Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников.
картотека (старшая группа)

Максимова Наталья Васильевна

Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников:

1. «Слово за слово»

Дети встают в круг. Ведущий становится в середину и называет какое-либо существительное, например «поезд». Другие дети стараются как можно быстрее подобрать подходящее слово, например «рельсы». Кто первым назвал слово, тот меняется с водящим местами. За «рельсами» следуют «шпалы» и «земля» и т. д. Когда дело дойдет до слова  «земли», дети могут немного отдохнуть.

Если все ассоциации закончились, то ведущий может предложить новое слово.

2. «Фантазеры»

Дети свободно располагаются возле водящего, который рассказывает историю о том, что все вместе отправились в поход. Дети по ходу рассказа озвучивают его, сопровождая подходящими для этого звуками. Ведущая старается придумать какие-то забавные события, не забывая при этом и о самых повседневных звуках. К тому же она соблюдает паузы, чтобы дать время детям пошуметь, прежде чем она продолжит свой рассказ. Например, так: «Наконец-то мы собрали рюкзаки. Дверь захлопнулась, и мы помчались что было сил в лес. Топ, Топ, Бум, Бум! Внезапно все наши звуки были поглощены лесом.

Хоть что делай – прыгай или топай, но все равно никаких звуков… Совершенно бесшумно. Только слышно, как жужжат пчелы и щебечут птицы. Вдруг раздается страааашный грохот… и треск…. Ох, вот мы испугались! Наши сердечки застучали так часто и громко, что, наверное, их было слышно далеко-далеко. Что же это было? Оказалось, это просто дровосеки рубили в лесу сухие деревья.

И стало так шумно, что порой мы не слышали друг друга. Мы бросились назад бегом в долину рек. Внизу шум становился все тише и тише, и, наконец, совсем стихло. Перед тем, как совершить прыжки в воду, мы решили перекусить.

Вот это мы чавкали! И хлюпали! И вот уже кто-то решил взобраться на скалу, чтобы найти место для прыжка. «Все сюда!» – «Все сюда…» – издалека услышали мы эхо. Мы стали подниматься на зов и скоро перед нами показался вход в какую-то странную пещеру. Мы с осторожностью заглянули внутрь: а вдруг там прячется дикий и страшный зверь? «Ш – ш – ш...» – послышалось из пещеры...»

3. «Шумные слова»

Ребята становятся друг напротив друга, разделившись на две, приблизительно равные группы. Ведущая говорит одной группе слово, а дети стараются изобразить это понятие с помощью звуков (автомомбиль, пароход, водопад и т.п.).

Другая группа старается по звукам угадать слово. Если это им удалось, ведущая называет новое слово, и группы меняются ролями.

4. «Чепуха»

Дети сидят в кругу. Кто-то начинает игру и говорит любое слово. Ребенок, который сидит рядом, повторяет это слово и добавляет еще одно от себя. Так, постепенно складывается рассказ. Причем дети сами могут решить по ходу игры, будет он иметь какой-то смысл или просто станет набором связанных между собой слов. Когда каждый ребенок присоединит по несколько слов, игру можно начать заново. Если играет больше пяти детей, то количество кругов можно уменьшить.

5. «Наш маленький город»

Материалы и оборудование: строительные кубики, небольшие коробки, разноцветная бумага, цветные карандаши, акварель или гуашь, игрушечные человечки, игрушечные машинки, небольшие кусочки дерева или опилки и другие материалы, подходящие для детей.

Ребят нужно разделить на небольшие группы, не больше 4-х в каждой. Дети каждой группы садятся вместе за стол и придумывают, какой город они захотят построить для себя, если бы это было возможно. После того, как появится какой-то замысел, ребята обсуждают о том, что нужно для строительства. И тогда детки начинают отбирать материалы для улиц, домов, детских площадок и т. д.

Детям предлагают так раскрасить фасады домов, чтобы по ним было ясно для чего они предназначены: на жилом доме можно нарисовать семью, а банке - золотые монеты, на окне хлебного магазина – какой-нибудь крендель. Когда дети сделают улицы, дома, деревья, разные игровые площадки, можно начать создавать город. Делать это нужно всем вместе, согласовывая действия. Чтобы избежать споров, можно предложить детям вначале попробовать различные варианты, а потом выбрать тот, который устроит всех. Закончив строительство, дети смогут показать друг другу свои города. И каждому городу нужно присвоить какое-то имя или название.

Затем можно и поиграть, и понадобятся для этого машинки и человечки. Может быть, ребята будут ездить из одного города в другой друг к другу в гости, и будет ходить автобус.

Можно дать детям задание, представить, как протекает жизнь в их городе. Для этого они могут смоделировать разные события, например, как путешествует ребенок по городским улицам, а также путь его родителей, когда они отправляются в гости или на работу и т. д.

6. «Что будет, если?..»

 Игру можно проводить в любом месте: на прогулке, дома, в транспорте. Это игра-размышление на самые различные темы. Здесь разрешаются любые варианты ответов. Нужно постараться развернуть тему до предела, задавая ребенку различные наводящие вопросы.

Примеры заданий:

Что будет, если...

...мы забыли выключить чайник?

... человек перестанет есть?

... не чистить зубы?

... оставить холодильник открытым?

... носить тесную обувь?

... забить мяч в окно?

... съесть двадцать штук мороженого сразу?

... дразнить соседскую собаку?

... посадить цветы в песок?

... ходить задом?

... три дня не спать?

... человек научится летать?

7. «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»[1]

Лучше играть в паре. Каждому из детей дается задание придумать свое изображение (но не говорить о нем вслух). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Ребенок, следующий за ним представляет, чем бы это могло быть, что хотел нарисовать предыдущий ребенок, и продолжает рисунок, дополняя его тоже одним элементом. По ходу деятельности приходится часто перестраивать первоначально придуманный образ.

8. «Перевертыши»

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках – какие-то схематичные абстрактные изображения.

Детям дают задание: необходимо превратить изображение на каждой карточке в любую картинку. Педагог предлагает наклеить одну карточку на лист бумаги и дорисовать цветными карандашами все, что захочется, но так, чтобы получилась картинка. Затем предлагает взять другую карточку, наклеить на следующий лист, опять дорисовать, но с другой стороны карточки, то есть превратить фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем всем детям предлагают рассказать о своих рисунках.

9. «Чудесные превращения»

Педагог раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой из которых нарисованы три круга разного цвета и три полоски разной длины. Дети рассматривают картинки, придумывают, что они обозначают, и рисуют на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (если захотят, то можно несколько). Законченные рисунки воспитатель анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по величине, цвету, форме, количеству), отмечает оригинальность содержания и композиции.

10. «О чем рассказала музыка»

Детям включают классическую музыку и предлагают закрыть глазки и представить, о чем может рассказать музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать всем о них.

11. «Изобретатель»

Для данной игры нужны 10 картинок с четким изображением предметов. На каждой картинке расположен один предмет. Рисунки могут быть самые различные: вешалка, молоток, пила, нож, вилка, отвертка, ножницы, табуретка, книжная полка, лампа.

Сначала необходимо обсудить с детьми каждую картинку и выяснить назначение каждого предмета. Затем детям предлагают «изобрести» какой-то новый инструмент, например, такой, который будет и пилой, и вешалкой. Детей просят найти картинки, на которых нарисованы вешалка и пила. А потом нарисовать новый инструмент, который одновременно будет и пилой, и вешалкой. Рисунок необходимо обсудить и дополнить при необходимости.

Потом предлагаются такие пары предметов: ножницы-отвертка, табуретка-книжная полка, вилка-нож, молоток-гвоздодер, и др. Из названных предметов возможны самые разнообразные комбинации. В процессе освоения техники «изобретательства» можно добавлять новые предметы. Затем детям



[1] Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»

Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников.

Подготовил:

воспитатель ВКК

Максимова Наталья Васильевна

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188»

Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников:

1. «Слово за слово»

Дети встают в круг. Ведущий становится в середину и называет какое-либо существительное, например «поезд». Другие дети стараются как можно быстрее подобрать подходящее слово, например «рельсы». Кто первым назвал слово, тот меняется с водящим местами. За «рельсами» следуют «шпалы» и «земля» и т. д. Когда дело дойдет до слова  «земли», дети могут немного отдохнуть.

Если все ассоциации закончились, то ведущий может предложить новое слово.

2. «Фантазеры»

Дети свободно располагаются возле водящего, который рассказывает историю о том, что все вместе отправились в поход. Дети по ходу рассказа озвучивают его, сопровождая подходящими для этого звуками. Ведущая старается придумать какие-то забавные события, не забывая при этом и о самых повседневных звуках. К тому же она соблюдает паузы, чтобы дать время детям пошуметь, прежде чем она продолжит свой рассказ. Например, так: «Наконец-то мы собрали рюкзаки. Дверь захлопнулась, и мы помчались что было сил в лес. Топ, Топ, Бум, Бум! Внезапно все наши звуки были поглощены лесом.

Хоть что делай – прыгай или топай, но все равно никаких звуков… Совершенно бесшумно. Только слышно, как жужжат пчелы и щебечут птицы. Вдруг раздается страааашный грохот… и треск…. Ох, вот мы испугались! Наши сердечки застучали так часто и громко, что, наверное, их было слышно далеко-далеко. Что же это было? Оказалось, это просто дровосеки рубили в лесу сухие деревья.

И стало так шумно, что порой мы не слышали друг друга. Мы бросились назад бегом в долину рек. Внизу шум становился все тише и тише, и, наконец, совсем стихло. Перед тем, как совершить прыжки в воду, мы решили перекусить.

Вот это мы чавкали! И хлюпали! И вот уже кто-то решил взобраться на скалу, чтобы найти место для прыжка. «Все сюда!» – «Все сюда…» – издалека услышали мы эхо. Мы стали подниматься на зов и скоро перед нами показался вход в какую-то странную пещеру. Мы с осторожностью заглянули внутрь: а вдруг там прячется дикий и страшный зверь? «Ш – ш – ш...» – послышалось из пещеры...»

3. «Шумные слова»

Ребята становятся друг напротив друга, разделившись на две, приблизительно равные группы. Ведущая говорит одной группе слово, а дети стараются изобразить это понятие с помощью звуков (автомомбиль, пароход, водопад и т.п.).

Другая группа старается по звукам угадать слово. Если это им удалось, ведущая называет новое слово, и группы меняются ролями.

4. «Чепуха»

Дети сидят в кругу. Кто-то начинает игру и говорит любое слово. Ребенок, который сидит рядом, повторяет это слово и добавляет еще одно от себя. Так, постепенно складывается рассказ. Причем дети сами могут решить по ходу игры, будет он иметь какой-то смысл или просто станет набором связанных между собой слов. Когда каждый ребенок присоединит по несколько слов, игру можно начать заново. Если играет больше пяти детей, то количество кругов можно уменьшить.

5. «Наш маленький город»

Материалы и оборудование: строительные кубики, небольшие коробки, разноцветная бумага, цветные карандаши, акварель или гуашь, игрушечные человечки, игрушечные машинки, небольшие кусочки дерева или опилки и другие материалы, подходящие для детей.

Ребят нужно разделить на небольшие группы, не больше 4-х в каждой. Дети каждой группы садятся вместе за стол и придумывают, какой город они захотят построить для себя, если бы это было возможно. После того, как появится какой-то замысел, ребята обсуждают о том, что нужно для строительства. И тогда детки начинают отбирать материалы для улиц, домов, детских площадок и т. д.

Детям предлагают так раскрасить фасады домов, чтобы по ним было ясно для чего они предназначены: на жилом доме можно нарисовать семью, а банке - золотые монеты, на окне хлебного магазина – какой-нибудь крендель. Когда дети сделают улицы, дома, деревья, разные игровые площадки, можно начать создавать город. Делать это нужно всем вместе, согласовывая действия. Чтобы избежать споров, можно предложить детям вначале попробовать различные варианты, а потом выбрать тот, который устроит всех. Закончив строительство, дети смогут показать друг другу свои города. И каждому городу нужно присвоить какое-то имя или название.

Затем можно и поиграть, и понадобятся для этого машинки и человечки. Может быть, ребята будут ездить из одного города в другой друг к другу в гости, и будет ходить автобус.

Можно дать детям задание, представить, как протекает жизнь в их городе. Для этого они могут смоделировать разные события, например, как путешествует ребенок по городским улицам, а также путь его родителей, когда они отправляются в гости или на работу и т. д.

6. «Что будет, если?..»

 Игру можно проводить в любом месте: на прогулке, дома, в транспорте. Это игра-размышление на самые различные темы. Здесь разрешаются любые варианты ответов. Нужно постараться развернуть тему до предела, задавая ребенку различные наводящие вопросы.

Примеры заданий:

Что будет, если...

...мы забыли выключить чайник?

... человек перестанет есть?

... не чистить зубы?

... оставить холодильник открытым?

... носить тесную обувь?

... забить мяч в окно?

... съесть двадцать штук мороженого сразу?

... дразнить соседскую собаку?

... посадить цветы в песок?

... ходить задом?

... три дня не спать?

... человек научится летать?

7. «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»[1]

Лучше играть в паре. Каждому из детей дается задание придумать свое изображение (но не говорить о нем вслух). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Ребенок, следующий за ним представляет, чем бы это могло быть, что хотел нарисовать предыдущий ребенок, и продолжает рисунок, дополняя его тоже одним элементом. По ходу деятельности приходится часто перестраивать первоначально придуманный образ.

8. «Перевертыши»

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках – какие-то схематичные абстрактные изображения.

Детям дают задание: необходимо превратить изображение на каждой карточке в любую картинку. Педагог предлагает наклеить одну карточку на лист бумаги и дорисовать цветными карандашами все, что захочется, но так, чтобы получилась картинка. Затем предлагает взять другую карточку, наклеить на следующий лист, опять дорисовать, но с другой стороны карточки, то есть превратить фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем всем детям предлагают рассказать о своих рисунках.

9. «Чудесные превращения»

Педагог раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой из которых нарисованы три круга разного цвета и три полоски разной длины. Дети рассматривают картинки, придумывают, что они обозначают, и рисуют на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (если захотят, то можно несколько). Законченные рисунки воспитатель анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по величине, цвету, форме, количеству), отмечает оригинальность содержания и композиции.

10. «О чем рассказала музыка»

Детям включают классическую музыку и предлагают закрыть глазки и представить, о чем может рассказать музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать всем о них.

11. «Изобретатель»

Для данной игры нужны 10 картинок с четким изображением предметов. На каждой картинке расположен один предмет. Рисунки могут быть самые различные: вешалка, молоток, пила, нож, вилка, отвертка, ножницы, табуретка, книжная полка, лампа.

Сначала необходимо обсудить с детьми каждую картинку и выяснить назначение каждого предмета. Затем детям предлагают «изобрести» какой-то новый инструмент, например, такой, который будет и пилой, и вешалкой. Детей просят найти картинки, на которых нарисованы вешалка и пила. А потом нарисовать новый инструмент, который одновременно будет и пилой, и вешалкой. Рисунок необходимо обсудить и дополнить при необходимости.

Потом предлагаются такие пары предметов: ножницы-отвертка, табуретка-книжная полка, вилка-нож, молоток-гвоздодер, и др. Из названных предметов возможны самые разнообразные комбинации. В процессе освоения техники «изобретательства» можно добавлять новые предметы. Затем детям предлагают самим придумать различные вещи, которые могут выполнять несколько разных функций.

12. «Правила хорошего тона»

Воспитатель рассказывает детям о том, что с древних времен так повелось, что в разных местах необходимо вести себя по-разному. Поэтому люди придумали правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Участникам игры предлагается придумать и рассказать правила поведения в неожиданных местах, например:

– под кроватью,

– в холодильнике,

– на вершине горы,

– в берлоге у медведя,

– в избушке на курьих ножках.

13. «Чудо-сундучок»

Детям предлагается угадать на ощупь, что находится в сундучке и дети с закрытыми глазами достают из сундучка различные предметы. После того, как ребенок угадал, он рассматривает предмет. Детям предлагают описать предмет, называя его основные признаки: (форма, цвет, материал, величина) и свойства (для чего используется).

14. «Мозговой штурм»

Педагог предлагает детям внимательно посмотреть вокруг.

– Что вы «видите» в квадратных (овальных, треугольных) очках вокруг себя?

Дети фантазируют и называют самые различные объекты.

15. «Какого цвета наш смех?»

Детям предлагают надеть карнавальные маски, в руки взять светящиеся фонарики, и отправиться в путешествие в волшебную страну «Воображандию».

Воспитатель рассказывает, что в этой стране происходят различные удивительные вещи, там можно не только услышать, но и увидеть свой смех.

Под звуки веселой мелодии детям  предлагают выполнить творческое задание – нарисовать свой смех. На лист бумаги педагог наливает два цвета гелевой краски. Руками и пальчиками ребенок рисует картинку (или несколько картинок, ведь воображение остановить невозможно).

16. «Уменьшение-увеличение»

Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может уменьшать или увеличивать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел уменьшить, а что увеличить?»

Если ребенку трудно самостоятельно фантазировать, можно предложить пофантазировать вместе. В таком случае, взрослый задает ему вспомогательные вопросы.

– Если деревья в лесу станут размером с траву, а трава уменьшится до размеров спички?

– Что будет, если у нас увеличатся на время уши?

Далее можно предложить ребенку рассказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем уменьшать или увеличивать. Кому будет плохо, а кому хорошо? (Это уже нравственный анализ ситуации.)

– Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?

Если ребенок затрудняется с ответом, ему нужно помочь дополнительными вопросами:

– Какого тогда ты будешь размера?

– Согласись, было бы интересно, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног и быстро дошел, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Вот опять пригодятся длинные ноги.

17. «Фантастическое дробление»

Необходимо разрезать рисунки сказочных персонажей, атрибутов на несколько частей, дети  по своему желанию складывают картинки и сочиняют сказки (Нос Буратино достается… Сапоги-скороходы… Красная шапочка – …) Можно создать коллективный коллаж новых сказочных героев, и тогда начнется новая сказка с новыми волшебными чудесами.

18. «Зоопарк»

Педагог предлагает всем участникам игры мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, жестов, мимики. Ребенок изображает, а ведущий и другие дети отгадывают, какое животное было загадано.

Как вариант, такую игру можно провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи свитстка, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, жирафы, слоны, крокодилы, медведи, змеи. Ведущий отмечает игрока, у которого лучше всех получилось изобразить животное.

19. «Зеркало времени»

Воспитатель предлагает детям зеркала, вырезанные из картона и говорит, что группе появилась волшебные зеркала, с помощью которых можно путешествовать, как на машине времени! Можно путешествовать в дальнее и в ближнее прошлое любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только наблюдать и смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.

– Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?

– Какими были папа и мама, когда им было столько же лет, сколько вам сейчас?

– Как жили динозавры?

– Что бы вы хотели посмотреть в будущем?

– Кем я буду?

Таким образом, используя разработанный комплекс игр, мы основывались на положениях теории Л.С. Выготского, научных идеях С.Л. Рубинштейна, ТРИЗ, РТВ Г.С. Альтшуллера, концепции развития креативности Гилфорда, Торренса.


[1] Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Потенциал акварельной живописи в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок...