Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г. Уровень ДОУ
материал (подготовительная группа)
28 февраля 2017 года в нашем в МДОУ № 51 прошёл семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевна, выступила с сообщением и презентацией на тему "Экологическое воспитание детей средствами флольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 51»
Сообщение
на семинаре «Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия» от 28.02.2017 г.
из опыта работы на тему:
«Экологическое воспитание детей средствами фольклора»
Подготовил:
Муз. руководитель
высшей квалификационной категории
Кочергиной Т.Д.
2017 г.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить, расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...
Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т. п. Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.
Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.
Радуга - дуга,
Пришли нам дождя.
Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».
Уж дождь-дождем,
Поливай ковшом…
Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко. Солнышко-ведрышко,
Выгляни, высвети.
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Радуга - дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко Колоколнышко!
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.
Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро иль ненастье?
К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.
Весна-красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.
Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле. Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы просо сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.
При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.
Уродися, репка,
Ни густа, ни редка,
С мышиный хвост,
С тараканий нос.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушку нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Буренушка моя!
Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.
Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Уровень ДОУ, 2017г.
В соотвтствии с основными годовыми задачами рабочей образовательной программы на 2016-2017 уч.год на базе МДОУ №51 28 февраля 2017 прошел семинар, на котором воспитатель Шишова Юлия ...
Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г.
28 февраля 2017года в МДОУ № 51 воспитатель, Шернева Ангелина Валерьевна, выступила на семинаре с сообщением для педагогов ДОУ на тему "Формирование удетей экологических представлений через проек...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....