Музыкальное развитие в духовно-патриотическом воспитании дошкольников
статья
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, надо таким его воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину – ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществляться в интеграции всех образовательных областей. Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._doklad_chteniya_2019.docx | 23.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коновалова Надежда Валентиновна,
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №3
г. Лебедянь, Липецкая область
Музыкальное развитие в духовно-патриотическом воспитании дошкольников
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, надо таким его воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину – ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществляться в интеграции всех образовательных областей. Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Свою работу в данном направлении я начинаю с детьми с 4-5 лет. Работая с детьми, я использую дополнительный материал: «Светлый Покров над миром», «Матушка небесная» муз. Пряхиной и другие. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание я уделила использованию в жизни детей синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала. Для этого провожу музыкально – театрализованные постановки «Начало войны», «Дети блокадного Ленинграда», литературно – музыкальные композиции «Что за праздники в году нам Господь дает», «Спасибо, Господи, за маму», «Люблю тебя, святая Русь» и т.д..
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Ежегодно в апреле месяце в нашем детском саду проходит «Пасхальная неделя». В это время мы всегда проводим праздник «Танцует солнце в этот день», «Пасхальное яичко».
Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. Традицией стало проводить в нашем детском саду «Праздник славянской письменности», «День рождения книги», «Защитники земли русской», где детям прививается любовь к Родине. Ежегодно проводится большое мероприятие, посвященное Дню народного единства и иконе Казанской Божией Матери «Родина. Россия. Православие». Каждый год оно посвящено разной тематике, но имеет духовно – патриотическую направленность: «Хлеб – всему голова», «Мир и дружба всем нужны», «Моя малая Родина», «Русь православная». В этом году тема нашего праздника была посвящена 75-летию Великой Победы.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка - дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. К этому приурочиваем праздник «День матери». Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина - труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума не бывает», он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. На всех музыкальных мероприятиях, посвященных воспитанию любви к своей Родине, к своей малой Родине я использую песни на стихи местных авторов: О. Николаевой, А. Смолякова, В. Гордеева, И. Фадеевой и других; кроме этого провожу встречи с ними.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”. Планируя праздники на темы духовно – нравственного, патриотического воспитания, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики легко запоминаются детьми. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
Происходит развитие познавательного интереса детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества. Дети знакомятся со слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами.
Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.
Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну, чувство гордости и уважения к воинам, принявшим участие в боевых действиях в наше время в горячих точках. С этой целью проводятся музыкально – литературные встречи с героями – земляками.
Педагоги и дети, нашего детского сада постоянно принимают участие в семинарах по духовно-нравственному воспитанию, в конкурсах чтецов духовной поэзии, в Рождественских встречах, которые у нас проходят на базе педагогического колледжа, в епархиальном конкурсе творческих работ, посвящённом Дню семьи, любви и верности, Да святится имя Твое. Традиционно проводятся Дни православной книги, Дни славянской письменности и культуры, Дни семьи. Организуются обзорные экскурсии в храм, краеведческий музей, в районную библиотеку.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа должна строиться таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально – положительная основа для развития духовно – нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в контексте с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Считаю, что воспитание всесторонне развитой духовной личности возможно лишь совместными усилиями семьи, учебного заведения и государства.
Список литературы:
1. Антонов Ю.Е. Великой победе посвящается// ТЦ Сфера Москва, 2011
2. Лапшина Г.А. Праздники в детском саду// Волгоград, 2009
3. Пряхина Е.Н. Музыка и песни для занятий с детьми 4-76 лет// Волгоград, 2010
4. Журнал Музыкальный руководитель//ООО ИД Воспитание дошкольника
5. Журнал Музыкальная палитра// ООО «Музыкальная палитра»
6. Сборник Православные праздники для детей// Свято – Успенского Псково – Печорского монастыря, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников
Доклад (из опыта работы) "Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников"...
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"
Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...
Презентация "Музыкальная культура в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Музыкальная культура в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитание дошкольников.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственнном воспитание дошкольника....
Музыкальное искусство в художественно- эстетическом воспитании дошкольников
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность...
Доклад на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"
В материале представлены формы и методы работы музыкального руководителя в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...