Программа дополнительного образования "Земля- наш общий дом"
методическая разработка

Организация кружковой работы по экологическому образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nash_obshchiy_dom_programma.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрация городского округа «Город Калининград»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад № 86

Программа рассмотрена и одобрена

на совете педагогов

 от   ____________201        г.                                                                Утверждаю:

                                                                                                                 Заведующая МДОУ ЦРР д/с №86

протокол № ___                                                                                       Власюк Л.Н.

                                                                                                                  _________________

                                                                                                                 «____»________201  г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Земля – наш общий дом»

по формированию экологических представлений и естественно – научных представлений у дошкольников.

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года.

      Автор-составитель:

Матвеева Ольга Ивановна,

воспитатель,

первая квалификационная категория.

.

г.Калининград

2019

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Земля –наш общий дом » имеет познавательную направленность по формированию экологических представлений и естественно – научных представлений у дошкольников.

 Актуальность программы.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

Дети очень любят экспериментировать, так-так им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям ребенка. Познавательно-исследовате.льская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Познавательно – исследовательская деятельность многогранна - это тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, подобран демонстрационный материал, художественная литература, в уголке природы есть мини- лаборатория.

Отличительная особенность программы заключается в том что:

  • У детей прививается интерес к различным формам познавательно- исследовательской и творческой деятельности, посвященных миру живой и неживой природы.
  •  В данной программе уделяется внимание аспектам сезонных изменений в природе, предлагаются темы, тесно связанные с тремя сезонами: осенью, зимой, весной.
  • Подобран материал по приметам и явлениям природы, народным традициям экологической направленности, по экспериментированию, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная  программа познавательной направленности «Земля наш общий дом» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). К занятиям допускаются все желающие дети.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – программа рассчитана на 2 года обучения: 36 часов - старшая группа, 36 часов- подготовительная группа.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор детей в группы осуществляется из детей МАДОУ ЦРР д/с № 86 по заявлению родителей.  

Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 10 -12  человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6–лет –25 минут, 6-7 лет 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она, предполагает занятия по формированию экологической культуры и бережного отношения к природе, развитию любознательности, познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Дети смогут дать волю фантазии, получить положительные эмоции, получить удовольствие от выполняемой деятельности и полученного результата. 

Практическая значимость:

Работа по данной программе позволит детям развить наблюдательность и познавательную мотивацию,  воображение и творческую активность, сформировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель программы: формирование основ экологических и естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста, формирование личности ребенка с экологически ориентированным сознанием, целостно воспринимающим окружающий мир.

Задачи программы: 

1.развитие отношения к природе, как нашему общему дому, переживание себя как части природы,

2.форимирование адекватных представлений о взаимосвязях в природе,

3.формирование системы и навыков экологически целесообразного поведения в природе,

4.расширение представления детей о естественных науках, таких как география, астрономия, физика.

5.развивать исследовательскую и опытно – экспериментальную работу с детьми,

6.развивать интерес детей к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирование.

7.формировать опыт применения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Принципы отбора содержания.

  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  • личностно- ориентированное взаимодействие и творческое сотрудничество детей и педагогов.

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

Основные формы и методы.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; наблюдения и опыты, игры, конкурсы, соревнования и другие.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -36(с сентября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Планируемые результаты.

  • сформировать у детей ту систему ценностей, знаний и практических навыков, которые позволят им жить в более гармоничных отношениях с окружающей средой, научить их ценить и беречь природу родного края.
  •  Развить эстетическое восприятие природы и творческое воображение.
  • Научить детей не следовать готовым штампам, образцам, а искать как можно больше собственных решений, развивать в детях самостоятельность мышления, познавательные интересы.
  • Развитие  коммуникативных способностей , навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
  • открытое занятие для родителей

Механизм оценивания образовательных результатов.

Дети по программе не оцениваются

Учебный план (старшая группа)

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.Времена года.

0,25

0,75

1

2.Метеорологическая станция.

0,25

0,75

1

3.Мы – ветры.

0,25

0,75

1

4.Облака.

0,25

0,75

1

5.Экологическая акция – всемирные дни наблюдения птиц.

0,25

0,75

1

6.Золотая осень.

0,25

0,75

1

7.Экскурсия в парк «Южный».

0,25

0,75

1

8.Крылатые семена.

0,25

0,75

1

9.Экспериментирование. Наш помощник – дождевой червь.

0,25

0,75

1

10.Внимание, грибы!

0,25

0,75

1

11.Творческая мастерская. Рисование «Осенние птицы».

0,25

0,75

1

12.Творческая мастерская. Аппликации и поделки из природного материала.

0,25

0,75

1

13.Флора и фауна.

0,25

0,75

1

14. Берегите лес.

0,25

0,75

1

15.Кто живет в водоеме.

0,25

0,75

1

16.Санитары леса- муравьи.

0,25

0,75

1

17.Птицы в природе.

0,25

0,75

1

18. Верни природе красоту. Занятие по теме ТБО.

0,25

0,75

1

19.Чудеса для людей из ненужных вещей.

0,25

0,75

1

20.Правила поведения в природе и техника безопасности.

0,25

0,75

1

21.Как организовать подкормку птиц. Изготовление кормушек из подручного материала.

0,25

0,75

1

22.Наши пернатые друзья зимой.

0,25

0,75

1

23.Выпуск стенной газеты «Поможем зимующим птицам».

0,25

0,75

1

24.Экспериментирование.

Свойства снега и льда.

0,25

0,75

1

25.Чтение сказки Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

0,25

0,75

1

26.Творческая мастерская. Аппликация «синички».

0,25

0,75

1

27.Ранняя весна.

0,25

0,75

1

28. Весенний календарь

0,25

0,75

1

29.Что такое первоцветы?

0,25

0,75

1

30.Творческая мастерская. Рисование «Защитим первоцветы».

0,25

0,75

1

31.Практическое занятие. Наблюдение за первоцветами.

0,25

0,75

1

32.В гостях у Мухи-Цекотухи.

0,25

0,75

1

33.В гостя у лесовика.

0,25

0,75

1

34.Вырастим семена.

0,25

0,75

1

35.Лекарственные растения.

0,25

0,75

1

36.В гостях у Феи Природы.

0,25

0,75

1

Учебный  план. (подготовительная группа)

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

теория

практика

всего

1.

Астрономия для малышей.

1. Что такое астрономия?

0,25

0,75

1

2.Звезды.

0,25

0,75

1

3.Луна.

0,25

0,75

1

4.Сонце.

0,25

0,75

1

5.Солнечная система.

0,25

0,75

1

6.Время.

0,25

0,75

1

7.Будем космонавтами.

0,25

0,75

1

8.Экскурсия в планетарий.

0,25

0,75

1

9.Творческая мастерская. Путешествие в космос(рисование).

0,25

0,75

1

2.

География для малышей.

10.Глобус и карта.

0,25

0,75

1

11.Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия – материки.

0,25

0,75

1

12.Океаны.

0,25

0,75

1

13.Ландшафт.

0,25

0,75

1

14.Пустыня.

0,25

0,75

1

15.Каменная одежда земли.

0,25

0,75

1

16.Природные явления. Извержение вулкана.

0,25

0,75

1

17.Полезные ископаемые.

0,25

0,75

1

18.Каменный уголь.

0,25

0,75

1

19..Глина и торф.

0,25

0,75

1

20.Города и страны.

0,25

0,75

1

21.Путешествие по родной стране.

0,25

0,75

1

22.Определение сторон света.

0,25

0,75

1

3.

Физика для малышей.

23.Научные изобретения. Наука вокруг нас.

0,25

0,75

1

24.Вещество. Из чего состоят предметы?

0,25

0,75

1

25.Из чего что сделано?

0,25

0,75

1

26.Что тяжелее? Вес предметов.

0,25

0,75

1

27.Волшебная капля воды.

0,25

0,75

1

28.Круговорот воды в природе.

0,25

0,75

1

29.Воздух – таинственный невидимка.

0,25

0,75

1

30.Атмосферное давление.

0,25

0,75

1

31.Свойства магнита.

0,25

0,75

1

32.Свойства дерева.

0,25

0,75

1

33.Янтарь.

0,25

0,75

1

34.Волшебное электричество.

0,25

0,75

1

35.Волшебный лучик.

0,25

0,75

1

36.Свет и тень.

0,25

0,75

1

Общее количество учебных часов- 72.

Содержание программы. (старшая группа)

Тема

занятия

Задачи занятия

Методы и приемы

Оборудование

Количество часов

1.

2.

3.

1.

Времена года.

Закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года. Наладить с детьми регулярные наблюдения за погодой. Ввести условные обозначения природных явлений.

Беседа,

Наблюдения,

Постановка вопросов проблемного характера

Плакат «Времена года», лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры.

1

2.

Метеорологическая станция.

Познакомить детей с профессией метеоролога, Обсудить и изготовить вместе с детьми простейшее метеорологическое оборудование (Флюгер, ветряк, осадкомер).

Беседа,

Проблемные вопросы, практическая работа

Иллюстрации, самодельное оборудование- ветряк, флюгер, осадкомер и детали для их изготовления

1

3.

Мы – ветры

Обсудить с детьми природное явление – ветер, познакомить детей с причинами его возникновения, с ролью ветра в жизни живых организмов, в том числе и человека. Провести опыты «Какая сила у ветра?»

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, экспериментальная деятельность

Иллюстрации (ураган, смерч, буря), бумажные кораблики. сосуды с водой

1

4.

Облака..

Познакомить детей с природным явлением – образование облаков, туч. Провести опыты с воздушными шариками. «Гром и молния».

Беседа, проблемные вопросы, экспериментальная деятельность

Иллюстрации облачного неба, воздушные шарики, краски, альбомные листы.

1

5.

Экологическая акция – всемирные дни наблюдения птиц.

Познакомить детей с историей экологической акции «Всемирные дни наблюдения птиц». Провести беседу с детьми о тех птицах, которые им запомнились при наблюдениях. Провести обработку анкет.

Беседа, практическая работа

Плакат «Всемирные дни наблюдения птиц»

1

6.

Золотая осень.

Познакомить детей с осенними изменениями в природе. Научить пользоваться нарисованными схемами – моделями при составлении описательного рассказа о явлениях природы.

Беседа, проблемные вопросы, игра

Нарисованные модели природных явлений, муляжи грибов, гуашь, кисти, альбомные листы.

1

7.

Экскурсия в парк «Южный».

Прививать детям бережное отношение к природе и терпимость ко всему разнообразию организмов – будь то птица или слизень. Вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

Наблюдения, самостоятельная поисковая деятельность

Фотоаппарат

1

8.

Крылатые семена.

Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные крылышки для переноса ветром. Рассказать о роли ветра в жизни растений . сравнить летающие и нелетающие семена.

Наблюдения, практическая работа

Гербарий семян, демонстрационный материал «Деревья»

1

9.

Экспериментирование. Наш помощник – дождевой червь

Провести беседу о проблеме мусора, как об одной из острейших проблем населенных пунктов. Провести опыт, показывающий, чем отличается мусор от естественных отходов, являющихся частью природного цикла.

Беседа, проблемные вопросы, практическая работа

Аквариум, мусор из естественных отходов (листья, веточки, очистки фруктов, овощей), камешки, песок, земля, газеты, полиэтилен, 2 дождевых червя

1

10.

Внимание, грибы!

Познакомить детей с царством грибов, объяснить детям, что многие грибы ядовиты и отличить съедобный гриб от ядовитого сложно. Познакомить с правилами безопасности.

Объяснительно-иллюстративный метод, игровая деятельность

Плакат«Грибы», муляжи грибов.

1

11.

Творческая мастерская. Рисование «Осенние птицы».

Учить детей изображать птиц в полете. Отметить особенности строения птиц. обратить внимание на окраску птиц. Развивать творческие способности детей. Провести выставку работ.

Рисование по представлению. Продуктивная деятельность.

Белые альбомные листы, акварельные краски, кисти, емкости с водой

1

12.

Творческая мастерская. Аппликации и поделки из природного материала.

Развивать творческие способности детей, воображение,  самостоятельность в принятии решения о выборе выразительных средств для создания композиции из природного материала.

Творческое задание. Продуктивная деятельность.

Засушенные листья и семена растений. шишки, веточки, камешки, клей, салфетки, клеенка.

1

13.

Флора и фауна.

Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров

Метод драматизации

Карта «Путешествие в живую природу»; предметные картинки: птицы, рыбы, животные, насекомые, цветы; плакаты «Части растения»; изображения Флоры и Фауны как персонажей

1

14.

Берегите лес.

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

Беседа, проблемные вопросы, дидактическая игра

картины леса,  фигурки животных, буклет “Правила поведения в лесу”, картинки для коллажа леса, дидактическая игра “Кто живет в лесу”, запись голосов птиц, большой лист ватмана, краски, карандаши, клей.

15.

Кто живет в водоеме?

Продолжать знакомить с водоёмом; осваивать действия использования и построения моделей взаимосвязи животных, растений и условий жизни на примере водоёма.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Предметные картинки «Сообщество водоем», схемы - модели

1

16.

Санитары леса – муравьи.

Формировать интерес к жизни муравьев, уважения и бережного отношения к этой жизни. Показать роль муравьев в комплексе природных связей. Вызвать у детей ощущение причастности к природе. Развивать познавательные способности

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, игра

Эмблемы о правилах поведения в лесу. Плакат «Муравьи»

1

17.

Птицы в лесу.

Формировать у детей знания о последствиях исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц. Уточнять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни.

.

Проблемно-познавательный (логические задачи, выведение правила); исследовательский, поисковый (самостоятельное добывание знаний через моделирование); практический (дидактические игры); наглядный; игровой

Фланелеграф, модели, дидактические картинки, перо, коробочка, бумага, карандаши.

1

18.

Занятие по теме ТБО -  «Верни природе красоту».

Провести с детьми беседу о проблеме бытовых отходов, рассказать, откуда берется мусор, каким он бывает, куда девается и какое влияние он оказывает на окружающую среду. Учить детей бережно относиться к природным ресурсам.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Полиэтиленовые пакеты, газеты, разного вида упаковка, поломанные игрушки и т.п.

1

19.

Чудеса для людей из ненужных вещей.

Рассказать детям о вторичном использовании вещей – продлеваем жизнь старым вещам. Изготовить с детьми поделки, украшения, вещи, применяемые в быту. Организовать выставку «Чудеса для людей из ненужных вещей».

Беседа. Продуктивная деятельность. Изготовление поделок

Разного рода упаковка, коктельные трубочки, фантики и т.п. клей, скотч, пластилин, салфетки, клеенка.

1

20.

Правила в поведения в природе и техника безопасности

Провести беседу с детьми о правилах поведения в природе и о технике безопасности. Познакомить детей с экипировкой юного туриста.

Беседа, практическое занятие

Буклет “Правила поведения в лесу”, туристическая экипировка (рюкзак, палатка, компас)

1

21.

Как организовать подкормку птиц зимой.

Познакомить детей с разными способами подкормки конкретных видов птиц. Изготовление кормушек из подручного материала.

Объяснительно-иллюстративный метод, творческое задание

Плакат «Птицы на кормушке», лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, календарь наблюдений за зимующими птицами.

1

22.

Наши пернатые друзья зимой.

Воспитывать интерес к природе, обобщать знание детей , полученные при наблюдении за птицами, отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Уточнить названия зимующих птиц. Вызвать желание помочь пернатым друзьям.

Объяснительно-иллюстративный метод, игра, продуктивная деятельность

Плакат «Птицы на кормушке»,д/игра «Сложи птицу», диск с записями голосов птиц, пластилин, салфетки, клеенка

1

23.

Выпуск стенной газеты «Поможем зимующим птицам».

Развивать творческие способности детей. Учить работать в группе, создавать коллективную композицию. Закрепить знания о зимующих птицах.

Творческое задание, продуктивная деятельность

Лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры

1

24.

Экспериментирование. Свойства снега и льда.

Закрепить представления детей об особенностях зимней погоды. Провести наблюдения: «Какой снег?», «Какой лёд?», Опыт по получению талой воды. Активизировать наблюдательность, мышление , внимание, воображение.

Беседа, наблюдения, экспериментальная деятельность

Ведро со снегом и льдом, тарелочки для детей, лейка, плакат «Время года – зима»

1

25.

Чтение сказки Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

Закрепить предшествующий чтению опыт живого общения с природой. Вызвать чувство сопереживания . Обсудить содержание сказки в форме беседы с детьми.

Образный пересказ сказки

Хрестоматия для чтения

1

26.

Творческая мастерская. Аппликация «Синички».

Развивать творческие способности детей. Учить детей изображать птицу аппликативным способом из отдельных частей, наклеивая частично одну деталь на другую.

Творческое задание, продуктивная деятельность

Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей. кисти, салфетки. клеенка, листы картона

1

27.

Ранняя весна.

закрепить и обобщить приметы ранней весны; обогащать представления детей о природе; развивать познавательный интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;

Объяснительно-иллюстративный метод

Плакаты «Ранняя весна» «Первоцветы», «»Обитатели леса»

1

28.

Весенний календарь.

Ввести систематизацию в организацию наблюдений  за природными явлениями весной. Создать большой настенный календарь, отражающий историю наступления весны. Активизировать наблюдательность, внимание, творческие способности.

Проблемные вопросы, продуктивная деятельность, коллективная работа

Лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, фотографии

1

29.

Что такое первоцветы?

Познакомить детей с первыми весенними цветами – первоцветами по ботаническим определителям и атласам растений. Показать , насколько ранима природа и как важно бережно относиться к ней.

Объяснительно-иллюстративный метод

Ботанический определитель и атлас растений

1

30.

Творческая мастерская. Рисование «Защитим первоцветы».

Развивать творческие способности детей. Учить рисовать по представлению. Создать стенную газету для родителей «Охрана первоцветов». Учить детей коллективной работе.

Рисование по представлению

Белые альбомные листы, акварельные краски, кисти, емкости с водой, лист ватмана, клей

1

31.

Практическое занятие. Наблюдение за первоцветами.

Обратить внимание детей на самые различные природные явления , сопутствующие приходу весны. Зафиксировать результаты наблюдений: какие виды цветут, какие животные встречены. Прививать бережное отношение к природе.

Наблюдения, организация самостоятельной поисковой деятельности

Лупы, фотоаппарат

1

32.

В гостях у Мухи Цокотухи.

Продолжать прививать детям любовь к живой природе, ознакомив их с  загадками, потешками, попевками о насекомых; стараться вызывать у детей эмоциональный отклик .

Музыкально-театрализованное представление (инсценировка сказки)

Фонограммы :Русские народные попевки: «Пчёлки», «Божья коровка», «Муха», «Паук».

Русские народные песни: «Я на горку шла», «Как у наших у ворот».

1

33.

В гостях у лесовика.

 Обогащать знания детей о лесе. Закладывать основы экологической культуры. Ознакомить с обитателями леса и растениями; рассмотреть иллюстраций леса в разные времена года;

Объяснительно-иллюстративный метод ,заучивание стихотворений о природе; разгадывание загадок.

Две картины изображающие два царства; шапочки животных и птиц для детей; шапочка Лесовичка, картинки – схемы по правилам поведения, два набора разрезных картинок, корзинка и природным материалом, макеты деревьев и цветов, фонограмма “Шум леса”.

1

34..

Вырастим семена

Закрепить знания детей о растениях и воздухе; познакомить детей с новым свойством воздуха (расширение воздуха); учить понимать цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя; учить во время опытов соблюдать правила безопасности;

Объяснительно-иллюстративный метод, экспериментирование

Карточки “цикл развития растения”, стаканчики с мыльным раствором, трубочки, семена, стаканчики с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой – по количеству детей; спички, свеча, банка с водой, банка

1

35.

Лекарственные растения.

Закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав

Рассказ воспитателя, сказочный персонаж, рассматривание иллюстраций лекарственных трав.

Корзинка, сушеные растения, “Колобок”, чай с лекарственными травами, брикеты с чаем.

1

36.

В гостях у Феи Природы.

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

Сюрпризный момент, показ, анализ.

Демонстрационный материал: “Деревья”, “Цветы”, “Дикие животные”, “Насекомые”, “Домашние животные”, “Времена года”, карты-схемы, обручи, карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов), кассета с записью, шапочки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая шапочка – яркая).

1

Итого – 36 часов.

Содержание программы. (подготовительная группа)

Тема

Задачи занятия

Методы и приемы

Оборудование

Количество часов

1.

2.

3.

4.

1.

Что такое астрономия?

Познакомит детей с новой для них наукой астрономией. Дать понятие о том, что астрономия – это наука , изучающая небесные тела: звезды ,планетах и их спутники

Объяснительно-иллюстративный метод, опыт

Иллюстрации «земля», «солнце»,«луна»;глобус,настольная лампа

1

2.

Звезды.

Провести беседу «Чем отличается небо днём и ночью?». Чтение для детей легенды о Млечном пути.

Объяснительно-иллюстративный метод, опыт

книга«Астрономия в картинках», «Мой первый атлас»,картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги,настольная лампа

1

3.

Луна.

Рассказать детям о естественном спутнике Земли- Луне, о силе притяжения Земли, почему Месяц меняет форму

Объяснительно-иллюстративный метод, опыт

Книга «Астрономия в картинках», нитка, ластик

1

4.

Солнце.

Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей. Развивать логическое мышление и воображение детей.

Занятие- путешествие, игра

кукла Карлсон; картинки с космическим кораблём,разрезанные (для каждого из детей); цветные карандаши;листы для рисования с изображением солнца (по числу детей);кружочки желтой бумаги; мячи желтого цвета, пластилин желтого цвета

1

5.

Солнечная система.

Закрепление первоначальных элементарных представлений о строении солнечной системы.Дать представление о названиях и символике созвездий.

Объяснительно-иллюстративный метод

Маски с изображением планет солнечной системы;магнитофон,аудиозапись космической музыки; плакаты с изображением звёздного неба, тонированные листы бумаги; кисти; черная гуашь.

1

6.

Время.

Дать детям знания о том, как раньше определяли время. Вызвать интерес к понятию “время”. Закрепить представление об изменении продолжительности дня и ночи в течении осенне- зимнего периода.

Объяснительно-иллюстративный метод, психологическая разгрузка, развивающие игры, поощрение, опыт.

две корзинки; осенние листочки,алгоритмы пословиц; схемы “Вслед за солнышком”; “Река времени”.  Свеча,колокольчик.На каждого ребенка:дидактические игры “Круглый год”; “Сутки”.

1

7.

Будем космонавтами.

Знакомство с планетами Солнечной системы. Учить детей анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур, закрепить прямой (до 10) и обратный счет от 10, порядковый счет. Познакомить детей с организацией космического полета

Беседа, проблемные вопросы, игры

Изображения планет, солнца, звёзд. Наборы геометрических фигур (для каждого ребенка).Эмблемы, зеркальца, картинки одежды (куртка, комбинезон,скафандр, пальто). 

1

8.

Экскурсия в планетарий

Дать наглядное представление о звездном небе, Закрепить ранее полученные сведения о Солнечной системе

Объяснительно-иллюстративный метод, наблюдения

Оборудование планетария

9.

Творческая мастерская. Рисование на тему «Космос»

Развивать творческие способности детей, учить использовать смешанную технику при выполнении работ (рисование и аппликация)

Творческое задание

Альбомные листы, акварельные краски, кисти, емкости с водой, цветная бумага, ножницы, клей

1

10.

Глобус и карта.

Ввести понятия : «глобус», «карта», познакомить детей наглядно с картой и глобусом, найти с детьми материки и океаны..

Объяснительно-иллюстративный метод. Практическая работа

Глобус,  физическая карта мира

1

11.

Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.

Познакомить детей с материками, найти их на карте, выяснить на каком материке мы живем? Познакомить детей с яркими представителями растительного и животного мира материков.

Объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа

Глобус,  физическая карта мира, «Мой первый атлас»

1

12.

Океаны.

Познакомить детей с океанами, найти их на карте. Познакомить детей с яркими представителями растительного и животного мира океанов.

Объяснительно-иллюстративный метод

Глобус,  физическая карта мира, «Мой первый атлас»

1

13.

Ландшафт.

Ввести новые понятия – горы, равнины, холмы, низменности. Показать ,как они изображаются на физических картах.

Объяснительно-иллюстративный метод

Глобус,  физическая карта мира, макеты ландшафта

1

14.

Пустыня.

Расширить представления детей о пустыни, об особенностях животного и растительного мира пустынь; формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту.

Объяснительно-иллюстративный метод, опыт

Плакат «Пустыня», сухой и влажный песок, лупа

1

15.

Каменная одежда земли.

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; развивать у детей представления о самоценности природы.

Беседа-рассказ, практическая работа, опыт, игра

Плакаты, иллюстрации, “ящик ощущений”,коллекция камней, карта-план комнаты,глобус, физическая карта Земли, Луны, емкости с водой, молоток, краски,кисточки, салфетки.

16.

Природные явления. Извержение вулкана.

Познакомить детей с природным явлением- извержение вулкана, дать начальные представления о строении земного шара, провести опыт «Извержение вулкана», объяснить детям , чем опасно извержение вулкана

Объяснительно-иллюстративный метод,; дид. игра; моделирование

Плакаты, иллюстрации, фломастеры, альбомные листы, ст.банка, воронка, моющая жидкость, уксус, ложка, схема опыта

1

17.

Полезные ископаемые.

Рассмотреть с детьми коллекции полезных ископаемых. Обсудить, что можно сделать из песка, камня .

Наблюдения, объяснительно-иллюстративный метод.

Коллекции полезных ископаемых, песок

1

18.

Каменный уголь.

Познакомить детей со свойствами каменного угля ; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом

объяснительно-иллюстративный метод, экспериментирование

Посылка с каменным углём, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, модели,древесный уголь для рисования,листы бумаги,магниты, камень

1

19

Глина и торф

Расширить представление о полезных ископаемых (торфе и глине), об их свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных ископаемых. Развивать способности к поисковой деятельности:

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя, чтение, указания, педагогическая оценка. Наглядный метод.Элементарные опыты,моделирование .

Мешочки с торфом и глиной,коллекция полезных ископаемых; для каждого ребенка: карточка-схема, мерная ложка, лупа, стаканчик с водой, воронка, вата, тряпочки, поднос, цветные карандаши;

1

20

Города и страны.

Познакомить детей с многообразием стран, городов, народностей, населяющих нашу планету. Уметь находить на карте нашу страну.

Объяснительно-иллюстративный метод,

Политическая карта мира, глобус, сюжетные картинки «Национальности»

1

21

Путешествие по родной стране

Расширять представления о родной стране. Формировать представление о том , что наша огромная многонациональная страна называется Российская Федерация.( Россия)

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Карта России, государственный флаг, фотографии российских городов

1

22

Определение сторон света.

Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света: по кроне дерева; по мху и лишайнику; по муравейнику; по годовым кольцам; по Полярной звезде; с помощью Солнца; с помощью магнитной стрелки.

Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя,  указания, педагогическая оценка. Наглядные. Практические: элементарные опыты, моделирование .

Изображение солнца; глобус; модель компаса; компасы;магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей); на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник , звёзды

1

23

Научные изобретения. Наука вокруг нас.

Познакомить детей с понятиями и предметами : микроскоп, фотоаппарат, телескоп, термометр, глобус, компас. Обсудить назначение этих предметов.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, практическая работа

Микроскоп. глобус, компас, термометр, фотоаппарат, рисунок телескопа.

1

24

Вещество. Из чего состоят предметы?

Ввести понятия: вещество , твердое, жидкое, газообразное. Рассмотреть свойства вещества на конкретных примерах, обсудить опыт по переходу вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, опыт

Вода, лед, сосуды разной формы, твердые предметы, духи, блюдце с водой

1

25.

Из чего что сделано?

Познакомить детей о свойствами материалов и их использованием в жизни человека ( глина, метал, дерево, волокно). Провести опыт»Что плавает?»

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, опыт, дид.игра

Дид.игра «Из чего что сделано», образцы материалов, предметы

 из них

1

26

Что тяжелее? Вес предметов

Формирование у детей понятия о том, что различные материалы имеют свой вес. Обучение способам взвешивания предметов для установления их веса с последующей группировкой предметов по этому признаку.

Практическая работа с различными предметами, материалами, опыты. Словесные игры. Дидактическая игра «Чудесная коробочка».

Импровизированные весы; три круга разного цвета; три мешочка с материалами одного размера – металл, дерево, картон; два стакана, две ложки(дер.),лист бумаги,колокольчик,пластиковые шашки для игры, ширма.

1

27.

Волшебная капля воды

Ознакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода растворитель, Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Исследование, проблемные вопросы, игра, творческая работа

Иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги.

1

28

Круговорот воды в природе

 Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды; осваивать отдельные способы охраны природы

Беседа, проблемные вопросы, опыты

Плакат “Круговорот воды в природе ”;емкости для воды, спиртовка, пробирки; соль, сахар, крахмал; растительное масло;гуашь,кисточки,фильтры, воронки, песок, тряпочки,промокательная бумага).

1

29

Воздух- таинственный невидимка.

Расширить знания детей о воздухе, формировать правильное отношение к сохранению чистоты окружающей среды. Познакомить детей с понятием «воздух»; расширить их знания о его свойствах; научить элементарным опытам с воздухом.

Словесный, практический, проблемно – поисковый методы.

Полиэтиленовые пакеты.Воздушные шары. Стаканы.Миски.Пластилин. Палочка, нитки.Соломинки для коктейля. Вода простая и минеральная

1

30

Атмосферное давление

Познакомить детей с атмосферным давлением; учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами; продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

Словесный, практический, проблемно – поисковый методы.

Воронки с шариками,трубочки для коктейля, кружки с водой, минеральная вода,карандаши простые, лист белой бумаги, фломастер,полотенца, открытка, мыльная вода в стаканчиках

1

31

Свойства магнита

Познакомить детей с понятием “магнит”. Сформировать представление о свойствах магнита. Рассказать об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Словесный, практический, проблемно – поисковый методы.

Удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.Металл, пластмасса, резина, дерево, бумага,магниты, карандаши, таблицы .

1

32

Свойства дерева.

Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.  Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое) 

Сюрпризный момент, проблемные вопросы, опыты.

Образцы дерева, лупы, дневники наблюдений, металлические и деревянные предметы,спички, емкости с водой,тонированная бумага ,гуашь,опилки,молоточки, пила.

1

33

Янтарь.

Прочитать детям легенды и мифы о янтаре, «Миф о боге солнца – Гелиосе», «Миф о Фаэтоне». Познакомить детей с историей образования янтаря, коллекциями янтаря и изделиями из янтаря.

Объяснительно-иллюстративный метод, чтение

Книга «Мифы древней Греции», янтарь, изделия из янтаря

1

34

Волшебное электричество

Ввести понятие – статическое электричество .Познакомить с проявлением статического электричества и возможность снятия его с предметов. Дать первоначальные сведения о проводниках тока. Поговорить о правилах безопасности.

Объяснительно-иллюстративный метод, опыты

Воздушный  шарик. Пластмассовые расчески, бумага.

1

35

Волшебный лучик.

Познакомить детей со свойствами света, отражение и преломление на простых опытах

Словесный и практический методы. Проблемные вопросы.

Схемы опытов, фонарики , зеркала, стакан с водой, ложка, карандаш.

36.

Свет и тень

Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей. Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.

Объяснительно-иллюстративный метод, опыты, проблемные вопросы.

Куклы – “Свет”, “Тень»,черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, лампа настольная, фломастеры, листы бумаги.

1

Итого – 36 часов.

Календарный учебный график

Начало учебного года: 2.09.2019 г.

Окончание учебного год: 29.05 .2020 г.

Продолжительность учебного года по реализации программы:

-  36 учебные недели – с 2.09.2019 г. по 29.05..2020 г. (без праздничных дней).

- 36 учебных дней,

Летний оздоровительный период: с 1.06.2019 г. по 31.08.2020 г.

График каникул:

Зимние каникулы: 1,2,3,4,5,6,  и 8 января.

Летние каникулы: с 1.08.2019 г. по 31.08.2020 г.

Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2019-2020 учебный год:

- 6 ноября – День народного единства;

- 1,2,3,4,5,6, и 8 января – новогодние каникулы;

- 7 января – Рождество Христово;

- 23 февраля – День защитника Отечества;

- 8,9 марта – Международный женский день;

- 1,2 мая – Праздник весны и труда;

- 9 мая – День Победы;

- 12 июня – День России

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2019-2020 учебный год.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

Сентябрь

6

15.50-16.15

групповая

1

1.Времена года.

Группа «Радуга»

2

13

15.50-16.15

групповая

1

2.Метеорологическая станция.

Группа «Радуга»

3

20

15.50-16.15

групповая

1

3.Мы – ветры.

Группа «Радуга»

4

27

15.50-16.15

групповая

1

4.Облака.

Группа «Радуга»

5

Октябрь

4

15.50-16.15

групповая

1

5.Экологическая акция – всемирные дни наблюдения птиц.

Группа «Радуга»

6

11

15.50-16.15

групповая

1

6.Золотая осень.

Группа «Радуга»

7

18

15.50-16.15

групповая

1

7.Экскурсия в парк «Южный».

Группа «Радуга»

8

25

15.50-16.15

групповая

1

8.Крылатые семена.

Группа «Радуга»

9

Ноябрь

1

15.50-16.15

групповая

1

9.Экспериментирование. Наш помощник – дождевой червь.

Группа «Радуга»

10

8

15.50-16.15

групповая

1

10.Внимание, грибы!

Группа «Радуга»

11

15

15.50-16.15

групповая

1

11.Творческая мастерская. Рисование «Осенние птицы».

Группа «Радуга»

12

22

15.50-16.15

групповая

1

12.Творческая мастерская. Аппликации и поделки из природного материала.

Группа «Радуга»

13

Декабрь

6

15.50-16.15

групповая

1

13.Флора и фауна.

Группа «Радуга»

14

13

15.50-16.15

групповая

1

14. Берегите лес.

Группа «Радуга»

15

20

15.50-16.15

групповая

1

15.Кто живет в водоеме.

Группа «Радуга»

16

27

15.50-16.15

групповая

1

16.Санитары леса- муравьи.

Группа «Радуга»

17

Январь

10

15.50-16.15

групповая

1

17.Птицы в природе.

Группа «Радуга»

18

17

15.50-16.15

групповая

1

18. Верни природе красоту. Занятие по теме ТБО.

Группа «Радуга»

19

24

15.50-16.15

групповая

1

19.Чудеса для людей из ненужных вещей.

Группа «Радуга»

20

31

15.50-16.15

групповая

1

20.Правила поведения в природе и техника безопасности.

Группа «Радуга»

21

Февраль

7

15.50-16.15

групповая

1

21.Как организовать подкормку птиц. Изготовление кормушек из подручного материала.

Группа «Радуга»

22

14

15.50-16.15

групповая

1

22.Наши пернатые друзья зимой.

Группа «Радуга»

23

21

15.50-16.15

групповая

1

23.Выпуск стенной газеты «Поможем зимующим птицам».

Группа «Радуга»

24

25

15.50-16.15

групповая

1

24.Экспериментирование.

Свойства снега и льда.

Группа «Радуга»

25

Март

6

15.50-16.15

групповая

1

25.Чтение сказки Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

Группа «Радуга»

26

13

15.50-16.15

групповая

1

26.Творческая мастерская. Аппликация «синички».

Группа «Радуга»

27

20

15.50-16.15

групповая

1

27.Ранняя весна.

Группа «Радуга»

28

27

15.50-16.15

групповая

1

28. Весенний календарь

Группа «Радуга»

29

Апрель

3

15.50-16.15

групповая

1

29.Что такое первоцветы?

Группа «Радуга»

30

10

15.50-16.15

групповая

1

30.Творческая мастерская. Рисование «Защитим первоцветы».

Группа «Радуга»

31

17

15.50-16.15

групповая

1

31.Практическое занятие. Наблюдение за первоцветами.

Группа «Радуга»

32

24

15.50-16.15

групповая

1

32.В гостях у Мухи-Цекотухи.

Группа «Радуга»

33

Май

8

15.50-16.15

групповая

1

33.В гостя у лесовика.

Группа «Радуга»

34

15

15.50-16.15

групповая

1

34.Вырастим семена.

Группа «Радуга»

35

22

15.50-16.15

групповая

1

35.Лекарственные растения.

Группа «Радуга»

36

29

15.50-16.15

групповая

1

36.В гостях у Феи Природы.

Группа «Радуга»

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

1. Мини лаборатория.

Баночки, мисочки, ложечки, пробки, камни, полые трубочки, лупы, зеркала, мерный стакан, природный материал.

2.Живой уголок.

Аквариум с рыбками, комнатные растения.

3.Рассказы и сказки по экологии.

4. Наборы открыток.

5.Тематические альбомы.

  1. Наш край.
  2. Полезные ископаемые.
  3. Что такое снег.
  4. Ветер.
  5. Дикие птицы.
  6. Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы.
  7. Пушистые друзья.
  8. Мир природы.
  9. Красиво и полезно. Лекарственные растения.
  10. О чем поют ракушки.
  11. Янтарь.
  12. Гербарий.

6.Демонстрационный материал для занятий (по темам).

  1. Весна.
  2. Лето.
  3. осень.
  4. Зима.
  5. Домашние животные.
  6. Фрукты.
  7. Овощи.
  8. Дикие животные.
  9. Деревья, цветы.
  10. Домашние птицы.
  11. Дикие птицы.
  12. Береги живое.

7.Дидактические игры по экологическому развитию.

  1. Кто, где живет?
  2. Чей домик?
  3. Ваза с фруктами.
  4. Какое время года?
  5. Во саду ли, в огороде…
  6. Гербарий.
  7. Парные картинки «Овощи, фрукты».
  8. Лото «Овощи, фрукты»

8.Коллекция раковин, коллекция полезных ископаемых.

9.Природный материал

10.Плакаты различной тематики.

11.Методическая литература

12. Компьютер.

Кадровое обеспечение реализации программы

Программу ведёт воспитатель ДОУ,  имеет высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации для педагогов  дошкольного образования.

Методическое обеспечение

Основной формой работы являются занятия: тематические занятия, занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально -исследовательскую.

Алгоритм занятий:

  • мотивация,
  • подготовительная беседа,
  • практическое (экспериментальное) задание,
  • анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

1.Игровые методы:

-экспериментальные игры

  • “Тонет – не тонет”,  
  • “Мыльные пузыри”,
  • “Сделаем растворы”,
  • “В какой воде легче плавать?”

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

2.Практические методы:

 действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

3.Наглядные методы:

схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

4.Метод драматизации, когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Требования к уровню подготовки детей.

Ребенок должен

К концу 1 года обучения

К концу 2-го года обучения

Знать

элементарные научные сведения о различных природных сообществах, условия жизни на Земле;

Научные сведения о сезонных изменениях в природе;

Правила поведения в природе и технику безопасности при посещении природных объектов;

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, атмосферное давление),

об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света)

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

 о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением);

свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

Уметь

пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром,.

- экспериментировать с магнитом, лупой;

-самостоятельно изготавливать простейшие  мерный сосуд;

Навыки

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами.

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами;

самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Мониторинг развития ребенка  организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Он разработан на основе критериев познавательного развития из программы “От рождения до школы” . Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Определены критерии уровня знаний детей по разделу “Познавательное развитие”:

высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности.

средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

 Литература.

  1.  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", М.,2016.
  2. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2003 г.
  3. С.Н.Николаева. «Юный эклолог. Программа и условия её реализации в детском саду», М., Мозаика-синтез,2002 г.
  4. А.В.Голубицкий, С.М.Гуцол и др. «Хранители природы» руководство к действию для организации экологических наблюдений с детьми дошкольного возраста, Калининград, 2008г.
  5. И.Светлова «Мой первый атлас»,М., Эксмо-Пресс,2001г.
  6. А.Плешаков «Мир вокруг нас. Хрестоматия»,М., АСТ-Пресс, 2000 г.
  7. Л.П.Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»,М., ЦГЛ, 2003 г.
  8. Б.Левин,Л.Радова «Астрономия в картинках»,М., Детская литература, 1980 г.
  9. Н.А.Рыжова. «Воздух- невидимка», М.,Линка – Пресс, 1998 г.
  10. А.Дмитриев «Дедушкин сундучок. Увлекательная физика для малышей»,М., Диво,1994.
  11. Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Жизнь вокруг нас», Ярославль, Академия развития, 2003 г.

Мониторинг развития детей.

Кружковая деятельность «Земля- наш общий дом» (развитие естественно-научных представлений у дошкольников).

Обследование проводил: Матвеева О.И., воспитатель 1 категории

Дата обследования:______________________

Группа:________________________________

Критерии: 1.элементарные научные сведения о различных природных сообществах, условия жизни на Земле; 2.Научные сведения о сезонных изменениях в природе;3.Правила поведения в природе и технику безопасности при посещении природных объектов ;4.правила техники безопасности при проведении физических опытов;5. пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром;6. работать с различными материалами;7. работать с различными инструментами.

п/п

Фамилия, имя ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Средний уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Обозначение уровней развития детей по данному направлению образовательной деятельности:

В- высокий, С- средний, Н- низкий

В-          %,        С -         %,          Н -         %


Выводы и рекомендации: ______________________________________ ______________________ _________ ________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нра...

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) 4-5 лет

Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Сильные, смелые, ловкие, умелые!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) является объединение эффективной ...

Программа дополнительного образования по правилам дорожного движения для воспитанников с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Уроки Кузьмы Патрулькова»

Данаая программа предназначена для воспитанников дошкольных учреждений старшего дошкольного возраста с целью обучения безопасному поведению на дороге....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ"

Цель и задачи реализации программыЦель программы: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о планете Земля, её природе и формирование у детей  основ экологичес...

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников «Общая физическая подготовка для мальчиков»

Рабочая программа по дополнительному образванию мальчиков 4 -7 лет "Рабочая программа по дополнительному образованию мальчиков 4 -7 лет "Общая физическая подготовка"...