Развитие ориентировки на плоскости
статья

Изотова Марина Михайловна

Умние ориетнироваться в пространстве - одно из условий успешной  готовности к школе. Это длятеьный процесс, который следует целенапрввленно формировать с младшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orientirovki_v_prostranstve.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

     Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остаётся проблема ориентировки в пространстве.

     Формирование навыков ориентировки – это сложный, многоэтапный процесс, который, как и всё в обучении, идёт от простого к сложному.

     Мы начинаем с формирования умения ориентировки на себе, от себя. Переходя к обучению детей моделированию предметно практических построений. И постепенно приходим к формированию навыков ориентировки в пространстве с помощью схем.

    Одной из основных задач обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией является формирование способов и приёмов ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).

     Наличие данного вида ориентировки служит необходимым условием при обучении ребёнка рисованию, письму, чтению.

     Следовательно, формирование данного умения в дошкольном возрасте обеспечивает успешную готовность к школе. Ведь от того, на сколько ребёнок умеет ориентироваться на листе, зависит формирование его графических навыков и правильность выполнения заданий в тетради.  

     Исходя из этого, а также, учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, я решила на своих занятиях планомерно использовать систему дидактических игр и заданий по развитию у детей умения ориентировки на плоскости.

     На занятиях в этом направлении используются 3 вида поверхностей:

  • двухсторонний фланелеграф
  • игровое поле 3х3
  • игровое поле 5х5

ФЛАНЕЛЕГРАФ

     На коррекционных занятиях большинство заданий предъявляется детям на фланелеграфе. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок мог ориентироваться на этой поверхности: мог показывать углы, стороны, центр.

     Для закрепления этих умений используются следующие игровые задания:

  • «Проведи дорожку»
  • «Дорожка из палочек»
  • «Разложи по образцу» (разные уровни сложности)
  • «Что пропало?»

ИГРОВОЕ ПОЛЕ 3х3

     Работу на игровом поле 3х3 начинаем с младшего возраста. Важно с самого начала научить детей правильно располагать игровое поле в пространстве: зелёная полоса должна находиться с левой стороны. Это поможет в дальнейшем при выполнении более сложных заданий.

     Данное игровое поле представляем детям как шкаф с полками и ящиками, куда можно раскладывать предметы. Задания аналогичны:

  • «Разложи по образцу» (разные уровни сложности)
  • «Игрушка гуляет»
  • «Дорожка из палочек» (усложнения – количество палочек, диагональные направления)
  • «Шагаем по клеточкам»
  • «Шагаем глазками» (начинаем со старшего возраста).
  • «Схема пути»

     Сложный и интересный вид задания. Со среднего возраста начинаем выкладывать дорожку из палочек, опираясь на схему из стрелок. Затем предлагается, наоборот, разложить стрелочки в соответствии с направлением дорожки. Постепенно задание усложняется: дети должны отобразить выложенный путь, нарисовав стрелочки. И к концу старшего возраста дети рисуют схему пути стрелками, мысленно представляя маршрут.

 

     Важно на этапе работы с игровым полем 3х3, чтобы ребёнок постепенно выучил название каждой клетки. Мог по инструкции педагога находить нужную клетку, и определять в какой клетке находится.

     Помимо умения ориентирования на плоскости на данных игровых полях можно решать задачи по развитию психических функций: логического мышления, внимания, памяти, речи.

  • «Судоку»
  • «Что пропало?»…

ИГРОВОЕ ПОЛЕ 5х5

     Со старшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с игровым полем 5х5 клеток. Здесь так же необходимо пояснить правильное расположение поля: зелёная полоса слева.

     Прежде всего даём понять, что прежним способом нельзя дать название некоторым клеткам. Подводим детей к понятиям «ряды и столбики».

     Вначале ребёнка необходимо научить дифференцировать ряд и столбик. Первое время заданную клетку ищем при помощи карандашей или палочек. В последствии дети зрительно определяют название клетки или её местоположение.

     Используются аналогичные задания:

  • «Разложи по образцу»
  • «Шагаем по клеточкам»
  • «Шагаем глазками»
  • «Схема пути» (усложнения-включаем диагональные направления)
  • «Судоку»
  • «Что пропало?»

     Данный вид дидактических игр и упражнений используется как на занятиях по развитию ориентировки в пространстве, так и как вступительный элемент в начале каждого занятия.

      Можно отметить, что данная система позволяет улучшить результаты выполнения детьми заданий в тетради. В частности, выполнение графических диктантов по клеткам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики. Ориентировка на плоскости.Графический диктант.

Развитие мелкой моторики. Ориентировка на плоскости.Графический диктант....

Статья на тему «Развитие ориентировки на плоскости через систему дидактических игр»

Необходимость формирования у детей умения ориентировки на плоскости....

Блок игр по развитию ориентировки на плоскости для детей старшего дошкольного возраста

Блок игр по развитию ориентировки на плоскостиСтаршая группаЦель: Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости. Совершенствование элементарных геометрических представлений.ПлаточекЗадача: ...

Комплекс упражнений на развитие пространственной ориентировки на плоскости листа

Обучение письму на добуквенной ступени подготовительного этапа обучения грамоте призвано решить следующие задачи:-развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук;-развитие пространственной ориентировки, ...

Методические рекомендации по развитию у детей навыков саморегуляции, графо - моторной координации, ориентировке на плоскости листа

Графо-моторный навык– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий пр...

Конспект ООД для детей 4-5 лет по познавательному развитию «Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя   и на плоскости.Задачи:Образовательные:- закрепить правильное определение пра...