Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности"
материал
"Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В.И. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 714.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ХМАО - Югра «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: «Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности»
Выполнила воспитатель:
Якунина Эльмира Фардатовна
2019 год
Содержание
Введение
- Изобразительное искусство как педагогическое средство творческого развития дошкольника……………………………………………………..5
- Изобразительная деятельность как фактор развития художественных умений детей.…………………………………………………………………………………………….7
- Педагогические условия художественно-эстетического воспитания детей в процессе изобразительной деятельности.…………………………………………..11
- Методы и формы работы по художественно-эстетическом воспитанию………………………………………………………………..15
- Результативность, распространение собственного опыта…………….23
Заключение………………………………………………………………...25
Литература…………………………………………………………………26
Введение
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».
В.И. Сухомлинский.
Введение.
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности.
Актуальность формирования творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Особенно в наше время, когда приобретенные навыки и умения в изобразительной деятельности, позволяют свободно изображать окружающую жизнь, важным средством развития детского творчества является изобразительное искусство.
Объект исследования – изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – творческие способности детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Цель исследования: выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о различных видах художественного творчества;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Изобразительное искусство как педагогическое средство творческого развития дошкольника.
Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его изо дня в день. Так исподволь складывается его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве. Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше, постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к общему.
Важность изобразительного искусства в воспитании дошкольников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность изобразительного искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». «В изобразительном искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы».
Изобразительное искусство как вид деятельности объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
В содержание деятельности изобразительного искусства вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать, дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Программа по изобразительному искусству в детском саду формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
Занимаясь изобразительным искусством, мы учим ребенка замечать общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, следить за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает ему реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию.
Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека (В.А. Разумный, М.Ф. Овсянников, И.Б. Астахов, Н.А. Дмитриев, М.А. Каган). Поэтому основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.
Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.
Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Ребенок может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.
Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве.
Я считаю, что изучение определенных жанров прививает детям любовь к природе, развивает внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей работе.
Занимаясь с детьми, придерживаюсь следующих правил:
- ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
- ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, фломастеры и т.д.);
- сюжет рисунка не критикуется;
- рисунку (пусть даже не очень удачному) должно быть уделено внимание педагога.
- Изобразительная деятельность как фактор развития художественных умений детей.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования, лепки, аппликации создаются благоприятные условия для психоэмоционального развития воспитанников, положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.). Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации, лепки. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
По мнению Л.А.Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата. Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.
Г.В. Лабунская и Н.П. Сакулина считают, что процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н.П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности.
В исследовании Ю.А.Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений. В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников изобразительная деятельность подразделяется на следующие виды:
1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование–вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции.
2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Аппликация (от латинского слова applicato- прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликации» включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.
Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
- Педагогические условия художественно-эстетического воспитания детей в процессе изобразительной деятельности.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результаты всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который и служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Ребенок должен чувствовать себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка.
Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Еще одним условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает приобретение и развитие навыков творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам и методику, основанную на воспитании у дошкольников наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Н.П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества, она отмечала, что для творчества имеет значение внутренняя активность, то есть активность сенсорных и умственных действий. Обучение детей должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей. (Уголок изобразительного творчества, прил.1).
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
- Методы и формы работы по художественно-эстетическому воспитанию.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий художественно-эстетического воспитания - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с детьми готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.
Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (прил.6).
Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым (прил.6).
Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет (прил.6).
Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются (прил.7).
Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью (прил.2).
Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым (прил.7).
Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей являются различные занимательные занятия.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера. Раньше они носили название комплексных. В таких занятиях объединялись элементы нескольких направлений образовательной работы, что не могло не вызвать детский интерес. Хотя, по сути, каждое занятие по изодеятельности является комплексным, ведь постоянно используются и литературные фрагменты, и музыкальный фон, и т.д.
Таким образом, главная цель изобразительного искусства как вида деятельности в детском саду - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. В процессе общения ребенка с явлениями изобразительного искусства, накапливается масса разнообразных впечатлений.
- Результативность, распространение собственного опыта.
Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изобразительной деятельности (прил.1), который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры. восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), печатки и шаблоны, свечи, листья, ватные палочки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Имеются фотографии знаменитых художников. В группе оформлен стенд для выставки детских работ (прил.1), позволяющий продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. Также имеется магнитофон для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству. Имеется мольберт.
На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Диагностика по «Развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности» показала: на начальном этапе обследования (в младшей группе) по развитию творческих способностей на высоком уровне - 32%, на среднем- 46%, на низком - 22%.
На заключительном этапе (средняя группа): высокий уровень – 82%, средний уровень – 15 %, низком – 3%.
В результате проведённой работы, у детей возрос интерес к рисованию. Большинство детей стали творчески всматриваться в окружающий мир. Они стали создавать интересные работы, проявлять творчество, фантазию, научились реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Больше всего детей привлекает нетрадиционная техника изобразительного искусства.
Заключение
Изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования художественных средств в воспитании художественно-эстетических чувств у детей, можно сделать вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Детское творчество является уникальным. Оно отличается от творчества взрослого, хотя и имеет ряд сходных черт. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Необходимо диагностировать творческие способности детей для того, чтобы определять линию дальнейшего движения, уровень развитости. Только при соблюдении педагогических условий мы можем добиться от детей проявления творческой активности, не загубив ее на корню.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к красоте окружающего мира. А это и есть начало развития творческого человека, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Таким образом, художественная деятельность детей и результаты детского творчества - хороший индикатор качества получаемой информации. Если впечатления детей бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.
Подводя итоги проведённой мной работы, можем сказать, что поставленная цель, была достигнута, были успешно решены задачи.
Литература
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Погодина С. Художественные техники // Дошкольное воспитание. – 2011. -№1
- Сафина Г. «Творчество – неиссякаемый источник» // Дошкольное воспитание. – 2011. - №8
- Копцева Т.А. Природа и художник // Программа по изобразительному искусству. – Творческий центр СФЕРА:М., 2001
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду // Программа, конспекты. – М., Владос 2002
- Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства для дете 5-9 лет. – Айрис Пресс Рольф М., 2000
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007
- Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.Формирование худ...
«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»
«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»...
Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».
Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....
Статья «Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности»
laquo;Каждый нормальный ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...
«Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста»
Статья для родителей о развитии творческих способносьей в изодеятельности....