Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру
В соотвтствии с основными годовыми задачами рабочей образовательной программы на 2016-2017 уч.год на базе МДОУ №51 28 февраля 2017 прошел семинар, на котором воспитатель Шишова Юлия анатольевна выступила с докладом "Формирование у детей экологических представлений через пректную деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №51»
Доклад на тему
«Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность»
Подготовила:
Воспитатель первой категории
Шишова Юлия Анатольевна
Г.о. Электросталь,Февраль,2017
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношение человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
В науке и на практике утвердилось гуманитарное направлние, в рамках которого происходит изменение системы ценностей, мировоззрения и сознания человека. Данное направление позволяет учитывать психологию человека, предполагает формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека.
Экологическое воспитание играет важную роль в процессе социализации личности, принятия и ответственного выполнения законов существования человека в природе и обществе .
Ответственное отношение человека к окружающей среде строится на базе экологического сознания, предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности
задача «формирование правильного восприятия окружающей среды и экологической культуры» становится приоритетной задачей государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся. Личностные характеристики предполагают:
- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [1].
Экологическое воспитание способно заложить основу построения гражданского общества, пробуждая в каждом жителе «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны.
А для этого надо формировать экологическую культуру и ответственность
Поэтому в современном детском саду должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. Одним из видов такой деятельности является проектная деятельность.
Проектная деятельность– форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [4].
Метод проектов развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать коммуникативные навыки деятельности, учат анализу, постановке проблемы, рефлексии, планированию деятельности, форма организации труда и способам действия.
Кроме того, включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий [9].
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Включения дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку,воспитывает в них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет детям увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.
Список литературы: .
- Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Право и образование. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
- Кравчук, М.А. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания / М.А. Кравчук, Ю.И. Краснов, В.Н. Малинин // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – № 1. – С. 194-205.
- Морозова, Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания / Н.А. Морозова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.160-164.
- Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, [Электронный ресурс]: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
- Об образовании в Российсской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
- Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ [Электронный ресурс: ] http://www.referent.ru/1/78524.
- Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г. Уровень ДОУ
28 февраля 2017 года в нашем в МДОУ № 51 прошёл семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия". Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевна, выс...
Семинар "Создание условий для формирования экологической культуры и природолюбия" 2017 г.
28 февраля 2017года в МДОУ № 51 воспитатель, Шернева Ангелина Валерьевна, выступила на семинаре с сообщением для педагогов ДОУ на тему "Формирование удетей экологических представлений через проек...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....