Проект "Покров день"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Золотая рыбка»
Творческий проект на тему:
«Покров день»
(подготовительная к школе группа)
Енизеркина Любовь Николаевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
Содержание
1. Программа проекта
2. План работы
3.Развлечение «Покров день»
Программа проекта
«Покров день»
1.Участники проекта: воспитатель Енизеркина Л.Н., дети подготовительной к школе группы, родители.
2. Тип проекта:
- по виду - краткосрочный – 1 неделя;
- по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;
- по содержанию – познавательный;
- по возрасту участников – 6-7 лет.
3.Актуальность проблемы:
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть и, конечно же, традиционные праздники народного календаря.
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам православной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.
4. Цель проекта:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
5. Задачи проекта:
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки;
- Познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
- Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам;
- Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей Родине;
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, частушки, игры, игру на музыкальных инструментах;
- Обогащать словарный запас детей.
6. Предшествующая работа с детьми и взаимодействие с родителями:
- Разучить песню «Дождик гуляет», частушки, пословицы и поговорки об осенних месяцах, о Покрове.
- Разучить хоровод «Ходит Ваня», игру «Дрема».
- Разучивание стихов, загадок.
- Объяснить детям значение новых для них слов: хлев, пастбище, зазимье, сельскохозяйственный, пожинальный.
- Совместное с родителями составление детьми рассказов о Покрове, Покровской ярмарке и традициях, дошедших до наших дней.
7. Методическое обеспечение проекта:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома: 6-7лет, Москва, «АСТ», 1997г.
8.Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный – подготовка, сбор и обработка материалов, составление перспективного плана;
2 этап организационный – реализация проекта;
3 этап – завершение и оценка проекта.
9. Гипотеза проекта:
- воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами;
- если дети с ранних лет будут знакомиться с народным фольклором, то обогатят и активизируют словарь, будут воспринимать разнообразные народные праздники.
10. Предполагаемый результат:
- Проявляет любознательность, интерес к обычаям наших предков, к народному фольклору.
- У детей расширяется представление о народных праздниках.
- Учат стихи, русские народные песни, народные игры.
- Связно, последовательно и выразительно составляет небольшой текст.
- Работают с нитками - изготовление куклы-оберега.
- Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (рассказ близкого человека).
11. Методы проекта:
- беседа о Покрове, рассматривание картин, иллюстраций;
- чтение сказок, стихов;
- разучивание игры «Дрема», народных подвижных игр, дидактических игр;
- заучивание с детьми стихотворений, потешек, пословиц, частушек;
- детское художественное творчество.
- образовательная деятельность: ООД, беседы.
12. Презентация проекта:
- открытое мероприятие для воспитателей и родителей МАДОУ № 2 «Золотая рыбка».
План работы
№ | мероприятия | ответственный | |
1 | НОД: ОО «Познавательное развитие» – «Покров» (беседа) | Воспитатели группы | |
2 | Просмотр презентации «Покров» | Воспитатели группы | |
3 | Игровая деятельность – дидактическая игра «Найди отличия» | Воспитатели группы | |
4 | НОД: ОО «Физическое развитие» – русские и татарские народные подвижные игры. | Воспитатели группы | |
5 | НОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация «Укрась тюбетейку» | Воспитатели группы | |
6 | НОД: ОО «Познавательное развитие» «Батюшка Покров» | Воспитатели группы | |
7 | НОД: ОО «Речевое развитие» Чтение сказания «ПОКРОВА» | Воспитатели группы | |
8 | НОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Ручной труд, работа с нитками «Кукла-оберег» | Воспитатели группы | |
9 | Музыкальное развлечение «Покров день» | Воспитатели группы, музыкальный руководитель | |
Родители как участники образовательных отношений | |||
1 | Помощь в подборе поговорок, пословиц об осенних месяцах, о Покрове. | ||
2 | Помощь в подборе иллюстраций, фото и репродукций картин, посвященных празднику. | ||
3 | Консультация «Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник» | ||
4 | Консультация «Как встречали Покров на Руси» | ||
5 | Участие родителей в музыкальном развлечении «Покров день» |
Реализация проекта
Развлечение «Покров день»
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Предварительная работа: Разучивание песен, хороводов, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.
Оборудование: оформление в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка), деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.
Ход развлечения
Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод.
Ведущая: Здравствуйте люди добрые.
Гости, дорогие!
Вам ли сегодня по домам сидеть,
Да в окно глядеть,
Грустить да печалиться!
Ребенок: Рады вас видеть у себя в гостях.
В нашей горнице дома русского!
Здесь для вас гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
По православному «Покров» называется.
Будем веселиться, да радоваться.
1 ребенок: Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!
2 ребенок: Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня молодку платком!
3 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.
Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье. Не скучай народ – заводи хоровод.
Дети заводят хоровод и поют «Ходит Ваня».
Ведущая: (садится на лавочку) «Сядем рядком да поговорим ладком! » - хорошие слова, добрые. А разговор я начну с загадки: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?»
Дети и родители: Осенью.
Ведущая: Правильно, осенью. Поэтому наши посиделки называются осенними: птицы со двора, опенки у пня – наступила осенняя пора. А кто-нибудь из вас знает, как народ в старину называл осень? Осень – перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сопит, сверху льет, снизу метет. Давайте с вами вместе вспомним осенние месяцы и дружно хором скажем.
Дети и родители: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ведущая: Послушайте, что я вам расскажу про каждый месяц осени. Сентябрь- это «хмурень»: холодает, чаще идут дожди. У осени много примет. Я, например, знаю – много рябины к дождливой осени и сильным морозам. Может еще кто - то знает, и сейчас нам расскажет?
Родители называют приметы сентября месяца.
Ведущая: Молодцы папы и мамы, про сентябрь вы знаете, а теперь давайте все вместе про октябрь послушаем. Октябрь – это предзимье: где листиком прикроет землицу, а где снегом. А еще его называют – «листопадник». Как вы думаете, ребята, почему?
Дети: Листья с деревьев опадают.
Ведущая: Правильно ребята, уже многие деревья сбросили листву, и птицы стаями улетают на дальние края. Как говорится, с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся. Пришел к нам октябрь-батюшка. Принес с собой наш любимый праздник – Покров! А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?
Дети: Расскажи, Хозяюшка!
Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)
Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.
Ребенок: Гриб, гриб, Грибовой,
Мы возьмем тебя с собой:
Волнушки в кадушки,
Сморчки - в бурачки,
Опенки - в бочонки,
Грузди – в кузовки.
(стихи для перехода к частушкам «Грибные частушки» в исполнении детей)
Дети исполняют частушки «Грибные частушки».
Ведущая: Про сентябрь и октябрь мы вспомнили, а вот про ноябрь чуть не забыли. Ноябрь- одиннадцатый месяц в году. Назывался он так же «листогноем» - от чахнущих листьев и «груднем». В ноябре опадали последние листья, и на большей территории России устанавливалась настоящая зима. Приметы ноября то же связаны с зимой. Может, ребята, кто-то из ваших пап или мам знает приметы ноября? Давайте у них спросим?
Родители по очереди называют приметы:
. Утром иней на деревьях - к морозам, туман к оттепели;
. Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой;
. В ноябре зима с осенью борются;
. В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать;
. Комары в ноябре - быть мягкой зиме;
. Кто в ноябре не зябнет тот, тот и в декабре (январе) не замерзнет;
Ведущая: Молодцы, мамы и папы! Какие у нас сегодня гости, ребята, активные внимательные и очень много знают. А теперь отгадайте мою загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает!
Дети: Печка.
Ведущая: В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров!» Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»
2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья
3 ребенок: Дело мастера боится.
4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!
6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье!
7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!
Ведущая: А я вам сейчас и другую пословицу напомню « Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про Дрему, конечно!
«Дрема» - инсценированная игра
Ведущая: Вот спасибо, чуть сами с Дремой не уснули! Что же делать, какую бы нам игру придумать, чтобы проснуться и расшевелиться.
Дети: Дождик!
Песня «Дождик гуляет»
Ведущая: Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки по Покров Батюшку.
Частушки в исполнении родителей.
Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро – скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.
Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!
Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь.
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала -
Надломила спинушку.
Ведущая: В старину то было стародавнюю, небылицы, небывальщины. А сейчас я вам загадаю еще загадку, а, вы, послушав, отгадывайте: «Меня бьют, колотят, режут, ворочают. А я все терплю и всем добром плачу». ( земля) Конечно, же земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
Песня «Хоровод овощей»
Ведущая: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной!
Стихи об осени читают дети.
Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!
Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.
Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпенье -
Всем угощенье!
Мы пирог поели,
Еще захотели!
Ведущая: Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков. А сейчас гости дорогие, девицы пригожие, приглашаю вас на чай душистый! А прежде чем отправиться на чаепитие, порадуйте хозяйку русским переплясом.
Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо»
«Подари березка»
Ведущая: Гость доволен - хозяин рад! Милости просим за стол отведать пирогов.
Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/28/picture-14292.jpg)
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218531-1362887206.jpg)
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114894-1549775365.jpg)
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1019933-1549385623.jpg)
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987504-1513525669.jpg)
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-191526-1516125646.jpg)
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...