Открытое занятие "Приобщение детей к русским народным семейным традициям"
план-конспект занятия (старшая группа)

Забатурина Ирина Александровна

Открытое занятие "Приобщение детей к русским народным  семейным традициям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i.a.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Вос-ль:

 Дети давайте поприветствуем гостей

1 реб.

Здравствуйте люди добрые

2 реб .

Если величать так на пороге встречать

1реб.

Добро пожаловать к нам в гости.

Милости просим.

2 реб.

Для каждого найдется доброе словечко.

3 реб.(девочка держит хлеб-соль на рушнике)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

4 реб.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

С караваем соль подносим

Поклонясь отведать просим.

(Дети вручают хлеб-соль гостям, кланяются в пояс)

Вос-ль:

Ребята,а я хочу пригласить вас на посиделки.

_Проходите гости дорогие!

Рассаживайтесь поудобнее!

Милости просим, пожалуйте в гости!

Заходите, не пожалеете, если время имеете!

В нашем доме гостем будь,

Потрудитесь отдохнуть!

Посиделки ждут гостей,

Заходите поскорей!

   Ребята, а вы никогда не задумывались почему люди ходят в гости?

(Ответы детей. Навестить родственников, поделится новостями, побеседовать, повеселится, отдохнуть, попить чая из самовара).

Вос-ль:

Вовсе времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей. Красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения.

Гостей встречали хлебом –солью, кланялись в пояс. Гости отламывали маленький кусочек хлеба макали в соль и кушали.

Усаживали гостей в красный угол-самое красивое и удобное место в комнате. Пили чай из самовара –пели песни, танцевали, водили хороводы.

Вот и сегодня мы встретили гостей соблюдая традиции русского гостеприимства с хлебом и солью, а сейчас ребята встаем все в хоровод.

(Дети танцуют хоровод).

Вос-ль:

Рассаживайтесь удобнее, чтобы поделится друг с другом и с нашими гостями своими семейными традициями.

Слайд №2

Дети, посмотрите на экран, там нарисован хитрый ребус.

Нам нужно его отгадать, кто мне скажет, что там нарисовано?

Дети :

(цифра 7 и буква Я)

Вос-ль:

Если прочитать ребус какое слово получится?

 Правильно, получилось слово «Семья»

 Молодцы, ребята!

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и конечно же- традициями.

Слайд №3

(Картинки современная и старинная семья)

Вос-ль:

Посмотрите на эти картинки внимательно, что на них изображено.

Дети: семья.

Вос-ль:

Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга?

(Наводящими вопросами, воспитатель помогает вывести ответы детей на понятие, современная и старинная семья).

Почему вы решили, что современная семья?

Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину?

(Ответы и рассуждения детей).

Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о таких дружных семьях.

(Дети говорят пословицы).

  1. «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
  2. «Вся семья вместе, так и душа на месте».
  3. «Дерево держится корнями, а человек семьей».
  4. «Человек без семьи, что дерево без плодов».
  5. «В родной семье и каша слаще».
  6. «Отец и мать цены не имеют»

Вос-ль:

Ребята я сейчас прочитаю стихотворение, а вам нужно будет посчитать, сколько человек в этой семье?

Послушайте вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Так мама, папа есть у нас в дому

А самый младший Я.

(6 человек в этой семье)

Физминутка:

 «Семейная зарядка»

Мы с вами ребята проделали большую работу чтобы узнать- что такое «семейные традиции», кто такие члены семьи и почему ими так дорожат.

Слайд № 4

Известно у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники живой воды, и могучее дерево, уходящее ветвями высоко в небо, а корнями- глубоко в землю.

В каждой семье- своя сокровищница традиций, которая передавалась детям в наследство.

Ребята, в этом сундуке- символы семейных традиций. Одна из старших традиций в наших семьях – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево.

Вы тоже с родителями составили родословную своей семьи.

(Дети рассказывают о своей семье, демонстрируя на экране дерево с родословной).

Вос-ль:

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения маленьких к общим семейным традициям.

У одних -это воскресные в город (в парк, зоопарк, дельфинарий).

У других - семейного пикника.

У третьих утренняя «пятиминутка» за завтраком где дают поручения на весь день и напутствуют друг другу добрыми словами.

А стол в русской традиции- это не только место, «для пирогов» а еще и чтение вслух книг для всей семьи, игры в лото, разбор семейных фотографий и много другое, что каждая семья придумывает сама.

 Ребята кто хочет рассказать о своих семейных традициях по фотографиям. (Рассказ детей по фотографиям).

В каждой русской семье очень уважительно относятся к христианским праздникам и праздновали их всей семьей.

Я сейчас буду описывать праздники, а вы ребята должны будете угадать что это за праздник.

  1.  Самый главный традиционный семейный праздник- наряжают елку всей семьей, ждут Деда Мороза, получают подарки. (Новый год).
  2. Дети, собравшись небольшими группами, заходят в каждый дом славя чудо рождения спасителя мира, поют короткую молитву «Рождения Христа божия нашего» и получают взамен сладости и денежки. (Рождество).
  3. Катаются на лошадях по селу, жгут чучело из соломы, пекут блины. (Масленица).
  4. Родители пекут куличи, делают пасху, красят яички. Дети с корзинками по улице ходят христосоваются и им дают крашеные яички и конфеты. (Пасха).

Вос-ль:

 Молодцы правильно назвали все праздники.

В каждом доме он живет

Дом исправно стережет.

Знает он вас всех с пеленок-это Кузя, домовенок.

Ребята, как вы думаете, кто такой домовой?

(Ответы детей).

Издавна бытует такая легенда,

Что в каждом доме живут домовые,

Они охраняют жилище, но их никто на видит.

Взрослые называют, а маленького-домовенком.

А вы хотите увидеть домовенка?

Дети: Да.

Вос-ль:

А сейчас ребята давайте закроем глаза.

(Звучит музыка, из-за печки появляется Кузя).

Кузя

Я за печкою живу, с вами дети я дружу

Я хозяйке помогаю, всех гостей я развлекаю

Я за печкою сижу, иногда слегка грущу.

А вообще, удалой лучший в мире домовой.

Вос-ль:

Проходите Кузя на наши посиделки, присаживайтесь на печке.

Кузя а у тебя есть семья.

Кузя

Моя семья там, где я живу

Вот живу я в д/сад «Теремок»

Вы моя большая семья.

А с собой я принес свой волшебный сундучок.

Сундучок я открываю

(звучит музыка из сказки)

 и загадки загадаю.

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ

 Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает.

Кто сестренку или брата

А узнать вам деда с бабой-

Вовсе думать- то не надо.

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья!

Вместе вы-одна семья!

(Кузя загадывает загадки).

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья?

Ваша дружная…(семья).

2. кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо

-Всех милее наша…(мама).

3. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой.

Строит, трудится наш…(папа).

4.Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

 Вкусные оладушки?

 Ну конечно…(бабушки).

5.Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей

Уважал простых людей?

На пен6сии уж много лет

Нестареющий наш ...(дед)

6.Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный, мальчишка-

Это младший мой…(братишка)

7.Кто любит и меня и братся,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя старшая…(сестренка).

Вос-ль:

Кузя, а что у тебя еще есть в сундучке.

Кузя:

Сейчас посмотрим

(звучит музыка, Кузя достает из мешка оберег).

Раньше, ребята в каждой семье была традиция

Покупать или мастерить своими руками оберег семьи и дома.

Тряпичная кукла -  удача и достаток в дом.

Горшочек - богатство, достаток.

Подкова – Приносит счастья, оберегает от бед и порчи всех, кто в доме этом живет.

Да и сейчас в некоторых семьях хранят такие обереги.

Вос-ль:

Ребята, а давайте и мы с вами сделаем, оберег.

Пройдемте к столам, занимайте свои рабочие места. Перед вами заготовки из соленого теста, а вам нужно будет их раскрасить. Приступайте к работе.

(Самостоятельная работа детей, помощь, поощрения воспитателя).

Подведение итогов.

1.вам понравилось занятие.

2.С какими семейными традициями мы с вами познакомились?

3.Для чего нужны традиции?

Ответы детей (Чтобы жить было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной)

Вос-ль:

А теперь я предлагаю завершить наше занятие чтением стихотворения:

Семья-это счастья, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу.

Семья-это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные даты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание детей в русских народных традициях"

Консультация для воспитателей...

Доклад "Приобщение детей к русским народным традициям"

Духовно-нравственное воспитание у детей...

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.Нравственно-патриотическое воспитание....

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...