Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.
Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисованием, развития творческих способностей, развития личности детей. Специфика изостудии заключается в том, что детям предоставляется больше времени, разнообразие материалов и свобода действийдля выражения своих эмоций, потребностей в изобразительной деятельности. Сложностисостоят в том, чтоакварельная живопись не привычна для детей, краски растекаются и просвечивают. Блок занятий позволяетдетям освоить акварельные техники для написания пейзажей, подружиться с краской, чтобы она стала послушной и от простого к сложному научить детей пользоваться акварелью, чтобы создавать картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения детей 6–7лет средствами акварельной живописи в условиях изостудии «Юный художник»
Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи
В ГБДОУ детском саду № 42 изостудия «Юный художник» работает уже второй год. Под изостудию выделен специальный кабинет, в котором есть столы, интерактивная доска для показа и мольберт. Дети с удовольствием занимаются два раза в неделю по 35 минут. По итогам прошлого учебного года от родителей и детей было так много положительных отзывов и добрых слов, что в этом году желающих было очень много.
В изостудии основной целью является воспитание художественного восприятия окружающего мира, развитие чувства красоты.
Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисованием, развития творческих способностей, развития личности детей. Специфика изостудии заключается в том, что детям предоставляется больше времени, разнообразие материалов и свобода действийдля выражения своих эмоций, потребностей в изобразительной деятельности. Сложностисостоят в том, чтоакварельная живопись не привычна для детей, краски растекаются и просвечивают. Блок занятий позволяетдетям освоить акварельные техники для написания пейзажей, подружиться с краской, чтобы она стала послушной и от простого к сложному научить детей пользоваться акварелью, чтобы создавать картины.
В изостудии я стараюсь научить детей не бояться брать именно акварель. Уметь организовывать свое место и убирать его. Знать возможности работы разными кистями и разными техниками. Дать уверенность, чтобы ребенок мог рисовать дома, использую акварель и выражал свои эмоции и желания с помощью цвета и мазков. А также дать родителям рекомендации по организации рабочего места и материалов для акварельной живописи. Вдохновить детей и родителей на совместное рисование или хотя бы, дать родителям возможность попробовать РАЗРЕШИТЬ ребенку рисовать дома акварелью. Когда ребенок уверен, что умеет рисовать, к тому же у него получаются шедевры, никакой родитель не останется равнодушным.
Описание блока занятий
Адресат:воспитанники изостудии ГБДОУ детский сад № 42 Фрунзенского района, второй год обучения, 6 лет, 14 человек в группе.
Тема блока занятий: Пейзажи в акварельной технике.
Цель блока занятий:Развивать эмоциональную отзывчивость детей в ходе работы над пейзажем.
Задачи:
Воспитание у детей интереса к пейзажной живописи.
Изучение техник акварельной живописи.
Развитие эмоционального, эстетического, образного восприятия.
Рисование пейзажей, правильное расположение объектов первого и второго плана.
Стимулирование самостоятельного рисования.
Прогнозируемые результаты блока занятий:
Развитие познавательного интереса к пейзажной живописи.
Умение планировать этапы своей деятельности.
Развитие навыка работы акварелью.
Воспитание чувства прекрасного.
Развитие воображения и творческих способностей.
Результативность:
По результатам блока занятий воспитанники смогут участвовать в выставке «Акварельные пейзажи»
Занятие №1. Тема: «Небо бескрайнее» Вводное занятие.
Первое занятие после лета для детей самое интересное, они делятся своими впечатлениями. Мы вспоминаем, какое бывает небо, рассматриваем иллюстрации и смотрим в окно. На занятии предлагаю взять весь спектр цвета и нарисовать каждому свое небо. Дети развивают воображение, смешивая цвета прямо на листе А3 пользуясь кистью №9. Они тонируют лист широкими горизонтальными мазками. В итоге дети проявляют эрудицию, называя свои работы.
Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по–разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию, она способствует передаче настроение, чувств маленького художника.
Занятие №2. Тема: «Дождик моросит». Тонирование листа (закрепление).
Второе занятие, позволяет детям закрепить прорисовку неба горизонтальными мазками. На занятии мы говорим о настроении, выясняем, что и у природы есть плохое настроение и его можно изобразить с помощью красок. Дождик прорисовываем сухой кистью с помощью диагональных мазков. Развитие воображения происходит в результате передачи плохого настроения погоды и в свободном выборе цвета.
Занятие №3: «Деревья радуются солнышку»
На занятии дети рисуют деревья, использую новый прием: пятно. Мы рассматривали кроны деревьев, отмечали, что все они разные по цвету и форме, но у них есть общее. Дети сказали, что кроны похоже на пятно, к этому выводу дети пришли сами путем фасилитированной беседы. На занятие руки детей превратились в ветви, тело в ствол и они двигались, изображая деревья. Используя фантазию, дети изобразили эмоции деревьев: грусть, злость, радость. Итог работы: картина, как деревья рады солнышку. В своих работах дети не только изобразили радостное настроение, но и ветви и стволы в их работах стали более гибкие, этому помогло превращение в деревья.
Изображая ствол дерева, лучше направлять кисть сверху вниз. В рисунке же веток удобней вести мазок от ствола вверх, чтобы конец линии был тонким.
Занятие №4: «Три цвета осени»
Дети вспоминают, что краски делятся на две группы: холодные и теплые. К теплым цветам относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все те краски, которые содержат желтый или красный пигмент. Во время беседы дети выделяют характерные особенности осени. На занятии дети учатся построению композиции на листе. Каждый ребенок проявляет творческие способности в построении композиции и выборе красок. Детям даются листы с паспарту и задача в построении композиции усложнятся, надо скомпоновать рисунок в заданной рамке.
Занятие №5: «Листья опадают»
Осенние пейзажи завораживают своей красотой. На этом занятии дети изображают листья в технике примакивание, тонкой кистью прорисовывают стволы деревьев. Работы становятся красочными, так как дети сочетают основные цвета осени в своих рисунках.
Занятие №6: «Осень в лесу»
Наблюдение природы проводятся для развития эстетического восприятия. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Сначала мы рассматриваем отдельные образы, потом рассматриваем целостную картину природы. На этом занятии детям предлагаю огромный выбор сухих листьев. Дети рассматривают их, анализируют с какого они дерева, выбирают себе самые лучшие листья. Дети работают в техники «отпечатки листьями», пользуются щетинистой кистью для изображения травы.
Занятие №7: «Золотая осень»
Рисование по сырому фону акварелью уместно проводить при изображении осеннего пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать при рисовании листьев, а контрастные цвета использовать для изображения голубого неба и осенней листвы на его фоне, в изображении сочетания яркой зелени с темными стволами.
Занятие №8: «Поздняя осень»
Очень важно при изображении пейзажа избегать штампов в прорисовке неба, земли. В этом помогает способ накладывания краски на другую краску и способ прорисовки цветных пятен, полученных путем размывки и мазков. Дети сами изображают фон, они используют 3–4 оттенка. Они используют свои знания при смешивании цветов, так как этом занятие основное это прорисовка фона. Для изображения деревьев дети используют гелиевую ручку, что помогает более изящно прорисовать стволы и ветки.
Анализ апробации цикла практических занятиях
Цикл занятий был апробирован в условиях изостудии ГБДОУ детский сад № 42 Фрунзенского района г. Санкт– Петербурга в октябре, ноябре 2018 года. Эффективность данного вида работы может быть подтверждена детскими работами, ответами детей в итоговой беседе и положительными отзывами родителей.
Дети восторженно отзываются о занятиях в изостудии. Работа с акварелью очень сложная, но детям очень понравилась. Дети научились рисовать небо, закрывать фон без пробелов. Знают и пользуются различными техниками и приемами. И самое главное, что дети сказали, что после занятий у них повышается настроение.
Для развития визуального восприятия детей необходим особый навык в интерпретации детских рисунков. Здесь проявляется профессиональная способность взрослого вести направленное обсуждение результатов изобразительной деятельности, что важно и для педагога, и для ребенка. Умение выстраивать итоговое обсуждение детских работ в группе – значимая часть процесса интерпретации. Для создания атмосферы психологической безопасности следует делать это безоценочно, не сравнивая, проявляя уважение к творчеству и мнению каждого.
Положительные отзывы родителей, говорят о том, что дошкольники могут использовать акварельную технику не только в детском саду, но и дома.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания познавать. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение детей, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.[1]
На своих занятиях я использую ситуацию успеха. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Моя задача, состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
На занятиях в изостудии дети активно применяют свои знания и умения, решают сложные задачи, так как я поддерживаю их желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца, нацеливаю на поиск новых творческих решений. Развивая познавательный интерес у детей во время занятий, развивается способность самостоятельно, добросовестно выполнять задания, быть ответственными за свой результат.
ВЫВОДЫ
На основании апробации цикла занятий «Пейзажи в акварельной технике» дети усовершенствовали акварельную технику, стали более организованны на занятиях, их ответы стали развернутые. Детские работы получились разнообразными, в названии своих работ дети применяли фантазию.
[1] Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991.https://ozds15.edumsko.ru/uploads/2000/1157/section/66868/Tehnologiya_situacii_uspeha_.pdf?1464340875506(дата обращения 02.12.18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии
ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации«Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ» «Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказко...
Доклад на тему: Развитие творческого воображения у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Доклад об использовании разнообразных видов театра на практике в работе с детьми....
Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности
В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...
Потенциал акварельной живописи в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок...
Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.
Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры тво...
Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"
Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....