«Развитие пространственного восприятия детей с ОВЗ в игровой деятельности»
статья (средняя группа)
Опыт работы с детьми ОВЗ с нарушением зрения по развитию пространственного восприятия в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fayantseva_tekst_k_prezentatsii.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы по теме
«Развитие пространственного восприятия детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Воспитатель ГБДОУ №21 Фаянцева Наталья Ивановна
Слайд 1 Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления – это представления о пространственных признаках предметов (форме, величине), направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами.
Слайд 2 Процесс пространственной ориентировки – это довольно сложная познавательная деятельность, которая осуществляется в процессе тесного взаимодействия когнитивных процессов, таких как: восприятие, мышления, памяти, наблюдение, узнавание предметов и различных явлений, воспроизведение ранее сформированных представлений и др. Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями.
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие нарушения в психическом и физическом развитии. Актуальность цели вытекает из особенностей детей, имеющих нарушения зрительного восприятия.
Специфические особенности детей с нарушением зрения:
- Снижение скорости, точности, полноты зрительного восприятия.
- Возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов.
- Фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечёткость их опознания.
- Затруднения формирования предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения – образной памяти, наглядно-образного воображения.
- У детей с нарушением зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении.
Слайд 3 Главной задачей является создание психолого-педагогических условий для развития пространственного восприятия детей с нарушением зрения. Необходимо создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.
Слайд 4 Этапы формирования пространственных представлений
Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- опора на наглядность ситуации;
- широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
- создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка.
Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:
- Освоение телесного пространства (ориентировка в собственном теле, определение направлений в пространстве относительно своего тела)
- Освоение внешнего пространства (определение положения предметов относительно своего тела, относительно другого предмета)
- Пространственные схемы и диктанты (ориентировка в трёхмерном и двухмерном пространстве)
- Конструирование и копирование.
Слайд 5 Развитие и уточнение пространственных представлений
Освоение телесного пространства, дифференциация частей тела (правая рука, нога; правое и левое ухо; правый и левый глаз).
Наглядный вариант: воспроизведи движения, которые выполняет сидящий напротив – коснуться левой рукой правого лаза, правой рукой левого уха и т.д.)
Речевой вариант: использование стихотворений с движениями, физкультурных минуток и инструкций: подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу и т.д.
«Летчики»
Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,
Мы летаем — далеко,
Мы летаем- близко.
«Правша» (аналогично- с левой ногой)
Правой ножкой топ-топ,
Правой ручкой хлоп-хлоп,
Правый глаз сейчас закроем,
Отдыхает правый глаз,
Щёчку правую с тобою
Мы потрогаем сейчас,
Протяни теперь, дружок
Руку правую в кружок.
«О левой и правой руке»
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая!
(показываем направление то правой, то левой рукой)
И с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Упражнения с мячом. По команде педагога подними мяч вверх, вправо, влево, вниз.
Вариант 1.
Будем с мячиком играть,
Поднимать и опускать.
Вправо, влево повернем
И опять играть начнем.
Вариант 2.
На каждый удар об пол мячом ребенок говорит по слову.
Я знаю пять названий грибов: подберезовик - раз, боровик –два и т.д.(лесные ягоды, садовые ягоды).
Упражнение «Поворот»
Поверни голову назад и постарайся увидеть предметы, находящиеся сзади.
Ты головку поверни,
За спиной что посмотри.
Слайд 6 Упражнения на освоения внешнего пространства
Уровень расположения объектов по отношению к собственному телу:
Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.
Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
«Где кто стоит?». Ребенок отвечает на вопросы педагога: «Кто в шеренге крайний справа? Кто левее…, кто правее..? кто справа от… и т.д.».
«Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
«Мой детский сад». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
- Уровень восприятия пространственных взаимоотношений внешних объектов между собой:
Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.
«Теремок». Игрушки-животные на этажерке из 4-5 полок. Педагог задает ребенку вопросы: «Кто живет в теремке выше, чем…, ниже чем…, над кем…, на одном уровне с кем…?»
Царство зверей и птиц». На картине с изображением множества животных и птиц определить расположение их относительно одного выбранного животного или птицы.
«Найди предмет на рисунке». Предъявляется рисунок и карточки к нему с изображением отдельно взятых предметов (животных, людей и т.д.). Ребенку необходимо найти на рисунке эти предметы поочередно и описать их положение, используя предлоги: на, над, под, в, а также понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.д.
Слайд 7 Пространственные схемы и диктанты
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по -особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
«Пространственный рисунок». По речевой инструкции педагога или психолога ребенок должен воспроизвести задуманный рисунок. По окончании работы сравниваются рисунок ребенка и образец. Пример: «В верхнем правом углу изобрази желтый круг, в верхнем левом углу – голубой овал, в нижней части листа – горизонтальную линию слева направо (от левого края листа до правого края листа). На получившейся линии по центру изобрази большой красный квадрат, на нем – синий треугольник и т.д.»
«Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.
«Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу, нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
Слайд 8 Конструирование и копирование
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т.д. Ниже приведены примеры игр с возможностью конструирования и копирования: «Сложи узор», «Собери фигуру» (кубики Никитина, танграм, геометрическая мозаика, математический планшет), «Продолжи узор» (построение симметричных узоров), «Скопируй фигуру».
На всех этапах обязательно используются упражнения для развития зрительного и слухового восприятия.
1 серия упражнений: раскладывание предметов с учетом величины, формы («Почтовый ящик», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, матрешки).
2 серия упражнений: развитие слухового восприятия, фонематического слуха («Где колокольчик?», задания на придумывание слов с определенными звуками в начале, середине, конце слова и т.д.)
Слайд 9 Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды детской деятельности: музыкальная, изобразительная, познавательная, самообслуживание, специальные двигательные упражнения (физ.минутки, зрительная гимнастика и т.д.), коммуникативная и игровая.
Слайд 10
Участниками образовательного процесса по формированию у детей с нарушенным зрением пространственного восприятия являются воспитатели группы, специалисты, работающие с детьми и родители (законные представители) воспитанников. Для повышения родительской компетентности проводятся консультации, мастер-классы, праздники и досуги.
Слайд 11 Результативность образовательной деятельности по формированию пространственного восприятия детей с ОВЗ.
Дидактические и подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение как средство развития сохранных функций, совершенствования двигательных навыков, а также навыков ориентировки в пространстве. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности.
В данном матереале находиться , как ребёнок развивается с помощью театра....
План по самообразованию на тему: « Развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности».
Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что театральная игра ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в игре обеспечивают в будущем и в...
Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.
Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитан...
«Развитие творческой активности детей через опыническо – игровую деятельность»
Инновационную работу по теме «Развитие творческой активности детей через опыническо – игровую деятельность» наша группа начала с 2011года. Она разработана для детей старшего дошкольного во...
«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».
мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...