Статья: «Домашние обязанности дошкольника». Социально - коммуникативное развитие.
статья

Пенюгалова София Николаевна

В современном мире в гонке за успехом родители стараются создать условия для развития своего ребенка, отдают в различные кружки, спортивные секции, музыкальные школы. При этом часто забывают о самых простых навыках самообслуживания и стараются оградить своих детей от посильной помощи в домашних бытовых делах. В нашем изменяющемся обществе дети должны стать партнерами для родителей и, в будущем, для учителей.                                    

Почему нужно приучать  ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, он способствует всестороннему развитию ребенка. В будущем ребенок будет более самостоятельным, не будет бояться принимать на себя ответственность и вне дома, будет чувствовать себя  увереннее.  Ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, воспринимает себя как человека, способного помочь другим. Труд способствует повышению выносливости, укреплению детского организма, разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

   Приучать ребенка к выполнению обязанностей по дому надо постепенно. Задания по дому должны приносить благо для всей семьи, а не только что – то для себя. В доверительной беседе взрослого с ребенком определить то задание, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело. Вначале предложить задания, к которым ребенок проявляет интерес.   Никогда не нужно делать за детей то, что они могут выполнить сами, за исключением крайних случаев.

  Взрослые, опираясь на свой опыт, могут привлечь к выполнению разных заданий, выполняя которые ребенок будет чувствовать себя необходимым в семье, способным внести свой вклад в семейное благополучие. Дети испытывают особое удовлетворение,  когда их привлекают  к общей работе как равных, их радует доверие старших. Совместный труд удовлетворяет потребность детей в общении с родными.

 Трудовая деятельность на первых порах еще неустойчива, тесно связана с играми. Игровые образы помогают детям выполнить работу с большим интересом. Дети учатся всему, подражая взрослым, хотят делать все, что делают  в их присутствии взрослые. Нужно дать возможность понаблюдать, помочь выполнить какое – либо действие.

 Возможно, вашему ребенку нравится поливать цветы на подоконнике, на даче, накрывать на стол, расставлять тарелки для всех членов семьи, кормить животных. Позволяйте ему это выполнять. Если берете ребенка в магазин, то можно обговорить что необходимо купить, чтобы ребенок запомнил, в магазине попросите его напомнить об этом. Так в маленьких деталях будет развиваться детская память. Можно поручить выбрать какие - то продукты. Ребенок с удовольствием это сделает.  Сначала эти маленькие шаги к самостоятельности затратят больше времени взрослого, но в будущем создадут основу сотрудничества.

Многие родители недооценивают то, что даже очень маленькие дети могут что – то сделать для дома. Лишая малыша выполнения домашних обязанностей взрослые приостанавливают его личностное  становление и осознание собственного «я». Ребенок привыкает быть ведомым и ему будет трудно проявлять самостоятельность.

 Всегда надо помнить о том, что у детей есть права, которые не должны нарушаться взрослыми. Домашняя работа основана на доверии, нужно дать понять, что взрослый уверен в том, что ребенок справится. Труд ребенка не должен быть незамеченным со стороны взрослого. Очень важна для ребенка положительная оценка его стараний. Чтобы малыш был уверен в том, что делает что – то значимое для семьи, необходимо благодарить за выполненное дело, даже если не совсем удачно. Необходимо находить дополнительные стимулы, чтобы обязанность не стала обременительной.

 При выборе количества дел взрослые должны опираться на здравый смысл, содержание должно соответствовать возрастным возможностям, труд должен быть посильным для ребенка, целесообразным,  тогда он получит удовлетворение от результата.  Нельзя принуждать выполнять работу в качестве наказания. 

 Когда дети осознают свои обязанности, приобретают практический опыт, они становятся увереннее в своих силах.

 Прежде чем требовать качества выполнения задания, необходимо этому научить, показать, объяснить или проделать работу вместе с ребенком. Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придают этому взрослые. Чтобы научить ребенка участвовать в делах семьи и проявлять инициативу, быть примером для ребенка,  взрослым нужно правильно относиться к своим обязанностям.  Дети, приученные с детства к труду, в будущем лучше учатся в школе.

 Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.  Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка, требует внимания, сообразительности. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие материалы и орудия труда нужны. Работая,  знакомится со свойствами предметов, материалов. У ребенка в процессе выполнения трудовых действий развивается наблюдательность, мышление, тренируется память. Важна роль труда и в нравственном воспитании. Помогающие родителям дети, не вырастут эгоистами. Посильно участвуя в домашнем труде  дети  становятся более отзывчивыми, приучаются заботиться о старших: бабушках, дедушках, родителях, о младших братьях и сестрах, стремятся быть полезными окружающим.   В труде  воспитывается устойчивое поведение, дисциплинированность, самостоятельность. Дети учатся ценить время,  с уважением относится к труду других людей,  видят свое участие в этом труде. В процессе труда воспитывается настойчивость, ответственность, умение доводить дело до конца, сила воли, инициатива. Все эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...

Статья «Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»

laquo;Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»  Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в...

Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников» Социально-коммуникативное развитие

В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка....

Статья "Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей"

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взро...

Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...