неделя, посвященная дню смеха | С 1 апреля по 5 апреля | Развитие чувства юмора у детей. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Фотоколлаж «Какие мы веселые», игра-развлечение «Рассмешим куклу Аню». |
Неделя, посвященная Дню космонавтики | С 8 апреля по 12 апреля | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, сказок. Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам; | Выставка детского творчества, просмотр видеофильма |
Неделя здоровья | С 15 апреля по 19 апреля | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. | Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. | Развлечение «Заболел наш Петушок». Фотоконкурс «Моя спортивная семья». |
Весняночка | С 22 апреля по 26 апреля | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы. | Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества. |
Май | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Неделя насекомых | С 29 апреля по 3 мая | Формировать представление о насекомых; знакомить с особенностями их жизни; продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. | Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры, наблюдения | Презентация коллективной работы о насекомых. |
Неделя, посвященная Дню Победы | С 6 мая по 11 мая | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к родине. формировать первичные гендерные преставления. | Сюжетно-ролевые игры; игры-ситуации; игры-забавы; чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин, иллюстраций на тему. | Оформление групповой тематической выставки |
Неделя, посвященная Дню семьи | С 13 мая по 17 мая | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах). | Семейные посиделки, фотоконкурс «Дружная семья», «Как мы играем дома». Выставка детского творчества. |
Здравствуй, лето! | С 19 мая по 31 мая | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран. | Рассматривание иллюстраций по теме праздника; рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке»; дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории ДОУ; сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Поликлиника». Чтение художественной литературы. | Праздник «Лето» |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | С 1 июня по 31 августа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное комплексно-тематическое планирование в средней группе
Планирование по темам в соответствии с программой Веракса... и ФГТ...
Комплексно - тематическое планирование в средней группе МБДОУ детский сад "Изюминка".
Представляю вашему вниманию комплексно - тематическое планирование в средней группе. Воспитатели: Цыганова Т.И , Плакса Т.Н....
Комплексно - тематическое планирование в средней группе на основе программы "От рождения до школы"
Комплексно - тематическое планирование в средней группе, разработано на основе программы "От рождения до школы". При планировании НОД используется методическое обеспечение к программе Васильевой, а та...
Комплексно – тематическое планирование в средней группе
Комплексно-тематическое планирование в средней группе...
Комплексно-тематическое планирование для средней группы
Комплексно тематическое планирование для средней группы на сентябрь, октябрь и февраль....
Комплексно-тематический план работы в средней группе по программе "Детский сад 2100" на 2013-2014 год.
План разработан в соответствии с темами по прграмме "Детский сад 2100"....
Комплексно - тематический план образовательной работы, средняя группа, январь.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам план на январь, в котором подобраны беседы, игры, ситуации по теме недели....