Особенности развития детей раннего возраста
статья
Для детей раннего возраста характерен быстрый темп развития. Так, например, новорождённый в состоянии бодрствовать в течение 5-7 минут, то к году длительность одного отрезка бодрствования составляет уже 2,5-3,5 часа, к двум годам 5 -5,5 часа. Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день, малыши от 1 года до 1года 6 месяцев спят 2 раза в день, у детей от 1 года 6меяцев до 3 лет один дневной сон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития
детей раннего возраста»
Для детей раннего возраста характерен быстрый темп развития. Так, например, новорождённый в состоянии бодрствовать в течение 5-7 минут, то к году длительность одного отрезка бодрствования составляет уже 2,5-3,5 часа, к двум годам 5 -5,5 часа. Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день, малыши от 1 года до 1года 6 месяцев спят 2 раза в день, у детей от 1 года 6меяцев до 3 лет один дневной сон.
Вследствие незавершенности строения важных органов и систем, для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления, способствует постепенной нормализации работы всех органов и систем.
У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.
Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году ребенок способен сказать 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам - 20-30 слов, к двум годам - до 200-300 слов, к трем годам словарный запас ребенка состоит из 1500-2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана созреванием тех или иных функций организма в разные сроки.
Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делают организм ребенка ранимым, подтверждённым частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляет организм ребенка.
В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым.
В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующих умений малыша. Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т.п.
В то же время отмечается неустойчивость формирующих умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения ребенка.
Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш в не состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях , он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждение, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т.п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.
У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняют работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии.
Он не в состоянии ждать желаемого и стремиться достичь цели как модно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек).
Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку).
Способность ребенка к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят.
Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно- познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (звук в дверь, телефонный звонок и т.д.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать развивающие занятия с детьми.
В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.
За первые годы жизни малыши приобретают разнообразные умения и знания, овладевают разными видами деятельности, учатся жить среди людей – и все благодаря руководству взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...