Развитие ориентировки на плоскости
статья
Умние ориетнироваться в пространстве - одно из условий успешной готовности к школе. Это длятеьный процесс, который следует целенапрввленно формировать с младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orientirovki_v_prostranstve.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остаётся проблема ориентировки в пространстве.
Формирование навыков ориентировки – это сложный, многоэтапный процесс, который, как и всё в обучении, идёт от простого к сложному.
Мы начинаем с формирования умения ориентировки на себе, от себя. Переходя к обучению детей моделированию предметно практических построений. И постепенно приходим к формированию навыков ориентировки в пространстве с помощью схем.
Одной из основных задач обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией является формирование способов и приёмов ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).
Наличие данного вида ориентировки служит необходимым условием при обучении ребёнка рисованию, письму, чтению.
Следовательно, формирование данного умения в дошкольном возрасте обеспечивает успешную готовность к школе. Ведь от того, на сколько ребёнок умеет ориентироваться на листе, зависит формирование его графических навыков и правильность выполнения заданий в тетради.
Исходя из этого, а также, учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, я решила на своих занятиях планомерно использовать систему дидактических игр и заданий по развитию у детей умения ориентировки на плоскости.
На занятиях в этом направлении используются 3 вида поверхностей:
- двухсторонний фланелеграф
- игровое поле 3х3
- игровое поле 5х5
ФЛАНЕЛЕГРАФ
На коррекционных занятиях большинство заданий предъявляется детям на фланелеграфе. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок мог ориентироваться на этой поверхности: мог показывать углы, стороны, центр.
Для закрепления этих умений используются следующие игровые задания:
- «Проведи дорожку»
- «Дорожка из палочек»
- «Разложи по образцу» (разные уровни сложности)
- «Что пропало?»
ИГРОВОЕ ПОЛЕ 3х3
Работу на игровом поле 3х3 начинаем с младшего возраста. Важно с самого начала научить детей правильно располагать игровое поле в пространстве: зелёная полоса должна находиться с левой стороны. Это поможет в дальнейшем при выполнении более сложных заданий.
Данное игровое поле представляем детям как шкаф с полками и ящиками, куда можно раскладывать предметы. Задания аналогичны:
- «Разложи по образцу» (разные уровни сложности)
- «Игрушка гуляет»
- «Дорожка из палочек» (усложнения – количество палочек, диагональные направления)
- «Шагаем по клеточкам»
- «Шагаем глазками» (начинаем со старшего возраста).
- «Схема пути»
Сложный и интересный вид задания. Со среднего возраста начинаем выкладывать дорожку из палочек, опираясь на схему из стрелок. Затем предлагается, наоборот, разложить стрелочки в соответствии с направлением дорожки. Постепенно задание усложняется: дети должны отобразить выложенный путь, нарисовав стрелочки. И к концу старшего возраста дети рисуют схему пути стрелками, мысленно представляя маршрут.
Важно на этапе работы с игровым полем 3х3, чтобы ребёнок постепенно выучил название каждой клетки. Мог по инструкции педагога находить нужную клетку, и определять в какой клетке находится.
Помимо умения ориентирования на плоскости на данных игровых полях можно решать задачи по развитию психических функций: логического мышления, внимания, памяти, речи.
- «Судоку»
- «Что пропало?»…
ИГРОВОЕ ПОЛЕ 5х5
Со старшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с игровым полем 5х5 клеток. Здесь так же необходимо пояснить правильное расположение поля: зелёная полоса слева.
Прежде всего даём понять, что прежним способом нельзя дать название некоторым клеткам. Подводим детей к понятиям «ряды и столбики».
Вначале ребёнка необходимо научить дифференцировать ряд и столбик. Первое время заданную клетку ищем при помощи карандашей или палочек. В последствии дети зрительно определяют название клетки или её местоположение.
Используются аналогичные задания:
- «Разложи по образцу»
- «Шагаем по клеточкам»
- «Шагаем глазками»
- «Схема пути» (усложнения-включаем диагональные направления)
- «Судоку»
- «Что пропало?»
Данный вид дидактических игр и упражнений используется как на занятиях по развитию ориентировки в пространстве, так и как вступительный элемент в начале каждого занятия.
Можно отметить, что данная система позволяет улучшить результаты выполнения детьми заданий в тетради. В частности, выполнение графических диктантов по клеткам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики. Ориентировка на плоскости.Графический диктант.
Развитие мелкой моторики. Ориентировка на плоскости.Графический диктант....
Статья на тему «Развитие ориентировки на плоскости через систему дидактических игр»
Необходимость формирования у детей умения ориентировки на плоскости....
Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста
Блок игр по развитию ориентировки на плоскостиСтаршая группаЦель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.ПлаточекЗадача: ...
Комплекс упражнений на развитие пространственной ориентировки на плоскости листа
Обучение письму на добуквенной ступени подготовительного этапа обучения грамоте призвано решить следующие задачи:-развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук;-развитие пространственной ориентировки, ...
Методические рекомендации по развитию у детей навыков саморегуляции, графо - моторной координации, ориентировке на плоскости листа
Графо-моторный навык– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий пр...
Конспект интегрированной непосредственной – образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Пространственная ориентировка на плоскости» для детей старшей группы
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием интерактивными средствами обучения....
Конспект ООД для детей 4-5 лет по познавательному развитию «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя и на плоскости.Задачи:Образовательные:- закрепить правильное определение пра...