«Трудный ребенок»
статья (старшая группа)

«Трудный ребенок»
 
« Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей»
В.А.Сухомлинский
 
«Понимать ребенка — знать особенности его развития».
Своеобразие мыслительных функций ( конкретность и образность мышления, неумение абстрагировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы), преобладание чувства над разумом, импульсивность, недостаточная способность к волевым усилиям, к самоконтролю, склонность к подражанию, стремление к самостоятельности, жажда открытий — все это непременные спутники дошкольного детства. И если не принимать их во внимание, то трудно дать оценку ( правильную) мотивам тех или иных детских поступков.
Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. К.Д. Ушинский , например, указывал, что
« для ребенка не существует невозможного потому, что он не знает, что возможно, а что нет. Особенно это относится к маленьким детям. Малышу говорят: « Подожди до завтрака» или
« Пойдем в гости на следующей неделе» , а он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, и настаивает, капризничает. Взрослые раздражаются. Оказывается, они не понимают друг друга. « Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир», - писал
Н.И.Пирогов.
Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представить себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата. Ведь указания, обращенные ко всем детям, как ребенок не всегда может отнести к самому себе, так как он мыслит конкретно. « Ребенок не может думать как большой... недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе».
Иногда взрослые склонны читать детям нравоучения, забывая о том, что « ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно».
Нельзя забывать и еще об одной особенности — о пробуждающемся у ребенка самолюбии. Так, например, пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это — капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослых. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость.
Очень рано у детей появляется тяга к самостоятельности. Желание самостоятельно действовать в сочетании с подражательностью и неумением оценить свои силы и возможности иногда могут явиться невольными причинами детского поступка, который оценивается взрослыми как озорство.
Следует помнить, что любое ограничение детской активности и самостоятельнсоти может вызвать у ребенка протест, желание настоять на своем. Ошибочно в этом случае расценивать детское поведение как каприз или упрямство.
Помимо возрастных и психологических особенностей. Нельзя не учитывать и темперамента, которым наделен ребенок от рождения.
Все зависит от правильного воспитания. Для этого взрослые должны учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
Дошкольный период — пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. И те проявления, которые присущи малышам 2-3 лет, нельзя отнести к дошкольнику 6-7 лет.
Чем старше ребенок, тем осознаннее он в своих проявлениях. Старшие дети уже способны не только выполнить требования взрослого, но и заставить себя делать то, что необходимо.
Трудный ребенок.
Почему понятие « трудный ребенок» так широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-2, а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитанию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия. Учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености , жестокости детей, которые только что пришли в 1-й класс.
Это можно объяснить тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее остро проявляется в подростковом возрасте ( 11-16 лет) не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится вследствии педагогической запущенности, т. е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие « трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие педагогическая запущенность характеризует историю процесса воспитания, в которой допускаются серьезные просчеты, и если их своевременно не устранить, то рано или поздно они приведут к трудновоспитуемости.
Педагогическая запущенность как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте при неправильном воспитании и в неблагоприятных условиях жизни создаются определенные предпосылки для появления и закрепления наших отрицательных качеств: жестокость, жадность, грубость, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения человека в более старшем и зрелом возрасте. Недооценку же родителями самих первых стремлений детей ( 1,5 — 2 лет) к самостоятельности исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослого, с появлением упрямства, лени, пассивности — качеств, которые народная педагогика считает матерью всех пороков. Если во время не принять меры, то в 6-7 лет у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.
Когда мы говорим о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то используем термин педагогическая запущенность. Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не смогли или не захотели дать ребенку все то , что необходимо для его нормального развития. В результате ребенку трудно общаться с педагогами и с товарищами. Он чаще всего просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях стыдят, одергивают, наказывают.
Недооценка роли раннего периода детства, как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их проступков, которые не несли в себе серьезной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребенка, обычно в расчет не берется. Кроме этого родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые не целесообразны с педагогической точки зрения, все же до определенной поры дает сиюминутный результат
( это окрик, угроза наказать, отстранение от игры и т. д.)
В этих случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть самый незначительный поступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей, неправильное отношение к окружающему.
Таким образом мы понимаем педагогическую запущенность как двусторонний процесс — неблагоприятного воздействия на ребенка, накопления им нежелательных качеств — и одновременно как состояние ребенка, развитие личности которого уже нуждается в коррекции.
В ориентировочную программу перевоспитания педагогически запущеного ребенка можно включить следующие разделы:
  • краткая характеристика условий воспитания ребенка в семье.
  • Педагогический диагноз: в чем заключается педагогическая запущенность, что необходимо исправить в поведении и развитии дошкольника. Положительные качества ребенка, на которые можно ориентироваться в процессе воспитания. Какие виды деятельности он предпочитает, с кем дружен.
  • Воспитательные задачи и пути их решения — какие качества личности следует сформировать у ребенка и что для этого надо предпринять в различных видах деятельности — игровой, трудовой, самостоятельной и совместной.
  • Работа с родителями: достигнуто ли взаимопонимание между воспитателями и родителями в оценке личности ребенка, в том какие задачи стоят перед ними и каковы пути их решения. Привлечение родителей к воспитатеьной работе в детском саду. Нужно ли вмешиваться общественности в воспитание ребенка. Кого следует привлечь в помощники и в чем может выразиться эта помощь.
  • Основные этапы работы с ребенком и его родителями. Какие воспитательные задачи нужно решить в первую очередь, какие - в последующем.
Каким будет ребенок когда вырастет в первую очередь зависит от родителей, от людей с которыми он общается, от которых зависит в младшем и более старшем возрасте. Это воспитатели, учителя. Поэтому взрослым необходимо великое терпение и такт. А также объединение своих сил в воспитании человека, ибо « Творение человека — высшее напряжение всех ваших духовных сил; это жизненная мудрость мастерство и искусство. Дети это счастье, созданное вашим трудом» ( В.А. Сухомлинский)
И кроме того нужно всегда помнить слова замечательного педагога А.С.Макаренко: « Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей....»
 
Литература:
  1. И Демина « Трудный ребенок».
  2. И. Попов « Ребенок капризничает».
  3. Е.Гаспарова « Упрямство и капризы»
  4. А.В.Веденов « Воспитание воли»
  5. Е.В.Субботин « Ребенок открывает мир»
  6. Г.Филипчук « Знаете ли вы ребенка?»
  7. Л.Ф.Островская « Почему ребенок не слушается»
  8. Ю.П.Азаров « Семейная педагогика»
  9. « Эмоциональное развитие дошкольника» - пособие для воспитателей детского сада под редакцией А.Д.Кошелевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_rebenok.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     «Трудный ребенок»

                                                            « Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей»

                                                                                                                              В.А.Сухомлинский

понимать ребенка — знать особенности его развития.

Своеобразие мыслительных функций ( конкретность и образность мышления, неумение абстрагировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы), преобладание чувства над разумом, импульсивность, недостаточная способность к волевым усилиям, к самоконтролю, склонность к подражанию, стремление к самостоятельности, жажда открытий — все это непременные спутники дошкольного детства. И если не принимать их во внимание, то трудно дать оценку ( правильную) мотивам тех или иных детских поступков.

Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. К.Д. Ушинский , например, указывал, что

 « для ребенка не существует невозможного потому, что он не знает, что возможно, а что нет. Особенно это относится к маленьким детям. Малышу говорят: « Подожди до завтрака» или

« Пойдем в гости на следующей неделе» , а он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, и настаивает, капризничает. Взрослые раздражаются. Оказывается, они не понимают друг друга. « Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир», - писал

Н.И.Пирогов.

Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представить себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата. Ведь указания, обращенные ко всем детям, как ребенок не всегда может отнести к самому себе, так как он мыслит конкретно. « Ребенок не может думать как большой... недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе».

Иногда взрослые склонны читать детям нравоучения, забывая о том, что « ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно».

Нельзя забывать и еще об одной особенности — о пробуждающемся у ребенка самолюбии. Так, например, пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это — капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослых. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость.

Очень рано у детей появляется тяга к самостоятельности. Желание самостоятельно действовать в сочетании с подражательностью и неумением оценить свои силы и возможности иногда могут явиться невольными причинами детского поступка, который оценивается взрослыми как озорство.

Следует помнить, что любое ограничение детской активности и самостоятельнсоти может вызвать у ребенка протест, желание настоять на своем. Ошибочно в этом случае расценивать детское поведение как каприз или упрямство.

Помимо возрастных и психологических особенностей. Нельзя не учитывать и темперамента, которым наделен ребенок от рождения.

Все зависит от правильного воспитания. Для этого взрослые должны учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

Дошкольный период — пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. И те проявления, которые присущи малышам 2-3 лет, нельзя отнести к дошкольнику 6-7 лет.

Чем старше ребенок, тем осознаннее он в своих проявлениях. Старшие дети уже способны не только выполнить требования взрослого, но и заставить себя делать то, что необходимо.

Трудный ребенок.

Почему понятие « трудный ребенок» так широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-2, а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитанию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия. Учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености , жестокости детей, которые только что пришли в 1-й класс.

Это можно объяснить тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее остро проявляется в подростковом возрасте ( 11-16 лет) не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным  ребенок становится вследствии педагогической запущенности, т. е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие « трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие педагогическая запущенность характеризует историю процесса воспитания, в которой допускаются серьезные просчеты, и если их своевременно не устранить, то рано или поздно они приведут к трудновоспитуемости.

Педагогическая запущенность как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте при неправильном воспитании и в неблагоприятных условиях жизни создаются определенные предпосылки для появления и закрепления наших отрицательных качеств: жестокость, жадность, грубость, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения человека в более старшем и зрелом возрасте. Недооценку же родителями самих первых стремлений детей ( 1,5 — 2 лет) к самостоятельности исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослого, с появлением упрямства, лени, пассивности — качеств, которые народная педагогика считает матерью всех пороков. Если во время не принять меры, то в 6-7 лет у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.

Когда мы говорим о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то используем термин педагогическая запущенность. Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не смогли или не захотели дать ребенку все то , что необходимо для его нормального развития. В результате ребенку трудно общаться с педагогами и с товарищами. Он чаще всего просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях стыдят, одергивают, наказывают.

Недооценка роли раннего периода детства, как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их проступков, которые не несли в себе серьезной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребенка, обычно в расчет не берется. Кроме этого родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые не целесообразны с педагогической точки зрения, все же до определенной поры дает сиюминутный результат

( это окрик, угроза наказать, отстранение от игры и т. д.)

В этих случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть самый незначительный поступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей, неправильное отношение к окружающему.

Таким образом мы понимаем педагогическую запущенность как двусторонний процесс — неблагоприятного воздействия на ребенка, накопления им  нежелательных качеств — и одновременно как состояние ребенка, развитие личности  которого уже нуждается в коррекции.

В ориентировочную программу перевоспитания педагогически запущеного ребенка можно включить следующие разделы:

  • краткая характеристика условий воспитания ребенка в семье.
  • Педагогический диагноз: в чем заключается педагогическая запущенность, что необходимо исправить в поведении и развитии дошкольника. Положительные качества ребенка, на которые можно ориентироваться в процессе воспитания. Какие виды деятельности он предпочитает, с кем дружен.
  • Воспитательные задачи и пути их решения — какие качества личности следует сформировать у ребенка и что для этого надо предпринять в различных видах деятельности — игровой, трудовой, самостоятельной и совместной.
  • Работа с родителями: достигнуто ли взаимопонимание между воспитателями и родителями в оценке личности ребенка, в том какие задачи стоят перед ними и каковы пути их решения. Привлечение родителей к воспитатеьной работе  в детском саду. Нужно ли вмешиваться общественности в воспитание ребенка. Кого следует привлечь в помощники и в чем может выразиться эта помощь.
  • Основные этапы работы с ребенком и его родителями. Какие воспитательные задачи нужно решить в первую очередь, какие - в последующем.

Каким будет ребенок когда вырастет в первую очередь зависит от родителей, от людей с которыми он общается, от которых зависит в младшем и более старшем возрасте. Это воспитатели, учителя. Поэтому взрослым необходимо великое терпение и такт. А также объединение своих сил в воспитании человека, ибо « Творение человека — высшее напряжение всех ваших духовных сил; это жизненная мудрость мастерство и искусство. Дети это счастье, созданное вашим трудом» ( В.А. Сухомлинский)

И кроме того нужно всегда помнить слова замечательного педагога А.С.Макаренко: « Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане  мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей....»

Литература:

  1. И Демина « Трудный ребенок».
  2. И. Попов « Ребенок капризничает».
  3. Е.Гаспарова « Упрямство и капризы»
  4. А.В.Веденов « Воспитание воли»
  5. Е.В.Субботин « Ребенок открывает мир»
  6. Г.Филипчук « Знаете ли вы ребенка?»
  7. Л.Ф.Островская « Почему ребенок не слушается»
  8. Ю.П.Азаров « Семейная педагогика»
  9. « Эмоциональное развитие дошкольника» - пособие для воспитателей детского сада под редакцией А.Д.Кошелевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

трудный ребенок

материал для размышления родителям и детям...

Как работать с трудным ребенком?

Как работать с трудным ребенком....

Всеобуч на тему "Трудный ребенок"

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»

Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...

Мысли "трудного" ребенка

Мысли "трудного" ребенка  Дорогие мои родители!   - Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю ...

"Трудный" ребенок

Совет родителям, как помочь себе и детям в возникших трудных ситуациях. Как успешно избегать их....