Статья «Развитие речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях»
статья
Статья «Развитие речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях»Игры – драматизации - прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях.
Современная система дошкольного образования направленна прежде всего на самораскрытие ребёнка, его самореализацию, максимальное обогащение личностного развития. Немалые возможности в развитии способностей и творческого потенциала ребёнка во взаимоотношениях с другими детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная деятельность. Этот вид детского творчества близок и понятен детям, присущ им, так как связан с игрой. Игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованные представления прививают ребенку устойчивый интерес к своим истокам, корням, к родной культуре. Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). В игре формируется такое качество личности ребенка как умение общаться с окружающими. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций.
Видами игры - драматизации являются: - Имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - Ролевые диалоги на основе текста; - Основных эмоций человека; - Инсценировки произведений; - Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).
Использование игры - драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий: - Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного)развития деятельности; - Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей). Основными методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются: - Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов) - Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) - Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.
Репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психо -речевого развития детей, материалом для игр-драматизаций служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи. Разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, встать на место как положительного, так и отрицательного героя, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. Предложить детям порассуждать, как ведут себя герои в литературном произведении, нравится ли им это поведение, что можно изменить; как будет выглядеть постановка сказки, если поменять местами положительных и отрицательных персонажей, место, время действия, обстоятельства. Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.
Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи - уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание.
Игры – драматизации - прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Развитие речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях.
Современная система дошкольного образования направленна прежде всего на самораскрытие ребёнка, его самореализацию, максимальное обогащение личностного развития. Немалые возможности в развитии способностей и творческого потенциала ребёнка во взаимоотношениях с другими детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная деятельность. Этот вид детского творчества близок и понятен детям, присущ им, так как связан с игрой. Игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованные представления прививают ребенку устойчивый интерес к своим истокам, корням, к родной культуре. Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). В игре формируется такое качество личности ребенка как умение общаться с окружающими. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций.
Видами игры - драматизации являются: - Имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - Ролевые диалоги на основе текста; - Основных эмоций человека; - Инсценировки произведений; - Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).
Использование игры - драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий: - Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного)развития деятельности; - Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей). Основными методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются: - Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов) - Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) - Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.
Репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психо -речевого развития детей, материалом для игр-драматизаций служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи. Разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, встать на место как положительного, так и отрицательного героя, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. Предложить детям порассуждать, как ведут себя герои в литературном произведении, нравится ли им это поведение, что можно изменить; как будет выглядеть постановка сказки, если поменять местами положительных и отрицательных персонажей, место, время действия, обстоятельства. Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.
Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи - уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание.
Игры – драматизации - прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии
Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...
«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»
К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...
Педагогическая мастерская развивающих игр на развитие интеллектуально-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста
Проблема взаимосвязи речи и мышления,его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом логопедии. Развитие связной речи детей опирается на формировани...
Педагогическая мастерская развивающих игр на развитие интеллектуально-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста
Презетация опыта работы по практическому применению интеллектуальных игр А.З.Зака, адаптированных для детей дошкольного возраста с ОНР....
Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"
Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...
Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».
Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...